uCrazy.Ru / БОБ И БОБ СТАРТУЮТ В ИСТОРИЮ

БОБ И БОБ СТАРТУЮТ В ИСТОРИЮ

Боб и Боб стартуют в историю



пост обещанный в позапрошлом моем релизе
прошу прощения за задержку - журнал некоторое время гулял по рукам
ОСТОРОЖНО МНОГО ТЕКСТА, СЛАБОЧИТАЮЩИМ ВХОД НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ
Боб и Боб стартуют в историю.

Первое впечатление от фильма «Назад в будущее» - трилогия снята по единому сценарию, иначе быть не может, так прекрасно выверен сюжет. На самом деле история ее создания — готовый мастер-класс для режиссеров и сценаристов. Роберт Земекнс и Боб Гейл умудрились из каждой проблемы извлечь пользу для проекта. За кадром трилогии — история яркого таланта и трезвого расчета, способности выжидать годами и рубить сплеча, готовности договариваться и посылать к черту.

Путь от голого замысла до большого кино тернист и долог. Пройти его без потерь немыслимо. Но если работают профессионалы, любая преграда на пути — не беда, а вызов. Первый фильм трилогии состоялся чудом, и делали его по наитию, на интуиции. Второй буквально вымучивали, а он от этого стал только лучше. На третьем сами себе устроили цейтнот — но все уже привыкли,,. Режим постоянного «мозгового штурма», слаженный труд режиссерской группы и самопожертвование актеров — вот секрет «Назад в будущее»,
«Физические нагрузки были очень велики, — вспоминает актер Майкл Джей Фокс. — Но мы договорились, что «боль со временем проходит, а кино остается навсегда». Так и вышло».
Иллюстрация к этому тезису есть в рабочих моментах съемок.
Вот страшный бандит Бьюфорд Таннен стоит, по уши уделанный бутафорским навозом, и грустно бормочет в камеру: «Некоторые просто не понимают всей гламурное и волнующей привлекательности Голливуда. Ребята, приезжайте к нам в Калифорнию. Становитесь актерами. И выполняйте вот такие трюки. Это говорю я, Том Уилсон. От всего сердца. Adieu, друзья,..» И носом вниз из кадра — хлоп!..
Актеры пахали, как проклятые. Боб и Боб (прозвище дуэта режиссера Земекиса и сценариста и продюсера Гейла) подбирали идеи под ногами и хватали, их из воздуха. Исполнительный продюсер Спилберг отбивался от начальства и все обеспечивал. Так сложились столпы, на которых держится трилогия. Адекватная команда за кадром и в кадре, Удачный образ машины времени. Отличная музыка. Город Хилл Вэлли, единый в пяти лицах. Сто раз переписанные сценарии. И под занавес — фантастический вестерн!
Они это сделали. Какой ценой? Может показаться, что им сильно везло. На самом деле, они просто не упустили ни единого шанса.

Команда
Однажды Боб Гейл разбирал старые бумаги и вдруг узнал, что его отец был «президентом класса» в школе. Гейл сказал Роберту Земекису, с которым они уже сделали два фильма: «Интересно; если попасть в прошлое и оказаться ровесником своих родителей — стали бы мы с ними друзьями или нет?»
Сложился план молодежной комедии: типичный парнишка проваливается на тридцать лет назад. Кто построил машину времени? Стандартный НФ-персонаж, «безумный ученый». Где все происходит? В типичном маленьком городке. Так на свет родились Марти Макфлай (папа — лузер, мама пьет), доктор Эмметт Браун («раньше наша фамилия была фон Браун») и главный герой картины — город Хилл Вэлли.
Сценарий начали писать в сентябре 1980 года. Первым, кто его увидел, был Стивен Спилберг, Увы, предыдущие их с Земекисом работы не снискали громкой славы. Фильмы Земекиса всегда очень хвалили на предпросмотрах, а дальше их ждали полупустые залы и скудная касса. Вдобавок запустить картину мешал жанровый ярлык. Типичная молодежная комедия начала 1980-х была из разряда «детям до 16». «Назад в будущее», где комедийный эффект достигался более тонкими средствами, пришлось бы сильно опошлить, чтобы загнать в формат, под который давала деньги студия Columbia.
Земекис не хотел рисковать: еще один провал — и прощай, режиссура, Спилберг деликатно сказал: «Возможно, ты прав». Сценарий припрятали до лучших времен. Прошло три года, и Майкл Дуглас пригласил Земекиса снять «Роман с камнем». Фильм наделал такого шума, что «Назад в будущее» понадобился сразу всем-всем-всем. Но Земекис обратился к Спилбергу, оценившему идею с самого начала.
Майкл Джей Фокс (будущий Марти Макфлай) был телевизионным актером, восходящей звездой сериала «Семейные узы». В сериале возникла пауза, и Фокс решил сыграть в «Волчонке», сомнительной картине про юного оборотня («Понятия не имею, зачем я это сделал!»). Работали в одном из кварталов Пасадены, где вообще много снимают. Мимо проходили люди, искавшие натуру для нового фильма. Фокс услышал название «Назад в будущее», узнал; что там занят его знакомый Криспин Гловер, а продюсер — Спилберг, и подумал: вот же некоторым везет!
А ведь Фокс был главным кандидатом на роль Марти, только ему об этом не говорили, чтобы зря не расстраивать, Наступал новый сезон «Семейных уз», Актер не смог бы трудиться на два фронта, для этого в сутках не хватало верной дюжины часов.
Тем временем Земекис несколько раз откладывал съемки. Ему нужны были «правильные актеры». Криспин Гловер (Джордж Макфлай) и Ли Томпсон (Лоррейн) вжились в свои роли превосходно. Кристофер Ллойд был принят вообще с порога. Он еще не успел и слова произнести, а Земекис уже понял, что это Док Браун. Кстати, Ллойд скопировал своего героя со знаменитого дирижера Леопольда Стоковски. Он и движется в кадре так, будто дирижирует невидимым оркестром. Ассоциация с Эйнштейном возникла позже, и она совершенно ошибочна,
А «правильного» Марти не могли найти. На кастинге побывало множество актеров; история сохранила два имени — Си Томас Хауэлл и Эрик Стольц.
Си Томас на фотопробах очень похож на привычного нам Марти. Но директор студии Universal настаивал на кандидатуре Стольца. «Он сказал, — вспоминает Гейл, — если что-то не заладится, нам дадут переснять фильм с самого начала, Директор, конечно, не думал, что такое случится...»
Стольц, по словам Земекиса, хорошо работал, но режиссер не видел в нем ни того типажа, ни «того типа юмора», которые требовались. Судя по фотографиям Стольца в роли Марти, актер старательно изображал штампованного ко­медийного балбеса. А ведь Марти по сценарию начисто лишен при­дурковатости, это совершенно нормальный парень. Типаж «героя поневоле», Эта роль словно напи­сана под Майкла Джей Фокса.
Наконец Земекис не выдержал и принял болезненное для всех ре­шение — остановил съемки. А про­дюсер «Семейных уз» пришел к Фоксу со сценарием «Назад в бу­дущее» и словами: «Ты должен по­нять, почему я не говорил тебе об этом раньше. Теперь решай сам».
Боб и Боб понимали, что даже если Фокс захочет играть у них, он не сможет этого физически. И все-таки на что-то надеялись. А Фокс прочел сценарий и влю­бился в него, «Не буду спать. Де­лайте, что хотите, но я буду сни­маться». Ему еще не исполнилось двадцати трех лет, и он очень хо­тел в кино.
Через две недели Фокс уже сто­ял среди ночи, в жуткий холод, на автостоянке у торгового центра и «работал вместе с Крисом Ллой­дом и «ДеЛорианом».
График у Фокса сложился нече­ловеческий, Днем актер снимался в телесериале, потом ехал на пло­щадку к Земекису, там работал, когда до трех, а когда и до пяти ут­ра, затем шофер привозил его до­мой, «...относил меня на руках в кровать, а через несколько ча­сов приходили люди, включали мне душ, делали кофе — и так шесть дней в неделю. Большую часть времени я слабо понимал, где нахожусь, Либо сплю, либо ра­ботаю».
Это должно было кончиться пло­хо — и кончилось. Однажды Фокс, ожидая своего выхода в «Семей­ных узах», вдруг бросился к столу с реквизитом и начал яростно ко­паться в вещах. Он искал свою ви­деокамеру — и никак не мог ее найти! Прошло несколько минут, прежде чем актер сообразил, что тут совсем другой фильм.
Не тот, где он до одури бегает, прыгает, падает, терзает электро­гитару и ездит на красивой, но не­удобной машине.

Машинa времени
Сначала Боб и Боб представля­ли машину времени «как некую ка­меру» и хотели сделать ее из старого холодильника. Позже Земекис небрежно бросил: мол, от этой идеи отказались из боязни — вдруг дети начнут закрываться в холо­дильниках. На его слова по сей день ссылаются. А ведь это такая же шутка, как заявление: «Ховер-борды* на самом деле существу­ют, просто родители против их массового производства, но мы достали несколько опытных моде­лей и сняли в фильме».
Не надо слепо верить интервью, которые Земекис дает по ходу ра­боты. На площадке он фонтаниру­ет идеями, носится как угорелый, всех заряжает энергией и кричит: «По местам, я делаю свое кино!» Когда Фокс засыпал на ходу, ре­жиссеру достаточно было ска­зать: «Ну, парень, делаем мое ки­но!», и тот оживал.,. А в официаль­ной обстановке Земекис даже не улыбается.
От холодильника отказались, по­скольку он статичен. Нет, машина времени должна быть именно ма­шиной — на гусеничном ходу, вро­де танка, чтобы свободно переме­щаться по любой местности,.. И только при обсуждении эпизо­да, когда фермер принимает ма­шину за инопланетный корабль, пришло озарение. Снизошло,
У летающих тарелок в старых ко­миксах дверь непременно откиды­валась вверх. Точно как у «ДеЛо-риана» — DMC-12, спортивного купе, вышедшего из-под пера вели­кого дизайнера Джорджетто Джу-джаро, Плоские панели из нержа­вейки, стремительный облик — го­товая машина времени.
Именно такую мог сделать в га­раже Док Браун — не построить с нуля, а дооборудовать. Фантас­тический элемент фильма сразу приобрел достоверность. Еще по­спорить можно, что американцу роднее и понятнее — холодильник или автомобиль.
Помимо неземной красоты в DMC-12 было мало хорошего, и Фокс вскоре проклял тот день, когда «сел за баранку этого пыле­соса». Актер разбил костяшки пальцев, орудуя рычагом коробки передач — тот почти упирался в па­нель. У роскошных дверей типа «крыло чайки» оказался неожидан­но большой вылет — при парковке в узких местах сквозь обычную дверь еще' можно протиснуться стоймя, а из этой приходилось вы­ползать на карачках. Механизм от­крывания быстро разболтался, и Фокс начал колотиться о дверь головой — когда видите такое в фильме, это не режиссерская за­думка, а случайно подсмотренный гэг.,. Но зато сырое, недоделанное и уже снятое с производства авто (фатальная неудача знаменитого конструктора Джона ДеЛориана) прекрасно выглядело.
Художник Эндрю Проберт набил руку на НФ-тематике, и его эскизы машины времени вышли слишком
законченными, чересчур техноло­гичными для аппарата, созданно­го в гараже. «ДеЛориан» и так был весьма техногенной штукой, а тут превратился в натуральный звез­долет. Нет-нет, машина безумного ученого должна казаться грубой и даже опасной. Позвали на под­могу Рона Кобба, работавшего над «Конаном» и практиковавше­го «брутальный дизайн», Внутрен­нее оборудование машины, в ос­новном, авиационное, натащили с распродаж и даже свалок. На внешний обвес пошли самые безумные вещи, вплоть до колес­ного колпака в роли крышки реакл тора и кофеварки в роли конвер­тера Mr. Fusion,
Характерные радиаторы на корме «ДеЛориана» выросли не сразу. Сперва пришла идея: про­езжая сквозь время, машина должна сильно нагреваться, а за­тем резко охлаждаться. Боб и Боб задумались над вопросом тепло­обмена. Вспомнили, что у маши­ны внутри вообще-то ядерный ре­актор! Так появился радиатор, сперва один, по центру. Его ре­шили «уравновесить», и их стало два.
Получился стильный и закончен­ный образ, Недаром в 1985 году Джон ДеЛориан, посмотрев фильм, пришлет художникам восторжен­ное письмо, где между прочим на­пишет: я скоро заново собираю ди­зайн-бюро, и вас, господа, там ждут в любое время.
Спецэффектами занималась In­dustrial Light & Magic, но все, что можно, делали прямо на площад­ке, дедовскими методами — берегли деньги. Обмерзание ма­шины имитировали азотной замо­розкой и бутафорским снегом, а огненные дорожки проливали горючим и поджигали. Настоящих спецэффектов в фильме на удив­ление мало,
Темпоральный переход при взгляде изнутри машины никак не стали оформлять, поскольку «кар­тина про людей, а не про путеше­ствия во времени». Бац — и готово (сравните с непомерно затянутой сценой в нашей «Гостье из будуще­го»). Переход при «взгляде со сто­роны» обдумывали долго. Была мысль, что машина сначала долж­на растягиваться, как резиновая, а потом схлопываться, Но в итоге решили не мудрить — нерезино­вый бюджет уже трещал.
По той же причине отказались от занятной придумки — для возвра­щения Марти домой «запитать» машину от испытательного ядер­ного взрыва на полигоне в Неваде. Посчитали и прослезились: хоро­ший взрыв стоил бы миллион дол­ларов. Кстати, об атомной бомбе. Вам интересно, почему Док Браун фамильярно обращается с плуто­нием и может построить «на колен­ке» ядерный котел? Док работал в Манхэттенском проекте. Эта сценарная наработка в фильме не отражена.
Но ведь как-то надо подать на поточный конденсатор 1,21 гига-ватта? И тут на Дока и Марти снис­ходит то же озарение, что на Боба и Боба — молния! Идея с молнией оказалась не только дешевле, но и гораздо продуктивнее: дейст­вие теперь не выходило за преде­лы Хилл Вэлли, а городские часы стали символом, подчеркиваю­щим концепцию странствий во времени.
Машина диктовала условия ре­жиссеру и сценаристу. Но она же подталкивала их к находкам, оп­ределившим сюжет всей трилогии.

Большая музыка
С композитором Аланом Силь-вестри режиссер сотрудничал давно, В этот раз Земекис поста­вил задачу кратко: «У нас не будет каких-то больших сцен. Поэтому сделай мне Большую Музыку! Раз­двинь с ее помощью рамки филь­ма», В предыдущей их работе, «Романе с камнем», на экране красовались джунгли и водопады. А тут,.. Ни масштабных сцен, ни ве­личественных панорам, все ка­мерно и простенько. «У нас был приземленный сюжет, и мы ком­пенсировали его пышной, рос­кошной музыкой», — вспом,инал Сильвестри. Окончательное ре­шение писать музыку «под класси­ку» приняли на площадке, во вре­мя съемок школьного бала. Земе-кис, как обычно, делал пять дел одновременно. «Большое! Давай все большое!» — крикнул он и убе­жал «снимать свое кино», Сильве-стри, недолго думая, позвал 98 музыкантов, Большего оркестра на студии Universal до того дня не собирали.
Две песни для фильма написал Хьюи Льюис, и заглавную, «Сила любви», по сей день крутят на ра­дио. Под нее Марти Макфлай едет на скейте в школу; вступле­ние к этой песне играет любитель­ская рок-группа Марти. Но глава отборочной комиссии почти сра­зу кричит в мегафон: «Довольно! Хватит! Простите, ребята, но вы всего лишь слишком громкие». Иг­рает главу комиссии... Хьюи Лью­ис! «Мне сказали, чтобы я надел коричневый пиджак и вел себя, как идиот... Я и сценарий-то тол­ком не читал!»
Рабочий момент съемок. Льюис (коричневый пиджак в клеточку, оч­ки, дурацкая прическа): «Если это покажут по MTV, мне конец!»
Он же после, едва сдерживая смех: «Это мой актерский дебют, и я отношусь к нему очень серь­езно!»
В отличие от Льюиса, актер Фокс относился к своей работе пре­дельно серьезно и трудился на из­нос. В том числе, когда пришлось взять гитару.
Фокс с 14 лет играл в тинейджер-ских группах: «Я не был особенно талантлив, но уж «Johnny В. Goode» исполнить мог!» В фильме его ими­тация игры совершенно аутентич-
на, нота в ноту. Постановка и съем­ка номера с гитарным соло и со­путствующей лихой пляской заняли две недели. «Мы вставили в это со­ло все, что можно, от разных вели­ких гитаристов. Тут и Пит Тауншенд, и Эрик Клэптон, и Джимми Хенд-рикс, но больше всего, естествен­но, от Чака Берри».
Думается, город Хилл Вэлли за­помнил шоу надолго,

Маленький город
Марти стартует с автостоянки торгового центра «Две сосны», а возвращается к моллу «Одинокая сосна», потому что одно дерево в прошлом сломал, Этим, по счас­тью, ограничивается его вклад в то­понимику Хилл Вэлли,
Снять реальный город не уда­лось. Одно дело — автостоянка у молла: шесть рабочих ночей, и снято. Школу, настоящую, арен­довали на каникулы. Но для созда­ния центра Хилл Вэлли 1955 года требовалось слишком многое пе­ределать, например, сильно рас­ширить тротуары. Центр города построили на площадке студии Universal и намеренно сделали чуть архаичнее, чем надо. Ведь ат­мосфера города складывается из элементов разных лет, и достовер­ный 1955-й — это, по сути, подшту­катуренный 1945-й.
Двигались вслед за време­нем: создав аккуратный городок 1950-х, отсняли эпизоды прошло­го, а потом, как прямолинейно вы-
разился Земекис, «разнесли все в пух и прах под 1980-е».
Когда для второго фильма Хилл Вэлли-55 пришлось строить зано­во, с нуля, его чуть-чуть переиначи­ли, чтобы акцентировать внимание на элементах оформления, рань­ше не работавших в кадре.
И опять шли от прошлого к буду­щему. Под альтернативный 1985 год Хилл Вэлли пришлось бы не «разносить в пух и прах», а рушить и жечь, поэтому все, кроме въезда в район Lions Estate, сняли в других декорациях. А вот город 2015-го — та же самая площадка.
Хилл Вэлли будущего сделали ярким, красочным и слегка паро­дийным. Земекис: «Единственное будущее, которое зрители прини­мали тогда, это было «темное бу­дущее» в стиле Оруэлла. Но пред­сказывая будущее, ты наверняка ошибаешься. Даже Стэнли Куб­рик ошибся в своих предсказани­ях. Поэтому мы постарались все обратить в шутку»,
Мешали и стереотипы, заданные фильмом «Bladerunner». Уходя от них, Боб и Боб выдумали «позитив­ный» 2015-й. И хотя Грифф Таннен «малость сдурел от плохо прижив­шихся имплантов», дух киберпанка в картине отсутствует напрочь. Проблемы возникают по вине от­дельных людей, а не высоких тех­нологий и зловещих корпораций. Между прочим, явное «японское засилье» в Хилл Вэлли будущего — не кивок в сторону «Bladerunner»,
а личный взгляд Гейла на тенденции того времени.
Хилл Вэлли XIX века из третьего фильма — не готовая декорация «ковбойского города», коих в Шта­тах пруд пруди, а еще одна ориги­нальная постройка. Главная пре­лесть этого городка — в вывесках и табличках: видно, с чего старто­вали семейные предприятия и ка­кая тут, куда ни глянь, преемствен­ность поколений. Когда бы Таннен >IH оказывался по уши в навозе, это непременно будет навоз Джонса, в честь продакшн-менеджера Ден­ниса Джонса, делавшего «грязную' работу»,
А все-таки им пришлось снять если не «темное будущее», то тем­ное настоящее. Иначе и не назо­вешь Хилл Вэлли альтернативного 1985-го.
О том, что эта линия возникнет, не подозревали ни Боб, ни Боб. Но пока юный Марти бился за то, чтобы сохранить будущее неиз­менным, все его усилия одним ма­хом перечеркнул папаша Джордж Макфлай,

Сценарий
Отснявшись у Земекиса, Фокс уехал вслед за своими бесконеч­ными «Семейными узами» в Анг­лию. Так и хочется сказать — «не приходя в сознание». Когда ему сообщили, что «Назад в будущее» побеждает по кассовым сборам в Штатах и вот-вот займет первое место в мире, Майкл отреагиро-вал вяло: ну да, здорово. «Я просто не понял, о чем речь».
Боб и Боб впервые обрадова­лись пиратам — на нелегальных копиях ленту «Назад в будущее» смотрели даже в СССР.
Как известно, фильм понравился Рональду Рейгану — 40-го прези­дента даже планировали на роль мэра Хилл Вэлли в третьей карти­не (жаль, не сложилось). Реже вспоминают, что Рейган цитировал «Назад в будущее» в одной из сво­их речей — ударную фразу «Там, куда мы отправляемся, нам доро­ги не нужны». Для политика, обо­звавшего СССР по Толкину, это по­казатель. Его спичрайтеры выби­рали лишь те цитаты, которые западный мир опознавал с полу­слова.
Можете представить, как фильм прогремел и как все хотели сик-вела.
Финального титра «Продолже­ние следует» в ранней версии первой картины нет. Его придела­ли позже, и он сбивает зрителя с толку, наводя на мысль о едином сценарии. А ведь сцену с возвра­щением Дока на летающем «Де-Лориане» сняли, извините за вы­ражение, от балды. Земекис опи­сывает ее так: «Летающий автомо­биль в конце первой серии был просто шуткой. Но эта шутка нам впоследствии очень пригодилась. Все решили, что мы задумали не­что грандиозное, вроде «Звезд­ных войн», а я только старал-
ся вернуть вложенные в фильм деньги!»
«Задумай мы с самого начала сиквел, ни за что не посадили бы в машину подружку Марти, Она создала нам столько проблем», — говорят слово в слово Боб и Еоб. Неспроста они ее усыпили.
Земекис побаивался делать продолжение, но выхода не оста­валось, «Когда удается снять на­столько успешный фильм, он пре­вращается в объект капиталовло­жений. И тебя ставят перед фактом, что сиквел будет так или иначе — с тобой или без тебя».
Пришлось соглашаться. Пока Спилберг, Земекис и Сильвестри завершали работу над «Кроликом Роджером» (там же снимался Ллойд), Гейл начал обзванивать ак­теров и соображать, «что же было дальше». Его занимала идея вслед за 1950-ми показать Америку 1960-х, совсем другую. Из Джорд­жа Макфлая он подумывал сде­лать университетского преподава­теля, а Лоррейн определить в хип­пи. Обозначилась дата —1967 год.
Главным было, конечно, согла­сие актеров. «Подписались» на фильм мгновенно все («Если Боб и Боб согласны, мы тоже согласны»), кроме Криспина Гловера.
Гейл: «Гловер захотел много та­кого, что несколько не подобает актеру на данном этапе карье­ры... Что ж, власть сценариста ве­лика, он может вычеркнуть кого угодно».
Даже по прошествии многих лет Гейл заметно грустнеет, произнося эти слова. Заносчивый актер на­нес Бобу и Бобу удар, и удар очень сильный.
Из картины выпал Джордж Макфлай.
Вариант замены актера, похо­же, не обсуждался. Хотя место Клаудии Уэллс (Дженнифер) не­принужденно заняла Элизабет Шу, и получилось даже забавно. Но Гловер слишком «наследил» в первой части. Его лицо стало ли­цом Джорджа Макфлая — и точка.
Размоловка с актером постави­ла «Назад в будущее-2» с ног на го­лову. Или наоборот?.,
Гейл: «Сама мысль об альтерна­тивном 1985-м пришла к нам, когда мы узнали, что у нас нет Криспина Гловера. Чтобы вычеркнуть его, нам пришлось выдумать этот странный мир, в котором от Джор­джа Макфлая осталось только надгробие. Его (Гловера) отказ подстегнул нашу фантазию»,
Гейл «вычеркнул из жизни» стар­шего Макфлая и продолжил ра­боту над темой 1967 года, куда от­правляется Марти и где Бифф по­лучает спортивный альманах. Про 1955-й пока еще речи нет. Просто не приходило в голову.
Земекис: «И тут нас осенило, что мы в уникальной ситуации — мо­жем вернуться в пространство пер­вого фильма и показать все собы­тия с другой точки зрения».
Блестящая идея потянула за собой «другую точку зрения» во всех смыслах, включая съемку старых эпизодов с новых точек. И опять большая нагрузка легла на акте­ров. Рекордсмен фильма — Том Уилсон: четыре роли. Включая две в одном кадре.
Вроде бы старый трюк, но Земе-кис хотел снимать его движущей­ся камерой. Для доцифровой эпо­хи это было на грани возможно­го. ILM создала роботизирован­ную камеру Vista Glide, и Земекис выжал из оптических технологий максимум.
Фоксу снова пришлось попо­теть, Раньше ему, в отличие от кол­лег, не приходилось по четыре ча­са сидеть в кресле гримера. Те­перь поблажку сделали Ллойду — придумали сцену с омоложением, и он больше не гримировался под пожилого. Зато на Фокса свали­лось аж три роли, да еще в одном кадре.
«Семейный ужин» снимали два дня подряд. Фокс играл постарев­шего Марти и его детей — сына и дочь, Чтобы случайно не сдви­нуть с места реквизит, нашли про­стое решение: посуду к столу приклеили! В перерыве случилось небольшое землетрясение, но, к счастью, стол устоял и клей вы­держал.
Боб и Боб замахнулись сразу на два сиквела, поэтому работа пош­ла «внахлест»: Гейл в Северной Ка­лифорнии уже вплотную занялся вестерном, а Земекис, на котором висели монтаж и озвучание второ­го фильма, ежедневно мотался ту­да-сюда самолетом. Почти как Фокс четыре года назад, но если актер справился, то режиссер ос­тался собой недоволен. По его словам, «Назад в будущее-2» мог бы выйти лучше, просто сил не хва­тило.
Пока снимали сиквелы, у Фокса родился сын и умер отец. Жизнь шла своим чередом — а кино?.. Два фильма сняты под знаком Марти Макфлая, к третьему надо было что-то менять, и Гейл приду­мал, что же это будет. Иногда за ярким антуражем это теряется. Но когда пересматриваешь «На­зад в будущее-3», видишь, на­сколько все там иначе.

Вестерн!
После первого фильма участни­ков спросили: куда бы вы отправи­лись, будь «ДеЛориан» настоящей машиной времени? Практичный Спилберг нацелился в будущее — посмотреть, хорошо ли зрители приняли картину. А Фокс, не заду­мываясь, сказал: эпоха вестер­нов, Дикий Запад. Боб-и-Боб за­помнили это.
И опять им повезло,
«Тогда снимали мало вестернов, — вспоминает Гейл, — поэтому у нас отбоя не было от лучших кас­кадеров Голливуда, мечтавших по­пасть в картину. Эти парни готовы убить за возможность проскакать на лошади или пробежаться по
крыше поезда! Все они были вели­колепными наездниками и с удо­вольствием учили актеров дер­жаться в седле.
Великолепные наездники иногда падали из седла, что индейцами, что бандитами, это видно в неудач­ных дублях. Ну, и актерам снова досталось,
«Я вовсе не мачо, даже наобо­рот!» — это Том Уилсон с легим ужасом вспоминает, как сел на коня. Тем не менее он упорно тре­нировался, и проезд с раскруткой лассо выглядит в его исполнении убедительно.
Для Мэри Стинберджен (Клара Клэйтон), которая «весь фильм чув­ствовала себя Индианой Джон­сом в юбке», самой трудной ока­залась не сцена на паровозе, а танец с Доком, Репетируя, она по­рвала связки на ноге. «Но когда скомандовали «Мотор!», я забыла обо всем и плясала, как никогда в жизни. И только после команды «Снято!» ощутила сильную режу­щую боль».
Это был первый фильм, где Крис­тоферу Ллойду довелось цело­ваться в кадре, «Трудно, наверное, подумать, что Док Браун может быть романтическим героем, — го­ворит Мэри, — но все девушки из съемочной группы вздыхали по Крису. Он такой обаяшка!»
Обаяшка Крис наконец-то вы­шел на первый план. Раньше его задачей было «проговаривать» в кадре то, что нельзя показать:
объяснять зрителю подоплеку действия. Фокс восхищался тем, как Ллойд из такой «скучной» роли сделал шедевр, Теперь Ллойду досталась нескучная роль — Док Браун выдвинулся в центр интриги. Все в третьем фильме происходит из-за него и ради него. Именно этого добивался Гейл. Такой сю­жетный поворот освежил сериал и показал, как вырос Марти, на долю которого выпадают уже не просто серьезные, а тяжелей­шие решения.
Но эти решения не могли ужес­точать атмосферу фильма. Изна­чально Бьюфорда Таннена должны были арестовать за убийство мар­шала* Стрикленда. Эпизод с выст­релом в спину отсняли, получи­лась мрачная сцена. Последние слова маршала; «Запомни, сынок, главное в жизни — дисциплина», — как-то не веселят. И бандит Таннен превращается из комедийного злодея в реального. Стало ясно: за такую гнусность он не отделает­ся падением в навоз. Ради адек­ватного возмездия Марти при­шлось бы застрелить Таннена. А это уже было чересчур. Сцену убийства вырезали, эпизод арес­та пересняли.
И хорошо вышло. Три фильма подряд многие получали по шее, некоторые по морде, тем не ме­нее никто в кадре не погиб, а зло рано или поздно оказывалось в дерьме. Вот и в жизни бы так.
Умирала в кадре только техника! Правда, ронять со скалы антикварный паровоз никто бы не позволил, и ILM сделала модель сорока сантиметров в высоту. «Даже обидно: мы два месяца ее строили, а сейчас она за две секунды вдребезги... »
Зато красавец «ДеЛориан» по гиб на самом деле. Пришлось схитрить, ведь когда тепловоз реально таранит автомобиль, он смина­ет его и отбрасывает с путей, Чтобы машина времени рассыпа­лась на запчасти, ее в нескольких местах подпилили и начинили взрывчаткой.
Бабах! Жалко машинку, она та­кая славная... Но боль прошла, а кино осталось.
Остался добрый и человечный фильм в трех равнозначных частях, где сиквел и триквел, как минимум, не слабее начала. И главный ге­рой не статичен, а растет от про­стых мечтаний прославиться и раз­богатеть («Но я богатый, Док?») до понимания, что бывают вещи куда важнее.
Хорошо, что такой фильм есть.
И здорово, что они передумали делать машину времени из старо­го холодильника, правда?


Олег ДИВОВ
19 октября 2009 18:12
Вернуться назад