¬ј«-2122 "–ека".

јвтор:
ƒибенко
ѕечать
дата:
2 марта 2016 21:03
ѕросмотров:
2979
 омментариев:
2
¬ј«-2122 "–ека".


¬ј«-2122 Ч экспериментальна€ модель Ђјвто¬ј«аї типа вездеход-амфиби€. ” военных автомобиль получил прозвище Ђ–екаї. — 1976 по 1987 год было изготовлено 27 опытных образцов различных модификаций.

јвтомобиль ¬ј«-2122 был разработан согласно решений  омиссии ѕрезидиума —овета ћинистров ———– по военно-промышленным вопросам (¬ѕ ) є 168 от 29 июн€ 1977 г. и є 280 от 27 августа 1981г. ќднако, первые шаги по разработке этой машины были сделаны значительно раньше. ѕо сути, разработка утилитарного армейского джипа происходила практически параллельно с работами по гражданской ЂЌивеї: в первой половине 1971 года были уже начерчены дизайнерские эскизы военного джипа.
ќднако, в скором времени, на заводе совершенно официально по€вились представители ћќ ———– и совместно с заводскими конструкторами разработали тактико-техническое задание по автомобилю. «адание было утверждено ћинобороной и ћинавтопромом в июне 1972 года. ¬ открытой переписке, включа€ приказы и распор€жени€, проектировавшийс€ автомобиль именовалс€ как Ђавтомобиль дл€ рыбаков и охотниковї, а вот дл€ общени€ с военными опытно-конструкторским работам по этой теме был присвоен шифр Ђ–екаї.

¬ј«-Ё2122 (1976)

–аботами по этой машине, как и по гражданской ЂЌивеї, руководил ѕ.ѕрусов, €вл€вшийс€ тогда начальником бюро общей компоновки. Ѕлагодар€ существованию ЂЌивыї, варианты кинематической схемы дл€ военного джипа практически не обсуждались Ц сразу было решено использовать двигатель и шасси ЂЌивыї 3Ё2121, котора€ к этому моменту уже прошла государственные испытани€.
¬оенные предъ€вили к проекту свои специфические требовани€, в частности, автомобиль должен был уметь преодолевать не только сложные участки бездорожь€, но и переплывать водные преграды. Ёти требовани€ напр€мую отразились на дизайне кузова, а также на конструкции перспективного вездехода. “ак, автомобиль получил довольно интересный и оригинальный дизайн, в котором сразу угадывалась армейска€ направленность внедорожника.  узов был выполнен 2-дверным открытого типа (со съемным м€гким верхом), рамки дверей были съемными, а плоское ветровое стекло откидывалось вперед.

¬ј«-2122 "–ека".


ƒл€ повышени€ ремонтопригодности в полевых услови€х и удешевлени€ производства, наружные панели кузова были выполнены максимально простыми и плоскими. Ѕамперы тоже были выполнены плоскими, что позвол€ло осуществл€ть эвакуацию застр€вшего автомобил€ методом толкани€ бампер в бампер. —зади было установлено стандартное буксирное устройство от Ђ”ј«аї, позвол€вшее буксировать прицепы.  роме того Ђджипї был оснащен двум€ бензобаками, а конструкци€ кузова предусматривала установку носилок. Ќа первом варианте машины тент не имел боковых окон, однако, при испытани€х стало €сно, что обзорности назад катастрофически не хватает, и они были внесены в конструкцию.
 ѕѕ и раздаточна€ коробка плавающего внедорожника были убраны в герметичную Ђваннуї. «оны приводов передних колЄс, т€г рулевой трапеции и места присоединени€ карданных валов к раздаточной коробке были герметизированы специальными резиново-брезентовыми чулками. √лушитель был выведен под днище в районе переднего бампера.
ƒл€ повышени€ проходимости и более уверенного выхода из воды было решено увеличить размерность шин с 6.95Ц16 до 8Ц16 (были использованы шины ¬л»-6, специально изготовленные ¬олжским шинным заводом). “аким образом, ширина шин возрастала со 175 до 205 мм с соответствующим увеличением и внешнего диаметра. ¬ свою очередь, это повлекло увеличение передаточного числа главной передачи до 4,78.

¬ј«-2122 "–ека".

¬ј«-2122 "–ека".


Ћетом 1976 года были изготовлены два первых опытных образца амфибии, получившие обозначение ¬ј«-Ё2122.

√ерметичный кузов позвол€л автомобилю при помощи вращени€ колес передвигатьс€ по воде со скоростью 4,5 км/ч. ƒл€ откачивани€ просочившейс€ в корпус воды автомобиль был оборудован специальным насосом от Ђгазовскихї Ѕ“–ов, а дл€ сброса откачиваемой воды на левом переднем крыле было предусмотрено сливное отверстие. ƒл€ быстрого слива воды после преодолени€ водной преграды в днище был установлен люк-кингстон.
√ерметичность кузова плохо вли€ла температурный режим работы Ђнивовскихї агрегатов, в результате чего они быстро выходили из стро€, легкий кузов не выдерживал серьезных нагрузок. Ќо прототип заказчикам все равно понравилс€, было решено продолжать работу и конструировать второй вариант джипа.
ќчень высоким оказалс€ и уровень проходимости. —равнительно лЄгка€ машина на больших и широких шинах, с достаточно мощным 1,6-литровым двигателем ни в чЄм и нигде не уступала Ђ”ј«-469Ѕї, а в некоторых случа€х (к примеру, на сыпучем грунте) была даже лучше.
ћашина военным очень понравилась. ¬ их глазах такой уникальный набор достоинств ¬ј«-2122, достигнутый на серийных вазовских узлах, перевешивал все недостатки. ѕоэтому было прин€то решение об изготовлении еще двух модернизированных образцов дл€ совместных испытаний.

¬ј«-2Ё2122 (1978)

”читыва€ желание военных продолжать работы по доводке первых образцов ¬ј«-2122, к €нварю 1977 года была сверстана программа доводочных работ по проекту, котора€ велась параллельно с компоновочными и проектными работами.
Ќа этом прототипе конструкторы Ђ¬ј«аї постарались учесть все пожелани€ военного ведомства и избавитс€ от недостатков первой версии: перегрева двигател€ и трансмиссии, поломок в выпускной системе, плохой обзорности, а также проработать несколько других важных моментов, вроде возможности запуска при низких температурах.

¬ј«-2122 "–ека".

¬ј«-2122 "–ека".


ƒл€ улучшени€ температурных режимов работы агрегатов был значительно увеличен воздухозаборник, в кузове были проложены каналы дл€ обдува трансмиссии: воздух, охлаждавший двигатель, по замыслу конструкторов, должен был через двойной пол и стенки кузова выбрасыватьс€ наружу (дл€ чего в задней части, над аркой колеса были сделаны вентил€ционные отверсти€). ќднако, на практике ничего не получилось Ц трансмисси€ по-прежнему перегревалась.

¬ј«-2122 "–ека".

¬ј«-2122 "–ека".


¬торой серьезной проблемой, которую предсто€ло решить конструкторам, €вл€лась слабость кузова автомобил€.  узов второго прототипа был основательно усилен (лонжероны, днище), изменена посадка водител€, конструкци€ передних и задних сидений.

— определением причин выхода из стро€ трансмиссии стало пон€тно, что всю работу предстоит начинать сначала Ц попытка максимальной унификации с "нивовскими" узлами завела проект в тупик. Ѕыло решено создать третью опытную серию, образцы которой предсто€ло проектировать заново.

¬ј«-3Ё2122 (1982)

ќбразцы третьей серии отличались полностью измененной конструкцией - с более компактным и легким кузовом (по габаритам близким к Ќиве), вынесенным за пределы кузова редуктором переднего моста, уменьшенными колесами и двигателем объемом 1,3 л вместо 1,6. ѕервый автомобиль был построен в начале 1982 года, второй - летом (оба защитного цвета). јмфибии проходили испытани€ до конца года.
«амена мотора 1.6 л на более слабый - 1.3 л, была продиктована, прежде всего, необходимостью уменьшить нагрузку на трансмиссию. “акже дл€ этих целей уменьшили передаточное число главной передачи (до 4,44) и укомплектовали внедорожник стандартными Ђнивовскимиї шинами ¬л»-5.

¬ј«-2122 "–ека".


ƒл€ снижени€ массы автомобил€ конструкторами был предложен даже вариант с укороченной до 2100 мм базой, однако, из-за разунификации с базовой Ђнивойї этот вариант был отвергнут. ¬ итоге, было решено уменьшить габариты кузова, отказатьс€ от бензобаков больших объемов и вернутьс€ к стандартному баку от ЂЌивыї. “акже следует отметить, что конструкторами дл€ снижени€ веса автомобил€ было запланировано использование алюмини€ дл€ р€да навесных узлов кузова, однако, фактически по€вились только дуги тента из алюминиевой трубы.
¬ начале 1982 года был собран первый образец третьей серии. ¬торой образец несколько задержалс€ на сборке и вышел из цеха только в середине лета. ќба эти образца (и все последовавшие за ними машины более поздних серий) были окрашены в защитный зеленый цвет.

¬ј«-2122 "–ека".

¬ј«-2122 "–ека".






ќбразцы третьей серии имели двойной пол и двойной правый борт с решЄткой выброса воздуха в задней части (к тому времени уже вы€снилось, что выброс через один борт эффективнее, чем через два, поскольку лучше организован поток воздуха). –едуктор переднего моста был вынесен наружу и закреплЄн на подрамнике кузова. Ёто не только решило проблему его обдува, но и позволило заметно снизить общий уровень вибрации. ”простилось уплотнение передней части днища Ч исчезли брезентовые чехлы приводов колЄс и рулевых т€г, по днищу ниже ватерлинии уплотн€лись только выходы карданных валов, вал рулевой сошки и ось ма€тникового рычага, при этом удалось обойтись без каких-либо сальников.  роме того, днище снизу имело несколько лючков дл€ доступа к агрегатам, закрывающихс€ герметичными крышками с резиновыми прокладками.  онструкци€ уплотнений на этих образцах оказалась настолько удачной, что впоследствии уже почти не измен€лась. –азумеетс€, как на всех амфиби€х, присутствовал типовой клапан-кингстон.

¬ј«-2122 "–ека".

¬ј«-2122 "–ека".


ќтдельного упоминани€ заслуживает тот факт, что нова€ машина, даже с Ђмаленькимиї колесами, так же уверенно развивала на воде 4 км/час.   тому же, маневренность на воде осталась прежней, что позвол€ло уверенно выходить в нужную точку берега даже при наличии небольшого течени€. ƒнище автомобил€ по-прежнему имело сложную конфигурацию, котора€ не позвол€ла его выполнить цельноштампованным. ќно состо€ло из нескольких частей, которые сваривались точечной сваркой (так и предполагалось в будущем производстве), но всегда оставались какие-то щели, через которые могла просачиватьс€ вода. ѕроблема с герметичностью днища не была до конца решена на всех опытных сери€х, зато уже на третьей серии в полости порогов, лонжеронов и на некоторые кожухи пола была введена пена из полужесткого полиуретана. ¬ итоге, кузов получилс€ значительно жестче, полости теперь не заполн€лись водой через негерметичные сварные швы, соответственно, и внутренние панели от коррозии были защищены лучше.
»спытани€ третьей серии образцов, проведенные в 1982 году (включа€ жаркую “уркмению и высокогорье ѕамира), показали, что машина в целом наконец-то получилась. ”странив отмеченные в ходе испытаний недостатки, можно было предъ€вл€ть автомобиль государственной приЄмочной комиссии.

¬ј«-2122 сери€ Ђ400ї (1983)

¬ 1983 году к государственным (приЄмочным) испытани€м были подготовлены три образца четвЄртой серии. ѕо прежней системе обозначений они именовались бы Ђ¬ј«-4Ё2122ї, но на ¬ј«е была введена нова€ индексаци€ опытных серий, поэтому теперь образцы обозначались сери€ Ђ400ї. ¬нешние отличи€, по сравнению с образцами третьей серии, заключались, прежде всего, в переднем воздухозаборнике, получившем существенно меньшие размеры, и дверных окнах с "форточками".

¬ј«-2122 "–ека".


√осиспытани€ были начаты 20 апрел€ и закончены 30 но€бр€ 1983 года. ќбъЄм испытаний составил соответственно 32 и 34 тыс. км плюс 50 часов плавани€ на каждом из образцов. “ретий образец использовалс€ только дл€ проведени€ комплекса лабораторных и лабораторно-дорожных работ.
«аключение госкомиссии гласило: "јвтомобиль ¬ј«-2122 в основном соответствует ““«, государственным и отраслевым стандартам и другой научно-технической документации. јвтомобиль рекомендуетс€ к прин€тию на вооружение и постановке на серийное производство".
“аким образом, хот€ в отчете комиссии было перечислено почти 120 замечаний к автомобилю, государственные испытани€ завершились вполне успешно.

¬ј«-2122 сери€ Ђ500ї (1984)

¬ феврале-марте 1985 года была изготовлена сери€ Ђ500ї, состо€ща€ из дес€ти автомобилей и трех кузовов. ƒвум€ машинами зан€лись заводские испытатели (ведущий инженер-испытатель ¬. отл€ров, инженер-испытатель ќ. “арасов), две попали в 21 Ќ»»ј“ ћќ ———– в Ѕронницы, а шесть других передали на опытную эксплуатацию в военные части: два автомобил€ в ћинск, два Ц в  изыл-јрват (“уркмени€) и два Ц в „иту.

¬ј«-2122 "–ека".


ћного внимани€ при отработке конструкции ¬ј«-2122 удел€лось вопросам безопасности водител€ и пассажиров. Ўтатна€ дуга безопасности, вписанна€ в силовой каркас кузова, надЄжно защищала экипаж при опрокидывании Ц еЄ прочность в 1985 году была подтверждена специальными испытани€ми ("удар в крышу").  роме того, машину с манекенами, зат€нутыми в штатные ремни безопасности, били о бетонный куб со скоростью около 50 км/ч ("фронтальный удар"), а также удар€ли сзади специальной тележкой. –езультаты оказались положительными Ц автомобиль полностью соответствовал требовани€м того времени.
ѕо окончании испытаний, в конце 1985 года все автомобили вернули в “оль€тти дл€ анализа полученных результатов. Ќа этом этапе осталось менее дес€тка мелких замечаний, отраженных в решении √оскомиссии, собравшейс€ дл€ выработки окончательного решени€ по ќ – Ђ–екаї в начале 1986 года. јвтомобиль вполне можно было запускать в производство, но у разработчиков по€вилс€ еще р€д идей по совершенствованию конструкции.

¬ј«-2122 сери€ Ђ600ї (1987)

— учетом имевшихс€ замечаний по автомобил€м 500-ой серии в 1987 году была изготовлена сери€ Ђ600ї, состо€вша€ из трех образцов. Ёта сери€ также была подвергнута полному циклу испытаний, вплоть до десантировани€ с парашютом, по результатам которых снова было подписано решение, рекомендовавшее автомобиль к производству.

¬ј«-2122 "–ека".

¬ј«-2122 "–ека".


ќднако заказчик оказалс€ не способен профинансировать подготовку производства даже на уровне минимально требовавшихс€ 6 миллионов советских рублей (сумма небольша€ по меркам ћќ ———–), которые требовались Ђ¬ј«уї дл€ организации изготовлени€ деталей оригинальных кузовов, комплектующих и общей сборке автомобил€.
»з двадцати семи экспериментальных автомобилей, построенных в ходе работ по ќ – Ђ–екаї, до насто€щего времени сохранилось три экземпл€ра последней серии.

“ехнические характеристики вездехода-амфибии ¬ј«-2122 Ђ–екаї

ћодификаци€ ¬ј«-2122 сери€ Ђ600ї

“ип кузова 2-дв. / съемный верх

„исло мест 4

ƒлина, мм 3714

Ўирина, мм 1678

¬ысота, мм 1680

Ѕаза, мм 2200

ƒорожный просвет, мм 220

ћасса снар€женна€, кг 1200

ћасса полна€, кг 1560

ѕривод полный (посто€нный)

–аздатка 2-ст.

 оробка передач мех 4-ст
.
Ѕлокировка дифференциала есть - межосевого

“ип двигател€ карб.

ќбъем двигател€, л. 1.294

„исло цилиндров 4

ћощность двигател€, л.с. / об. 60 / 5600

 рут€щий момент, Ќ*м / об. 87 / 3400

ѕреодолеваемый подъем, град. 30

ћакс. скорость, км/ч 110


¬ј«-2122 "–ека".



0 не понравилс€
27 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

 омментарии

 
 

 
 
 
Ѕухарик
ƒата:
(2 марта 2016 21:48)
#1
∆аль, что в серию не пошла. ѕлавающа€ Ќива - это вещь!
 
я не грустный, € трезвый
“омска€ область > —еверск [ссылка]
6 / 0
 
 
 
 
 
 
ѕћ
ƒата:
(8 марта 2016 23:15)
#2
отличный и дешевый аппарат! придет врем€, начнут выпуск.
 
вс€кому свое место
“омска€ область > —еверск [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх