uCrazy.Ru / Пост о Джими Хендриксе

Пост о Джими Хендриксе

За те мгновенно промелькнувшие четыре года, которые Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) прожил в статусе мировой звезды, он обогатил словарь гитарной техники таким количеством нововведений и усовершенствований, какое и не снилось его предшественникам. Впрочем, последователям тоже...


Биография: За те мгновенно промелькнувшие четыре года, которые Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) прожил в статусе мировой звезды, он обогатил словарь гитарной техники таким количеством нововведений и усовершенствований, какое и не снилось его предшественникам. Впрочем, последователям тоже. Хендрикс не имел себе равных в умении извлекать из своего инструмента невероятную палитру звуков, зачастую никем не слыханных и совершенно неожиданных. Его ураганные звуковые атаки, оформленные со всем виртуозным блеском - он умел играть, держа гитару за спиной, зажимая между ногами, поджигая ее и даже перебирая струны зубами - порой заслоняли его композиторский талант и вокальное мастерство, мешали рассмотреть в нем исполнителя, тонко чувствующего широкую гамму жанров: блюз, рок, R&B. Когда в 1967 году Джими в мгновение ока превратился в международную суперзвезду, он казался марсианином, упавшим с неба. Но реальность была прозаичней: ему пришлось пройти многолетний курс учебы, играя в десятках R&B-групп. В первой половине 60-х он работал с такими грандами ритм-н-блюза и соула, как Литтл Ричарда (Little Richard), Isley Brothers, Кинга Кертиса (King Curtis), гастролируя и исполняя обязанности сессионного музыканта. Но никто из них не был в восторге, когда Хендрикс, принимаясь за дело со всей мощью своего темперамента, просто затмевал остальных участников шоу. Да и самому Джими со временем становилось все теснее на тех второстепенных ролях, которые ему предлагались. Следующим логичным шагом его творческого пути стало начало сольной карьеры в середине 60-х.

Урожденный Джонни Аллен Хендрикс (Johnny Allen Hendrix), появившийся на свет 27 ноября 1942 года в Сиэтле, штат Вашингтон, впоследствии получил от отца другое имя - James Marshall Hendrix. Человек, который возвел гитарное мастерство в ранг высокого искусства, рано взял инструмент в руки и учился играть как одержимый. Он был самоучкой и прекрасно управлялся с гитарой как правой, так и левой рукой. С блюзовым наследием американского юга Джими знакомился, разучивая записи многочисленных исполнителей - от Роберта Джонсона (Robert Johnson) до Би Би Кинга (B.B. King). Еще школьником он начал играть в местных R&B-группах, которые быстро сменяли одна другую. Высшее образование заменила ему армия, где Джими осваивал премудрости парашютно-десантной службы. Именно здесь он познакомился с Билли Коксом (Billy Cox), басистом в мирной жизни, с которым ему предстояло еще не раз встречаться на разных этапах своей карьеры. А пока они создают группу King Kasuals, которую на короткое время попробуют реанимировать, когда вернутся к гражданской жизни. Хендрикс демобилизовался в июле 1962 года, после того как повредил правую лодыжку.

Источником существования и смыслом его жизни становится музыка. В качестве концертного гитариста он много ездит, сопровождая Impressions, Сэма Кука (Sam Cooke), Valentinos и другие команды. Шанс поучиться кое-чему у таких мэтров, как Isley Brothers, Литтл Ричард и Кинга Кертис, он использовал только наполовину: долго выдерживать дисциплинарные рамки было не в его характере. В любом случае, музыкант приобрел огромный профессиональный опыт, бесценный для его будущей сольной карьеры.

К 1965 году Джими Хендрикс уже прочно осел в Нью-Йорке. В октябре он начал подыгрывать соул-певцу Кертису Найту (Curtis Knight) и подписал очень жесткий контракт с его менеджером Эдом Чалпиным. Этот необдуманный договор еще выплывет в будущем. А в июне 66 года Хендрикс, называющий себя уже Джими Джеймс (Jimmy James), собрал группу Rainflowers, которую вскоре переименовал в Jimmy James and the Blue Flames. Квартет изредка выступал в кафе "Wha" на Greenwich Village, где его и заметил Чэс Чандлер (Chas Chandler), бас-гитарист распадающейся группы Animals. Он убедил Хендрикса переехать в Лондон и начать сольную карьеру.

С сентября 1966 Хендрикс уже житель Британских островов. Его менеджерской поддержкой занимается Чандоер в паре с Майком Джеффрисом (Mike Jeffries). Они подбирают музыкантов для бэк-группы - барабанщика Митча Митчелла (Mitch "Mitch" Mitchell) и басиста Ноэля Ридденга (Noel Redding). Называют трио без обиняков - Jimi Hendrix Experience. Завоевать популярность в Великобритании группе не составило никакого труда. Первые же синглы "Hey Joe", "Purple Haze" и "The Wind Cries Mary", изданные на стыке 1966-67 годов, сразу попали в Тор 10. Все они вошли в дебютный альбом "Are You Experienced?", психоделический экскурс Джими Хендрикса.

После сенсационного выступления Jimi Hendrix Experience на поп-фестивале в Монтерей в июне 1967 года альбому была уготована роль однозначного хита и в Соединенных Штатах. Тем более, когда этот феерический шоумен, имея в послужном списке немало блестящих концертов в Англии, отправляется в большой американский тур на разогреве у Monkees. Посетители концертов приветствуют его с нескрываемым восторгом.

"Are You Experienced?" стал феноменальным дебютом, особенно для юного "ветерана" R&B, который так редко пел и, казалось, до появления собственной команды никогда не писал музыку. В первую очередь, по понятным причинам, всеобщим вниманием завладела его исключительно техничная игра на гитаре. Целый арсенал приспособлений, включая новоизобретенные педали; стремительные сольные пассажи, сложнейшие риффы, молниеносные пробежки вверх-вниз по всему регистру - как тут не раскрыть рот от удивления. Эмоциональный диапазон и богатейшая фактура его игры превосходили возможности лучших из современных гитаристов. И только позже приходило осознание, что в лице Джими Хендрикса музыка приобрела еще и яркого композитора с богатым воображением, владеющего всем арсеналом поп-приемов. Ко всем прочим достоинствам у Джими обнаружился талант блестящего блюзового интерпретатора и страстного вокалиста (хотя его хриплый гортанный голос не шел ни в какое сравнение с виртуозной игрой). "Are You Experienced?" был психоделией в ее наиболее эклектичном виде, синтезом поп-стиля, соула, ритм-н-блюза, влияния Боба Дилана (Bob Dylan) и новаторских приемов гитарной техники, которые первыми начали вводить Джефф Бек (Jeff Beck), Пит Тауншенд (Pete Townshend) и Эрик Клэптон (Eric Clapton).

Как ни удивительно, Джими Хендрикс за свою сольную карьеру успел записать только три полномасштабных студийных альбома. В том же 1967 году был опубликован второй альбом "Axis: Bold as Love", а еще спустя год появился двойной LP "Electric Ladyland" (конец 1968-го). По широте охваченных жанров и смелости экспериментов эти работы были еще одним шагом вперед. В частности, записывая "Electric Ladyland", Хендрикс впервые превратил в инструмент студию звукозаписи саму по себе, используя электронику и всю наличную технику, чтобы раздвинуть границы освоенной звуковой территории, в чем ему помогал постоянный звукоинженер Эдди Крамер (Eddie Kramer). Альбомы производили сильное впечатление, хотя в них было больше внешнего эффекта, чем настоящего совершенства, и некоторые песни сами по себе казались полусырыми.

В поддержку вышедшего в декабре 67 года "Axis: Bold as Love" уже в январе 1968 Experience открывают изнурительный шоу-марафон, в рамках которого им предстояло дать 54 концерта всего за 47 дней! Третий студийный альбом "Electric Ladyland", подготовленный к октябрю 68 года, поначалу воспринимался скорее как потакание Хендрикса своим слабостям, но в перспективе всей его карьеры запись выглядит кульминацией творческого пути. Стремясь расширить ограниченный формат трио, он привлекал сессионных музыкантов: Криса Вуда (Chris Wood), Стива Уинвуда (Steve Winwood) и участников Traffic. На альбоме были представлены "Burning of the Midnight Lamp" и "All along the Watchtower", ставшие хитами в Великобритании, а также удивительная композиция "Voodoo Chile (Slight Return)", ставшая уже после смерти автора синглом номер один.

Последние два года жизни музыканта прошли среди тревог и бесчисленных проблем, музыкальных, финансовых и личных, растущих как снежный ком. Образ феерического шоумена, которому Джими Хендрикс обязан был своей молниеносной славой, уже порядком его утомил. Человек крайне импульсивный, он не умел обманывать себя, когда выступления проходили неудачно, а при его сверхзагруженном графике это имело место. К тому же его отношения с басистом Ноэлем Реддингом давно оставляли желать лучшего. С другой стороны, Хендрикс оказался втянут в запутанные тяжбы с менеджерами своих прошлых проектов и рекорд-лейблом (некоторые из них тянулись годами, вызванные опрометчиво подписанными контрактами еще до создания Jimi Hendrix Experience). Юристы надолго были обеспечены работой. Их помощь понадобилась и после ареста музыканта в Торонто за хранение героина. Суд оправдал музыканта, но следствие омрачило не один месяц его жизни.

Отыграв финальный концерт 29 июня 1969 года, Хендрикс распустил Jimi Hendrix Experience и собрал новую команду. В новоявленной Gypsies Sons аnd Rainbows с ним играли Митч Митчелл, басист Билли Кокс, ритм-гитарист Ларри Ли (Larry Lee), перкуссионисты Юма Султан (Juma Sultan) и Джерри Велез (Jerry Velez). Закрывая фестиваль Вудсток'69 с новым составом, Хендрикс отыграл далеко не лучший сет, компенсировав недовольство публики своей знаменитой "пулеметной" интерпретацией американского гимна "The Star Spangled Banner".

В октябре Хендрикс в очередной раз перетасовал свою бэк-группу и, оставив басиста Билли Кокса, пригласил только барабанщика Бадди Майлза (Buddy Miles), тоже чернокожего. Перед его новым проектом Band Of Gypsies стояла задача исследования афро-американских истоков его творчества. Однако здесь его ждала неудача. Ритм-секция Митч Митчелл и Ноэль Реддинг была одной из важнейших составляющих его лучших работ, а новым музыкантам, это касалось главным образом Майлза, так никогда и не удалось подняться до того же уровня. Исключительно по требованию бывшего менеджера Чалпина, который настаивал на выполнении ранее подписанного договора, Джими Хендрикс записал с ними концертный альбом "Band of Gypsys", который отнюдь не стал украшением его дискографии.

Все это время гитарист был нарасхват. На него имели свои виды коллеги-музыканты, рекординговая компания, менеджерская команда - у всех были свои идеи относительно того, чем ему следует заняться в первую очередь. Со времени издания третьего студийного альбома "Electric Ladyland" прошло уже два года и, хотя музыкант постоянно возвращался к студийной работе, издание лонг-плея много раз откладывалось.

Но не только внешние обстоятельства были виноваты в том, что готовящийся альбом надолго забуксовал. К этому приложился и сам Хендрикс. Музыкант как будто попал в заколдованный круг, не в силах подобрать постоянных музыкантов, решить, в каком направлении ему двигаться, довести запись до логического завершения, вместо того чтобы бесконечно джемовать. Проиграв несколько месяцев с Коксом и Майлзом, Хендрикс заменил последнего на своего любимого барабанщика Митча Митчелла. Именно это трио - Хендрикс, Митчелл и Кокс - объезжало страну за страной с концертами незадолго до смерти музыканта. Последние выступления гитариста и певца чаще становились разочарованием для его поклонников: слишком уж расходились ожидания зрителей и его собственные цели. И все-таки финальный выход Джими Хендрикса на сцену в Великобритании - на фестивале the Isle Of Wight - по воспоминаниям очевидцев, был захватывающим зрелищем.

Творческая судьба Джими Хендрикса неразрывно связана с многочисленными слухами и спекуляциями, которые преследовали его всю "звездную" жизнь. Если верить свидетельствам людей, которые близко знали (или утверждают, что знали) музыканта, то из отдельных рассказов складывается исключительно противоречивый портрет. В первую очередь это касается его душевного состояния и творческих замыслов в последний год жизни. По мнению одних критиков, Джими намеревался играть джаз, по мнению других, его манил блюз, третьи считали, что он собирался продолжать давно начатое, четвертые уверяли, что он вообще не понимал, что делал. С такими же разночтениями сталкивается каждый, кто пытается разобраться в обстоятельствах его смерти. В конечном счете, виноваты были - как и во многих случаях и до, и после него - наркотики.

Возвращаясь вплоть до последних дней к работе над своим будущим альбомом, который он собирался назвать "First Ray of the New Rising Sun", Джими Хендрикс закончил свою жизнь в Лондоне 18 сентября 1970 года. Он умер не приходя в сознание по дороге в госпиталь. Последствия приема наркотиков бывают разные - Джими Хендрикс захлебнулся собственной рвотной массой.

За свою 27-летнюю жизнь (он не дожил двух месяцев до 28 лет) Хендрикс оставил невероятное количество студийных записей. Большая часть его наследия, включая концертные материалы, была со временем опубликована. Некоторые из живых альбомов оказались исключительными по качеству, а вот что касается студийного материала, то единодушия тут не было с самого начала. Первые посмертные издания носили хаотический характер (дебютировав подборкой "The Cry of Love"), а с середины 70-х продюсер Алан Дуглас (Alan Douglas) взял эти проекты под свой контроль. Он довольно свободно обращался с наследием Хендрикса, перезаписывая его композиции и дополняя их новыми инструментальными партиями с сессионными музыкантами. В глазах преданных фанов Джими это выглядело святотатством, посягательством на сам дух его работ. Вплоть до 1995 года Дуглас не оставлял своих попыток, пригласив барабанщика Брюса Гэри (Bruce Gary; экс-Knack), чтобы записать новые партии для последней из своих низкопробных компиляций "Voodoo Soup". После многолетних судебных разбирательств и бесконечных слушаний право распоряжаться всем творческим наследием музыканта вернулось к его отцу Элу Хендриксу (Al Hendrix). Произошло это только в июле 1995 года.

При постоянной поддержке Джени Хендрикс (Janie Hendrix), сводной сестры Джими, отец покойного музыканта создал компанию Experience Hendrix и занялся приведением в порядок архивов и всего каталога своего сына. По его поручению, продюсер Джон Макдермотт (John McDermott) и работавший с Джими звукоинженер Эдди Крамер осуществляли контроль над процессом ремастеринга. Им удалось найти все оригинальные мастер-копии, включая те, которые еще никогда не обрабатывались для издания на CD. Наконец, в апреле 1997 года, в 30-ю годовщину с момента появления дебютного альбома "Are You Experienced?", вышли три первые альбома Джими Хендрикса в новой, заметно улучшенной версии. Затем появилась компиляция "First Rays of the New Rising Sun" (так музыкант собирался назвать свой последний альбом), которая была подготовлена на основе трек-листа, составленного самим гитаристом. Далее последовали все новые издания: сборники лучших песен, подборки неизданных треков, записи радиосессий и концертов, включая выступление на сцене Вудстока.

Практически полностью переизданный каталог выдающегося музыканта, подготовленный Experience/MCA Records в 1997 году, подвел некоторый итог в знакомстве с полным собранием сочинений Хендрикса. Но, конечно, его влияние на всю современную музыку давало о себе знать далеко за пределами того, что способны передать средства звукозаписи, даже самые современные. Его виртуозная техника игры владела умами нескольких поколений гитаристов, которые всегда пытались и упорно пытаются ему подражать. Превзойти же его не по силам никому. Гитара, ставшая для Джими Хендрикса продолжением его тела, вознесла его на пьедестал, до сих пор недоступный ни одному смертному.


Пост о Джими Хендриксе




























































Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера
Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера
Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера
23 апреля 2007 11:01
Вернуться назад