uCrazy.Ru / Десятка "плохих" полицейских в кино

Десятка "плохих" полицейских в кино

1. Капитан Хэнк Куинлан — «Печать зла» (Touch of Evil), 1958


Десятка "плохих" полицейских в кино

Отвратительный как внешне, так и внутренне, одутловатый, вечно что-то жующий капитан Хэнк Куинлан десятки лет считался «полицейским светилом Штата». На деле Куинлан годами фабриковал улики, руководствуясь своей знаменитой интуицией, которая помогала ему находить преступников. «— А как же улики? — Найдутся и улики. — А свидетели? — За ними тоже дело не станет». Так Хэнк заработал прекрасную репутацию, но, однажды пойманный за руку мексиканским коллегой Варгасом, полностью утратил контроль над собой. Чтобы опорочить «наглого мексиканишку», Хэнк сначала вступает в сговор с главарем местной мафии, а потом и вовсе доходит до убийств. Гениально сыгранный Орсоном Уэллсом, Куинлан стал самым грандиозным «плохим полицейским» классического кино, настоящим воплощением зла.



2. Шериф Кули — «О где же ты, брат?» (O Brother, Where Art Thou?), 2000


Десятка "плохих" полицейских в кино

Хотя неразговорчивый шериф Кули (Даниель фон Барген) мог бы показаться неказистым заморышем рядом с массивным Хэнком Куинланом, в фильме братьев Коэн он воплощает зло ничуть не меньшее. Запуганные черные вольноотпущенники и беглые каторжники, за которыми Кули охотился на дорогах американского Юга, даже не сомневаются в том, что шериф — сам Сатана, покупающий ночью у перекрестка бессмертные души в обмен на виртуозное умение играть на гитаре. Появлялся он всегда из темноты, в окружении инфернальных факелов; его бладхаунд всегда был готов разорвать виновных на куски; вдобавок мерзкий линчеватель вообще не признавал человеческих законов — что они ему? Но даже на такого «плохого полицейского» нашлась управа: предсмертное покаяние Улисса Эверетта Макгилла (Джордж Клуни) смыло шерифа Кули прямо в бездну — вместе с его псом, шляпой и темными очками.



3. Шериф Уилл Тиссл — «Рэмбо» (First Blood), 1982



В шерифе Уилле Тиссле не было ровным счетом ничего инфернального или мистического: это был самый обычный американский реднек, который просто не любил неряшливых чужаков с длинными волосами. Именно на этом основании Тиссл и не позволил возвращающемуся домой Джону Рэмбо войти в городок Хоуп, а когда тот ослушался, открыл на него настоящую охоту. Тиссл не знал, с кем связывается: молодой герой вьетнамской войны скрылся в лесах, где с ним никто из людей шерифа не мог конкурировать, и оттуда потихоньку с ними расправился. Великолепная роль Брайана Деннехи заставляет сожалеть лишь об одном: в следующих фильмах о Рэмбо этот «плохой полицейский» уже не появляется. Лучше бы все было наоборот и все сиквелы снимались бы именно о нем, а не о гордом сыне индейского народа.



4. Лейтенант — «Плохой лейтенант» (Bad Lieutenant), 1992



Безымянный лейтенант из фильма Абеля Феррары плох настолько, насколько вообще может быть плох полицейский. О «хранить и защищать» он как будто и не слышал. Всё, что существует в его убогом мире: алкоголь, наркотики (которые он отнимает у мелких пушеров или покупает на отобранные деньги), эпизодический разврат и постоянная игра на тотализаторе. Понятно, что такая жизнь до хорошего не доводит: у лейтенанта гигантские долги и «сорванная с петель крыша». Лейтенанту уже угрожают — и мордобоем, и смертью. Впрочем, в отличие от российских коллег до прямого грабежа он не доходит — видимо, это ему просто не приходит в голову. И все-таки даже в душе такого отъявленного мерзавца остается что-то чистое: когда лейтенант узнает о жутком случае в одной из церквей и знакомится с монашкой — жертвой чудовищного изнасилования, в нем происходит глубокий внутренний слом. Поможет ли он ему выбраться — непонятно, зато понятно, что игра Харви Кейтеля в этом фильме заслуживает всех «Оскаров» на свете.



5. Норман Стэнсфилд по прозвищу Стэн — «Леон» (Léon), 1994



Норман Стэнсфилд по прозвищу Стэн (гениальная работа Гэри Олдмана) сильно обогнал своего коллегу-лейтенанта по части ментовского беспредела. Он не только наркоман, но еще и торговец наркотиками, предводитель целой банды. Собственно, Стэн как раз и есть драгдилер, а полицейская работа для него лишь прикрытие. Эксцентричный безумец в элегантном костюме, обожающий Бетховена и постоянно поглощающий «колеса», Стэн способен без малейшего зазрения совести — и с видимым удовольствием — расстрелять целую семью включая женщин и детей. Абсолютно безнаказанный (ведь полицейская работа позволяет прикрывать любые преступления), Стэн, наверное, так и лютовал бы в Нью-Йорке, если бы однажды, по нелепому стечению обстоятельств, не встретил чувствительного наемного убийцу «с принципами».



6. Тедди — «Помни» (Memento), 2000



Не все «плохие полицейские» действуют так шумно, нагло и открыто, как Стэн. Тедди (Джо Пантолиано) из нолановского Memento, злой демон героя фильма — ментального инвалида Леонарда Шелби (Гай Пирс) — годами работал над ним, превращая человека в слепую машину для убийств. Однажды поняв, что Леонард все равно не запоминает совершенных им убийств и не излечивается, даже найдя очередного убийцу своей жены, Тедди стал подсовывать ему все новые и новые жертвы, которых Леонард убивал уже ради каких-то смутных нужд самого Тедди — в том числе, как водится, из-за дел, связанных с наркотиками. Если бы не внезапная откровенность Тедди, уверенного, что Леонард все равно ничего не запомнит, — парень так и остался бы игрушкой в руках «плохого полицейского» до конца своих дней.



7. Дадли Смит — «Секреты Лос-Анджелеса» (L.A. Confidential), 1997



Среди героев неонуара Кертиса Хэнсона по роману Джеймса Эллроя хороших полицейских нет вообще. В фильме, начинающемся с массового избиения заключенных полицией, один герой — беспринципный карьерист (Гай Пирс), другой — проныра, продающий свежие полицейские новости бульварной газетенке (Кевин Спейси), третий — брутальный и невоздержанный вышибала (Рассел Кроу), которого можно использовать по любому назначению. Одни полицейские сдают других начальству, другие — убивают ради героина, третьи убивают тех, кто убивает, и так далее. Но все они лишь разыгрывают сложносочиненную партию, придуманную главным «плохишом» — шефом полиции Дадли Смитом (Джеймс Кромвелл), манипулирующим сотрудниками в своих личных преступных целях. И если большинство главных действующих лиц к концу фильма как-то осознают всю порочность своего поведения, то Смит не из таких — и готов всадить пулю в грудь любому, кто встанет на его пути.



8. Алонзо — «Тренировочный день» (Training Day), 2001



Белый парнишка Джейк (Итан Хоук) добровольно решил перейти из скучной патрульной службы в управление по борьбе с наркотиками. Настоящая полицейская работа — не у дороги стоять! Его гидом по черным кварталам Лос-Анджелеса в первый же тренировочный день оказался милейший ниггер Алонзо, с толстенной цепью (хорошо хоть — не золотой) и крестом на шее. Начал Алонзо с довольно скользких шуточек, потом заявил, что Джейку просто необходимо срочно курнуть (как сотруднику управления по борьбе с наркотиками), но вскоре перешел и к изложению своей нехитрой философии. В мире есть волки и овцы: чтобы спасти овец, надо убить волков, но для этого придется и самому стать волком. Периодически завывая и озвучивая главный лозунг всех полицейских бандитов («мы полицейские, нам можно все!»), этот белозубый красавец, гроза всего района (его сыграл неожиданно прекрасный в отрицательной роли Дензел Вашингтон), умудрился незаметно затащить Джейка в такой расклад, что спасла парня только счастливая случайность.



9. Капитан Журов — «Груз 200», 2007



Рожденный жуткой фантазией Алексея Октябриновича Балабанова милиционер Журов — пожалуй, самый страшный из всей этой компании. Журов не какой-нибудь меркантильный бандит или злоупотребляющий властью мелочный тиран. Он — маньяк, причем маньяк, даже не испытывающий удовольствия от своих злодеяний. Практически бессловесный, разговаривающий короткими, отрывочными командами, Журов вообще не человек — скорее он робот, порожденный в недрах безответственной, бездушной, издыхающей, импотентской советской системы; метафора самого общества без совести и бога.



10. Участковый Семен Годеев — «Сумасшедшая помощь»



Участковый Семен Годеев из «Сумасшедшей помощи» Бориса Хлебникова — в определенном смысле младший брат Журова. Он так же бессловесен, так же лишен каких-то чувств или мыслей. Единственное, что гложет метафизического противника героев «Помощи», — параноидальный страх увольнения с работы (на которой Годеев, конечно же, вовсе не работает). Продлят ли ему срок службы, и если нет, то по какой именно статье уволят? Распространяющий вокруг себя трупный запах, Годеев уничтожает и высушивает все вокруг. Чудовище, порожденное уже не старой, «советской», а новой — и такой же советской — системой, в итоге забивает до смерти беззащитного старика в слепом приступе ярости — и спокойно идет дальше по своим делам. В некотором смысле Годеев даже страшнее Журова: маньяки — это все-таки еще редкость, а вот таких участковых у нас в стране тысячи и тысячи (с майором Дымовским у Годеева и вовсе портретное сходство).
3 июня 2010 10:30
Вернуться назад