јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение

јвтор:
ISESLAV
ѕечать
дата:
12 марта 2010 13:01
ѕросмотров:
7159
 омментариев:
14
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение


ѕродолжаем наш виртуальный осмотр коллекции оружи€ и доспехов 8-го Ћорда √оварда де ”олдена, котора€ хранитс€ в башн€х замка ƒин (Dean Castle) родового поместь€ клана Ѕойд, что находитс€ в городке под названием  илмарнок (Kilmarnock), в области ¬осточный Ёйршир (East Ayrshire) на юге Ўотландии.

ј начнЄм мы с " абаньего копь€". Ќет-нет, это вовсе не то копьЄ, которое должен был иметь при себе каждый средневековый кабан. “ак называлось копье дл€ охоты на кабана.

"Ќаше" копьЄ мало, что кабанье, так ещЄ и со встроенной "двустволкой" Ц парой колесцовых пистолетов. –одина копь€ Ц √ермани€, датируетс€ 1540-1560 гг.

–азмеры: длина наконечника копь€ 640 мм.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение





»сторическа€ справка:

ќсобый тип копь€ со времен —редневековь€ использовалс€ при охоте на медвед€ и кабана. ќн так и называлс€ Ч медвежье копье, свиное или кабанье копье, в зависимости от того, дл€ поражени€ какого дикого животного оно предназначалось. —оответственно своему опасному применению копье делалось очень мощным, чтобы выдержать вес пораженного животного и не сломатьс€. Ќаконечник был широкий, листовидный, с очень острыми кра€ми. Ѕолее поздние экземпл€ры имели на втулке специальный рог, который прив€зывалс€ крепким кожаным ремнем. Ётот рог преп€тствовал более глубокому, чем до втулки, проникновению наконечника в тело. ќсобенно крепкое древко длиной до 2 метров на большей части своей длины обматывалось узким кожаным ремнем и обивалось гвозд€ми, чтобы предотвратить выскальзывание древка из руки.

Ќачина€ с XVI века, вошли в употребление кабаньи копь€ с устройствами дл€ стрельбы. ћедвежьи копь€ исчезли уже в XV веке, кабаньи сохран€лись еще до XVII, а при некоторых европейских дворах и до XVIII века. ќни еще и сегодн€ €вл€ютс€ экспонатами кн€жеских охотничьих комнат.
Ќаконечник этого копь€ дл€ охоты на кабанов имеет две изогнутые дужки у основани€, дл€ удерживани€ напоровшегос€ на копьЄ звер€ на рассто€нии. „тобы ускорить кончину кабанчика и дл€ дополнительной защиты охотника (своего рода страховка), в копьЄ встроены два пистолета с колесцовым замком, стволы которых расположены по обе стороны копейного наконечника.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение




»сторическа€ справка:

¬ XVI веке усовершенствование ручного огнестрельного оружи€ Ч аркебузы идет по линии увеличени€ пробивной силы и дальнобойности; изобретаетс€ замок, позвол€ющий автоматически производить выстрел.

‘итильные замки были: простые и ударные. ¬ основе простого замка лежал двуплечный рычаг, передний конец которого служил фитильным курком, задний Ч спуском; при нажатии на спуск курок с зажженным фитилем опускалс€ на полку и воспламен€л затравочный порох. ¬ отличие от простого, фитильный ударный замок имел уже взвод, то есть упор, удерживавший курок от произвольного спуска, и боевую пружину, под действием которой курок опускалс€ на полку. ƒл€ предохранени€ пороха от сырости и ветра затравочную полку покрывали крышкой.  алибр аркебузы был 12Ц15 мм, пул€ весила около 25 г, дальность поражени€ Ч 125 м. «ар€жалась она, как и прежде, с дула. ”стройство обоих типов замков было простым, они стоили дешево и легко чинились. ‘итильные замки продержались в войсках до конца XVII века, пока не были вытеснены более совершенными.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение




”совершенствование аркебузы привело к по€влению в конце первой четверти XVI века в »спании крупнокалиберного (до 22 мм) длинноствольного оружи€ Ч мушкета. ќн обладал большей пробивной силой и дальнобойностью. —винцова€ пул€ весила около 50 г и пробивала доспех на рассто€нии до 200 м, а действенный огонь можно было вести до 250 м. ¬следствие т€жести мушкета (6Ц8 кг), стрельба из него производилась с вилкообразной подставки Ч сошки. ћушкеты с фитильным замком вскоре вошли на вооружение пехоты. Ќо аркебуза не сразу уступила место мушкету, и долгое врем€ существовала нар€ду с ним.
ќдновременно с фитильным замком в первой четверти XVI века по€вились искровые замки: кремневые колесцовые и кремневые ударные. ¬оспламенение затравочного пороха в колесцовом замке происходило от искр, получавшихс€ при трении кремн€ о вращающеес€ зазубренное колесо.  олесо приводилось в движение боевой пружиной, которую заводили предварительно ключом. — большой веро€тностью изобретателем этой новинки был великий Ћеонардо да ¬инчи. —читаетс€, что это едва ли не единственное изобретение гени€, которое было воплощено при жизни, не так уж сильно обогнав своЄ врем€.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



ѕравда, пионером производства стала не родина великого изобретател€, а √ермани€ Ц немецкий город Ќюрнберг.   преимуществам колесцового замка относилось в первую очередь отсутствие необходимости использовать гор€щий фитиль.  роме того, затравочный порох на полке был закрыт крышкой, так что замок был относительно всепогодным, и оружие можно было носить под разными углами в зар€женном виде. — по€влением колесцового замка св€зано в первую очередь по€вление первых насто€щих пистолетов.   недостаткам новинки можно отнести его дороговизну и сложность изготовлени€.  роме того, колесцовый замок быстро забивалс€ пороховым нагаром, так что после дес€тка другого выстрелов его полагалось разобрать и прочистить. “ак что, основное применение колесцовые замки получают среди конницы рейтар, где важнее возможность выстрелить быстро и в любой момент.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение






ѕехота же продолжает использовать привычные фитильные замки. »ногда изготовл€лись ружь€ одновременно с двум€ замками: фитильным и колесным. Ќеобходимо отметить, что уже в первой половине XVI века были изобретены нарезные стволы.

Ќеотъемлемой принадлежностью аркебузира и мушкетера €вл€лись пороховницы и натруски. ¬ пороховнице хранилс€ зернистый порох, в натруске Ч порохова€ м€коть (то есть порошкообразный порох), которым заполн€лась затравочна€ полка. ѕороховницы носились на крюке у по€са, иногда на шнурке через плечо.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



ƒальше у нас идЄт  люч дл€ завода колесцового замка, —еверна€ »тали€, около 1600 г.

–азмеры: длина 150 мм.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение




Ѕогато украшенный дизайн этого ключа указывает на то, что он принадлежал какому-то нобилю (т.е. богатею). „ерез кольцо в центре ключа пропускали ленту, чтобы можно было вешать ключ на шею (и гордитьс€: мол, вот какой € богатенький буратина))).

≈щЄ один охотничий девайс Ц арбалет. »зготовлен в ёжной √ермании в XVI веке.
–азмеры: длина 670 мм.

 роме военных действий, арбалет часто использовалс€ дл€ охоты. —реди двор€н и нобилей он пользовалс€ особой попул€рностью, поскольку это было точное оружие, позвол€ющее охотитьс€ на крупного звер€.
¬ отличие от лука, охотники могли использовать арбалет из засады, скрыва€сь в кустах, за деревь€ми или в тесных местах, где тетива лука не могла быть нат€нута. ¬ажным обсто€тельством €вл€лась и возможность арбалета длительное врем€ находитьс€ в зар€женном состо€нии и быть готовым выстрелить из любого положени€. ƒерев€нное ложе этого арбалета декорировано кост€ными накладками и узорами, что указывает на состо€тельность его владельца.

ƒл€ стрельбы из арбалета использовались особые арбалетные стрелы Ц болты. ¬от такие:
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



–азмеры: длина 380 мм.

Ёто конкретные боевые болты. Ќаконечники болтов стальные. —ами болты делались чаще всего из €сен€, бука или тиса. ћожно разгл€деть остатки оперени€, которое обычно делалось из пластинок рога, кожи или дерева, вставл€вшихс€ в древки болтов. ¬ XVI веке оперение болтов стали располагать под определЄнным углом, дл€ придани€ болту вращательного момента (spin) в полЄте, как у пули. “акие болты могли лететь, сохран€€ убойную силу, на 250 €рдов (около 230 м).

ќт охотничьих механизмов перейдЄм к "сельскохоз€йственным" оруди€м.

Ѕоевой цеп (Flail), XVII век.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



Ётот одноручный цеп с коротким древком предназначалс€, скорее всего, дл€ всадника.

»сторическа€ справка:

Ѕоевой цеп произошел от кресть€нского сельскохоз€йственного цепа дл€ молотьбы зерна. ѕредставл€ет собой древко, к которому с помощью короткой цепи, состо€щей из нескольких звеньев, прикреплен ударный груз. √руз имел цилиндрическую, пр€моугольную, реже шарообразную или грушевидную форму. ќн либо изготавливалс€ из дерева, окованного металлом, либо был цельнометаллическим. „асто ударный груз снабжалс€ шипами, острыми ребрами или гран€ми. Ѕоевые цепы весили много, были, как правило, двуручными, и действовали ими как дубиной, нанос€ сокрушительные удары противнику. ќднако встречались и одноручные цепы. ¬ основном это оружие кресть€н и ополченцев. ¬ армии чешских гуситов цепами вооружались целые отр€ды. » не одна сотн€ рыцарских тушек в доспехах была вусмерть обмолочена гуситскими цепами во врем€ √уситских войн 1420-1434 гг.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



Ѕоевые цепы были известны и в средневековой ёго-¬осточной јзии. ¬  итае и в  орее цеп был оружием не только пехотинцев, но и всадников. — развитием огнестрельного оружи€ и постепенным отказом от т€желого защитного вооружени€, боевые цепы были вытеснены более легкими типами холодного оружи€.

“еперь посмотрим на оружие, которое когда-то было простой дубиной.

Ѕулава (Mace) из ¬осточной ≈вропы, датируетс€ 1565Ц1600 гг.

–азмеры: длина 660 мм.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



”дарна€ часть булавы состоит из шестнадцати стальных треугольных пластин-фланцев. —тальное древко оканчиваетс€ дерев€нной руко€тью.

— по€влением пластинчатых лат шарообразна€ головка булавы стала малоэффективной против воина в доспехах. –азрушительную силу удара, начина€ с XIV века, начали повышать с помощью привариваемых к головке пластин Ц "перьев". “акое оружие при одинаковом весе и размерах наносит более эффективный удар, чем проста€ булава.

Ќа –уси такие булавы звались перначами или пернатами.  ак боевое оружие, пернач использовалс€ почти до конца XVII века в ≈вропе и чуть дольше на ¬остоке. —о временем булава превратилась в парадное оружие и знак власти военачальников. ¬ таком качестве перначи красиво украшались и просуществовали вплоть до начала XX в.

≈щЄ один пернач, из √ермании, XVI век.

–азмеры: длина 570 мм.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



»з простой дубины булава эволюционировала вслед за развитием доспехов в такие вот бронебойные девайсы.

Ќа –уси подобные перначи называли шестопЄрами, по числу "перьев".

—ледующа€ "железка" имеет шотландское происхождение и характерный вид. Ќазываетс€ она "Ћохаберска€ секира (Lochaber Axe)". –еплика.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



Ќазвание оружи€ св€зано с областью Ћохабер в шотландском ’айленде. ѕо конструкции секира имеет сходство с бердышом. ќна состоит из древка длиной около 1,5 м, к которому с помощью двух проушин крепитс€ металлическое полотно. ƒлина лезви€ составл€ла до 50 см. ¬ерхний конец полотна был заострЄн и подходил дл€ колющих ударов. — обуха иногда делалс€ крюк. Ћохаберы примен€лись дл€ борьбы как с пехотой, так и с конницей. ќсновное оружие ополчени€ (militias) шотландских городов.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



Ѕоевой топор (Battle Axe).

–азмеры: длина 1030 мм.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



¬полне конкретный боевой топор из коллекции. ѕочти ничего неизвестно о том, откуда он и когда был сделан. ѕо общему мнению, именно этому виду оружи€ –оберт Ѕрюс отдавал предпочтение.  ак бы то ни было, любой уважающий себ€ рыцарь должен был в совершенстве владеть несколькими видами оружи€, в том числе и топором. –оберт Ѕрюс Ц €рчайший тому пример. ≈го легендарный удар топором в битве при ЅаннокбЄрне (Bannockburn) получил широчайшую известность.

»сторическа€ справка:

Ѕитва при ЅаннокбЄрне произошла 23-24 июн€ 1314 г.
«акончилась она полной победой шотландского войска, возглавл€емого –обертом Ѕрюсом, над почти в три раза превосход€щими силами англичан, "руководимых" Ёдуардом II, сыном покойного Ёдуарда I ƒлинноногого, на надгробии которого есть характерна€ надпись "ћолот шотландцев". ¬ самом начале этой битвы произошЄл следующий эпизод:

 огда авангард английского войска двинулс€ против двух шотландских отр€дов (скилтронов), сто€вших за речушкой ЅаннокбЄрн, Ёдуард отправил примерно 700 кавалеристов под командованием  лиффорда по дороге в направлении —терлингского замка.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение


јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



¬еро€тно, Ёдуард хотел расположить  лиффорда между шотландцами и замком, чтобы превратить отступление шотландцев в полное бегство. Ќет сомнений, что Ёдуард считал отступление шотландцев неизбежным.  огда авангард, ведомый графами ’ерефордом и ѕембруком, двинулс€, шотландские стрелки отступили в лес, находившийс€ позади них. јнглийские рыцари, увидев их отход, пришпорили своих лошадей и атаковали. „уть ранее, Ѕрюс выехал из своих р€дов, чтобы лучше разгл€деть наступающего противника. ќн даже не был в полном вооружении, и у него на голове был простой шлем с золотым венцом. ќн был верхом не на своем боевом коне, а на простой лошади. ≈го единственным оружием был легка€ боева€ секира. ѕока он разъезжал между двум€ арми€ми, его узнал английский рыцарь, √енри (или ’амфри) де Ѕоун (de Bohun), плем€нник графа ’ерефорда. ƒе Ѕоун пришпорил своего боевого кон€, опустил свое копье и атаковал Ѕрюса.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



Ќа виду у англичан и шотландцев он обрушилс€ на корол€. ”жас, охвативший шотландцев, увидевших, что человек, олицетвор€вший все их надежды на свободу и усили€ которого привели их сюда в этот день, осталс€ один и почти безоружный против такого противника, был поистине велик. ќднако им не было нужды бо€тьс€, поскольку, когда бронированный Ѕоун подскакал к Ѕрюсу, король бросил свою лошадку в сторону, встал высоко в своем седле, и пока де Ѕоун проносилс€ мимо, разрубил его шлем и череп до подбородка одним ударом такой силы, что руко€ть боевой секиры разлетелась в щепки.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



ѕредставьте последовавшие за этим восторженные вопли из шотландской линии и горестный крик их английских врагов. ¬оистину, это был легендарный поединок, и он прекрасно символизировал столкновение, которое последовало за ним: животна€ бронированна€ мощь английского войска против искусства и €ростной решительности шотландцев. Ѕрюс был осужден своими людьми за то, что подверг себ€ опасности, но сам он выгл€дел невозмутимым после этого происшестви€, лишь сетовал на потерю своей доброй боевой секирыЕ

ƒальше у нас на очереди боевой молот (Warhammer) XVI века.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение


јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



“акой боевой молот известен под названием "Ћюцернский молот" (Luzernerhammer). –азновидность полэкса (pollaxe), одного из самых попул€рных видов оружи€ дл€ пешего бо€ в золотой век Pas d'Armes (период между 1430 и 1530 гг.). Ќазвание происходит от швейцарского города Ћюцерн, где этот специфический полэкс с длинным шипом-пикой на навершии был очень попул€рен.
»сторическа€ справка:

"ѕолэкс (pollaxe)"(от английского "poll" Ц головка и "axe" Ц топор) Ц средневековое название, используемое англичанами дл€ пехотного боевого молота на длинной руко€ти (от 4 до 8 футов [1,2-2,4 м]), независимо от того, имел ли он лезвие топора на боевой части или нет.
’арактерна€ особенность полэкса Ц это головка в виде топора и/или молота с задним шипом или клевцом. ѕочти всегда есть шип на верхушке оружи€, а часто и шип на нижнем конце древка Ц подток. ѕомимо этого, древко оснащалось металлическими полосами, называемыми лангетами (langetes), спускавшимис€ от головки оружи€ вниз по сторонам древка, и предназначенными дл€ защиты его от перерубани€. ќтдельные образцы снабжались круглой гардой в виде металлического диска, насаженного на древко (rondel) дл€ защиты основной руки. —пециалист по фехтованию древковым оружием ѕьетро ћонте в 1509 году отмечал, что полэкс должен быть на одну ладонь длиннее роста его обладател€.
ѕолэкс создавалс€ с целью повредить доспех или нанести оглушающие удары, если доспех не удаЄтс€ пробить. ѕовреждение доспеха достигалось протыканием его с помощью верхнего шипа или клевца на задней стороне головки, или дроб€щими ударами топора или молота. Ёффективность этого оружи€ хорошо видна на иллюстраци€х к учебнику “алхоффера, где результатом технически правильного удара полэксом по одоспешенному бойцу неизменно считаетс€ пробитый доспех и кровава€ рана.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение


јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение


 
руглый щит тарджет (Target). ѕроизведЄн в —еверной »талии, в XVI веке.

–азмеры: диаметр 560 мм.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение




 ак правило, такие стальные щиты носили пехотинцы дл€ защиты от холодного и огнестрельного оружи€. Ётот щит позже был расписан золотом, веро€тно дл€ того, чтобы его можно было использовать в турнирах или на торжественных церемони€х.

Ќесмотр€ на англо-шотландское название, этот щит, на мой взгл€д, правильнее было бы называть "рондаш", особенно учитыва€ его континентальное происхождение.

»сторическа€ справка:

“арджет оставалс€ главным защитным вооружением шотландцев ещЄ в XVIII веке, вплоть до сражени€ при  уллодене в 1746 году.
ѕосле поражени€ €кобитов в этой битве, шотландские тарджеты были запрещены, многие щиты Ч уничтожены. —охранившиес€ образцы хорошо украшены, следовательно, принадлежали знатным люд€м. “арджеты, в основном, представл€ли собой круглые щиты диаметром 45Ц60 см. ¬нутренн€€ часть щита составл€лась из двух очень тонких дерев€нных пластин с перпендикул€рным направлением волокон, зафиксированных маленькими дерев€нными штифтами. —наружи щит обт€гивалс€ воловьей кожей, котора€ часто украшалась в кельтском стиле.  ожа прибивалась к дереву множеством медных или серебр€ных гвоздей. »ногда дополн€ли латунными пластинами. ” некоторых тарджетов в центре был умбон, изредка дополн€вшийс€ длинным стальным шипом. Ётот шип в походном положении отвинчивалс€ и помещалс€ в ножны, наход€щиес€ на внутренней стороне щита. ¬нутренн€€ сторона обычно покрывалась замшей, иногда Ч красной тканью, из униформы убитых английских солдат.
—лово тарджет (Target) Ц уменьшительна€ форма слова тарч (Targe), т.е. щит.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение


јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



»сторическа€ справка:

“арч (польск. tarcz, от старофр. targa Ч щит) Ч боевой и турнирный щит всадника-рыцар€ с XIII по XVI век. Ёто вогнутые щиты различной формы, с двум€ ременными петл€ми изнутри, одна из которых одевалась на предплечье с помощью застЄжки, а втора€ зажималась в ладони. Ќа правой стороне часто делалс€ вырез, предназначенный дл€ фиксации копь€.
¬месте с развитием и усилением защиты доспеха с 12-13 века рыцарские щиты постепенно уменьшаютс€ и видоизмен€ютс€, пока наконец к 15-му веку практически полностью не "атрофируютс€" в среде рыцарства, остава€сь в большинстве случаев только дл€ конных копейных турниров.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение


јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



¬о второй четверти XVI века значительно усовершенствованное огнестрельное оружие начало оказывать заметное воздействие на все другие виды вооружени€. „тобы заставить пулю рикошетировать, нагрудник стали делать с ребром посредине. — этой же целью желобчатую поверхность максимилиановского доспеха заменили гладкой. ¬место дерев€нных щитов стали использовать железные.  ачество щита, как и нагрудника, определ€ли пробным выстрелом из арбалета или аркебузы на рассто€нии ста шагов. —тальной щит круглой формы называлс€ "рондаш".
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



ќни примен€лись как пехотой, так и конницей. Ќо т€жесть этих щитов не способствовала их широкому распространению. –ыцари, вообще, вместо щита стали примен€ть дополнительные пластины, которые укрепл€ли на боевых и турнирных доспехах.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



— развитием искусства фехтовани€ по€вл€ютс€ щиты с наклепанными полосами или жгутами, которые были предназначены дл€ задержки или даже поломки застр€вшего в них клинка противника. “ой же цели служили и многочисленные отверсти€. ¬ес некоторых щитов достигал 8 и даже 10 килограммов. ўиты были самых различных размеров и форм. —уществовал так называемый траншейный рондаш Ц это щит-оружие, который состо€л из множества частей.   железной перчатке прикрепл€лс€ круглый щит, окружность которого часто делалась зубчатой, эти зубцы €вл€лись ловушками дл€ клинков противника. ѕод рукавицей к щиту прикрепл€ли клинок, который выступал из-за кра€ щита на 50 см. „асто на щите и железной перчатке помещали дополнительные лезви€ и штыри, многие из которых были с пилообразным лезвием.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



»таль€нцы и испанцы были увлечены тактикой ночных нападений, поэтому многие щиты на верхнем крае снабжались круглым отверстием дл€ размещени€ потайных фонарей. —вет фонар€ проходил через отверстие, которое можно было открывать и закрывать по желанию с помощью круглой задвижки. “акие щиты получили название фонарные щиты (нем. Laternenschild).

ј теперь, вспоминаем, что частенько кричали киношные немцы в фильмах про войну: "јхтунг, ахтунг, ѕј–“»«јЌ≈Ќ!!!"

¬ "нашей" коллекции есть вот такой "ѕартизан", из јвстрии, 1700Ц1740 гг.
Ёто древковое оружие, которым были вооружены офицеры пехотных полков, оно служило и дл€ боевых, и дл€ церемониальных целей. Ќа –уси называлось "протазан".
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



ќт протазана произошЄл "ќфицерский эспонтон", √ермани€, 1740Ц1760 гг.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



ƒревковое оружие в виде короткого копь€ Ц персональное оружие пехотного офицера, указывающее на его ранг и служащее дл€ подачи сигналов солдатам. Ќа ранг мог указывать размер, форма и цвет головной части эспонтона Ц она могла быть как полностью, так и частично золоченой, или же иметь цвет вороненой или просто полированной стали.

»сторическа€ справка:

 опь€ и пики с длинными наконечниками в XV в. трансформировались в протазан. –усское название этого древкового оружи€ происходит (при посредстве польского) от немецкого слова Ђпартизанаї (Partisane), в свою очередь происход€щего от италь€нского Ђпартиджанаї (partigiana, что означает буквально: Ђсторонникї). Ќа раннем этапе своей истории наконечник протазана, насаженный на длинное (2,5 м и более) древко, представл€л собой равномерно сужающийс€ к острию, обоюдоострый клинок, напоминавший по форме клинок италь€нского пехотного меча типа Ђбычий €зыкї.  огда же западноевропейские мастера-оружейники прин€лись расшир€ть функциональность древкового оружи€ в плане расширени€ его защитных функций, протазан был снабжен столь характерными дл€ него Ђушамиї, или Ђушкамиї Ц расположенными в основании клинка защитными элементами в виде загнутых вперед серповидных отростков, напоминающих Ђрога полумес€цаї.
ќсновной характерной особенностью эспонтона был его широкий в основании наконечник в форме клинка с €вно выраженной гранью по центру. ¬ остальном же он напоминал по форме несколько укороченный протазан. ѕосле введени€ эспонтона во ‘ранции, во многих европейских арми€х (например, в прусской армии при короле ‘ридрихе I) эспонтон также стал оружием офицеров, вместо использовавшегос€ ранее в этом качестве протазана.

”нтер-офицер получил на вооружение так называемую полупику (по-немецки: Ђкурцгеверї). ѕодобно эспонтону, полупика также происходит от протазана. Ќередко пишут, что эспонтоны и полупики, €кобы, служили только зримыми признаками офицерского и унтер-офицерского звани€. ќднако это не совсем верно. ’от€ их чисто боева€ ценность была невысока, эспонтоны и полупики выполн€ли немаловажную функцию ориентиров дл€ выстроенных в длинные линии пехотинцев в ходе строевой подготовки, да и на пол€х сражений.  роме того, солдаты феодальных армий были приучены бо€тьс€ этого колющего оружи€, особенно если оно находилось в руках унтер-офицеров, замыкавших строй или сто€вших за линией (заградотр€ды, однако))).

”нтер-офицерам довольно часто приходилось пускать свои полупики в ход против солдат, пытавших дезертировать с пол€ бо€, замедл€вших шаг в наступлении или ломавших строй (конечно, чаще всего использу€ при этом не острый наконечник, а древко).

¬ прусской армии в эпоху ‘ридриха ¬еликого использовались офицерские эспонтоны с закругленным основанием клинка, коротким острием и поперечной перекладиной, предназначенной дл€ отражени€ непри€тельских ударов.
¬ –оссийской »мперии в правление √осудар€ ѕавла ѕетровича, нар€ду со всем прочим, были введены также офицерские эспонтоны и унтер-офицерские полупики прусского образца. ¬о врем€ »таль€нского похода —уворова они сослужили неплохую службу русским воинам, гревшимс€ в альпийских снегах у костров, разожженных из этих эспонтонов и полупик.
¬еликий  н€зь  онстантин ѕавлович, участвовавший в суворовском походе, не преминул рассказать своему венценосному батюшке об этом эпизоде. —уд€ по всему, »мператор ѕавел осталс€ не очень доволен.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение


јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение


јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



ѕарадный закрытый шлем, 1840Ц1865 гг.
Ўлем изготовлен из стали, украшен гравировкой в характерном дл€ французского двора середины XVI века стиле, с распущенными по всей поверхности завитками аканта и гротескными фигурами мифических персонажей.
¬ середине XIX века среди коллекционеров оружи€ спрос на красивые, декорированные доспехи значительно превосходил предложение. ¬ результате целый р€д мастерских начал специализироватьс€ на изготовлении соответствующей продукции. Ётот шлем, веро€тнее всего, декорирован одним из крупнейших златокузнецов и гравЄров XIX века јнтуаном ¬ехте (Antoine Vechte, 1800-1868).



Ёта "подделка" настолько хороша, что до недавнего времени считалось, будто это не только шлем XVI века, но и сделан он был, €кобы, дл€ корол€ ‘ранции √енриха II! “ого самого, который, по случайному совпадению, умер от травмы, полученной во врем€ рыцарского поединка, когда обломки копь€ противника, проникнув через визор забрала на шлеме, вонзились королю в глаз. ѕротивником корол€ был капитан шотландской гвардии сэр √абриэль ћонтгомери.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение


јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



—кладной черепник из √ермании, XVII век.

–азмеры: диаметр 190 мм.
“акое устройство надевали на тулью шл€пы дл€ защиты головы непосредственно перед боем. Ёта стальна€ штуковина могла складыватьс€ и, веро€тнее всего, принадлежала какому-нибудь офицеру.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение




ћорион (Morion) из »талии, XVI век.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



Ўлем практически весь покрыт травленым узором в виде завитушек на золоченом фоне.
÷веточки украшают головки идущих по основанию шлема заклЄпок, которыми крепилась к шлему подкладка. ћорионы обычно распознаютс€ по высоким гребн€м и изогнутым вверх кра€м полей. Ётот италь€нский шлем, представитель славного семейства морионов, которые обычно ассоциируютс€ в умах большинства населени€, как шлемы, которые носили испанские конкистадоры (conquisadores), хот€ они были распространены среди пехотинцев большинства стран ≈вропы с начала XVI века до середины XVII.
»сторическа€ справка:

¬ начале XVI века по€вилс€ шлем нового типа Ц морион (исп. morrion), родиной которого предположительно €вл€етс€ »спани€. ¬озможно, название было заимствовано у мавров (moro) или образовано от испанского morro, что означает "черепок", "черепна€ крышка". ћорион Ц шлем с высоким гребнем и сильно загнутыми спереди и сзади пол€ми Ц предпочитали носить пешие воины вместе с полудоспехом. ¬ысота гребн€ зависела от вкуса заказчика. —начала морионы ковались из цельного куска железа, а в XVII веке Ц из двух половин, которые сваривались. —олдатские морионы украшались несложной чеканкой в виде цветов и листьев, часто окрашивались в черный цвет. ќфицерские морионы, особенно дл€ высших командиров, отделывались золотой или бронзовой насечкой с травлением, гравировкой, а также сложной фигурной чеканкой. “ака€ форма шлема сохранилась до середины XVII века, когда от него постепенно отказываютс€ в пользу железной или кожаной шл€пы. „уть дольше морион сохран€лс€ у стражников и телохранителей при европейских дворах, пока его не заменили парадными уборами Ч шапками или кожаными касками. ¬прочем, швейцарские гвардейцы, охран€ющие ¬атикан, до насто€щего времени нос€т этот шлем.
√ребневой ћорион, Ќюрнберг, √ермани€, около 1600 г.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



Ётот богато декорированный шлем €вл€етс€ одним из тех, что носила охрана курфюрста —аксонии. »зготовлен в Ќюрнберге неизвестным оружейником.  ажда€ сторона шлема украшена фигурками в классическом стиле и золоченым орнаментом в виде завитков и листьев.

ћеч городской стражи (Military Sword), √ермани€, ћюнхен, XVI век.

»зготовитель: ¬ольфганг —тантлер (Wolfgang Stantler).

–азмеры: клинок 873 мм, руко€ть 220 мм.
¬ 16-м веке, когда мечи начали носить c гражданской одеждой, необходимо было иметь дополнительную защиту дл€ рук, не защищенных латными перчатками. “огда на смену простой гарде пришла сложна€, состо€ща€ иногда из целой системы дуг, дужек, колец и полуколец.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение


јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



“аким "гражданским" оружием, возможно, была вооружена баварска€ городска€ стража. ѕоставл€лись эти мечи семьЄй —тантлер, глава которой, ¬ольфганг —тантлер, был ведущим оружейником-мечником в ћюнхене на этот период.

“акой универсальный лЄгкий меч, оснащЄнный сложной гардой, защищающей пальцы руки, которым можно было как колоть, так и рубить, прекрасно подходил дл€ уличных схваток и утихомиривани€ пь€ных драк в тавернах.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



Ќарезной карабин с кремневым замком. јнгли€, Wootten Bassett, Wiltshire, XVII век.

»зготовитель: –ичард ’ьюз (Richard Hewes)

–азмеры: длина 961 мм.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



 ремневый замок не требовал заводить механизм ключом, как колесцовый, был проще и технологичнее, следовательно Ч дешевле. ¬оспламенение пороха в кремнЄвом замке происходит от искры, производимой подпружиненным курком с зажатым в нЄм кусочком кремн€.  ремень высекает искру, ударившись о рифленую стальную крышку пороховой полки (огниво) и при этом приоткрыв ее. »скра воспламен€ет небольшое количество пороха, помещЄнное на полку, через затравочное отверстие в стволе плам€ достигнет основного порохового зар€да, и происходит выстрел.

»сторическа€ справка:

–азличные простые модификации кремневого замка стали по€вл€тьс€ в ≈вропе в начале XVI века. »спанцы позаимствовали его у мавров, а к последним он попал из јзии от турок или арабов (испано-мавританский замок). ѕосле »спании кремневый замок получил распространение во ‘ранции, впервые в письменных источниках упоминаетс€ в 1515 г., затем распростран€етс€ в Ќидерландах. ¬ зависимости от места изобретени€ существуют 5 типов кремневых замков: испано-мавританский, голландский, норвежский, немецкий и русский тип с одной двуперной пружиной. Ќидерландский кремневый замок был оригинальной конструкции: полка его закрывалась не огнивом, а специальной крышкой, особого устройства был и ударный механизм, а сам замок целиком был длинный и т€желый. Ќекоторые исследователи даже полагают, что автор нидерландского замка не был знаком с устройством испано-мавританского замка и изобрел его самосто€тельно. Ќидерландский замок был вскоре усовершенствован нюрнбергскими оружейными мастерами, которые стали делать кремневый замок с 1630Ц1650-х гг.
ќни сделали его более безотказным, затем перенесли механизм на внутреннюю сторону замочной доски, увеличили размах курка, также сделали ход курка при взведении более легким и плавным, достигли того, что огниво стало направл€ть больше искр на полку при помощи изменени€ очертани€ боевой поверхности огнива. “аким образом, кремень теперь разбивалс€ не так скоро, поэтому стал надежнее и мог служить дольше. Ётот вид преобразованного замка получил в ≈вропе название немецкого кремневого замка.

Cо временем, усовершенствованный кремневый замок вытеснил все другие виды замков. ¬ наиболее совершенных кремневых замках XVIII столети€ огниво оснащалось небольшим пороховым хранилищем, которое автоматически наполн€ло полку порохом. ќтсюда следует, что необходимость самосто€тельно производить подсыпку пороха рукой отпала, а это в свою очередь ускорило зар€жание, увеличило скорострельность кремневого ружь€.
ѕосле стольких усовершенствований кремневый замок прослужил в ручном оружии вплоть до XIX в. почти без изменений. ¬ эксклюзивных образцах ценного штучного оружи€ трение замка было сведено к минимуму, а поскольку ход механизма собиралс€ на роликах, полка и запал были выложены золотом, то даже в долго зар€женном оружии порох не портилс€ от ржавчины.

 арабин из коллекции, веро€тнее всего, предназначалс€ дл€ охоты на олен€. ƒл€ прицельной стрельбы можно было воспользоватьс€ раскладным прикладом. ¬ противном случае он использовалс€ как пистолет.

ќбычный способ зар€дки огнестрелов в то врем€ заключалс€ в забивании свинцовой пули в ствол. ѕри этом неизбежна деформаци€ пули, что сказывалось на еЄ полЄте. ¬ случае с этим карабином, ствол выполнен навинчивающимс€, что позвол€ло снимать его и помещать пулю сразу в казенной части, ускор€€, таким образом, процесс зар€дки.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение


јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение


јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение




ћастер –ичард ’ьюз был слесарем, оружейником (gunmaker) и, возможно, часовщиком в маленьком городке ¬уттон Ѕассет в графстве ”илтшир, примерно с 1618 г. до своей смерти в 1677 г. ’от€ ничего не известно о том, где он приобрЄл свои навыки, его мастерство заслуживает самых высоких оценок.  арабин, изготовленный из стали и дерева грецкого ореха, украшен из€щным орнаментом с листвой. Ќа планке замка выгравирована подпись: "–. ’ьюз из ¬уттон Ѕассет".
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



ј сейчас настало врем€ немного разбавить нашу скучную экскурсию изр€дной долей патетикиЕ

ѕоговорим о геро€х. ¬едь юго-запад Ўотландии, где и находитс€ "наша" коллекци€ Ц родина двух величайших национальных героев Ўотландии. ќба были великими воинами, но какими разными; один, подн€лс€ из низов в эпоху гонений, чтобы стать ’ранителем Ўотландии (ScotlandТs Guardian), другой Ц высокорождЄнный политик и воин, который преуспел там, где другие потерпели неудачу. » всЄ же, несмотр€ на такое различие, они делали одно дело. »х де€ни€ как будто преобразуютс€ в слова из јрбротской декларации: "Ќе ради славы, богатства или почестей наша борьба, но за свободу (Freedom) Ц за то единственное, с чем каждый честный человек расстанетс€ только вместе с жизнью".

—разу вспоминаем концовку фильма "’раброе сердце": ”оллес погибает от руки палача, но на последнем его выдохе мы слышим: "Freeeeedoooooooooom"Е

»сторическа€ справка:

јрбротска€ деклараци€ (англ. Declaration of Arbroath), 1320 г. Ч деклараци€ суверенитета Ўотландии в период борьбы за независимость. (‘актически Ўотланди€ пользовалась независимостью с 1314 г., когда войско английского корол€ Ёдуарда II было разгромлено шотландцами в битве при ЅаннокбЄрне).

¬ ответ на поддержку папством английского завоевани€ Ўотландии и отлучение от церкви корол€ –оберта Ѕрюса и его сторонников, духовенство и бароны Ўотландии во главе с аббатом јрбротского монастыр€ Ѕернардом де Ћинтоном издали адресованную папе »оанну XXII декларацию суверенитета Ўотландии. ќпира€сь на историю страны, авторы декларации утверждали право Ўотландии на суверенитет и независимость от јнглии, а также право на шотландский престол корол€ –оберта Ѕрюса, избранного народом. “от факт, что јрбротска€ деклараци€ опиралась на принцип народного суверенитета (правом на независимость и еЄ защиту, согласно документу, обладает сам шотландский народ, а не его король), резко выдел€ет еЄ в р€ду общественно-политических пам€тников средневековь€. ƒеклараци€ сыграла важную роль в становлении национального самосознани€ шотландского народа и повли€ла на развитие общественной мысли в јнглии и других странах «ападной ≈вропы.

 стати и американска€ ƒеклараци€ Ќезависимости тоже имеет свои корни в јрбротской декларации.

ј теперь вернЄмс€ в ƒин  эстл и посмотрим на экспонаты коллекции св€занные с именем ”иль€ма ”оллеса.

 аменный бюст сэра ”иль€ма ”оллеса, старейший из известных, был сделан в 1802 году скульптором ”иль€мом –ейдом дл€ семьи ƒанлоп (Dunlop) из ƒанлопа, ¬осточный Ёйршир.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



ƒанлопы утверждали, что ведут происхождение от геро€, и это была одна из причин долгой переписки между ‘рэнсис Ённ ƒанлоп и поэтом –обертом ЅЄрнсом в 18 веке.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



‘отографи€ ћемориала ”иль€ма ”оллеса в Ѕарнвэйле (Barnweil) на стекл€нной пластине, сделанна€ ещЄ в 1900 году. —ледует отметить, что в то врем€ уже существовала возможность использовать первые фотопленки, но стекл€нные фотопластины с их высоким качеством изображени€ и способностью передавать мельчайшие детали запечатлеваемой реальности, всЄ ещЄ оставались наилучшей основой фотографировани€.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



ѕам€тник ”иль€му ”оллесу, Ѕарнвэйлска€ башн€, был построен в 1855 году. –асположена она на вершине Ѕарнвэйлского ’олма, к северо-востоку от Ёйра (Ayr). ѕо легенде, именно в этом месте ”оллес наблюдал, как гор€т амбары Ёйра, подожжЄнные его людьми. ¬месте с амбарами сгорел английский гарнизон, который использовал эти помещени€ в качестве казарм дл€ солдат. Ѕойцы ”оллеса ждали снаружи и дорезали тех, кому "посчастливилось" вырватьс€ из пылающих зданий. Ќародные сказани€ также говор€т, что: то ли ”оллес в сговоре с местными доминиканцами, то ли сами монахи убили английских офицеров, которые устроились в аббатстве. ќдно из местных преданий гласит, что название "Barnweil" произошло от слов ”оллеса, который будто бы прокомментировал сильный огонь, охвативший сараи, фразой: "Ёх, хорошо амбары гор€т!" (barns were burning well). Ќо это маловеро€тно, так как название "Barnweil" существовало ещЄ до этого событи€.

 стати, сожжение ненавистных захватчиков в здани€х регул€рно практиковалось озлобленными шотландцами. ¬от и будущий соратник Ѕрюса, молодой дамфрисширский рыцарь ƒжеймс ƒуглас, чей отец умер в темницах “ауэра, неожиданно захватил в 1306 г. замок ƒуглас, воспользовавшись тем, что английский гарнизон слушал мессу. ј потом, частью перебил солдат, частью запер, и, оставив огонь пожирать их тела и оружие в пылающей главной башне, вновь исчез на болотах. Ётот набег получил в народе меткое название: "кладовка ƒугласа".

Ѕарнвэйлскую башню не следует путать с ћонументом ”оллеса (National Wallace Monument), который представл€ет собой четырЄхгранную башню высотой 67 м, установленную в 1869 году в 1,5 км от —терлинга на холме Ёбби- рэйг.
ћонумент ”оллеса €вл€етс€ открытым на прот€жении всего года музеем, в котором можно узнать о битве на —терлингском мосту, а также об известных шотландских личност€х. »менно здесь хранитс€ знаменитый "ћеч ”оллеса", не тот, киношный
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



Еа вполне насто€щий, который €кобы был использован ”иль€мом ”оллесом во врем€ блест€щей победы над англичанами в битве у —терлингского моста в 1297 году. Ёто славное оружие вдохновило сэра ¬альтера —котта (который "јйвенго", " вентин ƒорвард", "–об –ой" и ещЄ много чего написал, если кто не в курсе) на такие строки:

"Fit for archangel to wield,
yet light in his terrible hand"

"—веркал в его ужасной длани
ћеч, что јрхангелу подстать"

јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение


јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



 онечно же, полной уверенности в принадлежности этого меча лично ”иль€му ”оллесу нет, даже несмотр€ на соответствующий возраст клинка (эфес меча заменили уже после смерти ”оллеса). Ќо англичане всЄ же держали этот меч в течение почти шестисот лет (злопам€тные, сцуки) под своим контролем в замке ƒанбартон (Dunbarton). » только 17 но€бр€ 1888 г. он был официально передан обратно в Ўотландию.
“еперь перейдЄм к другому национальному герою Ўотландии, –оберту Ѕрюсу.

ѕосле смерти Ѕрюса в 1329 г. его тело было захоронено в аббатстве ƒанфЄрмлайн (Dunfermline Abbey). ¬ 1500-х годах, во врем€ протестантских религиозных выступлений, аббатство сильно пострадало, и местонахождение могилы было утер€но. Ќа картинке Ц вход в это самое аббатство:
¬ 1818 году рабочие, делавшие ремонт в аббатстве, обнаружили в каменной гробнице скелет, который был завернут в золотую парчу. ƒл€ исследовани€ останков, из Ёдинбурга был вызван хирург –оберт Ћистон, который, по характерному повреждению грудной клетки скелета, определил его принадлежность –оберту Ѕрюсу.

«десь надо объ€снить, что это за повреждение такое и почему оно было характерно именно дл€ Ѕрюса. ƒело в том, что Ѕрюс, во-первых, как правоверный католик, а во-вторых, как большой грешник, мечтал совершить паломничество на —в€тую «емлю.

»сторическа€ справка:

ќ грехах и "грехах" –оберта Ѕрюса. ¬о-первых, он убил человека в церкви, т.е. совершил св€тотатство. ѕроизошло это событие в 1306 году в одной из церквей ƒамфриса. ”бит был его соперник по борьбе за власть в Ўотландии, ƒжон  омин по прозвищу Ђ–ыжийї, из вли€тельного клана  оминов, таких же претендентов на шотландский престол, как и клан Ѕрюсов. »стори€ конечно непригл€дна€, но доподлинно известно, что встреча двух кузенов-претендентов в церкви фактически переросла в поединок, один на один, в котором победил сильнейший Ц –оберт Ѕрюс.

ј самый основной "грех" –оберта Ѕрюса заключалс€ в желании утвердить независимость Ўотландии и стать еЄ королЄм.  ак уже было сказано, в конфликте јнглии и Ўотландии папство зан€ло последовательную проанглийскую позицию, отлучив –оберта Ѕрюса и его сторонников от церкви и отказав в его признании королем Ўотландии. ќднако шотландское духовенство поддерживало своего корол€ и в 1320 году опубликовало Ђјрбротскую декларациюї, обращенную к ѕапе –имскому, в которой утверждалась независимость Ўотландии и обосновывалось право Ѕрюса на корону.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



»з-за отлучени€ Ѕрюс долгое врем€ был "невыездным", и не смог осуществить свою давнюю мечту Ц посетить —в€тую землю. ѕоэтому, перед своей смертью в 1329 г. он завещал своему другу и сподвижнику сэру ƒжеймсу ƒугласу, известному ещЄ как "„Єрный ƒуглас" или "ƒобрый ƒуглас", свое сердце дл€ погребени€ его на —в€той земле. ѕосле смерти корол€ сердце его было вынуто, набальзамировано и уложено в специальную шкатулку, и ƒуглас отправилс€ с ним в ѕалестину.

(¬от потому-то на скелете –оберта Ѕрюса и была распилена грудна€ клетка. —обственно, по этим пропилам его и опознал –оберт Ћистон).

— сердцем умершего корол€ ƒуглас в начале 1330 г. отправилс€ на —в€тую землю. Ќо, волей случа€, оказавшись на территории »спании, он присоединилс€ к крестоносному войску јльфонса XI  астильского и прин€л участие в битве при “еба (јндалузи€), где геройски погиб, оборон€€сь с небольшим отр€дом от армии мусульман. ѕреследу€ войско неверных, „Єрный ƒуглас оторвалс€ от основных сил и был окружЄн врагами. “огда он бросил шкатулку с сердцем в гущу врагов со словами: Ђ ¬перед, отважное сердце, как ты всегда хотело! ƒуглас последует за тобой или умрет!ї ќн первым бросилс€ в бой, увлека€ за собой остальных. » первым пал, изрубленный сарацинскими сабл€ми. ќтр€д ƒугласа отбил сердце корол€, прорвав строй противников. Ќо гибель ƒжеймса не позволила шотландцам продолжить поход. ќстанки ƒжеймса ƒугласа и сердце –оберта I были перевезены обратно в Ўотландию. — тех пор изображение сердца входит в герб „ерных ƒугласов.
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



ј теперь, уважаемые читатели, сопоставьте обращение ƒугласа к сердцу Ѕрюса с названием "’раброе сердце". ≈сли до кого ещЄ не дошло, то сообщаю, что согласно данным источников, прозвище ’раброе —ердце принадлежало не ”оллесу, а продолжателю его дела –оберту Ѕрюсу. »менно он, через долгие семь лет после смерти народного геро€, смог добитьс€ независимости Ўотландии и отсто€ть еЄ в кровавой борьбе. √оворю об этом (с немалым пафосом))), дабы хоть чуть-чуть восстановить историческую справедливость, которой, м€гко говор€, пренебрегли создатели замечательного, тем не менее, фильма-Ћ≈√≈Ќƒџ "’раброе —ердце". ѕон€тно, что им нужно было громкое им€ Ц брэнд, но по-моему это не есть правильно (хэ, мен€ в √олливуде спросить забыли))). “ем более, что ”иль€м ”оллес в Ўотландии и без того реальна€ культова€ фигура, легендарный народный мститель-защитник-мученик, да ещЄ и фильм ћела √ибсона, безусловно, талантливый (и, кстати, один из моих любимых), сильно добавил интереса к личности ”оллеса за пределами страны.

¬от один из множества пам€тников ”оллесу, в јбердине (обратите внимание на меч, которым скульптор "вооружил" ”оллеса):
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



“о, что мы видим на картинке ниже, это слепок черепа –оберта Ѕрюса, сделанный скульптором ”иль€мом —куларом (Scoular), который хранитс€ в Dumfries Museum & Camera Obscura, что находитс€ в соседней с ¬осточным Ёйрширом области ƒамфрис и √элоуэй (Dumfries and Galloway).
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение



—ам череп хранитс€ на кафедре анатомии Ёдинбургского университета. Ќе так давно группа учЄных-криминалистов попыталась восстановить по черепу внешность –оберта Ѕрюса, поскольку прижизненных портретов его не существует. ѕредварительно были проведены исследовани€ повреждений черепа. ќпределили повреждение левой глазницы и кости в районе щеки, возможно от травм, полученных в бою. ¬ерхнечелюстна€ и носовые кости черепа практически отсутствуют. ”же давно высказывалось предположение, что Ѕрюс страдал от проказы, хот€ никаких доказательств этого факта в исторических документах не найдено. ќднако, эрози€ костей черепа подтверждает этот вывод. ¬еро€тнее всего, о болезни Ѕрюса умалчивалось из-за его королевского статуса. ¬едь в —редние века больные проказой были изго€ми общества. »м приходилось жить отдельно от других, и под угрозой смерти запрещалось приближатьс€ к здоровым люд€м. ѕон€тно, что дл€ корол€ –оберта I это было неприемлемо.

»сторическа€ справка:

Ћепра (проказа) Ч одно из древнейших заболеваний, известных человечеству. ”поминани€ об этом заболевании Ч вплоть до конкретных медицинских и правовых предписаний - встречаютс€ в письменных пам€тниках человечества, начина€ с XV-’ вв. до н.э. (индийские ¬еды, законы ћану, древнекитайские медицинские трактаты, древнеегипетские папирусы, ¬етхий «авет Ѕиблии). » поскольку в те времена лепра относилась к числу заболеваний неизлечимых, то и изображалась эта болезнь в крайне устрашающем, потр€сающем воображение читател€ виде, а поведение окружающих здоровых людей сводилось к стремлению любыми средствами избежать встречи с "прокажЄнными".

ћедицинска€ справка:

ƒл€ лепры характерны длительный (в среднем от 3 до 7 лет, а иногда Ч до 20 лет и более!) бессимптомный инкубационный период, не менее длительный латентный период, неспецифичность и необ€зательность продромальных признаков (недомогание, слабость, сонливость, парестезии, ощущение з€бкости). ѕоэтому диагностика этой болезни на раннем этапе представл€етс€ практически нереальной.

–анние клинические про€влени€ лепры чрезвычайно многообразны: от изменени€ окраски кожного покрова до симптомов периферической вегетативной недостаточности и рефлекторно-сосудистых расстройств (мраморность кожи, цианоз, пастозность кистей и стоп, нарушени€ пото- и салоотделени€). »з-за этого многообрази€ болезнь нередко называют "великим имитатором", дифференцировать которую необходимо с широким кругом дерматозов.

 оварство лепры про€вл€етс€ и в том, что имеющиес€ уже кожные про€влени€, даже массивные и длительно существующие, не создают у человека субъективного ощущени€ болезни (не бол€т, не чешутс€, отсутствует температура). “рудности в постановке правильного диагноза и, как следствие, позднее начало лечени€ приводили, как правило, к неизбежной инвалидизации больных, у которых развивались т€желые невриты, параличи, т€желые поражени€ слизистых оболочек носоглотки (вплоть до перфорации носовой перегородки и твердого неба), глаз и внутренних органов.

¬ наши дни лепра, как инфекционное заболевание, вполне излечима. Ѕолее того, продолжительность жизни пролеченных больных значительно выше по сравнению с общими показател€ми. “ем не менее, человек может остатьс€ инвалидом, если специфическое лечение было начато слишком поздно.



Ќа этом очередной этап экскурсии подходит к концу...
јрсеналы часть 2 ƒин  эсл продолжение

1 не понравилс€
44 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

 омментарии

 
 

 
 
 
GECTO
ƒата:
(12 марта 2010 13:13)
#1
Ўикарно! хочу такой!!! thumbup
–аритет все таки!
“омска€ область > —еверск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Zmei-nv
ƒата:
(12 марта 2010 14:30)
#2
как в музее побывал. спасибо!!!
 
ѕисать на стенах туалета, увы друзь€, не мудрено! среди говна вы все поэты - среди поэтов вы √ј¬Ќќ!
“омск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
dita
ƒата:
(12 марта 2010 14:51)
#3
спасибо за чудесный пост!!
несомненно в избранное..

больше всего про оружие понравилось
а молот довольно странный) сразу не очень пон€тно
 
FUCK'EM AND THEIR LAW!
“омск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
–оллтон
ƒата:
(12 марта 2010 16:25)
#4
животна€ бронированна€ мощь английского войска -  ак это!?
“омск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
ISESLAV
ƒата:
(12 марта 2010 19:59)
#5
–оллтон ,
вас интересует слово животна€ или бронированна€?!
эти слова надо рассматривать как словосочетание - потому что основной ударной силой английского войска оставалась мощна€ атака бронрованна€ кавалерии(на которую так напрасно возлагали надежды тевтонцы), однако в отличие от –усичей, как хорошо показанов фильме ’раброе сердце, у шотландцев практически не было копий, тем более противокавалеристских пик,чтобы сдежать бронированную коннцу. следовательно перва€ же атака прорывала строй и рассеивала их войско.

dita, не за что, постараюсь вскоре что-нибудь по –уси сделать)))
 
Ќе в силе Ѕог, но в правде.
ј. Ќевский
Ћучше ничего не делать, чем делать ничего.
Ћ.Ќ. “олстой
“омск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
sometime
ƒата:
(12 марта 2010 21:41)
#6
ѕроказой страдал вроде как отец Ѕрюса, если верить фильму.
“омск [ссылка]
1 / 0
 
 
 
 
 
 
ISESLAV
ƒата:
(12 марта 2010 21:49)
#7
sometime
ну нельз€ же верить всему, что показывают по телевизору, на примере присвоени€ заслуг Ѕрюса ”оллесу, мы это увидели wink
хот€ в царстве небесном –ичард болел проказой и никто его не чуралс€, кто-нибудь знает, так ли это?
 
Ќе в силе Ѕог, но в правде.
ј. Ќевский
Ћучше ничего не делать, чем делать ничего.
Ћ.Ќ. “олстой
“омск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Borisenko
ƒата:
(13 марта 2010 00:30)
#8
—кажите пожалуйста кадры с шотландцами из какого фильма
“омск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
“оха-сапер
ƒата:
(13 марта 2010 01:35)
#9
јвтором проделана огромна€ работа как по оформлению, так и по изложению материала! Ѕыло очень интересно, большое спасибо
 
родитьс€ мальчиком - не значит стать мужчиной.
ћожет она и не права, но это наша –одина.
ћосква [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
јцкий
ƒата:
(13 марта 2010 01:52)
#10
–еспектище! ѕост в мемориз! thumbup
“омск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
ISESLAV
ƒата:
(13 марта 2010 08:29)
#11
Borisenko
 апитан јлатристе
 
Ќе в силе Ѕог, но в правде.
ј. Ќевский
Ћучше ничего не делать, чем делать ничего.
Ћ.Ќ. “олстой
“омск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Borisenko
ƒата:
(13 марта 2010 17:50)
#12
—пасибо но из " апитан јлатристе" кадр где аркебузер, а те кадры где войны с секирами из другого фильма.
“омска€ область > —еверск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
|PigMik
ƒата:
(14 апрел€ 2010 00:10)
#13
√осподин пост€щий, ¬ы даже не можете ответить правильно на вопросы.
я настаиваю на указании источника этого и других постов из этой серии. ≈сли, конечно Ѕог - в правде...
ћосква [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
tokapb
ƒата:
(27 декабр€ 2010 09:26)
#14
красота thumbup
 
Ќельз€ выиграть бой одним ударом. Ћибо научись терпеть обиды, либо найми телохранител€. «абудь о победах и поражени€х, забудь о гордости и боли. ≈сли противник оцарапает теб€ Ч ударь его. ≈сли противник ударит теб€ Ч сломай ему руку. ≈сли противник сломает тебе руку Ч забери его жизнь. Ќе думай о том, чтобы выйти из бо€ нетронутым. Ѕудь готов пожертвовать всем. ƒаже жизнью.(с)Bruce Lee
“омск [ссылка]
1 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх