Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
53
13
13
ny4ulo
На uCrazy 15 лет 9 месяцев
Авто / Мото

120 ЛЕТ АВТОМОБИЛЮ В РОССИИ Ч.5

Оттепель


120 ЛЕТ АВТОМОБИЛЮ В РОССИИ Ч.5


Дебютирует "Волга" ГАЗ-21, советские автозаводы подают большие надежды, но уже скоро пути российского и мирового автопрома окончательно разойдутся. Почему у нас такие машины, такие дороги, такой уровень сервиса и ремонта автомобилей – ответы на эти вопросы надо искать в конце 50-х и в 60-е годы. Именно тогда страна и автопром определили свой курс, которому отчасти продолжают следовать по сей день.
"Волга" ГАЗ-21



За 14 лет "Волгу" выпустят тиражом около 640 тысяч экземпляров.


Главная гордость советского автопрома -21-я "Волга"- увидела свет в 1956 году. Ни до, ни после нее отечественные разработки не приближаются вплотную к лучшим мировым аналогам, а "Волге" это удалось. Советские граждане давно приучены к тому, что символы величия страны - это грандиозные стройки, монументы, военная техника, при этом частная жизнь большинства жителей страны проходит в исключительно скромном антураже. Теперь же частичка превосходства социалистического государства над "загнивающим Западом" воплотилась в личном автомобиле. Пусть стоящая 50 тысяч рублей машина мало кому по карману, и не так просто ее купить, даже имея необходимую сумму (в первые годы объемы выпуска были невелики), но всем ясно: вот он - автомобиль мечты.









Пятидесятые годы - это в определенном смысле очень "стильное" время: в моде, в музыке, в искусстве появляются новые стандарты красоты, и созданный газовским дизайнером Львом Еремеевым образ "Волги" становится одним из главных символов эпохи.

Поначалу на ГАЗ-21 ставят архаичный нижнеклапанный мотор от "Победы", который, расточили до 2,4 литра, после чего он стал развивать 65 лошадиных сил. Но уже через год после начала выпуска "Волга" получает полностью новый, верхнеклапанный силовой агрегат объемом 2,5 литра, мощность которого достигала 70-75 лошадиных сил. С ним автомобиль мог набирать 130 километров в час.


Одной из самых запоминающихся черт машины стала фигурка оленя на капоте. Ее перестанут ставить на «Волги» в 1962 году: это украшение признано травмоопасным в случае наезда на пешехода.






"Волга" стала первым отечественным автомобилем, получившим АКПП, но такие версии были слишком сложны в обслуживании и большого распространения не получили. ГАЗ-21 с «автоматом» выпускался всего два года: в 1957-1958 годах.

ГАЗ-21 отличался на редкость прочным кузовом и надежным двигателем. По сей день машины, снятые с производства в 1970 году, не так уж редко встречаются на дорогах страны, в то время как "погодки" - "Запорожцы" и "Москвичи" -рассыпались в прах, а сохранившиеся экземпляры этих когда-то массовых моделей, теперь стали практически экзотикой.
______________

"Москвич-402"


120 ЛЕТ АВТОМОБИЛЮ В РОССИИ Ч.5


На смену архаичному "Москвичу" серии 400/401 в 1956 году приходит полностью новая модель, дизайн которой создан по последней моде. В обводах обтекаемого кузова можно увидеть даже нечто общее с "Волгой", пусть и в сильно упрощенной форме. А вот двигатель, КПП и задний мост взяли от старой машины. То есть они, по сути, повторяли довоенный Opel Kadett.

Модель будет несколько раз обновляться. В 1958 году дебютирует версия "Москвич-407", которая сохранила прежний кузов, но уже могла похвастать верхнеклапанным мотором, развивающим 45 лошадиных сил (прежде было 35 сил). Трехступенчатую коробку заменят четырехступенчатой.


Модели 402, 407, 403 и 410 имели одинаковый кузов, но отличались технической начинкой















В 1962 году - очередное обновление техники, но не дизайна. Под индексом «403» стали выпускать версию, отличавшуюся новой конструкцией подвески и тормозов. У нее появился омыватель лобового стекла. Впрочем, во многом машина все-таки уже была устаревшей: взять хотя бы ручной привод дворников.

Но за неимением альтернативы советские граждане неплохо берут эту модель: совокупный тираж версий 402, 407 и 403 превзойдет полмиллиона экземпляров.
______________

"Чайка" ГАЗ-13




В 1959 году главным "номенклатурным" лимузином страны становится "Чайка". Как и при создании прежних "ЗИСов", тут конструкторы вдохновлялись американскими разработками - у новинки оказалось много общего с Packard Caribbean.

