Урал. История вездехода.

Автор:
Дальний Восток
Печать
дата:
27 мая 2010 09:46
Просмотров:
18295
Комментариев:
27
Урал. История вездехода.


В 1954 году по заданию ГАБТУ МО в НАМИ были развернуты работы по созданию 3-осных автомобилей высокой проходимости, грузоподъемностью 5 т, которые должны были устранить пробел в типаже полноприводных автомобилей, необходимых для нужд обороны страны, а также для развивающихся отраслей нефте- и газодобычи, геологоразведки, освоения северных и целинных земель и т.д. С этой целью в НАМИ был образован специальный конструкторский отдел (лаборатория) автомобилей высокой проходимости под руководством главного конструктора Николая Ивановича Коротоношко (инженеры Г.А. Крестовников, А.В. Родионов и др.). На основе проведенных экспериментальных работ с учетом перспективных требований к автомобилям многоцелевого назначения, в НАМИ было спроектировано целое семейство автомобилей с колёсными формулами 4x4, 6x4, 6x6, 8x4 и 8x8, и в 1955 году построены многоцелевой НАМИ-020 и транспортный автомобиль с деревянной платформой увеличенного объема НАМИ-021 (оба типа 6x6).

НАМИ-020


Урал. История вездехода.


НАМИ-020 стал первым советским автомобилем-вездеходом, наиболее полно удовлетворяющим требованиям Министерства обороны и не повторяющим ни один серийный грузовой автомобиль. На НАМИ-020 был установлен опытный верхнеклапанный V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 180 л.с. с алюминиевыми головками блоков и поршнями разработки московского Завода имени Лихачева. В трансмиссии применили фрикционное сцепление, 5-ступенчатую коробку передач ЯМЗ (от МАЗ-200) с синхронизаторами на всех скоростях и раздаточную коробку (аналогичную устанавливаемой на МАЗ-502) с двумя понижающими передачами и несимметричным планетарным межосевым дифференциалом с зубчатой муфтой отключения переднего моста. Передний ведущий мост имел дисковые ШРУСы типа «Тракта», колесные редукторы и одноступенчатую спирально-коническую главную передачу. Задние ведущие мосты были приняты с главной передачей проходного типа в задней тележке, соединенные через симметричный межосевой дифференциал, блокируемый с помощью пневматического привода. Выбор главных передач проходного типа имел целью последующее создание двух-, трех- и четырехосных моделей автомобилей семейства. Барабанные колесные тормоза были герметизированы и имели пневмогидравлический привод. Стояночный тормоз был выполнен с механическим приводом. Рулевой механизм снабжен гидроусилителем. Для автомобиля были приняты бездисковое крепление колес, шины низкого давления, размером 14.00-20", односкатного расположения, оборудованные централизованной системой для снижения внутреннего давления воздуха на ходу автомобиля. Рисунок протектора был выполнен в форме низкой сильно расчлененной «елки», распространенной и на боковины шины. Конструкция колеса была выполнена разъемной. Запасное колесо устанавливалось на автомобиль гидравлическим подъемником. Автомобиль был оборудован предпусковым подогревателем двигателя и обогревом кабины и аккумуляторов. Запустить двигатель можно было, помимо электрического, еще и пневматическим дублирующим пусковым устройством. По причине отсутствия необходимой технологической базы в НАМИ кабина была заказана на ГАЗе. Платформа была выполнена цельнометаллической, с 3 рядами откидных сидений. Сзади под платформой устанавливалась лебедка с горизонтально расположенным барабаном, с выдачей троса вперед и назад.

При снаряженной массе 7250 кг НАМИ-020 имел грузоподъемность 4 т и развивал максимальную скорость 80 км/ч. Испытания показали его высокую проходимость по сухому сыпучему песку, метровой снежной целине, размокшей пашне, болотистой луговине, на грязных проселочных дорогах. Дорожный просвет под ведущими мостами НАМИ-020 составлял 405 мм, а под раздаточной коробкой достигал 675 мм. НАМИ-020 преодолевал подъемы до 32° и броды глубиной до 1,2 м. При снижении давления воздуха в шинах от 2,5 до 0,8 кгс/см2 опорный отпечаток шины увеличивался в 1,93 раза, сопротивление движению на деформируемых грунтах уменьшалось на 15..20%, а сила тяги по сцеплению колес с почвой возрастала на 20..25%. Колесный движитель этого выдающегося автомобиля по уровню проходимости уступал гусеничному движителю лишь на весьма тяжелом бездорожье. Автомобиль уверенно работал вне дорог с прицепом полным весом 5 т. На шоссе НАМИ-020, по сравнению с ГАЗ-63 и ЗиС-151, обладал меньшим средним расходом горючего и большей скоростью.

После проведенных лабораторно-дорожных испытаний встал вопрос о производстве нового вездехода в несколько упрощенном варианте на одном из машиностроительных предприятий СССР. Сначала машину предполагали поставить на поток на ЗиЛе, затем рассматривался паровозостроительный завод в Улан-Удэ. В конечном итоге, выбор пал на Уральский автозавод. Формально это решение было подтверждено протоколом, утвержденным министром автомобильной промышленности Н.И. Строниным 4 апреля 1957 года. Согласно этому протоколу УралАЗ и НАМИ должны были на УралАЗе совместно к 1 июля 1957 года доработать техническую документацию на 3-осный автомобиль в соответствии с уточненными ТТТ, замечаниями Пленума НТК ГАБТУ МО и решением НТС МАП. Для этих целей завод и НАМИ выделяли группы конструкторов, а на заводе, во исполнение протокола, создавалось СКБ по автомобилям высокой проходимости под руководством главного конструктора Святослава Анатольевича Курова.

УралЗиС-НАМИ-375


Урал. История вездехода.


17 мая 1957 года в Миасс прибыли 20 конструкторов НАМИ вместе с опытным образцом НАМИ-020, который заводчане сперва приняли за иностранную машину. Работы по устранению замечаний и недостатков по результатам испытаний НАМИ-020 и передачу чертежей на подготовку производства непосредственно курировал заместитель главного конструктора А.И. Титков (с 1960 года — главный конструктор УралАЗа). Работы по узлам вели конструкторы завода П.А. Фишбейн, Я.Р. Непомнящий, А.А. Романченко (с 1969 года — главный конструктор УралАЗа), Б.В. Рычков, И.Б. Шапшал, B.C. Смирнов, З.Т. Карасева и др. Военные заказчики потребовали унификации редукторов всех трех мостов. В связи с этим изменилось положение двигателя и его систем, потребовалось изменение облицовки радиатора, брызговиков и крыльев. Унифицированные редукторы главных передач потребовали разработки нового привода управляемых колес, для увеличения надежности был переработан рулевой механизм. Переработанные рама и поперечины были изготовлены на МАЗе. Были разработаны дисковые колеса, новая лебедка, изменена передняя подвеска и т.д. В итоге конструкция НАМИ-020 на основании новых требований и замечаний испытателей была глубоко переработана и автомобиль получил наименование УралЗИС-НАМИ, а после присвоения индекса в межотраслевом бюро НАМИ - УралЗИС-НАМИ-375.

17 апреля 1958 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о реконструкции Уральского автозавода с целью выпуска семейства 5-тонных автомобилей высокой проходимости в объеме выпуска 35000 таких автомобилей в год с прекращением на нем производства 2-осных машин. При этом срок выпуска первой партии новых машин был установлен 1960 год, а серийного производства – 1961 год.

1 мая 1958 года на праздничной демонстрации по главному проспекту города прошли два первых опытных образца УралЗИС-НАМИ-375, собранные в КЭО УралАЗа. Первый – с кабиной от нового московского грузовика ЗиЛ-130 с панорамным ветровым стеклом, усиленным центральной перемычкой, второй имел цельнометаллическую кабину собственного изготовления. Заводские, а затем и полигонно-заводские испытания опытных образцов первой серии, выявивили массу недостатков: значительные износы и поломки деталей двигателя и его систем, сцепления; недостаточная жесткость мостов; автоколебания управляемых колес; неоднократный отказ тормозов; неудовлетворительная работа передней подвески на резиновых опорах рессор; поломки рессор; низкая износостойкость шин; недостаточная надежность основания и других деталей кабины, лебедки. В то же время, была отмечена удовлетворительная работа коробки передач, раздаточной коробки и системы накачки шин, изменяющей давление в зависимости от дорожных условий от 3,2 до 0,5 кгс/см2.

Опытный Урал-375


Урал. История вездехода.


В марте 1959 года начались испытания опытных образцов второй серии - Урал-375 и Урал-375Т (с деревянной платформой с 3 открывающимися бортами), на которых была ликвидирована часть недостатков. Оба автомобиля имели кабину собственного изготовления. По требованиям военных новая кабина имела съемный брезентовый верх, плоские ветровые стекла, которые складывались до уровня капота, чем выполнялись «необходимые условия по маскировке автомобиля и его защите от оружия массового поражения». После успешных заводских испытаний, в июне 1959 года автомобили были переданы на государственные испытания.

20 июля 1959 года вышел приказ директора завода А.К. Рухадзе №331 о подготовке серийного производства Урал-375. Поскольку на основном конвейере завода всего лишь год, как был начат выпуск УралЗиС-355М, для сборки установочной партии и серийного производства Урал-375 было решено использовать временные площади. Для ускорения выпуска трехосных автомобилей организовали три цеха опытного производства (ЦОП). В ЦОП-1 организовывалась сборка всех трех редукторов, в ЦОП-2 - производство раздаточных коробок. В других цехах по временной технологии была организована сборка мостов и рулевых управлений. И, наконец, в ЦОП-3 был организован временный конвейер для сборки самих автомобилей Урал-375.

7 ноября 1960 года – в день 43-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции – по центральным улицам Миасса в составе праздничной заводской колонны проехал первый серийный Урал-375. А 31 декабря 1960 года, в цехе шасси состоялся митинг, посвященный постройке серийной десятки этих автомобилей – именно тот день и стал началом серийного производства нового вездехода. Первое время Урал-375 выпускались только для удовлетворения заказов Министерства обороны. Практически все машины имели 3-местную кабину с брезентовым верхом. Бортовые автомобили-тягачи Урал-375 оснащались цельнометаллической грузовой платформой со съемными дугами и тентом, оборудованной продольными откидными скамьями для транспортировки личного состава. Для привода вспомогательных агрегатов на коробку передач могла устанавливаться коробка отбора мощности, а также коробка дополнительного отбора мощности с приводом через скользящую муфту от первичного вала раздаточной коробки. Часть автомобилей оснащалась установленной спереди лебёдкой барабанного типа (тяговое усилие 7 тс, рабочая длина троса - 65 м) с тросоукладчиком, предназначенной для самовытаскивания автомобиля. Привод лебедки - открытая карданная передача от коробки дополнительного отбора мощности.

В 1961-1963 годах в НАМИ прошли сравнительные испытания серийного Урал-375 и НАМИ-020, по результатам которых было подтверждено соответствие параметрам и выработаны рекомендации для дальнейшего совершенствования. В частности, отказались от муфты отключения переднего моста, лебёдку перенесли в заднюю часть рамы. Машина, наконец, получила первоначально разработанную для Урал-377 цельнометаллическую кабину с закрепленным неподвижно 4-секционным ветровым стеклом и более эффективным отопителем. В 1964 году после проведенной модернизации многоцелевой бортовой автомобиль получил индекс Урал-375Д.

По своим техническим показателям, и в первую очередь по проходимости, Урал-375Д стал лучшим среди вездеходов этого класса. В сентябре 1969 года Урал-375Д, демонстрировавшийся на международной Лейпцигской ярмарке (ГДР), был награжден золотой медалью и дипломом I степени. В 1972 году этому автомобилю была присвоена высшая категория качества, а в 1973 году - государственный Знак качества - символ технического совершенства того времени. Первая экспортная партия Урал-375Д в середине 60-х годов была передана в Монголию, вслед за ней две партии машин ушли в ГДР.

Сборка «Уралов»

На базе автомобилей Урал-375 было создано бесчисленное множество специальных машин для нужд Советской армии и армий стран Варшавского договора, в том числе: пусковая установка БМ-21 РСЗО 9К51 «Град», автоцистерны АЦ-5-375, АЦ-5,4-375 и АЦГ-5-375, автомаслотопливозаправщики АТМЗ-5-375, передвижные мобильные штабы со спальными прицепами, специальные автомобильные краны 8Т200 и т.д. Уральские вездеходы нашли большое применение и «на гражданке», являясь незаменимыми помощниками газо- и нефтедобытчиков, сейсмологов, геологов.

На протяжении серийного выпуска Урал-375Д и его модификации постоянно модернизировались. Так, например, с середины 1968 года в системе охлаждения двигателя вводится отводная магистраль, обеспечивающая циркуляцию воды в водяной рубашке двигателя при отключенном радиаторе (байпас) и устанавливается единый полнопоточный центробежный масляный фильтр (центрифуга).

Всем был хорош 375-й, кроме одного – стремительно устаревавшего карбюраторного двигателя с очень высоким расходом топлива: на 100 километров расходовалось 68 литров бензина. В ноябре 1977 года на Уральском автозаводе были выпущены первые грузовики Урал-4320 с дизелями КамАЗ-740 мощностью 210 л.с., которые к 1992 году полностью вытеснили бензиновые вездеходы с главного конвейера.

История в фото:

Опытный грузовой автомобиль НАМИ-020 на территории института НАМИ в Лихоборах. 1956 год.


Урал. История вездехода.


Опытный грузовой автомобиль НАМИ-020 (6x6). 1956 год.


Урал. История вездехода.


Опытный грузовой автомобиль НАМИ-021 (6x6). 1956 год.


Урал. История вездехода.


Опытный грузовой автомобиль НАМИ-021 (6x6). 1956 год.


Урал. История вездехода.


Опытный многоцелевой автомобиль УралЗиС-НАМИ-375. 1958 год.


Урал. История вездехода.


На УралЗиС-НАМИ-375 была установлена кабина от ЗиЛ-130


Урал. История вездехода.


Опытный многоцелевой автомобиль Урал-375 (6x6)


Урал. История вездехода.


Предсерийный автомобиль Урал-375 на испытаниях


Урал. История вездехода.


Колонна автомобилей Урал-375 дивизии внутренних войск им. Дзержинского. Фото 1967 год.


Урал. История вездехода.


Седельный тягач Урал-375С (6x6)


Урал. История вездехода.


Грузовой автомобиль Урал-375Т (6x6)


Урал. История вездехода.


Схема автомобиля Урал-375


Урал. История вездехода.


В сентябре 1969 года Урал-375Д, демонстрировавшийся на международной Лейпцигской ярмарке (ГДР), был награжден золотой медалью и дипломом I степени


Урал. История вездехода.


Урал-375Д великолепно продавались на внешнем рынке. Всесоюзное объединение «Автоэкспорт» печатало в Финляндии огромные красочные плакаты, демонстрирующие, как уральские вездеходы преодолевают бездорожье.


Урал. История вездехода.


Грузовой автомобиль Урал-375К (6x6)


Урал. История вездехода.


Северный Урал-375К на испытаниях


Урал. История вездехода.


Тропический Урал-375Ю (6x6) на испытаниях в Средней Азии


Урал. История вездехода.


Грузовой автомобиль Урал-375Н (6x6)


Урал. История вездехода.


Шасси Урал-375ЕМ (6x6)


Урал. История вездехода.


Самосвальный автопоезд НАМИ-0143СХЗ, грузоподъёмностью 8 т для вывоза садочной соли


Урал. История вездехода.

1 не понравился
57 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
gelad
Дата:
(27 мая 2010 09:54)
#1
Чудесный автомобиль. Зверь! Самый последний , для вывоза соли, понравился
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
antonio-nep
Дата:
(27 мая 2010 10:08)
#2
Наша гордость!
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
begulme
Дата:
(27 мая 2010 10:53)
#3
УРАЛ-МОЩЬ!!!
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Spybreak
Дата:
(27 мая 2010 11:10)
#4
Гродость российского автопрома
Краснодар [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
volodia74ms
Дата:
(27 мая 2010 11:43)
#5
Родненькие вы мои!)))
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
петух
Дата:
(27 мая 2010 12:17)
#6
Афигенная машина. Выложи про ЗИЛ 131?
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
G0dlike
Дата:
(27 мая 2010 13:14)
#7
а первые модели напоминают Студебеккер biggrin
да и сама идея 3отстного грузовика наверное взята оттуда же.
Томск [ссылка]
1 / 2
 
 
 
 
 
 
LAMAK
Дата:
(27 мая 2010 13:36)
#8
ничего лучше уже 50 лет не придумали...КОНИ ПЕДАЛНЫЕ!!!
Москва [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
уже
Дата:
(27 мая 2010 13:43)
#9
это гордость не Российского автопрома, а автопрома СССР!
гордость Российского это калина
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
timur2008
Дата:
(27 мая 2010 14:18)
#10
Цитата: Spybreak
Гродость российского автопрома

 
magic code
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
BARBOSSO
Дата:
(27 мая 2010 16:11)
#11
отменный авто )
У меня дядя в Кб до сих пор работает.
У мен даже где то фотография старая есть одного прототипа,который здесь не указан.если найду смогу показать и дать описание
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Zmei-nv
Дата:
(27 мая 2010 16:18)
#12
Был в Миассе на 65-летие завода УралАЗ - ни с чем не сравнимое впечатление. Вот правда стоянка (огромная площадь) битком забита спец техникой- не покупаются(((
 
Писать на стенах туалета, увы друзья, не мудрено! среди говна вы все поэты - среди поэтов вы ГАВНО!
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
WERT1
Дата:
(27 мая 2010 17:40)
#13
ГОРДОСТЬ РОССИЙСКОГО АВТОПРОМА ЭТО КАМАЗ
Ханты-Мансийск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
PRODIGY
Дата:
(27 мая 2010 18:06)
#14
Последний ваще!Биг-фут по русски!!!
[ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Spybreak
Дата:
(27 мая 2010 18:14)
#15
Цитата: WERT1
КАМАЗ

И это тоже )
Краснодар [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Дальний Восток
Дата:
(27 мая 2010 18:26)
#16
подумал выложить дополнение к посту. УРАЛ-4320, дизель. И КУЧА ФОТОК!!! нада?
 
хочу в лес, хочу - вылес!
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
JON80
Дата:
(27 мая 2010 19:20)
#17
нештяк техника !
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
TurR
Дата:
(27 мая 2010 20:06)
#18
в лес на таком клюкву собирать!!!
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
BARBOSSO
Дата:
(27 мая 2010 21:14)
#19
Дальний Восток,
Давай !
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
bryuha
Дата:
(28 мая 2010 11:21)
#20
Хороший аппарат! Лично не раз убеждался.
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
seGRey
Дата:
(28 мая 2010 11:54)
#21
Цитата: Дальний Восток
подумал выложить дополнение к посту. УРАЛ-4320, дизель. И КУЧА ФОТОК!!! нада?

АДНАЗНАЧНА НАДА!
Республика Татарстан > Казань [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
nuke666
Дата:
(28 мая 2010 21:33)
#22
Да-а-а!!! Это машина!!! Я в армии заценил - сколько вместо меня сделал... thumbup
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
parahnil
Дата:
(29 мая 2010 10:55)
#23
На предпоследней фотке у урала на передних колёсах резина неправильно одета,в глаза бросается...
 
Ненавижу вегетарианцев,потому что они едят еду моей еды.
Самурай с широко открытыми глазами - Impreza CasaBlanka.
Умом Россию не понять, пока не выпито 0,5.日本車
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
xxx666
Дата:
(3 июля 2010 20:04)
#24
Машина супер! Куда смотришь туда и едешь thumbup thumbup
Новосибирск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Bogdan777
Дата:
(29 октября 2010 00:28)
#25
вездиходище thumbup
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
gYf...................
Дата:
(4 декабря 2010 03:28)
#26
Отличная машина у меня атец в армии на такой ездил, полный привод просто класс(((
Киев [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Donk
Дата:
(12 апреля 2011 22:57)
#27
У УРАЛА ОДИН ПИЗДЕЦКИЙ НЕДОСТАТОК!!!!!
ОСОБЕНО ЕСЛИ УРАЛ СРАВНИВАТЬ С КАМАЗОМ БАТЫРОМ!!!!!!!!!1
ЖУТКО НЕ УДОБНАЯ КАБИНА crybaby crybaby

У УРАЛА ОДИН ПИЗДЕЦКИЙ НЕДОСТАТОК!!!!!
ОСОБЕНО ЕСЛИ УРАЛ СРАВНИВАТЬ С КАМАЗОМ БАТЫРОМ!!!!!!!!!1
ЖУТКО НЕ УДОБНАЯ КАБИНА crybaby crybaby
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх