uCrazy.Ru / Закулисные игры «Игры престолов»

Закулисные игры «Игры престолов»

Объявить, что не смотришь «Игру престолов», — это даже хуже, чем признаться, что не по­е­дешь летом на Лазурный Берег: непростительное светское преступ­ление. Успех фэнтезийного шедевра кабельного канала HBO (а за ним ведь уже числились «Настоящая кровь» и «Секс в большом городе») вписан в историю качественного мирового «мыла». Реальные цифры таковы: финальную серию третьего сезона посмотрели более пяти миллионов зрителей, не считая пиратских закачек. Среди преданных фанатов саги числится сам президент США Барак Обама. На вопрос журналиста, получает ли Белый дом новые серии до официального выхода, он не без удовольствия промурлыкал: «Да! Вот преимущество великих мира сего: можно посмотреть любимый сериал раньше всех!»


Драконы в помощь: захватить трон Семи королевств светловолосая Дейенерис собирается с помощью верных слуг и огнедышащих чудовищ

К бодрящему миксу страстного секса, кровавого насилия, вероломных предательств и дьявольских интриг в самом деле невозможно не прикипеть. А главные продюсеры шоу — Дэвид Бениофф и Дэн Вайс — с каждым эпизодом только поддают жару: в битве за Железный трон герои саги сначала разом теряют друзей, соратников, замки и конечности, а затем – если повезет сохранить голо­ву на плечах — молниеносно обретают неограниченную власть, ­несметные богатства и самых красивых женщин.


На войне как на войне: беспощадный клан Ланнистеров истребил почти всех претендентов на Железный трон


Именно непредсказуемость сюжета и подкупила Бениоффа и Вайса, когда они задумали перенести цикл романов американца Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени» на малый экран. «Когда я взял первую книгу в руки, то подумал: ну ладно, прочитаю страниц сто... Как бы не так! После эпизода, когда ставшего свидетелем кровосмесительной эротической сцены маленького мальчика выталкивают из окна башни, я уже не мог остановиться. Ну и кровавая свадьба (в сериале этот эпизод называется «Красная свадьба». — Прим. Tatler) меня просто поразила: брачная церемония превращается в жестокую бойню с горой трупов. Я тогда с трудом отыскал свою челюсть на полу!» — делится впечатлениями Бениофф.

Еще одна составляющая головокружительного успеха о выдуманных Семи королевствах, погрязших в междоусобицах, — политическая подоплека. В первой серии мы видим не очень трезвого и очень грузного короля Роберта Баратеона. Он мрачнее тучи. Его, как и многих современных политиков, погубила неумеренность: влияние Роберта тает на глазах, а друзья уже не готовы броситься на помощь по первому зову. Чем не хромая утка (так в американской политике называют президента, уходящего со своего поста, — фигуру, от которой мало что зависит, ведь все внимание общественности сосредоточено на кандидатах)? Лорды и леди из окружения монарха — настоя­щие коршуны, готовые в любой момент занять теплое местечко.

Положительных героев в «Игре престолов» нет. Даже члены оппозиционной властвующему клану династии Старков, начав с благороднейших шагов, на пути к трону скатываются ко все той же непомерной ­жестокости.


Игра не окончена: оставшиеся в живых представители династии Старков готовят новый удар


Или вот набожный евнух Варис — столь же тихий и незаметный, сколь и коварный: у него на службе сотни шпионов. Чем не современная служба безопасности?

Не удивительно, что Обама так любит этот сериал. Ведь это не просто шоу в духе «секс–кровь–кишки». Это история о жажде власти эпохального размаха: как ее заполучить и как удержать. Интересная деталь: если проследить все сюжетные линии сериала, то становится заметно – чем меньше у претендентов на престол принципов, тем выше их шансы на успех.

В окрашенный багровыми тонами «коктейль» из отрубленных голов плеснули добрую порцию тестостерона: в «Игре престолов» столько секса, что на целую революцию хватит. Оголенные тела мелькают в самых разных комбинациях: от обычной — «мужчина и женщина» до более пикантной — двух мускулистых воинов на шелковой постели или парочки полуобнаженных красоток в задрапированной органзой комнате борделя. А на десерт — ночи, полные огня, рыцаря Джейме Ланнистера и его сестры-близнеца Серсеи. Кстати, именно из-за них пострадал маленький лорд, чье падение настолько впечатлило продюсеров. Зато исполнителя роли Джейме, актера Николая Костера-Вальдау, так просто не возьмешь: разыгрывать несчастье с малышом ему очень понравилось: «Думаю, о лучшей дебютной сцене мой персонаж и мечтать не мог. Вот он занимается сексом с собственной сестрой, а потом выталкивает из окна случайно ставшего свидетелем их утех ребенка. Помните, с какими словами он это сделал? «Я делаю это ради любви». Ну разве не блестяще?»

Столь захватывающее зрелище миллионы зри­телей по всему миру могли и не увидеть — Бе­ниофф и Вайс с большим трудом пропихнули идею сериала руководству HBO. Сами они ни секунды не сомневались, что сумеют вдохнуть новую жизнь в жанр фэнтези. А вот начальство в успехе уверено не было. К тому же расходы предстояли нешуточные — огнедышащие драконы, древние замки, исторические костюмы...


Джейме Ланнистер (Николай Костер-Вальдау): «Я буду убивать до тех пор, пока мы не останемся в этом мире вдвоем»


«В итоге мы сочинили длиннющее письмо, — вспоминает Бе­ниофф. — Исписали страниц пять мелким шрифтом, но все же втолковали: старые жанры на новый лад — то что надо, и это точно будет бомба». Так и получилось. Да и не могло быть иначе, ведь Бениофф и Вайс — опытнейший дуэт. Это не парочка приятелей, начитавшихся бестселлеров: обычными драконами их на удочку не поймать. Они познакомились еще в дублинском Тринити-колледже, где вместе изучали ирландскую литературу. Бениофф специализи­ровался на драматурге Сэмюэле Беккете, а Вайс — на «Поминках по Финнегану» Джеймса Джойса. «Два американских еврея в Дуб­лине — это было что-то, — шутит Вайс. — Ни у одного из нас нет кельтских корней, но мы обожали ирландскую литературу — так и сдружились».

Сейчас у давних приятелей общий офис в Западном Голливуде и обитающая здесь же ленивая псина по кличке Харли (раньше ее хозяйкой была бывший президент HBO по развлекательным программам Кэролин Стросс, именно она первой в 2006 году дала добро на «Игру престолов»).

«Вообще-то я собирался стать преподавателем в университете, – признается Бениофф. — Но уже во время работы над диссертацией по Беккету чуть не склеил ласты. Я вдруг понял, что прочтут мою работу от силы три человека на планете. Моей же мечтой были миллионы! Ну, как у нашего сериала сейчас».

Тогда Бениофф и вспомнил о временах до колледжа, когда был помощником продюсера на съемках какого-то второсортного фильма. «На самом деле я там просто кофе подносил и покупал туалетную бумагу, но Вайс все равно постоянно называл меня ­чуваком из Голливуда», — шутит он.

По возвращении из Дублина в Лос-Анджелес закадычные друзья мечтали поработать вместе, но не срослось: каждый пошел своим путем, пусть и по одной дороге. Бениофф взялся за сценарии для киностудий, хотя, по собственному признанию, «тогда понятия не имел, с чего начать». Это не вполне правда — к тому времени в его резюме значились такие громкие картины, как «Троя» и «Люди Икс: Начало».


Кадр из четвертого сезона «Игры престолов»


Вайс тоже писал сценарии и даже выпустил роман — под названием «Счастливчик». Он как раз засел за свою вторую книгу, когда раздался звонок от Бениоффа. Тот был вне себя: «Чувак, я такую книгу сейчас читаю! Пришлю тебе завтра экземпляр — посмотри ее, из этого может выйти отличный сериал».

Вайс последовал его совету и не на шутку зачитался. Встречу с автором саги Джорджем Мартином назначили без лишних проволочек, ­однако завтрак троицы неожиданно перетек в ужин. Ушлый Мартин решительно не собирался отдавать свое ненаглядное детище без боя. «Кто окажется настоящей матерью Джона Сноу?» — пы­тал он Бениоффа и Вайса. Речь шла об одном из центральных персонажей книги, незаконном сыне лорда, чья родительница до сих пор неизвестна даже тем из читателей, кто осилил все вышедшие к настоящему моменту книги. Друзья нервно переглянулись, но тут же нашлись (накануне они как раз обсуждали этот вопрос) и, набравшись смелости, предложили писателю свой вариант. Мартину ответ понравился, и заговорщики ударили по рукам.


Мастер игры: американский писатель Джордж Мартин, автор цикла романов «Песнь льда и пламени», по мотивам которого сняли «Игру престолов»


Кстати, именно за тем ужином был утвержден первый актер будущего сериала. Троица дружно сошлась на том, что Тириона Ланнистера, хитрого умного карлика и по совместительству любимого персонажа самого Мартина, будет играть Питер Динклэйдж — самый знаменитый и успешный низкорослый актер Голливуда.

Оказалось, что Питер тоже знаком с «Песнью льда и пламени», так что маленького гения заполучили еще до того, как появился первый черновик сценария. «Я сразу понял: это будет что-то необычное, – говорит Динклэйдж. — Но главное, «Игра престолов» полностью разрушила стереотип о карликах в фэнтези. Во «Властелине колец», например, я был просто мельтешащим гномом, в «Хрониках Нарнии» у меня была борода — вот и все дела. А вот здесь совсем другое дело: мой персонаж — настоящий герой. Как он раскрывается! В первых сериях вы видите насмешливого гедониста, но чем дальше, тем больше он становится серьезным и опасным противником». За роль второго плана в сериале Динклэйдж получил две почетные награды: премию «Эмми» в 2011 году и «Золотой глобус» в 2012 году.


Питер Динклэйдж (кадр из сериала «Игра престолов»)


В 2009 году Бениофф и Вайс получили в кассе HBO десять миллионов долларов на работу над пилотной серией и тут же отчалили на съемки в мрачный замок Дун в Шотландии. Однако путешествие оказалось напрасным: та версия первой серии так и не вышла на экраны.

«Мы допустили несколько досадных промахов, — с содроганием вспоминает Бениофф. — Помню, как показали отснятое друзьям-сценаристам. Это был полный крах: вот они смотрят, как Джейме и Серсея занимаются любовью, а на их лицах не отражается абсолютно ничего! А ведь весь ужас этой сцены был в том, что эти герои – брат и сестра! Один из экспертов выдал на прощание: «Коллеги, да вы по уши в дерьме».

«Я эту фразу тогда крупными буквами у себя в блокноте записал, — продолжает Вайс. — А потом к нам заглянул один из управляющих HBO Майк Ломбардо. И пока он смотрел пилот, я пристально следил за его реакцией: выражение лица красноречиво говорило все о той же субстанции».

Но несмотря на провал, HBO все же раскошелился еще на пятьдесят миллионов долларов. И парочка начинающих продюсеров, которая схалтурила в самом начале, получила шанс реабилитировать себя в десяти сериях первого сезона.

Сейчас у Бениоффа и Вайса совсем другие аппетиты: они снимают то в Исландии, то в Северной Ирландии и Хорватии, а то в Марокко махнут. И HBO безропотно подписывает самые щед­рые командировочные. Правда, и взамен требует немало: «Когда жена рожала нашего первенца, я писал сценарий очередной серии. Мне не дали ни часу отсрочки, — жалуется Вайс. — Во второй раз я был умнее: малыш появился на свет в Белфасте, куда я вместе со всей съемочной командой привез и супругу».

Большинство сценариев телесаги Бениофф и Вайс пишут сами (остальные отдают на фриланс и как минимум один – Джорджу Мартину). Но вместе не работают: «Мы сто лет знаем друг друга, но еще ни разу мирно ни о чем не договорились, — смеется Бениофф. — Как сядем вместе, так пиши пропало: как будто ведем машину, держа руль с разных сторон, при этом один жмет на газ, а второй — на тормоз».


Бойцы невидимого фронта: авторы сериала «Игра престолов», продюсеры и сценаристы Дэвид Бениофф и Дэн Вайс


Однако к первому июня парочка несговорчивых коллег должна, по контракту, сдать десять готовых сценариев для вот уже пятого сезона сериала.

Впереди еще как минимум два сезона – на данный момент HBO планирует поставить точку на седьмом, хотя и не исключает вероятность возникновения восьмого. Однако поклонники все равно пребывают в волнении: стартовавший в апреле четвертый сезон почти догнал сюжет книг. Джордж Мартин начал писать свой цикл романов в июле 1991 года. Пять из семи запланированных книг уже увидели свет. Если в 2015 году на экраны выйдут события пятой книги, а Мартин не успеет к тому моменту закончить шестую, Бениоффу и Вайсу придется поломать голову над тем, как продолжить сериал. Но продюсеры, как и герои «Игры престолов», никогда не унывают: «К счастью, Джордж вместе с нами продюсирует сериал, — бодрится Бениофф. — Мы постоянно обсуждаем детали у него до­ма в Санта-Фе. Нерешенным остается вопрос, как сделать, что­бы сюжеты книг и сериала совпали. Ведь когда знаешь конец, легче работать с серединой. Нам важно знать, чем все закончится, так что сейчас слово за Джорджем».


Враждующие родственники: Тирион, Серсея и Джейме Ланнистер


Однако писатель вовсе не собирается отдавать сценаристам все лавры: «Я, так и быть, набросаю им основные повороты сюжета. Но надеюсь, что они все-таки за мной не угонятся. Я рассчитываю выпустить шестую книгу до того, как они примутся за сценарий, чтобы на сей раз не было никаких расхождений. Хотя боюсь, что с такой установкой свою последнюю книгу, «Мечту о весне», я буду дописывать в ужасной спешке».

Все трое сходятся в одном: даже такое прекрасное зрелище, как «Игра престолов», не может длиться вечно. «Нет смысла продолжать просто потому, что есть еще о чем снимать, — объясняет за всех сразу Вайс. — Сериал не дойная корова, надо уметь вовремя остановиться».

Такая позиция — гора с плеч кастинг-директора, намучившегося с юными актерами для телесаги. Взять хотя бы актрису Мэйси Уильямс. Когда ее приглашали на съемки, Мэйси была очаровательной девчушкой под стать своей одиннадцатилетней героине. Сейчас ей уже семнадцать. Ведь в книгах, в отличие от реальной жизни, время идет очень медленно.
27 апреля 2014 23:41
Вернуться назад