Автомобиль блистал не только роскошью отделки, но и передовым оснащением: "Чайка" получила автоматическую коробку передач, электростеклоподъемники, автоматически выдвигающуюся антенну и многие другие элементы "красивой жизни".


Выпуск первой партии люксовых машин был приурочен к открытию XXI съезда КПСС.










Под капотом - 5,5-литровый V8 (195 лошадиных сил), унифицированный с двигателем грузовика ГАЗ-53А. Он мог разгонять "Чайку" до 100 километров в час за 20 секунд, а максимальная скорость составляла 160 километров в час.

Созданный в те же годы очень похожий на "Чайку" представительский седан ЗИЛ-111 также копировал Packard, но не получил столь большого распространения. А ГАЗ-13 стабильно собирали в количестве 150 штук в год до конца 70-х.
_______________

Горбатый "Запорожец"




В 1960 году на рынок выходит ЗАЗ-965 - автомобиль, призванный стать максимально доступным и массовым, и навсегда вошедший в историю и анекдоты под именем "горбатый".

Производство наладили на Запорожском комбайновом заводе "Коммунар". А разрабатывали машину не в Запорожье, а в Москве - на заводе МЗМА (будущий АЗЛК). Характерные круглые формы, двигатель, расположенный сзади, - эти особенности были позаимствованы у Fiat 600. За рулем машины из первой партии Брежнев лично прокатился по территории Кремля и остался доволен.


Салон - проще некуда. Но именно благодаря такой аскетичности цена новинки оказалась вполне доступной.








Автомобиль весил всего 656 килограммов. Его V-образный четырехцилиндровый мотор с воздушным охлаждением выдавал 23 лошадиные силы и мог разогнать машину до 80 километров в час.

По директиве руководства страны цена новинки оказалась поистине "народной" - 18 тысяч рублей (или 1800 рублей после денежной реформы 1961 года). То есть "Запорожец" стоил примерно втрое дешевле "Волги". Спрос ему был обеспечен, однако ЗАЗ в течение многих лет не мой выйти на проектные мощности, из-за чего машины были в дефиците. Тем не менее, до конца 60-х удастся произвести около 300 тысяч "горбатых".

все теги
Комментарии9
  1. xxx666
    На uCrazy 17 лет 10 месяцев
    До чего же техника уматная была в те времена) Внешность до того стильная, что до сих пор не стыдно на такой ездить, даже наоборот (ну если конечно не угроблена до состояния коробки с гайками, но с руками из правильного места и это поправимо). thumbup
  2. Dvorkin
    На uCrazy 18 лет 1 месяц
    Легендарные автомобили, мечты многих и по сей день. thumbup
  3. BrembO
    На uCrazy 17 лет 2 месяца
    Пожалуй это то, чем мы по праву можем гордится. И если бы нужно было выбрать икону автостиля СССР, то я думаю, здесь Чайка и 111-й ЗиЛ оказались бы вне конкуренции. thumbup
  4. SHAMAN
    На uCrazy 17 лет 2 месяца
    xxx666,
    +1
  5. bahbok
    На uCrazy 16 лет 6 месяцев
    BrembO,
    Цитата: BrembO
    Пожалуй это то, чем мы по праву можем гордится. И если бы нужно было выбрать икону автостиля СССР, то я думаю, здесь Чайка и 111-й ЗиЛ оказались бы вне конкуренции.

    хмм, а мне кажется конкуренция была бы, ибо то что перечислено выше не было массовым, поэтому вне конкуренции была бы 21 Волга, во всех ее трех поколениях
  6. SDD
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    Здравстуй Волга... ой, Opel ...
  7. DarkGraver
    На uCrazy 12 лет 10 месяцев
    жду не дождусь про газ 24
  8. Poliwantcrack
    На uCrazy 13 лет 1 месяц
    За 21-ю и мсквич только плюс!!! tuncommunist
  9. BrembO
    На uCrazy 17 лет 2 месяца
    bahbok, Согласен) Просто 21 это то, что просто не подлежит никакому сравнению! 21 Это лучшая машина, у нас в семье было2 таких, одну списали (просто морально уже машина устала), а 2-ую украли =( Надежнее, проще и неприхотливее автомобиль найти очень сложно... Появятся лишние средства - возьму такую и под 0 отреставрирую! Это ЛЕГЕНДА и очень радует, что живая! thumbup

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}