uCrazy.Ru / СОКРОВИЩНИЦА СЛЕПОГО ПЬЮ. ЧАСТЬ 7

СОКРОВИЩНИЦА СЛЕПОГО ПЬЮ. ЧАСТЬ 7



Шестая часть

Знак «Командир подводной лодки»



Знак «Командир подводной лодки» ВМФ СССР


Знак «Командир подводной лодки» — учреждён приказом НК ВМФ СССР № 170 от 12 июня 1942 г. Знак представлял изображение подводной лодки типа «Щ», в центре которой помещена красная звезда с серпом и молотом. Знак латунный с золочением.

В 1943 году знак был видоизменен. Уточнены очертания изображения подводной лодки, в центре которой помещена красная эмалевая звезда. Длина — 68 мм, наибольшая высота — 23 мм. Знак металлический.

Знаком награждались командиры при вступлении в командование кораблем на основании приказов командующими флотами и флотилиями. Знак вручался один раз в торжественной обстановке при первом вступлении в командование кораблем.

Приказом Министра Обороны СССР № 233 от 15 августа 1987 г. знак был преобразован в знак «Командир корабля»


Знак «Командир подводной лодки» ВМФ СССР образца 1943 года:






Знак «Командир подводной лодки» ВМФ СССР выпуска 1950 - 1960-хх годов:




СОКРОВИЩНИЦА СЛЕПОГО ПЬЮ. ЧАСТЬ 7




Знак различия «Командир корабля»


Учрежден приказом Министра обороны Российской Федерацш от 21 марта 1996 г. № 123 «Об учреждении нагрудных знаков «Командир корабля» и «За дальний поход»

Знак отличия - из металла серебристого цвета в виде рельефного профильного изображения надводного корабля (подводной лодки).

На оборотной стороне знак отличия имеет приспособление для крепления к военной одежде.


Размеры знака различия:


с изображением надводного корабля: высота - 21 мм, ширина - 77 мм;

с изображением подводной лодки: высота - 23 мм, ширина - 68 мм.






* * *


Последние минуты «Генерала Бельграно»




Около 16 часов 2 мая 1982 года британская атомная подводная лодка «Конкерор» атаковала крейсер «Генерал Бельграно» из состава аргентинской оперативной группы 79.3. Это соединение в ходе Фолклендской войны двигалось из порта Ушуайя к определённой командованием позиции на юге от спорных островов. Из трёх торпед, выпущенных британскими подводниками, две попали в крейсер. Одна из них угодила в носовую часть (возможно – в противоторпедный буль), не нанеся критических повреждений. Вторая разорвалась в корме, повредив столовые, кают-компанию и образовав 20-метровое отверстие в главной палубе.

Из-за повреждения системы электроснабжения экипаж не смог справиться с откачкой воды, хлынувшей сквозь повреждённый корпус и разрушенные переборки. Через 20 минут после атаки «Конкерора» капитан аргентинского крейсера приказал экипажу покинуть корабль. Эвакуация проходила без паники, на воду были спущены надувные спасательные плоты. С 3 по 5 мая аргентинские и чилийские корабли спасли 772 члена экипажа затонувшего крейсера. 323 человека погибло, из них большая часть (275 человек) оказалась непосредственными жертвами взрыва второй торпеды.

Крейсер «Генерал Бельграно» оказался первым надводным кораблём, потопленным атомной подводной лодкой. В 1938 году он был спущен на воду как крейсер ВМС США «Феникс». Ему посчастливилось уцелеть во время налёта японской авиации на гавань Пёрл-Харбора. После окончания Второй мировой войны крейсер «Феникс» был выведен из состава американского флота и в 1951 году продан Аргентине. В 1978 году, переименованный в «Генерал Бельграно», этот корабль принимал участие в начавшейся было операции «Soberania» («Суверенитет») против Чили, которая была остановлена благодаря вмешательству недавно избранного нового папы римского Иоанна Павла II.


Тонущий аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». Фотография
сделана с одного из спасательных плотов, спущенных с борта корабля


* * *


Подводный крейсер «Свободной Франции»




3 мая 1934 года был введён в эксплуатацию французский подводный крейсер «Сюркуф» — самая большая подводная лодка своего времени. Получившая имя в честь знаменитого капера периода Наполеоновских войн Робера Сюркуфа, эта субмарина длиной 110 метров имела подводное водоизмещение около 4300 тонн. Она создавалась как военный корабль, совмещающий скрытность подводных лодок с мощным артиллерийским вооружением, и, помимо обычных для подлодок торпедных аппаратов, была вооружена двумя 203-мм орудиями. Кроме того, в ангаре на борту она несла и разведывательный гидросамолёт.

После нападения Германии на Францию «Сюркуф», находившийся на ремонте в Бресте, пересёк Ла-Манш и прибыл в английский Портсмут. Во время операции «Катапульта» экипаж «Сюркуфа» оказался единственной из команд французских военных кораблей в британских портах, оказавшей вооружённое сопротивление британским морским пехотинцам. С новым экипажем из французских моряков, желавших продолжать борьбу против Германии, «Сюркуф» перебазировался в Канаду. После нападения Японии на США подводный крейсер решено было отправить на Тихоокеанский театр военных действий. Субмарина должна была идти в Сидней через Таити. На пути с Бермудских островов к Панамскому каналу 18 февраля 1942 года «Сюркуф» исчез при до сих пор не выясненных обстоятельствах.


Подводная лодка «Сюркуф» в водах Сен-Пьера и Микелона в
конце 1941 года. Это небольшое островное французское владение,
расположенное в 20 км к югу от британского доминиона Ньюфаундленд,
после поражения Франции летом 1940 года сохраняло лояльность
коллаборационистскому режиму маршала Петена. В конце декабря
1941 года «Сюркуф» и три французских корвета приняли участие в
установлении над архипелагом контроля «Свободной Франции»,
высадив на нём десант из 177 коммандос


* * *


Стімпанкъ



Суровые сибирские водолазы викторианской эпохи, станция Байкал, 1895 год.
Оригинал фото хранится в одном из архивов Санкт-Петербурга.


* * *


«Котэцу», он же «Адзума», «Сфинкс», «Стэркоддер», «Стоунволл»




4 мая 1869 года в заливе Хакодате у побережья острова Хоккайдо началось морское сражение между Императорским флотом Японии и военно-морскими силами Республики Эдзо. Это государство было основано сторонниками сёгуната, которые после поражения в других частях страны бежали на север и закрепились на Хоккайдо. Сражение продлилось до 10 мая. В его ходе флот Эдзо был разгромлен. На борту деревянного парохода «Касуга» императорского флота в сражении при Хакодате принимал участие и молодой офицер Того Хэйхатиро — будущий адмирал, командовавший японским флотом в годы Русско-японской войны 1904–1905 гг.

Перевес императорского флота был во многом обеспечен наличием в его составе единственного на тот момент японского броненосца «Котэцу». Этот корабль имел достаточно необычную судьбу. В 1863 году он был заложен во Франции для Конфедеративных Штатов Америки. Император Наполеон III, симпатизировавший южанам, был вынужден принять меры предосторожности из-за возможной реакции США. Поэтому будущий «Котэцу» получил название «Сфинкс», а строившийся одновременно с ним второй броненосец для КША – «Хеопс», что должно было подтвердить слухи об их предназначении для флота Египта.

Провести северян не удалось, и под их давлением Франция в 1864 году продала броненосцы Дании и Пруссии, в то время воевавшими друг с другом за Шлезвиг. «Хеопс» в Пруссии получил имя «Принц Адальберт», а «Сфинкс» в Дании переименовали в «Стэркоддер». Дания в этой войне потерпела поражение и за ненадобностью таки перепродала в январе 1865 года «Стэркоддер» южанам. Подняв прямо в Копенгагене знамя Конфедерации, «Стоунволл» (так теперь назывался броненосец) отправился в Америку. 6 мая в Гаване капитан корабля Пейдж узнал о поражении КША и продал корабль испанскому губернатору Кубы по бросовой цене. Испанцы, в свою очередь, перепродали его США. В 1866 году американцы продали броненосец сёгунату Токугавы, но пока корабль вокруг Южной Америки добирался до Японии, политическая ситуация в этой стране изменилась. В конце концов, корабль был передан противникам сёгуната, императорскому правительству Японии. В составе японского флота корабль получил название «Котэцу» («Бронированный»), а с 1871 года — «Адзума» («Восток»).


Броненосец «Котэцу»


* * *


"Вскрытие консервы"



Снятие с консервации американского тяжёлого крейсера USS Los Angeles (CA 135);
Сан-Франциско; январь 1951-го года




Крейсер был снят с консервации для отправки к берегам Кореи, с целью усиления группировки американских военно-морских сил


* * *


Первый пошел!




В 10.40 утра 7 мая 1942 года, в ходе морского сражения в Коралловом море, американская авиация обнаружила неподалёку от острова Мисима легкий авианосец «Сёхо». Японский корабль атаковали 53 пикирующих бомбардировщика Douglas SBD Dauntless и 22 торпедоносца Douglas TBD Devastator в сопровождении 18-ти истребителей Grumman F4F Wildcat, которые поднялись с полетных палуб американских авианосцев «Лексингтон» и «Йорктаун». Воздушная группировка «Сёхо» включала шесть устаревших легких истребителей Mitsubishi A5M, восемь Mitsubishi A6M (знаменитых «Зеро») и шесть торпедоносцев Nakajima B5n.

В 11.10 первая волна американских пикировщиков начала атаку на авианосец противника. В это время в воздухе осуществляли патрулирование два японских A5M и один A6M «Зеро», которые смогли отогнать «Даунтлессы» и один из них сбить. С палубы «Сёхо», которому пока ещё удавалось успешно маневрировать, избегая попадания бомб, успели взлететь еще три «Зеро». Вторая волна пикирующих бомбардировщиков начала атаку в 11.18, и в ее ходе на авианосец упали две 1000-фунтовые бомбы. Они пробили полетную палубу и вызвали пожар внутри ангаров, уничтоживший заправленные и снаряженные боеприпасами японские самолеты.

Почти сразу после этого «Сёхо» был атакован с обоих бортов торпедоносцами, которые добились пяти попаданий, выведя из строя рулевое управление и силовую установку. Замтем еще две волны американских самолетов довершили начатое. В 11.31 капитан японского авианосца, получившего в общей сложности попадания не менее чем тринадцати 1000-фунтовых бомб и семи торпед, приказал покинуть корабль. «Сёхо» стал первым авианосцем, который японцы потеряли во время войны.


Взрыв 1000-фунтовой (450 кг) бомбы, сброшенной американским
бомбардировщиком на японский легкий авианосец «Сёхо». Левее
и ниже центра снимка, на фоне воды, виден американский
торпедоносец Douglas TBD Devastator. Выше можно заметить еще
два или три самолета


* * *


Загадочный ныряльщик




Во многих книгах и статьях по истории подводного флота написано, что 16 апреля 1863 года во Франции была спущена на воду крупнейшая подводная лодка XIX века под названием "Плонжёр" ("Ныряльщик"). И что она же была первой в мире субмариной с механическим двигателем, работавшим на сжатом воздухе. Согласно распространяемой о ней информации, эта лодка числилась в составе французского флота до 1872 года, а потом была переделана в танкер и в этом качестве проплавала еще более 60 лет.

Однако по какой-то непонятной причине столь выдающееся сооружение ни разу не попало в объективы фотоаппаратов. От него остался только неизвестно когда нарисованный чертеж общего вида и несколько музейных моделей, сделанных, судя по всему, на основании этого чертежа. Также есть пара журнальных гравюр (одна из них помещена на заставке), на которых "Плонжёр" мало похож как на чертеж, так и на модели. Вероятно, авторы этих гравюр рисовали его по словесным описаниям.



Сложно сказать, как могло получиться, что почти за 10 лет службы такой уникальный корабль никто не сфотографировал и даже не зарисовал с натуры. Вряд ли это можно объяснить секретностью, тем более, что в биографии Жюля Верна написано, что он якобы еще в 1862 году видел строящийся "Плонжёр" и это вдохновило его на написание романа "20 тысяч лье под водой". Если сугубо гражданскому и не имевшему отношения к ВМФ человеку продемонстрировали строящуюся субмарину, то о какой секретности может идти речь?

Невольно возникает вопрос, а не являлся ли "суперныряльщик" мистификацией, выдуманной для поднятия престижа французского флота и запугивания его потенциальных противников? У меня на этот вопрос нет однозначного ответа. Выше представлен - тот самый чертеж, ниже - музейные модели подводной лодки.





* * *


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
25 мая 2016 02:00
Вернуться назад