uCrazy.Ru / Конкистадор де Эстрада

Конкистадор де Эстрада



Про конкистадоров мы знаем много. Мы все слышали о тех, кто огнём и мечом покорил Новый Свет во имя Святого Якова, Испании и жажды золота. Идальго, которых ничего не держало на родине, устремлялись на запад, чтобы обрести славу, богатство и величие, они стали героями книг и фильмов.
На слуху и имена самых известных из них. Педро Альварадо, Эрнан Кортес, Франсиско Писарро, Васко Бальбоа, Диего Веласкес – ниспровергатели империй, честолюбивые авантюристы, жестокие фанатики и, возможно, последние настоящие рыцари. Да, эти господа были крайне противоречивыми личностями. Их можно ненавидеть, ими можно восхищаться, но равнодушно относиться к ним сложно.

Но среди имён известных конкистадоров есть одно, которое неизвестно почти никому. Правда и вымысел, окружающие конкистадора по имени де Эстрада, переплелись настолько, что сложно отделить одно от другого. Но даже с учётом возможных домыслов личность де Эстрада крайне любопытна. Ведь мало кто сможет пережить гонения на евреев в Испании, бежать оттуда в Новый Свет, выжить в кораблекрушении, оказаться в племени местных индейцев, продержаться там, затем присоединиться к Кортесу в его завоевании Мексики, пережить Ночь Слёз (что достойно отдельного рассказа), а потом ещё и жить сравнительно долго и счастливо?
Начать рассказ можно с небольшой зарисовки. Она не претендует на достоверность, но, за неимением более подробных свидетельств, можно воспользоваться ею.
Итак, примерно 1512 год. Диего Веласкес ведёт свой отряд по золотистым пескам кубинского побережья. В месте, которое сейчас называется провинция Матанса, он находит останки прошлогодней резни, которую учинили индейцы прибывшим испанцам. О том, что именно случилось здесь, позднее расскажет как раз де Эстрада. А сейчас испанцы, ведомые гневом и местью, следуют вдоль реки, разыскивая индейцев. Ни Диего Веласкес, ни его люди уже не ожидают встретить выживших. Но…

Конкистадор де Эстрада

Диего Веласкес


Загорелая женщина, цветом кожи почти неотличимая от индейцев, с правильными и привлекательными чертами лица бросается к испанцам, которые тем временем методично истребляют индейцев. Эта женщина одета лишь в набедренную повязку, но от прочих женщин этого племени её отличают богатые украшения. Возможно, это наложница касика, вождя, и это предположение подтверждается позднее, со слов самой женщины.

— Меня зовут Мария де Эстрада! Я испанка!

— Во имя Святого Якова, женщина! Что ты здесь делаешь?

Да, нашу героиню зовут Мария. Женщина, которая бежала в Новый Свет от преследований инквизиции и которая станет конкистадором под началом самого Эрана Кортеса.

Ранние годы жизни Марии покрыты тайной. Есть разрозненные свидетельства, которые порой противоречат друг другу. Я постараюсь собрать цельную картинку из тех небольших кусочков мозаики, что можно найти в заслуживающих доверия источниках.

Мария родилась где–то в конце 1480–х в еврейской семье. Поэтому, вероятнее всего, её настоящее имя – Мариам. Её воспитывал её дед, который являлся то ли раввином, то ли врачом. Возможно, даже, он совмещал оба занятия. Но в 1492 году иудеев, которые давно были бельмом на глазу католической церкви и христианнейших монархов Фердинанда и Изабеллы, поставили перед выбором: либо принять христианство, либо в кратчайшие сроки убраться из новой объединённой Испании. Про изгнание евреев я потом, наверное, напишу отдельно, но можете поверить – это была одна из самых трагичных и жестоких страниц в истории Европы. Впрочем, Испания того времени вообще была очень суровым местом.

Дед Мариам, конечно, пытался спасти свою малолетнюю внучку от преследований инквизиторов. Похоже, что он отдал её знакомой цыганке, для того, чтобы спрятать девочку от бдительных блюстителей испанских духовных скреп. Это объясняет, где девочка научилась сражаться и отчаянно цепляться за свою жизнь. Мария де Эстрада, взявшая себе новое имя, не стеснялась пустить в ход кинжал, когда дело касалось её жизни или чести. Этот взрывной нрав послужит ей добрую службу позднее.


Мария де Эстрада


Но сейчас Мария сидит в тюрьме. За что? Либо за убийство, что вполне согласуется с бешеным нравом юной бродяжки, либо за еврейство. Так или иначе, наказание одно – смерть.

Смерти можно было избежать, если бы Мария согласилась отправиться в Новый Свет в качестве колонистки. Ну и, естественно, она соглашается. Идёт 1510 год, Марии около 25 лет, возможно, чуть меньше.

Сразу предупреждаю: вот конкретно эта часть с тюрьмой вызывает у меня сомнения. При колонизации Нового Света Фердинанд и Изабелла, что типично для них, крайне рачительно относились к моральному облику поселенцев. Так, Николасу де Овандо, главнокомандующему Индий, было строго–настрого запрещено брать с собой «мусульман, еретиков, евреев, конверсо (евреев, насильно крещённых)» и прочие ненадёжные элементы. Так что, либо Марию обвинили в банальном убийстве, либо она сумела доказать свою благонадёжность в качестве доброй католички, либо она, в придачу к своим прочим достоинствам, умудрилась совершить побег из тюрьмы и колонии были для неё в таком случае лучшим местом залечь на дно. Этот вариант слишком невероятен, хоть и романтичен, поэтому я предпочитаю думать, будто наша Мария де Эстрада сидела за слишком буйный нрав. Это косвенно подтверждается и слухами о её беременности: может, она убила насильника?

Итак, корабль плывёт на запад, по маршруту Севилья – остров Куба. А дальше – кораблекрушение.

Похоже, что корабль сел на мель на территории злосчастной провинции Матансас. О дальнейшем рассказывает хронист той эпохи Берналь Диас дель Кастильо. История типична: тридцать мужчин и две женщины с корабля были предательски убиты местными индейцами, все – за исключением трёх обращённых в рабство испанцев и нашей героини, которая приглянулась касику за свою внешность. Между прочим, провинция Матансас в своём названии до сих пор несёт отсылки к этому происшествию – matanza в переводе с испанского означает «убийство».

Мария де Эстрада стала наложницей касика надолго, пока её не освободили конкистадоры Веласкеса. Марию отвели в деревеньку Тринидад, где она вскоре вышла замуж за рыцаря по имени Педро Санчес Фарфан.


Эрнан Кортес


А теперь начинается самое интересное. Её муж в 1519 году присоединяется к экспедиции Кортеса в Мексику, который как раз набирает людей в Тринидаде. Не знаю, как удалось Марии убедить Педро взять её с собой, но, когда отряд конкистадоров отправляется за славой и добычей в империю ацтеков, Мария де Эстрада следует за ними. И нет, не в качестве кашевара или медсестры (XVI век, какие вообще медсёстры?), а с мечом и щитом.

Приключения Кортеса и его товарищей описывать – времени уйдёт уйма, там и про осаду Теночтитлана, и про девушку Малинче, и про Ночь Печали и маньяка Альварадо можно исписаться. Но пока что мы следим за Марией де Эстрадой.

Тридцатилетняя женщина в качестве рядового солдата сопровождает Кортеса, когда тот входит в Теночтитлан, столицу империи ацтеков. Сначала всё шло нормально: император Монтесума впустил испанцев к себе, проводил много времени с Кортесом, тот учил стрелять императора из аркебузы. А потом Кортес отлучился, а Альварадо в очередной раз временно сошёл с ума и всех поубивал.

И была Ночь Слёз. Когда испанцы и их индейские союзники (от которых толку было чуть) прорывались через враждебный город, где на них накатывались волны ацтеков, жаждущих отомстить чужакам за смерть императорской семьи. Это было самое страшное сражение для испанцев в истории их завоевания Нового Света. Как минимум каждый второй не пережил это отступление, но не каждого второго звали Мария де Эстрада.

— Нехорошо, сеньор капитан, — обратилась она в ту ночь к Кортесу, — что жёны оставляют своих мужей в одиночку умирать на войне, там, где умирают они, должны умереть и мы. Так покажем же индейцам, что среди испанцев даже женщины готовы сражаться!


Мария де Эстрада


С обнажённым мечом Мария де Эстрада пробивалась к спасению. Она оказалась одной из немногих выживших в Ночи Слёз. Её муж, Педро Фарфан, тоже спасся.
Дальше была битва при Отумбе, где вновь с боевым кличём «Сантьяго!» Мария билась с индейцами, наголову разбив их армию. За Ночь Слёз Кортес отомстил сполна, когда год спустя захватил Теночтитлан уже окончательно – и вновь Мария де Эстрада сражалась вместе с одним из самых прославленных конкистадоров. А вскоре Мария вела уже собственное войско к городку х*еапан (гусары, тьфу, кабальерос, молчать!), где разгромила индейцев, уже навсегда закрыв свой счёт с теми, кто посмел встать на её пути.

Еврейка, выросшая на улицах Толедо среди цыган, получила титул и земной надел, где и провела остаток жизни с Педро Фарфаном, а после смерти того – с Алонсо Мартинесом. Хронисты и историки: лас Касас, Дуран, Диас дель Кастильо, Камарго – все они так или иначе упоминают отважную женщину, прекрасно владевшую мечом и копьём, не боявшуюся ни индейцев, ни инквизицию, ни самого дьявола.
18 февраля 2016 10:00
Вернуться назад