Аэродромный КрАЗ с реактивным двигателем или просто "Горыныч"

Автор:
Gudrolis
Печать
дата:
26 февраля 2015 08:54
Просмотров:
4534
Комментариев:
3
Из всей специальной техники, работающей в аэропорту, эта машина, пожалуй, самая необычная. Впереди нее установлен настоящий реактивный двигатель. Официальное название этого чудо-агрегата «Тепловая машина «АИСТ-5ТМ», но чаще его ласково-уважительно называют «Горыныч».


Аэродромный КрАЗ с реактивным двигателем или просто "Горыныч"


Тепловая машина «АИСТ-5ТМ» предназначена для удаления с бетонных покрытий аэродромов влаги, снега и гололёдных образований. По-простому: «Горыныч» плавит лёд со снегом и испаряет воду, оставляя сухой бетон.

Выпускает такие машины НПО «Авиаисток», производственной базой служит «Софринский экспериментально-механический завод» (СЭМЗ).


Аэродромный КрАЗ с реактивным двигателем или просто "Горыныч"


На «Горыныче» установлен авиадвигатель ВК-1, один из первых советских турбореактивных двигателей, производившихся серийно. В своё время такие двигатели устанавливались на истребителях МиГ-15 и МиГ-17, бомбардировщике Ил-28, бомбардировщике-торпедоносце Ту-14 (Ту-12).

Сейчас на ВК-1 уже, наверное, никто не летает, но двигатели получили вторую жизнь, помогая авиации на земле. Струя раскаленных газов, вырывающаяся из сопла, моментально плавит лёд в любой мороз. Главное не увлечься, бетон тоже долго не выдержит прямого воздействия реактивной струи.


Аэродромный КрАЗ с реактивным двигателем или просто "Горыныч"


За кабиной «КрАЗа» находится вместительная цистерна для авиационного керосина, на котором работает реактивный двигатель. Реактивные двигатели очень прожорливые: на максимальных оборотах «Горыныч» расходует 1700 кг керосина в час. Это одна из основных причин того, что машины сейчас используют крайне редко.

В кабине в глаза сразу бросается блок управления реактивным двигателем. Удалось пообщаться с водителем, который работает в аэропорту уже 30 лет. Он рассказал немало интересного, например, о том, что в советское время колонне «Горынычей» случалось выезжать из Домодедово во Внуково для очистки взлётно-посадочной полосы.


Аэродромный КрАЗ с реактивным двигателем или просто "Горыныч"


Сейчас «Аист-5ТМ» для очистки взлётно-посадочных полос не используется. На смену пришли другие технологии и другая техника. Тем не менее, иногда «Горынычу» выезжать приходится на некоторые специфические операции, например, нужно зимой обновить или изменить разметку. Кто еще способен быстро очистить и просушить покрытие?

Сейчас уборка взлётно-посадочных полос ведётся при помощи целого парка подметально-продувочных машин, усиленных разбрызгивателями реагентов.


Аэродромный КрАЗ с реактивным двигателем или просто "Горыныч"


«Аист-5ТМ» не единственная тепловая машина, работавшая в аэропорту. У меня в архиве есть снимки и другого «реактивного» КрАЗа. Над этой машиной работали непосредственно механики в Домодедово. Двигатель у нее установлен сзади.

Такие машины могли работать в паре с «Аист-5ТМ», первая машина плавила лёд, вторая струёй выдувала воду за пределы полосы и сушила бетон.


Аэродромный КрАЗ с реактивным двигателем или просто "Горыныч"


Конечно, немного жаль, что не довелось увидеть и услышать «Горыныча» в работе. Эта техника сыграла большую роль в прошлом, но сейчас в повседневной работе прекрасно обходятся без неё. Тем не менее, большое спасибо сотрудникам аэропорта Домодедово, что поддерживают её в хорошей форме, и, конечно, за возможность познакомиться с «Горынычем» поближе.

Аэродромный КрАЗ с реактивным двигателем или просто "Горыныч"


Аэродромный КрАЗ с реактивным двигателем или просто "Горыныч"


Аэродромный КрАЗ с реактивным двигателем или просто "Горыныч"


Аэродромный КрАЗ с реактивным двигателем или просто "Горыныч"

1 не понравился
65 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
Glavbuh
Дата:
(26 февраля 2015 10:49)
#1
ого, не знал... thumbup
Томск [ссылка]
3 / 0
 
 
 
 
 
 
amon
Дата:
(26 февраля 2015 17:22)
#2
видел такие машины в работе... зима 1975 город Ош...
Томская область > Северск [ссылка]
2 / 0
 
 
 
 
 
 
boroda3
Дата:
(27 февраля 2015 06:24)
#3
Видел подобное, только была местная самоделка - списанный РД на прицепе. На самолет ставить нельзя (моторесурс выработан), но движок вполне исправен. Умельцы занижали ему мощность, чтобы прицеп не взлетал :), и приспосабливали для чистки полосы. Сдувает не только снег, но и лед кусками разлетается. Куча щебня взлетает в пару секунд. Правда, коптит изрядно.
Томск [ссылка]
0 / 1
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх