uCrazy.Ru / Легенда о Папессе

Легенда о Папессе

Легенда о Папессе


Что это за слово то такое "Папесса" ?!

Вот оказывается, какая есть интересная историческая загадка.

Или все такие не загадка ?


Многие века существует легенда, что под именем Иоанна VIII в середине IX века папский престол в Ватикане несколько лет занимала женщина - папесса Иоанна. Настоящее существование этой женщины представляется сомнительным, но не рассказать эту историю бы несправедливым - такого рода известность женщины уникальна. С другой стороны, если возникла и жила в веках такая легенда, значит, «это кому-нибудь нужно». Сама История в этом случае разрешила женщине присвоить самый высокий ранг — быть духовным пастырем народов. История папессы Иоанны является одной из самых известных средневековых легенд.

В Средневековье в существовании папессы не сомневалось даже католическое духовенство, а в кафедральном соборе Сиены среди резных бюстов Римских пап некоторое время было и её изображение. Серьезные сомнения в существовании папессы католическая церковь стала высказывать только в XVI веке. В наши дни мнение Ватикана однозначно - папесса Иоанна всего лишь наглая выдумка с целью скомпрометировать Римских пап!

Так ли это, теперь уже разобраться крайне сложно. Если это и легенда, то она столь необычна, что о ней стоит рассказать.

Впервые о папессе заговорили в 1276 году по очень странному случаю: по смерти Адриана V новый папа принял имя Иоанна XXI, а не XX, как ожидалось по хронологии. По одним предположениям, «исчезнувший» папа тотчас же по избрании был немедленно смещен своими противниками, по другим, он оказался женщиной и потому о нем деликатно постарались забыть. Во всяком случае, Иоанн XXI по каким-то соображениям посчитал нужным восстановить истинную хронологию и ввести в список «недостающий номер».

Слухи о папессе распространялись с невероятной быстротой, в том числе и многие подробности ее биографии.

Мы не знаем, была ли она благородных кровей, богатой или красивой. Предполагают, что она родом из Англии, о чем свидетельствует ее имя – Иоанна Ангеликус - Johannes Angelicus. Затем жила в Майнце. Единственное, что несомненно – она была любознательна и умна, хотела учиться, что в ту эпоху для женщины было не так-то просто - церковь запрещала. Согласно одной легенде ее отцом был миссионер, с которым она постоянно разъезжала. Возможно, именно тогда он и понял, что мальчик – помощник и продолжатель его религиозных миссий, намного лучше, чем девочка - будущая женщина-соблазнительница, рассматриваемая церковью как зло. И Иоанна начала переодеваться в мужское платье. После смерти отца, по-прежнему оценивая все преимущества мужского костюма, она более с ним никогда не расставалась.

Согласно другой легенде, получив начальное образование, она захотела продолжить учиться, что было доступно во времена средневековья только мужчинам и опять её выручает мужское платье.

Идея «мужчины» стала, видимо, единственно спасительной для Агнессы. Миссионер умер, пожелав, чтобы его похоронили в родном городе. Путь предстоял неблизкий, а девочке-подростку (ей тогда было ок. 14 лет) не на кого было положиться в дороге. Тогда она решила, что ей вполне по силам роль юноши, который, по крайней мере, будет избавлен от приставаний. Действительно, участь Агнессы, одинокой, брошенной без средств к существованию, бездомной, представлялась весьма печальной.

Агнесса решила навсегда остаться «мужчиной» – ведь женщинам не дозволялось учиться даже чтению и письму, а девушка унаследовала от просвещённого отца тягу к знаниям и намеревалась продолжить образование. Бродя по Европе, она попала в монастырь близ города Фульда, естественно, в мужской, под именем Иоанна Ланглуа. Это придуманное имя Агнесса сохранила навсегда. Аббат монастыря поразился эрудированности юного странника и с радостью взял его в послушники.

Новый послушник оказался работоспособным и образованным. Агнесса сразу стала выделяться среди братии своими познаниями и умом. Но девушке исполнилось уже шестнадцать, и природа взяла свое, обратив ее взор на красивого монаха, да и трудно было, наверное, устоять, находясь постоянно среди такого количества молодых мужчин.

В такой странной ситуации Агнесса воспользовалась чисто женскими «штучками». Она начала с того, что откровенно рассказала молодому человеку всю свою жизнь, познакомила его со своими прелестями и постаралась стать его верной подругой. Монах не стал долго сопротивляться. Теперь братия видела двух своих сотоварищей неразлучными: на трапезе, на прогулках, в монастырской церкви. Вскоре нежная дружба молодых людей показалась подозрительной. Слежка открыла истину, любовникам грозил костер, но они покинули монастырь и отправились в греческий Афон – там находились лучшие духовные семинарии Европы.

Несмотря на близость любовника, девушка не отказывается от мужского костюма, понимая, что она сможет реализоваться, лишь играя роль противоположного пола. В дороге её возлюбленный заболел и умер. Иоанна вновь осталась совершенно одна, но ей как-то удалось самостоятельно добраться до Афона и выучиться на богослова.



Во Франции Агнесса участвует в публичных теологических спорах и вызывает восторг «сильных мира сего» — герцогинь, аббатов, ученых. Налаживаются необходимые связи. Видимо, тогда у девушки и созрел рискованный план – сделать карьеру в самом Риме, сердце Христианства и столице общественно-политической жизни Европы.
В «вечном городе» Агнессе ничего не стоило завязать знакомства с представителями папского двора благодаря своему уму и изворотливости. Тем более что в своем большинстве священные особы были не слишком хорошо образованы.

Иоанн Ланглуа получает при римской курии место нотария, должность весьма почетную. Говоря современным языком – это должность ответственного секретаря при папе. Она заведовала его кабинетом, финансами, поддерживала отношения с иностранными дворами, принимала прошения, словом, была душеприказчиком папы. В трудностях нового дела Агнессу выручали и преимущества женского характера, данного ей природой, и достоинства мужского, так удачно воспитанного ею самой. Папа Лев IV неоднократно выражал свое удовольствие деятельностью нотария Иоанна.

Аппетит приходит во время еды. Агнесса уже не видит препятствий, чтобы добиться самого высокого положения. Кардинальский сан, удачная служба и уважение всего Рима за блестящие богословские поучения указывали прямой путь к папскому престолу.

И вот уже Иоанна облачается в кардинальскую мантию. Следующий шаг – кардинал курии, то есть архиерей высшего ранга, член папского совета.

В 855 году умер папа Лев IV. Рассказывают, что перед смертью Лев IV представил Иоанна Ланглуа как единственного своего наследника. Как это часто бывает, враждующие группировки не смогли поделить власть и избрали папой самого молодого члена совета, который со всеми ладил и отличался образцово-показательной набожностью. Так на святой престол взошёл Иоанн VIII.

Царствование папессы Иоанны оказалось недолгим. Время скрыло деятельность Иоанны за период своего понтификата – провела ли она реформы, направленные на укрепление могущества церкви, приструнила ли старых кардиналов, погрязших в интригах и заговорах, привнесла ли что-либо новое в католическую доктрину. Но можно не сомневаться, что Иоанн VIII был одним из самых энергичных и интеллектуальных наместников Бога на земле.
В конце 855 года ей даже удалось уговорить немецкого императора Лотара I постричься в монахи, чтобы искупить преступления, совершенные им за годы долгого правления.



Обман, наверное, так никогда бы и не раскрылся, если бы не странная случайность. Папесса забеременела. В это трудно поверить. Зачем женщине, достигшей такого положения и с таким трудом ведущей двойную жизнь, рисковать?

Есть версия, будто Агнесса вступила в связь с капелланом латеранского дворца (местожительство пап до переезда их в Авиньон), чтобы заставить его замолчать, так как молодой человек каким-то образом установил подлинный пол Иоанна VIII.

Широкие складки сутаны, конечно, скрывали изменившуюся фигуру Агнессы, но на время родов нужно было спрятаться где-нибудь подальше. Помог ее любовник. Он объявил о болезни папы и пообещал Агнессе позаботиться о будущей малютке. Однако провидение решило иначе. В начале девятого месяца, когда показываться публично стало совершенно невозможным, в Риме началась эпидемия. Народ требовал, чтобы папа совершил крестный ход, надеясь молебном умилостивить Творца. Бедная Агнесса металась в ужасе, не зная, что предпринять. Она сколько возможно пыталась оттянуть действо, ожидая со дня на день разрешения от бремени, но ропот и недовольство римлян заставил женщину покориться обстоятельствам.

20 ноября 857 года с День Вознесения Господня с утра стояла чудесная погода, и жители высыпали на улицу, желая принять участие в торжестве. Праздничная процессия чинно продвигалась от Колизея к базилике Святого Климента. Вдруг у Иоанны начались преждевременные схватки. Когда шествие тронулось, люди увидели, что святой отец, поддерживаемый кардиналами, едва переставляет ноги. Агнесса двигалась машинально, с трудом понимая происходящее. На глазах у всего Рима побледневший понтифик вдруг упал, стал кричать и корчиться в муках. Толпа окружила папу. Изумленным римлянам предстало ужасное зрелище: Иоанн VIII, со страдальческими стонами распростертый на земле, бился в предсмертных судорогах, а рядом с ним лежал окровавленный трупик ребенка.

Долгое время на месте смерти папессы стояла часовня, построенная благодарными римлянами за мягкое и спокойное правление Агнессы. Однако духовенство стремилось уничтожить память о самозванке, и со временем часовня была разрушена, а могильная плита с места упокоения папессы исчезла.

Вот, собственно, сама легенда.


Главный документ, на котором основана эта история, приписывается Мартину Полонию (Мартину из Опавы), доминиканскому монаху XIII века. И написан он более чем через 400 лет после сроков предполагаемого понтификата.

Мартин фон Траппау, более известный как Мартин Полоний (по его польскому происхождению) был священником, приближенным к Папе. Проживая в Риме, он имел уникальный доступ к ватиканским архивам, так как работал над книгой по истории папства. Должность Мартина - священника при Папе - придавала книге полуофициальный статус в христианском мире. Она стала достаточно авторитетным трудом по истории папства и использовалась в различных учебных заведениях. Ни доказать, ни опровергнуть достоверность этой легенды теперь уже невозможно, но эта легенда уже давно живет своей собственной жизнью.

В 1601 г. папа Климент VIII особым декретом объявил легенду о папессе Иоанне выдумкой.

Легенда о Папессе


Как видите, наша героиня наделала много шуму в мужском мире религии, завоевывая право женщины на образование, а также доказывая, что и женщина может занять подобающее место в обществе, да и в в политике.

Первый источник, сохранившийся до наших дней, где упоминается об этой таинственной деве - «De septem donis Spiritus Sancti» - «Семь Даров Святого Духа». Автор - Этьен Бурбонский. Герой его повествования знал граммоту, много читал, начал переписывать книги. В ту эпоху, когда о книгопечатании еще никто не догадывался, перепись книг была доступна только привиллегированным особам, получившим духовное образование. Обладая почетным званием книжника, он становится нотариусом при дворе папы, а позже и избирается Папой. Автор не упоминает имени своего героя, но дает понять, что речь идет о женщине, так как во время одной из ритуальных процессий она родила. Разъяренные церковники забросали ребенка камнями, она умерла также.

Особое место занимает «Хроника Пап и Императоров» - «Cronicon pontificum et imperatorum», появившаяся в 13 веке, написанная доминиканским монахом Мартином из Тропау, где он довольно подробно рассказывает о некой Жанне, родившейся в 822 году. Она Англичанка, но родилась в Майнце. Автор предполагает, что ее родители были эмигрантами, покинувшими в свое время Англию. Далее он повествует, что Жанна влюбилась в ученого монаха бенедиктинца. Он принадлежал к одному из самых грамотных монашеских орденов, а сегодня слово - «бенедектинец» приобрело второе значение – ученый, эрудит. Подталкиваемая любовью к мужчине и к знаниям, она сопровождает своего возлюбленного в Афины, переодевшись в монашеское платье. Преобретя обширные познания по истории, ораторскому искусству, философии она едет в Рим, где вскоре становится координалом, а затем и Папой.

Можно предположить, что с 10 по 14 век факт существованя Папессы Иоанны не вызывал ни у кого сомнения. Тем более, что в эту же эпоху появилось довольно-таки не обычное кресло для высокопоставленных католических чинов: епископов, архиепископов и даже для Пап. В центре сидения было небольшое отверстие ... Странным образом, но кресло стало элементом особого ритуала и использовалось только в момент принятия святого сана. Не трудно догадаться, для чего. Именно так в ту далекую эпоху предполагалось проверить половую принадлежность избираемых духовных лиц. Казалось, церковь боялась ошибиться еще раз. Ритуал просуществовал до 15 века, а кресло и сегодня находится в одном из музеев Рима. Ситуация начала меняться с начала 15 века и это объяснимо. Приближалось Великое Возрождение – Ренессанс. Понемногу церковь теряла свои позиции, уступая место Эпохе Просвщения. Великие вольнодумцы – Вольтер, Руссо, Свифт ...

Историю Папессы Иоанны не забыли, но неожиданно она приняла несколько иной оборот. Наконец-то предоставилась возможность посмеяться над католической церковью, не сумевшей отличить женщину от мужчины. Но не только... Женщина, о которой писали средневековые хроникеры независима, целеустремленна, образована, умна. Она ничем не отличается от мужчины. Это был нестоящий вызов схоластическим нормам средневековой церкви. История Папессы Иоанны превращается в легенду.



На сегодня так и не выяснен вопрос о правдоподобности этого образа. Одни пишут о ней, как о вымышленной личности, вошедшей в историю благодаря романтической легенде, другие называют ее авантюристкой, а третьи посвящают ей свои литературные творения: стихи, прозу, пьесы, киносценарии.

Даже если это и Легенда, кто ее автор? Вероятно, все-таки мужчина, живший в далеком средневековье и мечтавший об идеальной женщине: красивой, смелой, умной, женственной, иногда провокационной и не боящейся любить.
2 ноября 2015 11:39
Вернуться назад