Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 Кречет

Автор:
Uma2rman
Печать
дата:
21 апреля 2007 22:11
Просмотров:
5281
Комментариев:
15
Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 Кречет

Постановлением Правительства от 2 сентября 1968г. было принято предложение Минобороны и Минсудпрома о строительстве тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР) по проекту «1143 Киев». ТАКР проекта «1143 Киев» строились на Черноморском судостроительном заводе в городе Николаев.



Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 Кречет

Эскизный проект , которому Министерство Судостроительной Промышленности присвоил шифр "Кречет", был рассмотрен и одобрен Минсудпромом и ВМФ в марте-апреле 1969 г. При рассмотрении проекта на Президиуме МСП министр Б. Б. Бутома, не скрывая своих личных симпатий к такому кораблю, назвал его «нашей хрустальной мечтой», «визитной карточкой страны». 22 апреля того же года ВМФ и МСП подписали совместное решение об утверждении эскизного проекта «1143 Киев». По поступившим в ходе рассмотрения проекта предложениям и дополнениям, не предусмотренным утвержденными Тактико-Техническим Заданием и основными Тактико-Техническими Элементами, приняли решения по сокращению объема конструктивной защиты, замене противокорабельного ракетного комплекса "Монолит" более мощным — П-500 Базальт, комплексированию средств радиосвязи, увеличению водоизмещения до 28 000 т. В целях обеспечения закладки корабля в 1970 г. Николаевскому Заводу разрешалось выпустить предварительные заказные ведомости материалов и оборудования, документацию и основные рабочие чертежи по корпусу до утверждения его технического проекта, с последующей корректировкой. Технический проект «1143 Киев» Николаевский Завод разработал в крайне сжатые сроки и представило его на рассмотрение в конце 1969г. Он был утвержден ВМФ и МСП 30 апреля 1970г., а уже 21 июля того же года головной корабль заложили на ЧСЗ.

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 Кречет

Передняя часть «1143 Киев» как у крейсера и вмещает четыре сдвоенные торпедные установки, две сдвоенные зенитные пусковые установки, одну сдвоенную противокорабельную ракетную установку и башню для 76-мм зенитных орудий.

Ангар вмещает до 35 вертолетов или самолетов и обслуживается двумя лифтами. Корабли типа «1143 Киев» предназначены для размещения истребителей Як-38М. Авиационная эскадрилья состоит из 12 истребителей Як-38М, одного ЯК-38У (учебного) и 15 - 20 вертолетов Ка-25 или Ka-27/28/29. 121 Киев 1976/1993
Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 Кречет

Спуск ТАКР «Киев» на воду состоялся 26 декабря 1972 г.. Из-за задержки многих поставок и установки ряда новых образцов вооружения, не предусмотренных утвержденным проектом (по дополнительным предложениям ВМФ потребовавшим увеличения объема работ), строительство головного корабля затянулось. Его швартовные испытания провели в октябре 1974 г. - апреле 1975 г., заводские ходовые в апреле-августе, а государственные — в августе-декабре того же года. Госиспытания корабля проводила Правительственная комиссии под руководством первого заместителя командующего Северным флотом вице-адмирала Е.И. Волобуева. Заместителями председателя комиссии были назначены главный конструктор ТАКР пр. 1143 А. В. Маринич и зам. генерального конструктора ММЗ "Скорость" К.Б. Бекирбаев. Ответственным сдатчиком корабля от ЧСЗ был главный строитель завода И. И. Винник. Приемный акт головного ТАКР с авиационным вооружением «Киев» подписали (с высокой оценкой) после окончания его государственных испытаний 28 декабря 1975 г.

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 Кречет

В июле—августе 1976 г. ТАКР «Киев» (с пятью боевыми серийными СВВП Як-З6М и одним учебным Як-З6МУ) совершил переход вокруг Европы к месту своего базирования на Северном флоте. В Средиземном море, у о. Крит состоялись первые за пределами СССР полеты Як-З6М. За время перехода летчики выполнили 45 полетов. На Севере в августе—декабре 1976 г. на ТАКР были проведены госиспытания второго этапа — ударного ракетного комплекса "Базальт", комплексные испытания радиоэлектронного вооружения в составе корабельной группы, групповые полеты ЛАк, а также мореходные испытания корабля. Приемный акт по второму этапу подписали 3 декабря 1976г. Постановлением Правительства в феврале 1977 г. ТАКР «Киев» приняли на вооружение ВМФ.

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 Кречет

В 1977 - 1982 гг. «Киев» неоднократно нес боевую службу в Атлантике и на Средиземном море. К концу 1977 г. в 1-м корабельном штурмовом авиаполку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАКР "Киев", летало уже 34 морских летчика. Во время похода с 15 декабря 1978 г. по 28 марта 1979 г. на самолетах Як-38 с корабля было выполнено 355 полетов. В 1982—1984 гг. ТАКР прошел средний ремонт на ЧСЗ. Находясь в мае 1985 г. в походе с визитом в Алжир, его экипаж узнал о награждении корабля за успехи в боевой подготовке орденом Красного Знамени. Дальние походы «Киев» продолжались до конца 1991 г.

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 Кречет

ТАКР «Минск» был спущен на воду 30 сентября 1975 г. и через три года, после достройки и испытаний, вступил в строй. В ноябре 1978 г. его включили в состав Тихоокеанского флота. В феврале-июле 1979 г. корабль совершил дальний переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток с деловыми заходами в Луанду (Ангола), Манилу (Мозамбик) и Порт-Луи (о. Маврикий). Во время походов боевой службы в декабре 1982 г. ТАКР «Минск» посетил с визитом Бомбей (Индия), в июле 1986г. — Вонсан (КНДР).

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 Кречет

После смерти Д. Ф. Устинова (1984) и увольнения в отставку С. Г. Горшкова (1985) постепенно интерес к Як-38 снизился из-за невысоких тактических возможностей этих самолетов. С 1987 г. их серийное производство прекратили, а в 1991 г. эти СВВП вывели в резерв и стали постепенно утилизировать. Условия базирования ТАКР «Минск» из- за недостаточно развитой береговой инфраструктура флота были неудовлетворительными, что привело к ускоренному расходу ресурса. С начала 1991 г. началась подготовка ТАКР «Минск» к переходу в г. Николаев для проведения на ЧСЗ неотложного среднего ремонта. Однако произошедшие вскоре политические изменения и резкое сокращение финансирования ВМФ не дали возможности его осуществить. В связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработкой ресурса вооружение механизмов и оборудования в 1993 г, было принято решение о разоружении ТАКР «Минск» и Киев, их исключении из состава ВМФ России с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В августе 1994 г. после торжественной спуска Военно-морского флага они были расформированы. В конце 1995 г. «Минск» был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл.
Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 Кречет

Первоначальными планами военного кораблестроения в СССР после постройки тяжелых авианосных крейсеров - Киев и Минск - предполагалось перейти к созданию «настоящих» авианосцев – с самолетами горизонтального взлета и посадки. В этом направлении работали многие открытые и закрытые институты и КБ. Строительство третьего ТАКР было рекомендовано вести с максимальным использованием документации головного корабля, правда, с увеличением численности летательных аппаратов до 30 единиц и отказом от торпедного вооружения (проект 1143М).

Проект 1143М был утвержден в январе 1975 г., а 30 сентября состоялась закладка корабля (заказ С-103) на стапеле “0” Черноморского судостроительного завода в г.Николаеве. Первоначально его предполагалось назвать “Баку”, что соответствовало бы уже установившейся в СССР традиции именовать авианесущие корабли в честь столиц союзных республик. Однако по предложению Министра обороны СССР Гречко, корабль назвали «Новороссийск» - своеобразная реклама широко пропагандировавшемуся тогда в стране «бестселлера» - книги «Малая Земля» генсека Брежнева.

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 Кречет

С назначением в 1976 г. на пост министра обороны Д.Ф. Устинова, основные усилия по-прежнему было решено направить «на дальнейшее совершенствование кораблей-носителей самолетов с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП)». Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 1 февраля 1977 г. постройка 3-го ПКР с перечисленными изменениями была утверждена. С введением в действие с марта 1977 г. новой Классификации кораблей и судов ВМФ ПКР «Новороссийск» классифицировался уже как тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР). Сокращенный технический проект 1143М был разработан Невским ПКБ (главный конструктор проекта-А.В. Маринич) и представлен на рассмотрение ВМФ и МСП в июле 1974 г.

Несмотря на то, что корабль уже находился в постройке, в его проект продолжали вноситься различные изменения, прежде всего, связанные с принятием летом 1977 г. на вооружение ВМС США новой маловысотной противокорабельной крылатой ракеты Гарпун. Потенциальная возможность в будущем массированного применения этих ракет против советских кораблей вынудила Невское ПКБ осуществить проработки по определению основных направлений модернизации ТАКР проектов 1143 и 1143М с целью повышения их боевой устойчивости. Правда, ничего особенного на уже строящемся корабле сделать не успевали.

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 Кречет





26 декабря 1978 года ТАКР «Новороссийск» был спущен на воду. При достройке корабля из-за отставания по срокам разработки и изготовления головных образцов на “«Новороссийск» так и не был установлен ни один из 2-х предусмотренных проектом ЗРС Кинжал. К тому же, отсутствовали на нем и ранее примененные на предыдущих ТАКР ЗРК Оса/Oca-M, а также комплексы «Кортик». В итоге, новый корабль остался вообще без систем ПВО-ПРО ближней дальности (!). Авиаполк «Новороссийск» пришлось по-прежнему комплектовать самолетами “Як-38”. Все это в итоге значительно снижало боевой потенциал нового ТАКР.

14 мая 1983 года ТАКР «Новороссийск» (бортовой № 137) покинул Севастополь и начал переход вокруг Европы в Североморск, куда и прибыл 7 июня. В период временного нахождения корабля в составе Северного флота на нем продолжалась отработка курсовых задач. 17 октября 1983 г. «Новороссийск» начал переход из Североморска вокруг Европы, Африки и Азии ушел к месту постоянного базирования - на Тихоокеанский флот. Но так сложились обстоятельства, что служить ТАКР «Новороссийск» в составе флота довелось относительно недолго.

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 Кречет

В 1983 г. СВВП “Як-38” был снят с производства, в связи с началом производства Як-38М (всего выпущено 50 машин), а новый СВВП “Як-41” так и не появился. В итоге, оставшись без самолетов, «Новороссийск» был низведен до уровня вертолетоносца. Но и в этом качестве кораблю послужить не пришлось, а его неприятности, обусловленные целым комплексом объективных обстоятельств, продолжались.

Извечной проблемой ВМФ СССР было обеспечение базирования боевых кораблей. Погоня за экономией в пользу создания новых кораблей привела к тому, что устаревшая тыловая инфраструктура уже не могла обеспечивать базирование всех прибывавших судов. Так произошло и с ТАКР «Новороссийск» на Тихоокеанском флоте.

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 Кречет

Корабль был вынужден длительное время находиться на рейде Владивостока и очень быстро полностью выработал ресурсы вооружения, механизмов и оборудования. В то же время, средств на ремонт ТАКР у командования не было. Последний выход «Новороссийск» в море состоялся в мае 1991 года, после завершения усиленного навигационного ремонта на «Дальзаводе».

В итоге, в июне 1993 г. командованием ВМФ России было принято решение о разоружении ТАКР «Новороссийск» и исключении его из состава флота в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации. 31 августа 1994 г. он был расформирован и поставлен в бухте Постовая (Совгавань) на отстой, а в январе 1996 г. продан за 4 314 млн. долларов южнокорейской компании «Янг Дистрибьюшн Ко» на слом и отбуксирован в п.Чусан (Южная Корея).


Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 Кречет

ТТХ:
Длина, м 273
Ширина, м 51
Ширина по ватерлинии, м 31
Осадка, м 8
Экипаж, чел 1300
Водоизмещение, т 31900/37000
Полная скорость, узлов 30
Дальность при эконом. ходе, миль 7160/13500
Экономическая скорость, узлов 18
Дальность при полном ходе, миль 7000/8000
Автономность, суток 45

Вооружение:
16 самолетов Як-38.
18 вертолетов Ка-27.

4 х 2 ПУ ПКРК "Базальт" (16)
2 х 2 ПУ ЗРК "Шторм" (96)

2 х 6 ПУ ЗРК "Кинжал" (96)

2 х 2 76,2-мм АК-726 орудия
8 х 6 30-мм АК-630 орудий

1 х 2 ПУ ПЛРК РПК-1 (16 ракето-торпед)
2 х 12 РБУ-6000 (129 РГБ-60)

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 Кречет

(Возможно, что НАША авианосная группа смотрится не так внушительно как у американцев, НО смотрелась! А сейчас уже нет...)

0 не понравился
18 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 


 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
Oxygen
Дата:
(21 апреля 2007 22:14)
#1
Продали, гады! Зачем? Почему? Давайте ещё наши ПВО продадим!
 
Ничего не заканчивается!
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
каманч
Дата:
(21 апреля 2007 22:14)
#2
Надеюсь флот поднимется
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
spyker
Дата:
(21 апреля 2007 22:28)
#3
. thumbup
 
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Splinter
Дата:
(21 апреля 2007 22:47)
#4
Хатю инфу по
16 самолетов Як-38.
18 вертолетов Ка-27.
 
Такой умный, тебе череп не жмёт?
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
heckfy
Дата:
(21 апреля 2007 23:35)
#5
ничего не скажешь, плохо там щас на флоте... Не смотря на то что не смотрелась, по мощи были практически равны!!!
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
ZONDA_F
Дата:
(21 апреля 2007 23:53)
#6
Одно жаль - страну разграбили и плавать на нем не на что и незачем, Ксению Собчак лучше будут смотреть... ranting
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
xla
Дата:
(22 апреля 2007 00:18)
#7
Совпадение.. 19-ого племяннику подарили 3-d паззл с этим авианосцем.. собирал, знаю что там и где)
 
каждый по-своему прав...а по-моему нет))
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Буквоед
Дата:
(22 апреля 2007 00:41)
#8
Ведь могли когда хотели, НО и РЕСУРС другой был! dntknw
 
ОСТОРОЖНО ! РАБОТАЮТ ПРОВОКАТОРЫ !
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Zo0m
Дата:
(22 апреля 2007 00:58)
#9
Я конечно сцуко патриот и всё такое , но могу сказать с долей обиды и разочарования , что это "судно" , нервно курит в сторонке по сравнению с американским Энтерпрайзом , жалко конечно thumbdown

Занимательное чтиво , автору спасибо
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Шаловливый язычок
Дата:
(22 апреля 2007 07:53)
#10
Народ не партесь по поводу того что наши не делают авианосци.Вояки наши разработали стратегию против них по которой уничтожения коробля класса авианосец происходит за 10-15мин максимум.А нам они нах*й не нужны так как у нас ракеты куда хочешь долетят
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
ABC
Дата:
(22 апреля 2007 10:43)
#11
Зато у нас подлодки круче thumbup
 
Жизнь удалась!!!
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Bozman
Дата:
(22 апреля 2007 15:01)
#12
Эх, " Новорос"... Службу начинал на нём.. А ещё его называли " Тюрьма народов"!!
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
DIvanOFF
Дата:
(23 апреля 2007 00:00)
#13
Махины то какие а?!
ПРИКОЛЬНО! thumbup
 
"Все продается: любовь, искусство, планета Земля, вы, я.."
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Zl
Дата:
(23 апреля 2007 08:45)
#14
мостч
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
moreman
Дата:
(23 апреля 2007 23:56)
#15
Лет 10 по ночам мне снился "Минск". Пока был там - жутко хотелось домой. Вернулся - и жутко захотелось обратно. Обидно за Флот, за Россию! Адмиралы - ворюги распродали. А вообще, как нам там разъясняли, один такой ТАКР может 15 минут вести бой против всего Блока НАТО, ну, а потом - на дно. Так там столько всякого вооружения! Одних "Базальтов"- 16.
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх