газ-41

јвтор:
ƒибенко
ѕечать
дата:
1 декабр€ 2015 21:47
ѕросмотров:
2670
 омментариев:
1
¬ 30-40-е годы в ———– был разработан лини€ полугусеничных автомобилей, созданных под нужды армии. —реди них был и √ј«-41, имевший так же индекс јѕ-41.  роме армии его так же использовали и в народном хоз€йстве на работах в местности со сложными дорожными услови€ми.

газ-41


Ќепосредственным стартом дл€ разработки этой машины стал подписанное 11 июл€ 1949 года —оветом ћинистром ———– постановление, на основании которого √ј«у поручалось разработать проект полугусеничного автомобил€, полностью соотвествовашего требовани€м √Ћј¬“”. —оздание его было поручено коллективу конструкторов под руководством —.Ѕ. ћихайлова.

¬ качестве базы опытного образца был вз€т полноприводный грузовик √ј«-51, имевший колЄсную формулу 4х2. ѕри этом в его конструкцию было внесено минимальное количество изменений. “ак, в частности, была незначительно изменена скорость движени€ машины, а так же еЄ грузоподъЄмность.  роме того, вместо заднего моста на раме был закреплЄн гусеничный ход, который устанавливалс€ на четырЄх опорных катках.

ќпорные катки имели торсионную подвеску. ѕри этом, ведущее колесо было помещено сзади. ƒл€ того, чтобы не происходило провисани€ гусеницы, на автомобиль был установлен ленивец, оснащЄнный нат€жным приспособлением. —пециалисты √ј«а применили на этом автомобиле вместо поддерживающих катков так называемые Ђсклизыї - направл€ющие планки. Ќесколько была изменена и трансмисси€. ѕередний мост осталс€ без изменений, а управл€лс€ √ј«-41 поворотом колЄс.

 абина машины была закрытой, двухместной, двудверной. ќна оснащалась стеклоочистителем, а так же системами освещени€ и вентил€ции.  рыша этого полугусеничного вездехода изготовл€лась из кирзы в цел€х экономии дефицитной в послевоенные годы тонколистовой стали.

ћашина имела грузоподъЄмность две тонны, при этом на ней на поперечно установленных сидень€х могли быть размещены вооружЄнные солдаты.

—иловой агрегат √ј«-41 был вз€т у √ј«-51 и он представл€л собой шестицилиндровый карбюраторный движок мощностью 70 Ђлошадейї, что позвол€ло передвигатьс€ автомобилю по шоссе со скорость в 46 км/ч. ќн отличалс€ хорошей надЄжностью а так же неплохими показател€ми по экономичности в расходе горючего. ѕри этом в качестве топлива машина могла использовать дешЄвый бензин марки ј-66. «апускалс€ двигатель как вручную при помощи пусковой руко€тки, так и с помощью электрического стартера.

газ-41


“рансмисси€ на √ј«-41 механической четырехступенчатой, при этом ходова€ часть машины имела как колЄсный, так и гусеничный тип движителей.  олЄсный движитель имел в своей конструкции передний мост, а так же колЄса, вз€тые от базового автомобил€. √усеничный же был Ђпозаимствованї у лЄгкого артиллерийского т€гача ћ-2. ќт √ј«-51 этот полугусеничный внедорожник так же получил переднюю ось и колЄса.  олЄса имели пневматические шины с дорожным протектором. ќна имела зависимую подвеску колЄсного двигател€, котора€ состо€ла из двух полуэллиптических рессор, созданных на основе двух гидравлических рычажных амортизаторов.  роме того гусеничный двигатель оснащалс€ независимой торсионной подвеской с поперечным расположением торсионов.

–ама автомобил€ была лестничного типа и состо€ла она из пары лонжеронов, а так же п€ти поперечин, на которые монтировались узы и агрегаты машины, а так же буфера. «адн€€ поперечина несла буксировочный прибор с амортизатором пружинного типа.

–улевой механизм этого вездехода не имел гидроусилител€ и был создан по схеме Ђглобоидальный черв€кї. Ѕлагодар€ такому техническому ходу, а так же наличию дифференциала главной передачи √ј«-41 имел минимальный радиус поворота в 7,6 метра.

газ-41


„то касаетс€ тормозной системы, то она была выполнена по одноконтурной системе. ѕри этом –абочий ножной колодочный тормоз был установлен на колЄсном движителе, а дисковый монтировалс€ за главной передачей. јвтомобиль так же имел на своЄм вооружении и ручной сто€ночный тормоз. ≈го место было за коробкой передач. “ормоза не имели электрического привода.

Ёлектрическое оборудование выполн€лось здесь по однопроводной схеме и имело напр€жение бортовой сети в шесть вольт. Ёлектроэнерги€ поставл€лась к питающимс€ от него агрегатам с помощью двух стартерных аккумул€торных батарей в шесть вольт и генератора посто€нного тока √21, который мог выдавать мощность 225 ¬т.

¬едущий конструктор этого проекта ћихайлов разработал специально дл€ јѕ-41, именно так именовалс€ в секретной переписке √ј«-41, два вида движителей. ѕервый их вариант был создан на базе опорных катков авиационных колЄс-пневматиков и так называемых Ђм€гкихї гусениц. ќни были изготовлены из расположенных параллельно резиновых лент, которые скрепл€лись металлическими планками, имевшими на своЄм вооружении башмаки-грунтозацепы.

ќснащЄнный таким устройством автомобиль оказывал очень маленький удельное давление на грунт, что позвол€ло автомобилю очень уверенно перемещатьс€ по снегу. ѕри этом такой вид движител€ имел и один существенный недостаток Ц Ђм€гка€ї гусеница силком быстро изнашивалась при езде по твЄрдым грунта. ѕри этом стоить отметить, что така€ система движени€ проектировалась дл€ езды зимой.

Ћетом же пневмогусенницы демонтировались и на √ј«-41 устанавливались обрезиненные катки, конструктивно схожие с катками, использованными на самоходке —у-76. ѕри этом они имели меньший диаметр и использовались дл€ поддержки передачи т€гового усили€ на стальную гусеницу с мелкотравчатыми траками.

газ-41


—уществовал и переходный вариант, совмещавший как пневмотраки, так и металлическую гусеницу и имевший в своЄм составе так называемые Ђскизыї. »х забраковали практически сразу. ¬ окончательном варианте звездочку сместили вперЄд, а на еЄ место установили ленивец, оснащЄнный нат€жным приспособлением.
Ёскиз новинки в 1949 году был предъ€влен заказчику. ¬ этом же году было получено от него одобрение на создание трЄх опытных образцов √ј«-41 в соответствии с замечани€ми армейского начальства. ¬се опытные прототипы были готовы уже к 28 декабр€ 1949 года и сразу же были отправлены в испытательные пробеги длинной от 150 до 300 километров.  роме того, на заводе в течении мес€ца в 1950 году проходили заводские испытани€ новых автомобилей. —делано это было дл€ того, что бы подготовить их к приЄмо-сдаточным испытани€м. ¬ дальнейшем они показали, что јѕ-41 (именно так был зашифрован в секретной переписке √ј«-41) значительно превосходил при движении по целине своих конкурентов Ц колЄсных автомобилей, созданных по колЄсной формуле 4х4, а так же транспортЄр ћ-2 производства —Ўј.

4 марта этого же года специалисты √ј«а провели сравнительные испытани€ на проходимость машин по пересечЄнной местности. ¬ них прин€ли участие кроме всех трЄх прототипов √ј«-41, два √»»-22, а так же две машины √ј«-63. ѕри этом дл€ √»»-22 предусмотрели дополнительное испытание Ц буксирование санного прицепа и перевозка в кузове веса в одну тонну. Ёта машина и оказалась победителем в соревновании, так как кроме прекрасных ходовых качеств она ещЄ и помогала вытаскивать застр€вшие в снегу √ј«-41.

„то же касаетс€ езде в летних услови€х, то новинка показала достаточно хорошие результаты, в том числе и при езде по болотистым участкам трассы. ѕолигонные испытани€ јѕ-41 закончились тем, что машины были отправлены на войсковые испытани€, проходившие в «апол€рье. ƒл€ этого на автомобили смонтировали цельнометаллические кабины от √ј«-63. »х оборудовали отопител€ми, а так же заменили им ходовые части. “ак же завод изготовил специально под эти испытани€ новые ходовые части. Ќесмотр€ на такую подготовку, ѕј-41 снова показал неудовлетворительные результаты при езде по снежной целине.

газ-41


„то бы исправить сложившуюс€ ситуацию в конструкцию одного из автомобилей внесли следующие изменени€: заменили двигатель и  ѕѕ, сменили главную передачу, а так же главный мост.  роме того, эта полугусенична€ машина обрела новый дифференциал ведущего моста и движитель.  онструкторы смогли также уменьшить радиус поворота, при этом поворот осуществл€лс€ при помощи подтормаживани€ гусениц.

ѕроведЄнные работы привели к тому, что на приЄмо-сдаточных испытани€х, прошедших в 1951 году √аз-41 показал увеличение маневренности и общей надЄжности, однако, из-за невысокой мощности силового агрегата, а так же слабой надЄжности трансмиссии автомобил€, он оп€ть был вернут на доработку.

¬ результате в 1952 году создали ещЄ два опытных образца этой машины. ќднако, разработанный заводом снегоболотоход √ј«-47, значительно превосходивший √ј«-41, доказал, что сама концепци€ полугусеничного автомобил€ устарела. ¬ св€зи с этим планы по запуску в серийное производство таких машин реализованы не были, и они остались только в виде опытных экземпл€ров.

газ-41



1 не понравилс€
8 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

 омментарии

 
 

 
 
 
seGRey
ƒата:
(2 декабр€ 2015 00:09)
#1
полноприводный грузовик √ј«-51, имевший колЄсную формулу 4х2

¬заимоисключающие пон€ти€. √ј«-51 был заднеприводным.   тому же в тексте присутствует путаница в терминах(двигатель и движитель), и не указана сама€ главна€ причина того, что машина не пошла в серию, а именно совершенно никака€ маневренность по гр€зи, когда независимо от того, повернуты колЄса или нет, гусеницы всЄ равно толкали машину пр€мо (этим недостатком обладали и немецкие полугусеничные Ѕ“–ы и мотоциклы времЄн ¬торой ћировой ¬ойны). ј так - да, стать€ интересна€.
–еспублика “атарстан >  азань [ссылка]
2 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх