Гоночные автомобили в СССР и попытка попасть в Формулу-1.

Автор:
Дибенко
Печать
дата:
2 февраля 2016 13:55
Просмотров:
1449
Комментариев:
0
Нельзя сказать, что автомобильная промышленность в СССР была на высоком уровне. Обычные гражданские машины уступали американским аналогам буквально во всем. Зато в стенах различных испытательных центров и в автомобильных клубах, основанных инженерами-энтузиастами, рождалось бесчисленное количество амбициозных идей и даже рабочих проектов.
На второй год существования Формулы-1 Советский Союз имел реальные шансы потягаться с командой Ferrari, а еще до высадки американцев на Луну в Москве шла работа над сверхзвуковым автомобилем.


Гоночные автомобили в СССР и попытка попасть в Формулу-1.


Первые попытки ехать быстрее, чем остальные


Любовь к быстрой езде в России зародилась еще в конце 19-го века. 23 октября (по новому календарю) 1898 года в Санкт-Петербурге прошла первая «гонка моторов» (моторами тогда называли любые самоходные транспортные средства), в которой приняли участие семь машин. Для сравнения, на тот момент в городе было зарегистрировано всего около трех десятков «моторов». С парковкой тогда в Петербурге проблем точно не было. Победителем гонки стал Павел Беляев, который проехал трассу протяженностью 39 верст (почти 42 км) за 1 час 33 минуты и 36 секунд.
Павел Беляев стал победителем первой гонки в истории России. Прошла она еще во времена Российской Империи в 1898 году. Беляев выступал на 3-колесном чешском «моторе» Laurin & Klement (позже этот бренд переименовали в Skoda)

Гоночные автомобили в СССР и попытка попасть в Формулу-1.


Следующим важным событием для развития автоспорта в стране стал Гран-при России 1913 года. Соревнования, полное название которых — Гран-при Санкт-Петербуржского автоклуба (СПАК), — состоялись 7 июня под Петербургом на 30-километровом участке. На старт вышло 18 машин, бóльшая часть которых сошла с дистанции, в том числе из-за сильного ливня. Участники выступали на европейских моделях Benz 29/60PS, Hispano-Suiza, Vauxhall и др. Единственной моделью российского происхождения был «Руссо-Балт C24/58», на котором гонщик Иванов установил абсолютный рекорд скорости для отечественных машин — 143,4 км/ч на расстоянии одной версты.
Гран-при Санкт-Петербуржского автоклуба (СПАК) состоялся 7 июня 1913 года под Петербургом. Практически все участники выступали на иномарках

Гоночные автомобили в СССР и попытка попасть в Формулу-1.

«Руссо-Балт C24»

Гоночные автомобили в СССР и попытка попасть в Формулу-1.


СССР в одном шаге от участия в Формуле-1


Автогонки Гран-при проходили по всей Европе и до появления Формулы-1 (в 1950 году) были самыми престижными среди всех автомобильных соревнований. Когда Международная автомобильная федерация начала вплотную заниматься продвижением Королевских гонок, у любителей автоспорта на слуху были команды Alfa Romeo, Gordini, Maserati, Ferrari, Talbot и другие. К сожалению, советских игроков в этом списке не было. А ведь могли быть!
Весной 1952 года (т. е. спустя всего два года после «рождения» Формулы-1) в ангар Московского военного округа поступило два неизвестных тогда никому гоночных автомобиля. Сотрудникам предприятия было велено разместить на бортах машин желто-голубой флаг ВВС и надпись «Сокол». Данный ангар принадлежал мотоциклетной гоночной команде Военно-воздушных сил, которой покровительствовал младший сын Иосифа Сталина — Василий Сталин. Эти гоночные автомобили были построены на базе германского гоночного болида Auto Union. После окончания войны 18 машин данного концерна отправились в СССР в качестве репараций. По неофициальным данным, Василий Сталин лично вывез два экземпляра на самолете.

«Сокол-650»

Гоночные автомобили в СССР и попытка попасть в Формулу-1.


В Москву, кроме гоночных машин и документов Auto Union с чертежами болидов, отправилась целая команда специалистов. Они объединились с советскими инженерами и образовали НТБА (Научно-техническое бюро автомобилестроения), которое, в свою очередь, вошло в состав совместного советско-немецкого акционерного общества «Автовело». Этот альянс вплотную приблизил Союз к Формуле-1. Сами машины Auto Union, как и «скопированный», но уже советский болид «Сокол-650», по своим характеристикам относились к Формуле-2 (тогда она называлась Формула Б). Но шанс попасть на самые престижные гонки у СССР все же был. Дело в том, что сезон Формулы-1 1952 года из-за отказа от участия команды Alfa Romeo (понимали, что проиграют Ferrari) было принято проводить по стандартам Формулы Б, и у сталинских «Соколов» появилась реальная возможность стать на одну линию старта с Ferrari, Maserati и Gordini.

Гоночные автомобили в СССР и попытка попасть в Формулу-1.


В апреле 1952 года, за месяц до старта этапа, два экземпляра «Сокол-650» были готовы к бою. Но Василий Сталин не был до конца уверен в возможностях гоночных машин. Он решил «обкатать» их на чемпионате Москвы, где из-за отсутствия специалистов по настройке двигателей «Соколы» оказались одними из последних. Этот случай стал роковым для участия команды НТБА в Формуле-1. Сталин потерял интерес к проекту, а затем и вовсе был снят отцом с должности за дисциплинарные нарушения. Два гоночных болида «осиротели» в ангаре ВВС и позже отправились в Германию, в музей Дрездена. В 1957 году «Соколы» использовались для съемок художественного фильма «Соперники за рулем», после чего они больше никогда не выезжали на дорогу.

Самый быстрый в Союзе


В то время, пока советские военные специалисты вместе с немцами из Auto Union пытались достичь успеха в автоспорте, в Харькове амбициозный молодой инженер Владимир Константинович Никитин практически в одиночку проектировал автомобиль, которому было суждено стать самым быстрым в СССР. И хотя этот прототип никак не относился к автоспорту, сам Никитин участвовал в соревнованиях и был широко известен в кругах автогонщиков. Разрабатывая собственную сверхбыструю машину, Владимир Константинович использовал модернизированный двигатель от ГАЗ М20 и элементы подвески от ГАЗ М1. Ходовой прототип «Харьков-6» стал первым советским автомобилем, в котором было два верхних распределительных вала. Базовый карбюратор от мотора «Победы» был заменен двумя значительно более совершенными. Но самое главное — двигатель получил наддув!

Гоночные автомобили в СССР и попытка попасть в Формулу-1.


Интересно, что после доработок объем мотора уменьшился с 2,5 до 2 литров, но отдача почти в четыре раза превышала мощность серийного ГАЗа (и более чем в два раза — мощность старого рабочего прототипа «Харьков-3»). В конце 1953 года Никитин разогнался на этом одноместном автомобиле до скорости 282 км/ч! Заезд проходил на трассе Симферополь — Джанкой, которую перекрыли для рекорда. На тот момент это была самая быстрая машина на территории СССР. Почти целое десятилетие никто в стране не мог побить это достижение.

А давайте создадим свою Формулу-1. Советскую!


Вернемся к гонкам. После неудачных попыток внедриться в мировую автоспортивную элиту, советские спортивные организации ФАС СССР, ЦАМК СССР и отдельные спортивные клубы стремились приблизиться к международному уровню, разрабатывая свои собственные соревнования. Ближе к 1960 годам были введены регламенты, схожие с настоящей Формулой-1. Специалисты «подсмотрели» также правила проведения гонок, спортивный календарь, виды соревнований и даже классификацию спортивных машин. И в СССР появилась «Национальная серия Формулы-1», характеристики автомобилей которой были подогнаны под мировые стандарты. В ФАС СССР считали, что подобные решения подтолкнут автопромышленность страны к созданию машин уровня Ferrari и Alfa Romeo. А там, глядишь, и до настоящей Формулы-1 недалеко.

Гоночные автомобили в СССР и попытка попасть в Формулу-1.


Но местные производители, развивая линейку серийных машин для гражданских нужд, не спешили выпускать гоночные автомобили. И вместо мотиватора для целой отрасли промышленности советская Формула-1 превратилась в конкурс самоделок. Базой для болидов служили серийные модели, но энтузиасты сами дорабатывали машины и выпускали их поштучно. Первым чемпионом национальной серии стал Валерий Шахвердов на автомобиле ГА-22 (1960 год).

ГА-22

Гоночные автомобили в СССР и попытка попасть в Формулу-1.


Идем на 300 км/ч!


Скоростное достижение Владимира Никитина не оставляло в покое других советских инженеров, специализировавшихся на проектировании сверхбыстрых автомобилей. И в 1960—61 годах, когда небольшие компании энтузиастов трудились над почти любительскими болидами для «Национальной серии Формулы-1», в Московском городском автоклубе под руководством Ильи Тихомирова шла работа над новым прототипом под названием «Пионер». Этот газотурбинный (впервые в СССР!) автомобиль был построен на платформе «Харьков-Л1», но вместо обычного поршневого мотора здесь поселились две двухвальные газовые турбины мощностью по 50 л. с. Коробка передач у машины отсутствовала ввиду способности газотурбинной силовой установки изменять свой крутящий момент в значительно более широких пределах, чем у поршневого двигателя.

Гоночные автомобили в СССР и попытка попасть в Формулу-1.


Первый экземпляр данного прототипа («Пионер-1») был использован в рекордных заездах 1961 года, но больших результатов не достиг. Примерно через год машину модернизировали и назвали «Пионер-2». Мощность каждой турбины выросла до 67 л. с. В 1963 году данный автомобиль разогнали до скорости 311,4 км/ч на дистанции 1 км со стартом с хода. Это был абсолютный всесоюзный рекорд скорости на суше. Официально в России до сих пор не побили это достижение.

Главная задача — опередить американцев


Владимир Никитин принял вызов и в 1966 году начал работать над моделью ХАДИ-7, которая должна была побить рекорд Тихомирова. Но инженеру было отказано в фиксации достижения и поддержке испытаний. Дело в том, что в СССР не осталось мест, где можно было бы обеспечить высокий уровень безопасности для таких скоростей. По этой причине автомобильные ассоциации сконцентрировались на шоссейно-кольцевых соревнованиях, оставив рекордные заезды в стороне. Но Никитин не отступил. Весной 1968 года он затеял со своими студентами грандиозный проект строительства самого быстрого в мире автомобиля, который должен был развивать скорость 1200 км/ч! Конструктор понимал, что сможет добиться поддержки государства только в том случае, если «приправит» свой проект идеей общенационального масштаба. Опередить в чем-то американцев тогда хотел каждый советский школьник, и параллельно с «космической гонкой» разворачивалась рекордная гонка на земле.

Гоночные автомобили в СССР и попытка попасть в Формулу-1.


В проекте по созданию машины, которая сможет развить более 1000 км/ч, приняли участие лучшие студенты Харьковского авиационного и Харьковского художественно-промышленного институтов. В 1969 году американцы высадились на Луну. А через год, когда проект Никитина ХАДИ-9 был только на бумаге, американец Гари Габелич на модели Blue Flame преодолел рубеж в 1000 км/ч. Представить рабочий прототип советские студенты смогли лишь к 1978 году. На ХАДИ-9 установили двигатель от МИГ-19, и Никитин начал испытания. В 1979-м из Америки пришла очередная новость о том, что пилот автомобиля Budweiser развил сверхзвуковую скорость. При этом инженеры и пилоты ХАДИ-9 уверяли, что их машина разгонится до 700—800 км/ч, но вряд ли сможет добраться до цифры в 1000 км/ч. А уж тем более превысить скорость звука (1235 км/ч).

Гоночные автомобили в СССР и попытка попасть в Формулу-1.


ХАДИ-9 с двигателем от МИГ-19

Гоночные автомобили в СССР и попытка попасть в Формулу-1.


История до сих пор умалчивает о том, какой же максимальной скорости удалось достичь на ХАДИ-9. Ходят слухи, что прототип разогнали максимум до 500 км/ч, но подтверждения этому нет. Никитина несколько раз приглашали в Штаты, чтобы посоревноваться с американцами на озере Бонневиль, где проходят гонки на скорость. Приглашающая сторона обещала полностью оплатить поездку, но команде Никитина было неудобно лететь в США на американские деньги, а у самих валюты не было. После ХАДИ-9 погоня за скоростью у советских инженеров практически прекратилась, поэтому официальным рекордом остается достижение Тихомирова.

В Формулу-1 мы так и не попали


Что касается Формулы-1, то она в СССР так и осталась «национальной». Соревнования проходили в различных городах. Летом 1970-го гонки состоялись в Минске. Но до настоящей серии самых престижных автогонок в мире в Союзе так и не дошли.
Июнь 1970 года. «Национальная серия Формулы-1» прошла в Минске

Гоночные автомобили в СССР и попытка попасть в Формулу-1.


Если порыться в архивах, то можно найти некоторые интересные факты, связывающие СССР/Россию с Формулой-1. Так, в 1990 году в Москве презентовали итальянскую команду Life Racing Engines, а в 2005-м на Красной Площади прошел показ автомобиля Jordan-Toyota EJ15. 14 октября 2010 года был подписан контракт на проведение заездов в Сочи до 2020-го. В 2014 году состоялся первый этап Формулы-1 в России. Победителем стал Льюис Хэмилтон на Mercedes. Если не считать англо-российскую команду Marussia F1 Team (существовала в 2012—2014 годах), россияне так и не смогли принять участие в Королевских гонках.


0 не понравился
11 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх