Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Автор:
Дибенко
Печать
дата:
24 марта 2016 20:45
Просмотров:
4992
Комментариев:
3
Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.


Все, кто выросли в СССР или хотя бы в 1990-е, наверняка не раз видели неказистый внедорожник ЛуАЗ-969. Но мало кто знает, что этот простейший вездеход для сельской местности изначально базировался на доработанном шасси секретного армейского транспортера переднего края (ТПК), который с середины 1950-х разрабатывал московский институт НАМИ. А когда ученые мужи окончательно запутались в своих идеях, проект этой амфибии передали на молодой Запорожский автозавод, создавший первые работоспособные ТПК ЗАЗ-967, превратившиеся затем в серийные машины ЛуАЗ-967.


ЗАЗ-967 (1962 – 1967 гг.)


С 1962 года исправлением ошибок солидного института и доработкой ТПК занимался конструкторско-экспериментальный отдел Запорожского автозавода «Коммунар». Именно там появились первые прообразы будущих транспортеров с новыми агрегатами и маркировкой ЗАЗ-967, внешность которых изменялась затем почти каждый год.
По основным агрегатам и узлам новые ТПК были унифицированы с серийными «запорожцами», но представляли собой самостоятельную конструкцию, которая легла в основу грузопассажирского автомобиля ЗАЗ-969. В отличие от московских прототипов, на ТПК из Запорожья появились более мощные верхнеклапанные моторы V4 воздушного охлаждения и механизм блокировки дифференциала в заднем приводе.


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Транспортер ЗАЗ-967 с мотором V4 мощностью 22,5 л. с. 1962 год (из архива 21 НИИЦ)


Машины образца 1962 – 1963 годов имели характерную плоскую переднюю панель с горизонтальной барабанной лебедкой и треугольными выемками для малогабаритных фар, два глушителя по сторонам капота с отводами выхлопа вниз, верхний воздухозаборный кожух и запасное колесо на откидном заднем борту. Для управления автомобилем из положения лежа рулевая колонка осталась прежней, дополнительные сиденья складывались в емкости под полом, по бортам крепился шанцевый инструмент.


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Спереди видны центральное положение руля и передняя лебедка


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Грузовая платформа амфибии ЗАЗ-967 с поднятыми трапами-мостками


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

ЗАЗ-967 в сцепе с простым одноосным грузовым прицепом. 1963 год (из архива В. Куранова)


Образцы 1964–1965 годов с суженным передком и глушителем в кожухе на передней панели рядом с лебедкой всё больше напоминали будущие ТПК. Машины двух первых серий снабжали мотором МеМЗ-966 мощностью 22,5 л. с., синхронизированной четырехступенчатой коробкой передач, отключением привода задних колес, колесными редукторами и независимой торсионной подвеской. Доработки и испытания продолжались до ноября 1965 года. По их результатам появились 27-сильные прототипы, ставшие основой серийного варианта ЛуАЗ-967.


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Модернизированный вариант ЗАЗ-967 с суженным капотом. 1964 год (из архива 21 НИИЦ)


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Транспортер ЗАЗ-967 в сцепе с тентованным санитарным прицепом (из архива В. Куранова)


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Зимние испытания доработанного автомобиля ЗАЗ-967. 1965 год (из архива 21 НИИЦ)


На опытных и предсерийных ТПК устанавливалась цельнометаллическая грузовая платформа с бортами и двумя откидными и съемными трапами-мостками. В поднятом положении они служили боковыми бортами-ограждениями носилок или спинками сидений. Компактная лебедка имела червячный механизм с приводом от двигателя посредством двух клиновидных ремней.
На машинах ЗАЗ-967 впервые были опробованы три способа перевозки раненых: на двух боковых носилках, закрепленных поверх бортов и задних колесных ниш, на специальных подстилках на полу кузова или на штатных сиденьях и на полу за водителем. Еще более эффективным считался четвертый вариант доставки двух-трех раненых на одноосном прицепе с откидными бортами и тентом, хотя маневренность мини-автопоезда оставляла желать большего.


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Модернизированный 27-сильный транспортер ЗАЗ-967. 1967 год (из архива 21 НИИЦ)


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Управление машиной ЗАЗ-967 из положения лежа на полу кузова (из архива В. Куранова)


ЛуАЗ-967 (1968 – 1971 гг.)


В 1968 году небольшой Луцкий автозавод, специализировавшийся на утилитарных машинах с агрегатами головного предприятия ЗАЗ, принял к серийному производству армейский ТПК ЛуАЗ-967. Одновременно он поступил на вооружение Советской армии для применения в боевых и санитарных подразделениях при скрытной доставке вооружения, личного состава и эвакуации раненых в непосредственной близости от линии фронта.
Конструктивно ЛуАЗ-967 представлял собой доработанный вариант ЗАЗ-967 с новой пятиступенчатой коробкой передач и водооткачивающим насосом, приспособленный к серийному изготовлению. Среди его технических особенностей были карданный привод задних колес, заключенный в продольную трубу, фара-искатель за лобовым стеклом и вынесенный на переднюю облицовку глушитель в решетчатом кожухе.

Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Первый доработанный образец плавающего транспортера ЛуАЗ-967


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Предсерийный транспортер ЛуАЗ-967 с 27-сильным мотором V4. 1968 год (из архива А. Малюкова)


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Плавающий автомобиль ЛуАЗ-967 в Советской армии. 1969 год


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Водитель в лежачем положении транспортирует одного раненого (из проспекта ЛуАЗа)


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Погрузка на минитранспортер ЛуАЗ-967 двух раненых на носилках


С использованием серийного ТПК военные разработали перспективную программу его расширенного применения. Автомобиль, изначально созданный как санитарный транспортер-эвакуатор, планировалось превратить в эффективный сверхлегкий джип для патрулирования, охранения и разведки, а также многоцелевое шасси для быстроходных боевых машин быстрого реагирования. В опытном порядке на нем монтировали пулеметы, станковый гранатомет, противотанковые ракеты и безоткатные орудия. Все эти добрые намерения так и не вышли из стадии смелых экспериментов.


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Транспортер ЛуАЗ-967 со станковым гранатометом АГС-17М. 1969 год (из архива 21 НИИЦ)


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Пробная установка на ТПК противотанкового ракетного комплекса


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Применение ЛуАЗ-967 в качестве носителя легкого безоткатного орудия




ЛуАЗ-967М (1972 – 1991 гг.)


В 1972-м путем незначительной модернизации ЛуАЗа-967 в Луцке наладили сборку варианта ЛуАЗ-967М. Его серийное производство удалось развернуть через три года. Мощность машины возросла до 37 л. с., что привело к изменениям и усилениям агрегатов трансмиссии, шасси и применению расширенных шин. Другими новинками стали двухконтурная гидравлическая тормозная система и электрооборудование, унифицированные с автомобилями «Москвич» и УАЗ соответственно.


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Модернизированный 37-сильный ЛуАЗ-967М с мотором V4. 1975 год (фото Е. Смирнова)


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Вид сзади на плавающий транспортер ТПК Народной армии ГДР (фото R.Kunkel)


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

ТПК с приподнятым брезентовым тентовым полотнищем. 1981 год


Внешне ЛуАЗ-967М отличался передней панелью кузова с двумя фарами и глушителем, с 1981 года его комплектовали упрощенными съемными тентами-полотнищами. На последних выпусках упразднили лебедку, а задний борт сделали неоткидным. На шоссе ТПК развивал скорость 75 км/ч, на плаву — 3–4 км/ч, запаса топлива хватало на 40 минут движения на воде.


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Применение трапов-мостков на пересеченной местности (кадр из фильма «Автомобили в погонах»)


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Испытания санитарной машины ЛуАЗ-967М на плаву (кинокадр)


В начале 1980-х был разработан транспортный или патрульный вариант ЛуАЗ-967МП, представлявший собой мини-джип, вместо носилок снабженный радиостанцией или легким вооружением. Внешне он отличался наличием переднего бампера, широкими зеркалами заднего вида, защитными фартуками по бокам передних сидений, новым объемным тентом с боковинами и отсутствием возимых мостков. Все эти исполнения тоже остались в опытных образцах. До 1991 года было собрано около 20 тыс. автомобилей серии ТПК, в большинстве — модели ЛуАЗ-967М.


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Патрульно-штабной ТПК ЛуАЗ-967МП с объемным тентом. 1982 год (из архива 21 НИИЦ)


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Установка на ТПК 30-мм гранатомета АГС-17М с боекомплектом (из архива 21 НИИЦ)






ЛуАЗ-972/1901 (1982 – 1991 гг.)


В начале 1980-х годов в Луцке собрали пробные образцы трехосного плавающего транспортера ЛуАЗ-972 с равномерно разнесенными ведущими мостами, которому присвоили военный код «Геолог». Конструктивно от серийного ЛуАЗа-967М он отличался удлиненным кузовом и дополнительной средней парой управляемых и ведущих колес, идентичных передним. Формально автомобиль оставался санитарным ТПК, а фактически представлял собой легкий транспортер вооружения. Его идея возникла в процессе создания двухосных ТПК с системами вооружения, которые планировалось использовать для скрытной доставки боевого расчета с носимым зенитно-ракетным комплексом «Игла». После испытаний ЛуАЗ-972 получил рекомендации по существенной доработке.

Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Опытный трехосный плавающий транспортер ЛуАЗ-972. 1982 год (из архива 21 НИИЦ)


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Военные испытания транспортера ЛуАЗ-972 в 21 НИИИ. 1984 год


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Легкая трехосная машина в процессе преодолевания глубокого рва


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Сравнительные испытания автомобилей ЛуАЗ-972 и ЛуАЗ-967 (кадр из фильма «Автомобили в погонах»)


В 1990 году вариант с модернизированными агрегатами и новым водоизмещающим кузовом был переименован в ЛуАЗ-1901, сохранив шифр «Геолог». К его конструктивным особенностям относились рядный трехцилиндровый дизель мощностью 48–51 л. с., гидропневматическая подвеска от легковой модели ЛуАЗ-1301 и самоблокирующиеся дифференциалы всех мостов. В остроносом герметичном кузове без дверей помещалось четыре откидных сиденья, расположенных в шахматном порядке, или более тяжелое оснащение. До развала СССР автомобиль успел пройти испытания, но вскоре работы по нему были закрыты.


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Трехосный тентованный ТПК ЛуАЗ-1901 для испытаний в 21 НИИИ (из архива 21 НИИЦ)


Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа.

Единственный сохранившийся ЛуАЗ-1901 в Рязанском военном автомузее (фото М. Шелепенкова)




В новых рыночных реалиях ни военные, ни гражданские ЛуАЗы выжить не смогли. В 1990-е предпринималось несколько попыток их реанимирования, но все они остались тщетными.





1 не понравился
24 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
1shustry
Дата:
(24 марта 2016 20:54)
#1
Трехосный шикарен для активного отдыха))) Охота рыбалка)))
[ссылка]
6 / 0
 
 
 
 
 
 
Бухарик
Дата:
(24 марта 2016 21:18)
#2
Да просто по лесу погонять
 
Я не грустный, я трезвый
Томская область > Северск [ссылка]
4 / 0
 
 
 
 
 
 
Barret
Дата:
(24 марта 2016 23:19)
#3
С полигона на таком поехали за пивом в военный городок.
При пересечении защитного рва полигона машина провалилась. Так мы ее вчетвером подняли и вытащили из рва с легкостью.
У дяди был такой гражданский. Каждый раз при поездке по лесу за ягодами ломался торсион, каждый раз разный. Ехать можно было, но сильно трясло.
Короче обычная наша машина в эксплуатации - постоянно требует какого-то ремонта. Если руки не так заточены - не ездец тогда на этой машине.
Томск [ссылка]
4 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх