Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
39
11
11
mcjeka
На uCrazy 15 лет 5 месяцев
Авто / Мото

НЕМНОГО О ИСТОРИИ "МОСКВИЧА"




Те, кому сейчас немного лет, конечно, могут не поверить, что было время, когда отечественные автомобили всерьез сравнивали с зарубежными аналогами, и когда всего лишь один завод создал за год более десятка опытных образцов, причем половина из них вскоре превратилась в серийные модели.



Уверяем: это вовсе не идеализация «старого доброго времени», а факты, почерпнутые из архивов завода «Москвич», бывшего АЗЛК, а полвека назад еще МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей).



Первые машины – «форды-А» и «АА» из американских деталей предприятие на дальней тогда окраине столицы выпустило ровно 75 лет назад. Но это не единственный повод поговорить о некогда знаменитом заводе: 50 лет назад, в 1955-м госкомиссия приняла к производству «Москвич-402» – по сути, первую модель, самостоятельно разработанную конструкторами МЗМА. Именно с нее, стартовавшей вместе с хрущевской оттепелью, начался отсчет самым ярким страницам в истории завода.



По сравнению со своим предшественником – 401-м (копией довоенного «Опель-Кадет»), «Москвич-402» выглядел вполне современно, стал просторней, комфортабельней. Главный его недостаток в ту пору – слабенький нижнеклапанный мотор, конструкция которого уходила в середину тридцатых годов. Агрегат модернизировали, доведя объем до 1,2 л, и подняв мощность с 26 до 35 л.с. Но председатель госкомиссии Дмитрий Великанов, сравнивая «Москвич» с десятком зарубежных аналогов (несколько иномарок испытывали «живьем» вместе с 402-м), отмечал: у них на тонну массы – 35–41 л.с., у «Москвича» – лишь 22,7 л.с. Отсюда – посредственные разгон и скорость.



На МЗМА это, безусловно, понимали. Конструкторы разрабатывали семейство двигателей 406 рабочим объемом 1,1–1,5 л, но под него нужно было менять оборудование, а этого заводу, конечно, не позволили.
В итоге к производству приняли 407-й двигатель, в основе которого лежал все тот же «опелевский» агрегат, но с верхнеклапанной головкой и другими усовершенствованиями. В 1957-м, через год после начала производства «Москвича-402», изготовили сто опытных 45-сильных моторов. А в мае 1958-го «Москвич-407» с новым двигателем уже пошел в серию. Еще через год автомобиль получил четырехступенчатую коробку передач, а в 1960-м – новый гипоидный задний мост. Каковы сроки?




Учтем еще, что параллельно с 407-м модернизировали универсал 423, фургон 430, полноприводный «Москвич-410». На базе последнего завод по собственной инициативе создал фургон с двумя ведущими мостами, но министерство отдало предпочтение универсалу «Москвич-411» – он и пошел в производство. Еще была подготовлена версия 407-го с ручным управлением.



На фоне ровесников-одноклассников «Москвич-407» был вполне конкурентоспособен. Это, кстати, подтвердило и ралли «Тысяча озер», где в 1958-м дебютировали и дошли до финиша четыре заводских экипажа. А ехали они, можно сказать, на серийных, не доведенных как следует машинах, да и опыта у советских гонщиков почти не было.
Каких только автомобилей не строили на МЗМА в 1950-х – начале 1960-х! Открытый спортивный «Москвич-404» с форсированным, оснащенным четырьмя карбюраторами 60-сильным 407-м мотором, купе на базе 402-го, наконец, гоночные «формулы», на которых заводские мастера не раз становились чемпионами страны. В конце 1950-х, когда переходили на выпуск 407-го, параллельно создали и испытали две серии компактных вседорожников «Москвич-415» (ЗР, 2003, № 9). Очень интересным был и проект микроавтобуса А9.




Этот восьмиместный автомобиль с узлами «москвичей-407», 410 и некоторыми деталями «Волги» создавали по указанию министерства и отдела автопрома Госплана. Опытный образец – прообраз современного мини-вэна собрали летом 1958-го. С октября по январь автомобиль наездил по Москве и Подмосковью 10 тыс. км. Вердикт заводских испытателей гласил: дорабатывать и испытывать дальше. Но к началу 1960-х руководство завода вынуждено было свернуть работы по «москвичам» А9 и 415 – не было ни средств, ни оборудования, ни площадей для их производства.



Вскоре даже полноприводные 410-е и 411-е сняли с конвейера – надо было наращивать выпуск стандартных «москвичей-407». Несколько лет более 50% (!) «москвичей-407» продавали на экспорт. Причем, не только в социалистические страны – в Финляндию, Норвегию, Францию. И такое – было!



Немало сил потратили сотрудники управления главного конструктора на микролитражный заднемоторный автомобиль, который принято называть «Москвичом-444». Кузов копировали с итальянского ФИАТ-600 – таково было требование «верхов», которые собственным разработкам не слишком доверяли. По воспоминаниям тогдашнего главного конструктора завода А.Ф. Андронова, министерские директивы по мотору менялись шесть (!) раз. На МЗМА в 1957–1959 гг. построили пять опытных образцов машин, испытали на стенде и собственный двигатель объемом 0,75 л. Уже в 1960-м «Москвич-444» стал серийным ЗАЗ-965, правда, с мотором, созданным в НАМИ.



И все эти работы вели всего 90 человек – таков в конце 1950-х был штат УГК МЗМА. При этом конструкторов постоянно занимали непрофильными заказами: начиная от проектирования деталей редуктора самосвала МАЗ-525 и кончая созданием… «автомата для продажи папирос» и неких «коньков Поликарпова».
В 1960-м внешность «Москвича-407» обновили, а еще через два года появился 403-й с модернизированными подвеской, тормозами, двигателем, элементами кузова и интерьера. Но и его век, несмотря на устойчивый спрос, был недолог.




В 1964-м дебютировал «Москвич-408» с передовым, даже обогнавшим некоторых зарубежных одноклассников дизайном и двигателем увеличенной до 50 л.с. мощности. Пожалуй, это был первый советский автомобиль, авторы которого всерьез задумались о пассивной безопасности. Ремни испытывали во Франции – экспортные позиции «москвичей» были сильны. Заметим, что со времени появления первой самостоятельной конструкции – «Москвича-402» не прошло и десяти лет.



Через три года дебютировал «Москвич-412» с невиданной в СССР для 1,5-литрового мотора мощностью – 75 л.с. Этот автомобиль позволил советским спортсменам достойно выступать на престижных международных ралли. В 1968-м четыре машины дошли до финиша марафона Лондон–Сидней. Еще через два года, весной 1970-го 412-е, кстати, уже с новой отделкой, одолели 26 тыс. км от Лондона до Мехико. В Сидней лучший советский экипаж пришел двадцатым. А в Мехико Л. Потапчик, Ю. Лесовский и Э. Баженов были уже двенадцатыми. Заметим, что, в отличие от автомобилей ведущих западных гонщиков, «москвичи», вошедшие в число всего 23 финишировавших (из более 90 стартовавших в Лондоне), почти не отличались от серийных.



А что уж говорить о заводских механиках! Всего на двух загруженных под крышу универсалах «Москвич-427» они ехали в темпе, приближенном к гоночному, а ночами ремонтировали пять (!) наших спортивных автомобилей. Это – не легенды! Еще в первой половине 1970-х на «москвичах-412» не стыдно было показаться в хорошем автомобильном обществе.




То, что было позднее, многие, наверное, помнят… «Москвич-2140» 1976 года, несмотря на модернизацию некоторых узлов и агрегатов, сравнения с зарубежными аналогами уже не выдерживал. Хотя наконец-то появились дисковые тормоза спереди, измененный салон и кузов.



А 41-й встал на конвейер лишь через 10 лет, да и то «пока» со старым двигателем. Новый, как говорили, должен появиться вот-вот, как и седан 2142. В работе были мини-вэн, микроавтобус, «автомобиль 2000 года» по имени «Истра»… Чем закончилась новейшая история «Москвича», все хорошо знают.
…Сегодня, через полвека после дебюта «Москвича-402» остатки московского завода распродают за долги. Те, кто еще приходят сюда, пытаются сохранить хотя бы музей и архив. Юбилей пройдет без официальных делегаций, парадных речей и, скорее всего, даже без телесюжетов. Но мы с вами все-таки вспомнили эпизоды из 75-летней истории «Москвича». Она того стоит…











































НЕМНОГО О ИСТОРИИ "МОСКВИЧА"


все теги
Комментарии21
  1. wik3
    На uCrazy 15 лет 5 месяцев
    москвичь-классическое бревно...
  2. seregar111
    На uCrazy 16 лет 11 месяцев
    легенда, классная подборка
  3. WoLchara
    На uCrazy 16 лет 10 месяцев
    ну сути па всему автор ат них проста в васторге как па мне ета тупиковая ветвь развития отеч. автопрома... ГАЗ рулит!!!
  4. EWGEN
    На uCrazy 17 лет 1 месяц
    ну и кули Москвич)))
    толи дело был бы ТОМИЧ!!! thumbup
    было б другое дело))))))
  5. Протон
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    забыли упамянуть, что 1.5 литровый движок москвича 412 это двигло БМВ. Который победил в чемпионате ф-1 в 82 году. при 1.5л он выдавал 1500л.с. Там стояла хорошая турбина
  6. spyker
    На uCrazy 17 лет 4 месяца
    гоночные москвари
    классные
  7. lexikan
    На uCrazy 16 лет 3 месяца
    Хорошая машина только зимой холодно, а летом жарко lol
  8. ShelbyMustang
    На uCrazy 17 лет 1 месяц
    ништяк космичи!их хер убьёшь!мне лично нравится 406!
  9. PRAPOR72
    На uCrazy 17 лет 1 месяц
    на выставке в Париже в 67 г.Мосик "сделал" Мазду по 12 параметрам!!!!!а моторчик у 412 ооочень потенциальный.а те кто сильно хвалит ГАЗ--наверно не трахался с ним не разу!
  10. Dazma
    На uCrazy 17 лет 10 месяцев
    Цитата: lexikan
    Хорошая машина только зимой холодно, а летом жарко

    да уж... в ней зимой в валенках самое то.
  11. seGRey
    На uCrazy 15 лет 9 месяцев
    Автору респект и +1
  12. IgorN
    На uCrazy 17 лет 2 месяца
    Цитата: seGRey
    Автору респект и +1
    А Москвич - гавно.Настолько х*евым было качество , и в 408 , и в 2140 ,и в 2141 всё откручивалось и отваливалось (по собственному опыту) thumbdown .
  13. opachki
    На uCrazy 17 лет 9 месяцев
  14. KULICH
    На uCrazy --
    Было всякое, и хорошее и плохое, но в этом не виновато железо, станки, автомобили...
    в этом виноваты гнилые мозги руководителей и властей:
    5+
    для интересующихся:
    http://autoclub.tomsk.ru/viewtopic.php?t=1520

    IgorN,

    да нет у тебя никакого опыта и не знаешь ты нихера, помимо басен чудаков, которые добивают прадедушкины автомобили, в 2 раза старше их самих.
    подрости бл* моленько
  15. Bloodaxe
    На uCrazy 16 лет 2 месяца
    а чо за игра где мосвквич
  16. 13mnv
    На uCrazy 16 лет 4 месяца
  17. Evgens company
    На uCrazy 17 лет 1 месяц
    wik3,
    От ума сказал, что ли?
  18. tritonK&
    На uCrazy --
    что за игра на 9 фотке снизу
  19. Ахромотичная
    На uCrazy 15 лет 2 месяца
    боже как я люблю эти автомобили!!!!!!!!!!!! спасибо автору
  20. Джени
    На uCrazy 16 лет 7 дней
  21. DUNLOP
    На uCrazy 15 лет 7 месяцев
    РоРитетКоу...

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}