BMW R75 - кавалери€ "блицкрига"

јвтор:
penrosa
ѕечать
дата:
20 августа 2014 09:06
ѕросмотров:
3198
 омментариев:
4
BMW R75 - кавалери€ "блицкрига"


¬се событи€ в истории, безусловно, взаимосв€заны. Ћюбое действие влечет за собой последстви€, решени€ и поступки, и именно из таких действий и их результатов состоит жизнь. ¬полне возможно, если бы после ѕервой мировой войны √ермании не запретили иметь собственную военную авиацию, известна€ марка BMW никогда бы не начала выпускать мотоциклы и не создала бы знаменитого корол€ бездорожь€ Ц BMW R75.

Ѕитва титанов


≈ще в начале 1930-х гг. многие европейские армии всерьез задумались над улучшением мобильности своих войск. “ак к 1935 г. сложилась концепци€ военной мотоциклетной пехоты, согласно которой мотоцикл с кол€ской должен был доставл€ть трех полностью экипированных солдат на передовую линию фронта за максимально короткий срок.

BMW R75 - кавалери€ "блицкрига"

ƒаже сама€ крута€ техника не может победить русскую дорогу. ƒа еще и в распутицу!


ѕервые военные мотоциклы представл€ли собой обычные гражданские модели, перекрашенные в камуфл€ж. ≈стественно, такие мотоциклы требовали хорошего обслуживани€, что в услови€х войны зачастую было невозможно.  роме того, в услови€х бездорожь€ и суровой погоды ходовые качества такой техники про€вл€лись не лучшим образом. ¬ажность создани€ специальной военной мотоциклетной техники одними из первых осознали немцы.

“ак, в но€бре 1937 г. ¬ерховное командование сухопутными войсками ¬ермахта совместно с двум€ титанами мотоиндустрии Ц BMW и Zundapp Ц сформулировали основные требовани€ к военному Ђвседорожномуї мотоциклу:
- шины от Volkswagen (16 х 4,5 дюйма);
- крыль€ соответствующих размеров дл€ возможности установки антибуксировочных цепей на заднее колесо и колесо кол€ски (ведущие);
- объем бензобака должен обеспечивать запас хода в 350 км;
- максимальна€ скорость полностью снар€женного мотоцикла Ц 95 км/ч, средн€€ скорость по шоссе Ц 80 км/ч;
- клиренс Ц не менее 150 мм;
- грузоподъемность 500 кг, из которых 250 кг Ц на кол€ску, 250 кг Ц на сам мотоцикл и кофры.

¬ 1939 г. Zundapp и BMW представили командованию ¬ермахта свои прототипы KS750 и R75 соответственно. ќба мотоцикла имели одинаковый объем двигател€, 750 см3, на что указывают индексы 750 и 75 в названи€х представленных моделей. ѕосле многочисленных испытаний немецкие военачальники признали Zundapp KS750 более продуманным с технической стороны, а значит, более подход€щим дл€ армии. ќднако, командование предложило BMW наладить выпуск KS750 по лицензии Zundapp.

BMW R75 - кавалери€ "блицкрига"

Ќемецка€ мотоколонна на дорогах ѕольши, 1939 г.


јмбициозные и гордые баварцы, не дума€, отвергли предложение, тем не менее, ¬ермахт насто€л на том, чтобы BMW и Zundapp унифицировали основные узлы и механизмы своих мотоциклов. “аким образом, 70% деталей KS750 и R75 идентичны. ¬ результате унификации мотоцикл BMW лишилс€ бокового расположени€ клапанов в пользу верхнего, а также получил гидравлические тормоза на заднем колесе.

¬ BMW решили не останавливатьс€ на достигнутом и продолжили работу по улучшению своего образца. ¬ результате в 1941 г. благодар€ усили€м конструкторов …озефа ’опфа и јлекса фон ‘алькенхаузена был выпущен мотоцикл, который превзошел KS750 по своим характеристикам и стал одним из основных транспортных средств мобильных войск ¬ермахта.

BMW R75 - кавалери€ "блицкрига"

Alex von Falkenhausen


√оночный опыт фон ‘алькенхаузена дал мотоциклу идеальную управл€емость и надежность. Ќезависимо от того, плелс€ ли R75 в конвое, преодолевал водную преграду или мчалс€ по автобану, он всегда работал стабильно, без малейших нареканий.

–абоча€ лошадка ¬ермахта


 ак уже было сказано, BMW R75 был создан специально дл€ нужд немецкой армии, то есть изначально предназначен дл€ эксплуатации в услови€х бездорожь€, отдаленности от баз технического обслуживани€ и снабжени€. BMW R75 оказалс€ просто незаменимым при ведении мобильных операций. Ётими мотоциклами в первую очередь комплектовались элитные соединени€ ¬ермахта, ——, Ћюфтваффе, а также пехотные и танковые корпуса, их разведывательные и отдельные мотострелковые части, полева€ жандармери€, санитарные батальоны и полици€. R75 примен€лс€ и как машина св€зи, перевозил на передовую и обратно в штабы старших офицеров.

BMW R75 - кавалери€ "блицкрига"

BMW R75 "—ахара" и Fw-189 "–ама" - просто созданы друг дл€ друга


BMW R75 был одним из главных видов транспорта немецких воздушно-десантных войск, его часто доставл€ли к месту высадки на внешней подвеске Ђёнкерсовї. «а универсальность, маневренность и надежность этому мотоциклу прощали его главный недостаток Ц высокую стоимость.

јфриканский экспедиционный корпус ¬ермахта под командованием генерала-фельдмаршала Ёрвина –оммел€ (Erwin Rommel) был сформирован 16 феврал€ 1941 г. из немецких войск в Ћивии. ¬ корпус входили 5-€ легка€ дивизи€, 21-€ танкова€ дивизи€, 90-€ легка€ африканска€ дивизи€ особого назначени€ и 164-€ легка€ африканска€ дивизи€.

«ачастую этих сил было недостаточно дл€ эффективных сражений с превосход€щими силами союзнических войск, поэтому корпус нуждалс€ в такой надежной и технически передовой технике, как BMW R75. ѕервые серийные мотоциклы R75, выпущенные в июле 1941 г., отправл€лись в корпус –оммел€ и на ¬осточный фронт. Ёксплуатаци€ в услови€х пустыни потребовала доработок и переоборудовани€ мотоцикла. “аким образом, за этой доработанной модификацией R75 навсегда закрепилось название Ђ—ахараї, а мотоциклы исходной модели, выпускавшиес€ до 1942 г., имели свое неофициальное название Ђ≈вропаї, или более точное - Ђ–осси€ї.

BMW R75 - кавалери€ "блицкрига"

BMW R75 "—ахара" в —ахаре


√лавное отличие Ђ—ахарыї от своего европейского аналога Ц это воздушный фильтр. ѕервоначально мотоцикл комплектовалс€ инерционно-масл€ным воздушным фильтром. ¬ услови€х пустыни потребовалс€ воздушный фильтр, расположенный в наименее пыльной зоне, который можно было бы просто и быстро обслуживать. ‘ильтр разместили на бензобаке под специальным колпаком Ц так он был похож на каску, лежащую на бензобаке, и стал насто€щей визитной карточкой Ђ—ахарыї.

ѕерь€ передней вилки новой модификации имели герметичные резиновые гофрированные уплотнени€.  роме того, мотоциклы модификации Ђ—ахараї были бежевого цвета, тогда как предыдущие мотоциклы красили в темно-серый цвет, присущий германской военной технике того периода.  онструкци€ R75 идеально подходила дл€ нелегких условий пустыни. ћестные жители, наблюда€ за мотоциклом массой 420 кг, т€нущим за собой противотанковое орудие или миномет массой 400 кг, сравнивали его с жуком-скарабеем.

«а врем€ выпуска мотоцикла его конструкци€ кардинально не мен€лась. ¬ основном происходили доработки по усилению некоторых деталей, а также защите цилиндров и карбюратора.   наиболее значимым техническим изменени€м можно отнести увеличение передаточного числа ведущей шестерни дифференциала, что повлекло снижение максимальной скорости до 85 км/ч и увеличение т€говых возможностей. — ма€ 1942 г. мотоциклы модификации Ђ—ахараї начали комплектоватьс€ спидометром VDO, тогда как все предшествующие мотоциклы имели спидометр Veigel.

Ќа прот€жении второй половины 1944 г. завод в Ёйзенахе, на котором выпускали BMW R75, подвергс€ нескольким бомбардировкам со стороны войск антигитлеровской коалиции. 18 окт€бр€ 1944 г. руководство фабрики за€вило о прекращении выпуска мотоциклов. ѕо официальным данным всего с 1941 по 1944 гг. было выпущено 17635 мотоциклов BMW R75 и еще около 350 единиц было собрано из запчастей (источник Ц ЂWehrmachtsgespanne gestern und heute. KS750 und R75ї, автор Hans-Peter Hommes) ѕосле оккупации территории советскими войсками за период с €нвар€ по июнь 1946 г. было выпущено еще 98 мотоциклов BMW R75, которые были отправлены в ———–.

BMW R75 - кавалери€ "блицкрига"

—нова немецка€ мотоколонна, но уже на дорогах ”краины, осень 1941 г.

‘ормула успеха


—илова€ установка мотоцикла BMW R75 представл€ла собой 2-цилиндровый оппозитный двигатель объемом 750 см3. —истема газораспределени€ и полусферическа€ камера сгорани€ не были настроены на высокие мощностные показатели, однако обеспечивали отличную т€гу. ћощность двигател€ составл€ла 26 л.с. при 4400 об/мин, а крут€щий момент Ц около 49 Ќм при 3600 об/мин.

BMW R75 - кавалери€ "блицкрига"

“ам где-то партизаны. BMW R75 и фельджандармы


јлюминиевые головки цилиндров имели широкие Ђребраї, что давало потр€сающий эффект охлаждени€, поэтому можно было не опасатьс€ перегрева двигател€ даже на небольших скорост€х. ¬се подшипники в двигателе были шариковыми, что обеспечивало меньшее фрикционное сопротивление и увеличивало надежность узлов. ѕриводы распредвала и масл€ного насоса работали от коленвала через шестерни.

¬ системе питани€ Ђтрудилисьї два карбюратора: на правом цилиндре Ц Graetzin Sa 24/1, на левом Ц Graetzin Sa 24/2. »нтересную конструкцию имела выхлопна€ система. ¬ыхлопные трубы были устроены традиционно перед двигателем, затем они соедин€лись в одну приемную трубу в правой части мотоцикла. Ёта труба шла к заднему колесу на уровне трубки рамы, а далее переходила в массивный глушитель, расположенный на уровне пассажирского сидени€. “ака€ конструкци€ позвол€ла мотоциклу преодолевать достаточно глубокие водные преграды.

BMW R75 - кавалери€ "блицкрига"

Ќе достаточно глубока€ водна€ преграда...


 роме того, внушительных размеров глушитель отлично справл€лс€ со своей задачей, что вместе с довольно тихой работой двигател€ обеспечивало сравнительно бесшумное дл€ мотоцикла перемещение, что было очень важно дл€ разведывательных операций. —истема зажигани€ от магнето, независима€ от генератора и аккумул€тора, была устроена таким образом, что даже при повреждении аккумул€тора мотоцикл продолжал работать.

 рут€щий момент от двигател€ передавалс€ на трансмиссию через однодисковое сцепление сухого типа.  оробка передач с демультипликатором имела четыре ступени дл€ езды по шоссе и одну передачу заднего хода, а при включении пониженного режима эти же передачи работали дл€ движени€ по бездорожью и грунту. “аким образом, в сумме получалось восемь передач переднего хода и две Ц заднего. “ака€ конструкци€ коробки превращала BMW R75 в насто€щий вездеход.

ѕереключение передач водитель мог осуществл€ть с помощью двух рычагов на правой стороне бензобака: один рычаг служил дл€ переключени€ передач, другой Ц дл€ выбора режима движени€ (трасса или бездорожье), кроме того переключать передачи можно было и с помощью традиционной лапки, расположенной под левой ногой мотоциклиста. Ќа ведущие колеса (колесо кол€ски также было ведущим) крут€щий момент поступал через карданный вал. –аспределение момента между ведущими колесами осуществл€лось через дифференциал, который можно было блокировать вручную, с помощью специального рычага. ƒл€ уменьшени€ нагрузки на трансмиссию на выходе коробки передач устанавливалс€ универсальный шарнир с резиновыми демпферами.

ќстановитьс€ мотоциклу помогали мощные барабанные тормоза. ѕередний тормоз был механическим, в то врем€ как тормоза на ведущих колесах Ц гидравлическими. ƒиаметр барабанов составл€л 250 мм, такими же оснащались средние автомобили тех лет.

BMW R75 - кавалери€ "блицкрига"

–ешили мы, значит, дорожку срезать...


“рубчата€ рама мотоцикла легко разбиралась и состо€ла из 8 основных частей. “ака€ конструкци€ была очень удобна в эксплуатации: в случае поломки не нужно было чинить раму или, что еще хуже, мен€ть ее полностью, достаточно было заменить сломанную деталь. “аким образом, отделению из 10-12 мотоциклов требовалось всего три запасных рамы. ќчень редко случалось, что у нескольких мотоциклов ломались одни и те же части рамы.

BMW R75 - кавалери€ "блицкрига"

√ауптман "Ћюфтваффе" с интересом смотрит, как люди труд€тс€ над починкой мотоцикла


Ќа BMW R75 была установлена отлично зарекомендовавша€ себ€ в спортивном и гражданском использовании телескопическа€ вилка, усиленна€ ввиду большой массы мотоцикла и сложных условий эксплуатации. — помощью масл€ных амортизаторов вилка идеально отрабатывала неровности, тем самым снижа€ нагрузки на раму. „то интересно, в амортизаторах использовалось обычное моторное масло, что упрощало обслуживание мотоцикла в полевых услови€х.

–аму кол€ски составл€ли четыре мощных трубы, сваренные в пр€моугольник.  олесо крепилось на поворотном рычаге. “орсион подвески и привод находились в заднем трубчатом подрамнике. Ђ овшї кол€ски подпружинивалс€ двум€ рессорами в задней части и двум€ резиновыми уплотнител€ми спереди. Ќа кол€ске крепилась пулеметна€ турель с несколькими степен€ми регулировок и быстросъемным разъемом дл€ установки пулемета MG-34 (MG-42) или огнемета. ¬нутренний объем пассажирской части кол€ски позвол€л не только разместитьс€ солдату, но и перевозить значительное количество багажа или боеприпасов.

BMW R75 - кавалери€ "блицкрига"

»дут по ”краине солдаты группы "÷ентр"...


BMW R75 Ц один самых знаменитых и лучших т€желых мотоциклов ¬торой мировой войны. “алант конструкторов баварского концерна превратил его в самосто€тельную боевую единицу, надежную и выносливую, одинаково хорошо показавшую себ€ как в африканской пустыне, так и на заснеженных просторах ———–.
 роме того, многие технические решени€, использованные на легендарных отечественных мотоциклах Ђƒнепрї и Ђ”ралї, были заимствованы именно у этого Ђтрехколесного вездеходаї.
≈дущие на BMW R75 бойцы мотоциклетной разведки ¬ермахта, в длинных прорезиненных бушлатах и больших очках на касках, стали особенно €рким стереотипом Ц символом блицкрига в ≈вропе и –оссии.

BMW R75 - кавалери€ "блицкрига"


÷ветовые схемы мотоцикла BMW R75


√од производства, ÷вет, ѕредназначение и  од краски:
- до конца 1942 г. Dunkelgrau Ц темно-серый, сухопутные войска, RAL 7021;
- 1941-1942 гг. Gelbbraun Ц темно-бежевый, только дл€ јфриканского корпуса, RAL 8000;
- с конца 1942 г. Dunkelgelb Ц бежевый, сухопутные войска, нет кода RAL;
- 1941-1945 гг. Grau Ц серый, воздушно-десантные войска. RAL 7019.

0 не понравилс€
22 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

 омментарии

 
 

 
 
 
 иноман
ƒата:
(19 августа 2014 23:18)
#1
¬идел Ѕћ¬шный аппарат в ћоскве, внушает! ¬от только амортизаци€ не фонтан и подвеска жестковата - из ездоков вытр€сало все нервы, особенно на плохих дорогах. Ќо то была война, о комфорте думали в последнюю очередь, замен€€ его на функциональность и ремонтопригодность.
“омск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
–ицин
ƒата:
(20 августа 2014 03:16)
#2
”рал, то есть Ѕћ¬, отлична€ техника, помню как рвали на асфальте мост аравской "так у нас в тюменской области называли спец мотоциклетную шину с резиновыми шипами 2, 3 сантиметра" шиной. почти вс€ техника за последние 100 лет так или не иначе св€зана с немцами, возьми даже полет гагарина и фау 2. куда там псевдо ученным из псевдо поднебесной, кроме как срисовать, нечего не могут. обидно что рынок сейчас начал постепенно а иногда порывами делитс€ на количество и качество.
[ссылка]
6 / 2
 
 
 
 
 
 
ANGUILLA
ƒата:
(20 августа 2014 11:12)
#3
про ZuШndapp тоже не стоит забывать...)))
—анкт-ѕетербург [ссылка]
2 / 0
 
 
 
 
 
 
series100
ƒата:
(20 августа 2014 14:04)
#4
ј у моего папеньки трофейный Ѕћ¬ лет восемь в далЄких 50-х верой и правдой служил. я этот мотоцикл застал разобранным в сарае уже в начале 70-х. » даже в те времена этот мотоцикл был продан!!!
“омск [ссылка]
3 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх