Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
13
1
1
bahbok
На uCrazy 16 лет 6 месяцев
Фильмы и трейлеры

ЧТО НАША ЖИЗНЬ? ТЕЛЕИГРА!


продолжаю посты от фантастов о кинематографе. заранее предупреждаю - много чтива.
этот пост не тапки, так что в комментариях прошу не с*ать (или же аргументированно)
благодарю за внимание.
"ЧТО НАША ЖИЗНЬ? ТЕЛЕИГРА!"
На фоне реалий масс-медиа футуристические сюжеты фильмов на эту тему не кажутся фантастикой.
В большинстве своем мы люди порядочные и воспитанные, но стоит нам превратиться в телезрителей, как - откуда что берется! - из нас начинают лезть всякого рода пороки и низменные страсти. Мы хотим в одночасье "стать миллионером", подсматриваем в "окна" и злорадствуем над "слабым звеном". При виде сталкивающихся болидов на гонках "Формулы-1" в наших глазах появляется азартный блеск, зато имитация насилия в боях "титанов рестлинга" вызывает пренебрежительную улыбку: когда "понарошку" - уже не интересно! Увы, именно поэтому самыми рейтинговыми "сериалами" становятся телерепортажи о захвате заложников или "точечных бомбардировках".

Скажем прямо, увидеть в массовых коммуникациях стихию вселенского масштаба, способную манипулировать сознанием миллионов и миллиардов, классическая фантастика не смогла до тех пор, пока эти коммуникации действительно не стали массовыми. Даже после появления кино и радио фантасты готовы были предположить, что для гипнотического воздействия на толпу скорее подойдут электромагнитные импульсы, чем передаваемые с их помощью сообщения. Впрочем, уже в немом кино начали появляться сюжеты о том, как экранная реальность вторгается в "живую жизнь". Была ведь, например, картина "Закованная фильмой" (1926) по сценарию Маяковского, где сам Маяковский играл художника, влюбившегося в сошедшую с экрана балерину (Лиля Брик). Фантастическая драма с несчастливым финалом (героиня возвращалась на экран) и экспрессионистскими метафорами (у просвечиваемых киноаппаратом обывателей вместо сердец обнаруживались шляпки, ожерелья, карты, бутылки и т.д.), наверное, сегодня показалась бы примитивной. Но так ли далеко от нее ушел совсем свежий голливудский хит "Симона"?

Историю о стареющем неудачнике-режиссере (Аль Пачино), который, не сумев заманить в свой новый фильм настоящую "звезду", снимает в главной роли компьютерный фантом, виртуальную красавицу, можно признать забавной и остроумной. Действительно, забавно, что бесплотная "комбинация пикселей", электронная картинка становится кумиром для зрителей нескольких континентов, получает "Оскар" и даже вмешивается в личную жизнь своего создателя. Но, положа руку на сердце, надо признать, что подобный сюжет мог претендовать на звание "взгляда в завтрашний день" годах эдак в 60-х прошлого века, сегодня же он просто популяризирует реальные возможности масс-медийных технологий. Виртуальные кинозвезды - это уже реальность современного кинематографа, пусть и не ординарная и очень дорогостоящая. Если же заглядывать в завтра, то надо предвидеть тиражирование кибер-кумиров для "бытового" массового потребления. Завтрашний день - это даже не виртуальная, а кибернетическая Симона ("Николь Кидман", "Деми Мур", etc.), которую, как автомобиль, по приемлемой для себя цене сможет приобрести потребитель с разным уровнем достатка.

Согласимся, однако, что "Симона" Эндрю Никкола - кино не слишком высокого уровня, которое вехой в своем жанре не стало. Зато остался в истории кинофантастики фильм "Шоу Трумана" Питера Уэйра, где тот же Никкол выступал в более выигрышной для себя роли сценариста. В сравнении с "Симоной" ситуация зеркально перевернута: там реальный мир окружает виртуальную героиню, здесь реальный герой - мелкий клерк Труман Бербэнк - окружен искусственным миром, декорациями телешоу. Продолжительность этого уникального телешоу - вся жизнь Трумана, 10 909 дней, каждый из которых отслеживается пятью тысячами телекамер. Остров Сихэвен, на котором, словно в золоченой клетке, живет герой Джима Керри - это идеализированный микрокосм среднего американца: комфортабельный, стерильно-уютный, стабильный. Здесь все выдержано в духе рекламных клипов, и даже реплики жены Трумана напоминают рекламные слоганы. Когда Труман все-таки обнаруживает, что его жизнь проходит среди декораций, и решается на побег, нам уже ясно: вектор авторского замысла направлен не в будущее, а в настоящее, Никкол и Уэйр не заглядывают "за горизонт", а иронизируют над реалиями "одномерного" бытия среднестатистической Америки.

Добавим, что при всех своих достоинствах "Шоу Трумана" все же проигрывает в смысле драматургических и режиссерских находок другому голливудскому фильму на ту же тему, вышедшему на экраны тоже в 1998 г. - "Плезантвиллю" Гэри Росса. Попав в мир идеализированного черно-белого телесериала 50-х, где, по меткому выражению критика Роджера Эберта, "все имеют белую кожу, принадлежат к среднему классу, спят в раздельных кроватях и никогда не пользуются туалетом", герои-тинэйджеры, словно агрессивный реагент, разъедают его пресную и бесцветную фактуру. После "грехопадения" жителей Плезантвилля, этот черно-белый "рай" в буквальном смысле расцвечивается всеми цветами радуги...

Что же касается ключевой идеи "Шоу Трумана" - показать, что жизнь взятого наугад и, в общем-то, ничем не выдающегося человека может стать глобальным зрелищем, сверхпопулярным телесериалом, то сегодня в ее фантастичность не поверит даже малолетний ребенок. Различные виды "реальных" телешоу (в том числе российское "За стеклом"), где камера следует за героями и в душевую кабину, и в постель, выглядят куда более откровенными и шокирующими, чем весьма целомудренно "подсматриваемая" жизнь Трумана и Мэрил Бербэнк.

Возможно, появись "Шоу Трумана" в начале 80-х, мы с большим основанием увидели в нем смелый футуристический прогноз. Но ведь как раз в 1980-м подобный фильм и был снят в Европе - это "Прямой репортаж о смерти" (в нашем прокате - "Преступный репортаж") Бертрана Тавернье по роману Д.Комптона "Недреманое око". В будущем, когда большинство болезней излечивается, любое заболевание с предполагаемым летальным исходом вызывает ажиотажный интерес у телекомпаний. Смертельно больная писательница Кэтрин Мортенхоу (Роми Шнайдер) не хочет делать шоу из своей смерти и скрывается от телекамер, правда, эти камеры все же настигают ее, ибо они имплантированы в глаза влюбленного в нее мужчины (Харви Кейтель). Несколько замедленный и анемичный фильм Тавернье тем не менее и сегодня поражает философичностью и высоким драматизмом (достаточно вспомнить сцену, когда действительно влюбившийся в Кэтрин герой Кейтеля в отчаянии пытается ослепить себя).

Именно Европа - с ее менее развитой, чем в Америке, телесетью, но более ревнивым отношением к свободе личности - позволила себе первые пессимистические фантазии на тему дегуманизации телевизионного зрелища. В Италии еще в 1965 г. был экранизирован рассказ Роберта Шекли "Седьмая жертва". Фильм "Десятая жертва" (во избежание путаницы с голливудским детективом 40-х годов), снятый Элио Петри, переносил зрителя в Италию ХХI века, где в легальной форме существует клуб любителей смертельной забавы под названием "Большая охота". Разделившись на две партии, охотников и жертв, участники игры начинают преследовать друг друга. Адреналина добавляет возможность получить огромный денежный приз и предстать героем телерекламы. Петри, мастер "политического кино", безусловно, делал акцент на социальных аллегориях. Именно поэтому на роль главной жертвы был избран мягкий и рефлексирующий Марчелло Мастроянни, в то время как в облике его антагонистки-охотницы (Урсула Андресс) проглядывали черты террористки из "красных бригад". Упрощенно-стилизованные картины будущего с людьми в белых одеждах и солнцезащитных очках и вмонтированными в стены телевизорами выглядят как вынужденная и не интересующая режиссера дань чуждому для него жанру, и все же фильм не лишен дара предвидения, он не идет по следам уходящей эпохи, а предвосхищает новую.

Почти на два десятилетия позднее, в 1983 г., другой рассказ Шекли ("Цена риска"), но с похожим сюжетом экранизирует француз Ив Буассе. Главный герой картины, стремящийся вырваться из нищеты социальный аутсайдер (Жерар Ланвин), подписывает рискованный контракт с телекомпанией: он должен добраться живым до телестудии, уйдя от преследования пятерых охотников.

Играющий со смертью герой, пятерка охотников, снимающие дьявольскую гонку телекамеры... Не кажется ли вам, что нечто подобное было и еще в одном фильме? Нет, не в фильме Петри, а четырьмя годами позднее, когда Пол Майкл Глейзер в Голливуде экранизировал роман Ричарда Бахмана "Бегущий человек". Сейчас уже ни для кого не секрет, что за псевдонимом "Бахман" скрывался Стивен Кинг и что причиной этого было непозволительное сходство с романом Шекли. Этим, однако, проблема не исчерпывалась. Если Кинг без особого стеснения "цитировал" Шекли, то еще бесцеремоннее вели себя сценарист Стивен Де Соуза и режиссер Глейзер, воспроизводя целые эпизоды и сюжетные ходы из фильма Буассе.

В том, что фильмы и Петри, и Буассе сегодня почти забыты, а у большинства зрителей в памяти (и на полке с видеокассетами) остался "Бегущий человек" с Арнольдом Шварценеггером в главной роли, нет ничего странного. В проекте Глейзера, куда более масштабном и "раскрученном", на первом плане оказались не социально-философские аллюзии, а подробности самого фантастического шоу. Кровавая телеигра под названием "Бегущий человек" - это вариант гладиаторских боев в тоталитарной Америке 2019 года, когда приговоренные к смерти преступники на глазах у миллионов телезрителей борются между собой за единственную "путевку в жизнь". Герой Шварценеггера, невинно осужденный Бен Ричардс (бывший "коп", отказавшийся расстреливать демонстрантов), вступает в неравную борьбу с матерыми злодеями. Естественно, дистанция между героями Мастроянни и Шварценеггера куда больше, чем между итальянскими и австрийскими Альпами, да и противостоит последнему не обольстительная "девушка Бонда" - Андресс, а позаимствованные из комиксов чудовищные маньяки с внешностью титанов рестлинга (их и сыграли профессиональные борцы) и наводящим ужас оружием - бензопилой, остро заточенной хоккейной клюшкой, электрошокером...

Несмотря на жестокую экспрессию и даже натуралистичность, с которой создатели "Бегущего человека" показали поединки Бена Ричардса со своими антагонистами, многие критики отнеслись к фильму не очень серьезно и провели его по разряду пародии на фантастический триллер. Причину такого отношения надо искать не столько в фильме, сколько в контексте, обстановке, в которой он появился: в 1987 году, когда в Восточной Европе начали рушиться тоталитарные режимы, едва ли кто-то мог поверить в тоталитарную Америку, где примитивное и развращенное общество тешит себя бесчеловечными играми на выживание. С известной натяжкой такой фильм сошел бы за предсказание в середине 70-х - в каком-то смысле так и был воспринят "Роллербол" Нормана Джюисона (1975). Довольно скоро, впрочем, жизнь доказала, что если в жестоких и рискованных видах спорта действительно крутятся огромные деньги, то часть этих денег неизбежно идет на заботу о спортсменах, на улучшение их морального имиджа. Для богатых и достаточно цивилизованных стран это стало повсеместной нормой.

Видимо, не случайно в своем римейке того же "Роллербола" (2002) Джон Мактирнан перенес арену своего экстремального шоу из Хьюстона и Токио в "слаборазвитую и нестабильную" Центральную Азию, где кровожадный экстаз болельщиков мог бы выглядеть более логичным и естественным. Конечно, в антиутопии тоже не обойтись без достоверности и здравого смысла. Зритель скорее поверит, что местом проведения изуверски-жестокого игрового шоу станет криминализированная Колумбия или Чечня (вспомним про превращенные в массовое зрелище "суды шариата" на стадионе), чем цивилизованная Япония. Парадокс в том, что фильм о существовании такой изуверской игры в Японии будущего (своеобразный римейк той же "Десятой жертвы") все-таки появился и стал мировым хитом - я имею в виду "Королевскую битву" Кинджи Фукасаку. Другое дело, что среди противников этой истории о легализованном властями молодежном смертоубийстве были не только ревнивые моралисты преклонного возраста, но и сами подростки. Не случайно, что в сиквеле своего фильма, "Королевской битве-2", Фукасаку, умерший незадолго до начала съемок, решил заставить своих героев сражаться не друг с другом, а с проникшими на остров террористами.

"Весь мир - театр..." - такие слова были начертаны над входом в шекспировский театр "Глобус". Сегодня кинофантастика способна блестяще проиллюстрировать эту фразу, показав, как виртуальный спектакль, мираж подменяет реальную жизнь для целого общества (не трудно понять, что прежде всего речь идет о "Матрице" братьев Вачовски). И все же в большинстве случаев фантастический прогноз взаимоотношений человечества и порожденных им масс-медиа сводится к пересказу старых сюжетов. Вот, если верить "Интернет Муви Дейта Бэйз", в Голливуде в прошлом году был снят еще один римейк "Десятой жертвы". Не десятый ли по счету?

Дмитрий КАРАВАЕВ


хотелось бы от себя добавить про фильмы "смертельная гонка" и "смертельная гонка 2000"
в первом мы видим по сути "бегущий человек" но на колесах, где главгероя по причине его хороших водительских качеств забирают в игру и который скооперировавшись с соперником показывает злодеям "мать кузьмы", во втором же фильме ситуация несколько другая - победитель становится другом президента, довольно наивно по современным меркам выглядит суперприз - рукопожатие главы государства, да и стеклопластиковые суперкары на фоне современных творений автоконцернов смотрятся как игрушки...но в этом фильме мы видим людей таких как они есть, сомневающихся, ошибающихся, любящих, делающих выбор, близкий к тому который бы сделал зритель (эпизод с домом престарелых) при этом как в одном так и в другом кровавое ристалище - не более чем шоу для зевак и приносящее огромные деньги организаторам, хотя при этом гибнут реальные люди...

все теги
Комментарии4
  1. Verbatum
    На uCrazy 17 лет 11 дней
    шоу трумана классный фильм!советую посмотреть если кто щё не видел...
  2. САУС ПАРК
    На uCrazy 15 лет 7 месяцев
    за пост 5
  3. Борис Суховерхов
    На uCrazy --
    Беспрецедентная акция Анал абсолютно бесплатно
  4. smokers
    На uCrazy --
    Было бы отлично, если бы сайтов таких было бы побольше

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}