Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.

Автор:
Landskneht
Печать
дата:
12 апреля 2016 00:49
Просмотров:
6522
Комментариев:
20
Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Третий пост серии посвящён событиям XIII – XV веков. Гнёт татаро-монгольского ига, эпоха становления Московского государства… Русские живописцы посвятили свои полотна этому периоду отечественной истории.


Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.



Для того чтобы скачивать файлы зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь на сайте.


Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Сергей Архипов
Схватка русских с татарами. XIII век.
1916


В 1223 году на реке Калке произошло первое столкновение русских и половецких войск с монголо-татарами. В декабре 1237 года монголо-татары напали на ослабленную междоусобицами князей Русь и завоевали её. На Руси установилось монголо-татарское иго. Для поддержания своей власти и сбора дани ордынские ханы множество раз вторгались на Русскую землю. Но борьба Руси за независимость не прекращалась ни на день. Уже в 1380 году великий князь Дмитрий, внук Александра Невского, прозванный “Донским”, в знаменитой Куликовской битве разгромил и прогнал карательное войско “ордынского царевича”. А с усилением Москвы в XIV столетии татарское иго начало ослабевать.



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Алексей Максимов
Враг под стенами


В 1238 году монголы подошли к стенам города Владимира, который был столицей Владимиро-Суздальского княжества.
Когда татары явились под стены Владимира, народ с ужасом взирал на них.Посланцы Батыя, подъехав с конным отрядом к Золотым воротам, спрашивали, где находится великий князь Юрий Всеволодович. Пущенные стрелы были им ответом. Но уже скоро стрельба прекратилась, и жители Владимира увидели под стенами города юного княжича Владимира Юрьевича, пленённого Батыем. “Узнаёте ли вашего князя?” – спрашивали татары.
Через несколько дней, захватив Суздаль, ордынцы изготовились к штурму Владимира. Зная, что Батый милует только рабов, княжеская семья, бояре и вельможи предпочли смерть бесчестью. Запершись в Успенском соборе, они погибли в огне пожара и от мечей неприятеля, когда татары ворвались в святой храм.



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Сергей Иванов
Баскаки
1908


Баскак – представитель монгольского хана – сидит на коне в золотистом халате, а перед ним стоит… дань. Тут люди, которые по бедности, за неуплату дани уводятся в рабство: среди них женщины, в том числе и девочки; мужик (он слева), который с ненавистью смотрит на монгола, сжимающего в руке плеть. Повсюду разъезжают чужеземные всадники, предупреждая недовольство русского населения. Но все стоят с опущенными головами. Люди знают: ордынцы скоры на кровавую расправу.
Как ни унизительна была эта данническая зависимость, участь Руси была легче, чем других стран: не было в наших землях постоянного монгольского войска. Имелись лишь отряды при баскаках, которые помогали в сборе дани.
Монгольская администрация на Руси подчинялась великим ханам в Каракоруме лишь до начала 60-х годов XIII века, затем зависела непосредственно от Золотой Орды. А уже в начале XIV века, после череды “вечевых” восстаний, ханы были вынуждены прекратить посылать на Русь баскаков, передав сбор дани русским князьям.
История всё поставила на свои места: Орды нет и в помине, а русский народ живёт в самой большой стране в мире и уверенно смотрит в будущее.



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Пётр Шамшин
Боярин перед походом
1871


На картине Петра Шамшина изображён святой благоверный князь Александр Невский во время молитвы перед походом. В историю Отечества он вошёл как бесстрашный и умелый полководец, мудрый правитель и ревнитель православной веры. Ратными подвигами он обезопасил западные границы Руси, истощённой ордынским нашествием с Востока. За короткое время он пресёк шведский и немецкий походы на Русь, уничтожив и полонив большую часть захватчиков. А затем ненёс поражение литовским отрядам, решившим похозяйничать на наших землях, и снова победил шведов.
Александр Ярославич проявил себя и как умелый политик, стратег и дипломат. Продолжая укреплять северо-западные границы отчизны, он установил первые дипломатические отношения с Норвегией, заключив первый русско-норвежский договор. Отвергая попытки папской курии развязать войну между Русью и Золотой Ордой, он неоднократно посещал Орду, ослабляя тяготы монголо-татарского ига.



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Василий Шебуев
Святой Александр Невский


На картине Василия Шебуева святой князь Александр Невский изображён в великокняжеской мантии, подбитой горностаями, во время молитвы. Благоверный князь всегда находил время для обращения к Богу, будь он в храме или в походной палатке. Его постоянным моленным образом была чудотворная икона Феодоровской Божией Матери.
Эту икону, по преданию, написанную евангелистом Лукой, князь получил от Ярослава Всеволодовича, благословив ею в день венчания Александра с полоцкой княжной Брячиславой.
Феодоровская икона Божией Матери – один из древнейших чудотворных образов, сохранившихся до наших дней. Она помогала русским людям на протяжении веков. К ней обращался Александр Ярославич Невский накануне решающих для Отечества сражений. Являя чудеса, она помогала и его младшему брату Василию в борьбе против татар. Со времён Василия Ярославича икона постоянно хранится в Костроме, долгое время она пребывала в Успенском соборе. В 1613 этой иконой был благословлён на царство Михаил Фёдорович Романов.
Сейчас святыня хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы.



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Фёдор Моллер
Александр Невский побеждает Ярла Биргера на реке Ижоре



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Фёдор Моллер
Въезд Александра Невского во Псков после битвы на Чудском озере


Здесь изображены две самые знаменитые битвы Александра Ярославича – Невская битва и Ледовое побоище на Чудском озере. Первая из них произошла на берегу реки Невы, в устье реки Ижоры, 15 июля 1240 года. Руководил отрядом захватчиков будущий правитель Швеции Биргер. Он направил князю Александру Ярославичу письмо с вызовом. Князь ответил нападением на лагерь врагов, шведы были разбиты и бежали. Сам Биргер был ранен в лицо Александром.
За это сражение князь Александр Ярославич получил прозвание “Невский”. А шведы надолго запомнили преподанный им урок. Но этот урок ещё предстояло усвоить немецким рыцарям из Ливонского ордена.
В 1242 году Александр Невский освободил захваченный рыцарями русский город Псков, а потом дал врагам сражение на льду Чудского озера. Битва произошла ранней весной, 5 апреля, когда озеро было ещё сковано льдом. Подтаявший весенний лёд не выдержал тяжести закованных в латы конных рыцарей и стал под ними трескаться. Многие из них упали в ледяную воду и пошли ко дну. Поэтому сражение и получило название “Ледовое побоище”.



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Фёдор Моллер
Александр Невский и папские легаты



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Фёдор Моллер
Отказ Александра Невского исполнить татарский обряд поклонения огню и кусту.


На картине в голубой одежде изображён князь Александр Невский, за ним стоят русские воины, а перед князем – посланники папы римского. Один из них протягивает князю письмо, но Александр Невский отстраняется. Что же хотели католики от православного князя? Если не получилось силой завоевать новгородские земли, то, может, попробовать обратить русичей в свою, католическую, веру и таким образом, без крови и сражений, подчинить их себе?
Некануне Невской битвы Александр получил чудесное предзнаменование: видение святых православных мучеников Бориса и Глеба. Православная икона всегда сопровождала его в походах. Вот поэтому князь вежливо, но решительно указал посланникам папы римского на дверь: вот Бог – в красном углу икона, а вот – порог, и ступайте себе подобру-поздорову, откуда пришли.
Благоверный князь был непоколебим в отстаивании веры предков. На другой картине мы видим приезд Александра Невского в Орду к хану Батыю. Каждый, кто посещал Орду, перед тем, как быть допущенным к хану, должен был под страхом смерти поклониться идолам, огню и кусту. Но Александр Невский, не желая проходить языческие обряды, ответил твёрдым отказом, несказанно поразив ордынцев своей смелостью.



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Миниатюра
Ледовое побоище с изображением небесного войска и молящихся перед иконой Святой Софии русских святых князей Бориса и Глеба.
XVI век


Миниатюра изображает судьбоносное для нашей отчизны событие – Ледовое побоище, спор веры и правды. Небесное войско (оно изображено в верхней части миниатюры слева) не может принять сторону тех, за кем правды нет. Святые князья-мученики Борис и Глеб (их изображение – в верхней части миниатюры справа) молятся перед иконой Святой Софии.
Молился перед ней и сам Александр, когда зять шведского короля Биргер заявил ему через послов: “Ратоборствуй со мною, если смеешь; я стою уже в земле твоей”. После молитвы князь сказал своей малочисленной дружине: “Бог не в силе, а в правде!” А накануне битвы со шведами, 15 июля 1240 года, давшей Александру прозвание “Невского”, ему было ниспослано чудесное видение ладьи с плывущими в ней мучениками Борисом и Глебом. Ободрённый видением, не дожидаясь помощи, он с молитвой на устах нанёс шведам внезапный и сокрушающий удар.
Менее чем через два года князь дал решающее сражение немецким крестоносцам, разгромив 5 апреля 1242 на льду Чудского озера рыцарей Ливонского ордена.



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Григорий Угрюмов
Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами
1793


На картине Григория Угрюмова изображён торжественный въезд Александра Ярославича Невского после сокрушительной победы над крестоносцами Ливонского ордена на Чудском озере. Весь Псков вышел навстречу своему избавителю.
Освобождение Пскова произошло непосредственно перед решающим сражением – Ледовым побоищем. В немецких источниках говорится, что при взятии Пскова погибли 70 рыцарей, много простых ратников и всего шесть крестоносцев были взяты в плен.
По свидетельству русского летописца, во время сражения льда на Чудском озере было совсем не видно: всё покрылось кровью. Задействовав в нужный момент резервный полк, Невский решил исход битвы. Русские гнали немцев по льду семь вёрст, убили 400 немцев, “а чуди бессчётно”, 50 рыцарей были захвачены в плен.
На картине мы видим, как рыцарей ведут подле их коней – они позади триумфатора. “Немцы, - продолжает летописец, - хвалились: возьмём Александра голыми руками, а теперь их самих Бог предал ему в руки”



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Василий Смирнов
Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя
1883


Князь Михаил Всеволодович отказался принять чужую веру, за что и был убит в ставке Батыя. Произошло это в 1246 году.
Гордый и несломленный, он прижал к груди крест – в знак того, что за свою веру он готов отдать жизнь. Над князем уже занёс руку с ножом Доман Путивлец – предатель, принявший иноземную веру. Старик в балахоне с капюшоном показывает князю, какому богу надо поклониться. В левом углу картины спиной к зрителю – Елдига, сотник хана Батыя. Он ждёт, что ответит русский князь. Именно он отдаст команду забить его насмерть, а потом и отсечь ему голову.
За спиной князя Михаила – седобородый человек. Это боярин Фёдор, близкий друг и советник князя. В летописи записано, что он сказал Михаилу: “Помни, благочестивый князь, как обещался ты Христу положить за Него свою душу”. Он, как и князь, готов умереть за православную веру.
В правом нижнем углу картины – 16-летний сын князя Михаила. Уж ему-то известен нрав отца: от своего слова он и под страхом смерти не отступит. Юноша закрыл глаза, чтобы не видеть, как будут убивать отца.
Князь Михаил, растерзанный монголами, обрёл вечную жизнь в своих потомках и в благодарной памяти всего русского народа.



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Пимен Орлов
Напутствие великого князя Михаила Тверского
1847



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Пимен Орлов
Смерть великого князя Михаила Тверского
1847


На этих двух картинах изображены последние минуты жизни святого благоверного князя Михаила Тверского (1271-1318).
Тогда Московский князь Юрий Данилович делал всё, чтобы свергнуть Михаила Ярославича. Проиграв Михаилу битву у Бортенева, он оклеветал его в отравлении своей жены – сестры хана Золотой Орды. И вот Тверского вызвали для суда в Орду. Русский князь ни минуты не сомневался, кто был его обвинителем. Не было у него сомнения и в том, что в Орде его убьют. И тем не менее он отправился на неправый суд.
Он отстоял заутреню, открыл Псалтырь и прочитал там такие слова: “Сердце моё смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя”. Это было написано как будто о нём – князь стоял на пороге неминуемой смерти. Как быть? И вновь он нашёл ответ в словах Псалтыри: “Возверзи на Господа печаль твою. Кто даст ми криле яко голубине? И полещу и почию”. Легко стало на душе у князя, ведь с ним Господь, который примет его душу.
Князь попращался с сыном Константином и велел передать матери и братьям, чтобы после его смерти они не переставали заботиться о подданных. А в его шатёр уже ломились убийцы, подосланные Юрием и его другом Кавгадыем. Они вырезали у Михаила сердце. Этим злодеянием убийцы опозорили себя навеки, а Михаил Тверской был причислен к лику православных святых.



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Аполлинарий Васнецов
Московский Кремль при Иване Калите
1921


Об Иване Калите, внуке Александра Невского, порой отзывались как о корыстном человеке. Но его прозвание, которое означает поясную суму для денег, скорее, говорит не о скупости, а о щедрости: из кошелька-калиты князь доставал деньги, жертвуя их нищим и убогим.
Характеризует Ивана Даниловича и его умение ладить с людьми, быть твёрдым и последовательным в достижении целей. А для этого ему приходилось часто ездить в Орду, сражаться с противниками на поле боя. Главной целью разумного князя было возвышение нынешней российской столицы, Москвы, приумножение её земель.
При Иване Калите в Московском Кремле были построены белокаменные Успенский собор, собор Спаса на Бору, Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника. Но построенный им Успенский собор не сохранился. Старейший храм Московского Кремля – Спас на Бору – снесён большевиками в 1933 году. Не дожили до наших дней и первоначальный Архангельский собор, и храм Иоанна Лествичника.
Но так или иначе, а Москва при князе Иване Даниловиче обрела громкую славу и стала главным русским городом, а его самого называли “великим князем Московским”.



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Яков Капков
Исцеление митрополитом Алексием Тайдулы, жены Чанибека, хана Золотой Орды. Эскиз.


Однажды митрополит Алексий исцелил жену хана Орды Джанибека (великого Узбека – на картине – Чанибека) – Тайдулу. Ещё в детстве Алексию было предсказано, что он станет спасать души людей. Пришло время, и он стал митрополитом Московским. В середине XIV века ханом Золотой Орды был Джанибек. У хана случилась беда: ослепла ханша Тайдула. К каким только знахарям ни обращался хан, но никто не мог ей помочь. И вот приснился Тайдуле сон, что помочь ей сможет только Алексий из Московии. Послы тут же были посланы на Русь.
Не хотел Алексий ехать в Орду, но великий князь убедил его. Говорил, если не уважить хана, он может войной пойти на Русь. Тогда митрополит вошёл в храм и начал молиться. Вдруг у гроба чудотворца Петра сама собой загорелась свеча. Понял Алексий – это знак Божий. Взял он воск от этой свечи и отправился в путь.
А Тайдула увидела сон, как русские священники подъезжают к столице Орды. Сказала она Джанибеку, чтобы он с честью встретил Алексия и привёл его к ней. Пришёл митрополит к постели Тайдулы, зажёг свечу, прочитал молитву – и вдруг женщина вскрикнула от радости: “Я снова вижу!”
В благодарность хан подарил Алексию земельный надел в Кремле, который ему принадлежал. Там и был построен Чудов монастырь.



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Клавдий Лебедев
Проповедь христианства
1908


Святителями в православии называют епископов, которые способствовали распространению христианской веры и были причислены к лику святых. Одним из них был Стефан Пермский (ок. 1340-1396), просветитель народа коми. Вот он, седобородый, стоит в центре картины с крестом в руке и проповедует святое учение перед зырянами (так раньше называли коми). Заметно, что его слушают с недоверием. Но всё же слушают, ведь епископ Стефан хорошо знал их язык. Он же дал этому народу письменность, создал несколько икон и крестов с надписями на коми-зырянском языке.
За Стефаном стоят ещё один служитель церкви и князь, за князем – дружинники. Они охраняют жизнь епископа.
Ещё дальше виден местный шаман, который бьёт в бубен, стараясь перекричать проповедника. А на высоком берегу реки под деревом, на ветвях которого висят ленточки с молитвами, стоит языческий идол.
Забегая вперёд, скажем, что миссионерская деятельность Стефана Пермского увенчалась успехом: нард коми принял православную веру.
Сам святитель умер в Москве и был похоронен в одном из пределов кремлёвской церкви Спаса на Бору. В 1933 году большевики снесли эту церковь. Зато 21 декабря 2009 года безымянной горной вершине Приполярного Урала, расположенной в Республике Коми, присвоено наименование “Гора святителя Стефана Пермского”.



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Михаил Нестеров
Видение отроку Варфоломею
1889-1890


Этот эпизод описан в “Житии преподобного Сергия”.
Варфоломей пас скот и вдруг увидел старца. Он встал рядом и ждал молча, пока тот закончит молиться. Седобородый монах заметил мальчика и спросил у него: “Что ты ищешь и чего хочешь?” Мальчик пожаловался на то, что учение даётся ему с трудом. Монах вынул из-за пазухи ковчежец (ящичек, в котором хранятся религиозные реликвии), достал оттуда частичку просфоры и сказал, что надо съесть её. Он объяснил, что хлебец даст Варфоломею Божью благодать и он начнёт понимать Священное Писание. “О грамоте, чадо, не скорби, - произнёс монах, - знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников”. Тут старец хотел уйти, но Варфоломей упросил его зайти в гости к родным.
Отец и мать Варфоломея были рады святому человеку, накормили его обедом и стали рассказывать, какой у них необыкновенный сын. Монах кивал головой, соглашаясь с рассказом, а потом молвил: “После моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе предсказание – отрок будет велик пред Богом и людьми за добродетельную жизнь”. Этот отрок впоследствии стал Сергием Радонежским.



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Михаил Нестеров
Юность преподобного Сергия
1892-1897


М.В. Нестеров изображал странников, божьих людей, святых. Художник создавал иконы и фрески, расписывал храмы в Киеве, Москве. Ему была интересна духовная жизнь человека, и он создал цикл полотен, изображающих жизнь Сергия Радонежского. Одна из картин называется “Видение отроку Варфоломею” Встречей со старцем Сергию было предопределено: он избранник Божий.
“Юность преподобного Сергия” посвящена “пустынножительству” святого. Тогда тот жил в лесу – вдали от мира. “Звери приближахуся и окружаху его И от них един зверь, медведь…” На картине – у ног Сергия лежит медведь.
В цикл вошло несколько картин, в числе которых были “Сергий Радонежский”, “Старец в пути (На Руси)” и другие.
М.В. Нестеров в своих “Воспоминаниях” о временах, когда он писал картины о святом старце, отмечал: “Я был полон своей картиной. В ней, в её атмосфере, атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда”.



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Михаил Нестеров
Труды преподобного Сергия
1896-1897


Художник Михаил Васильевич Нестеров не один раз запечатлевал на своих полотнах жизнь великого русского святого Сергия Радонежского. Он запечатлел отрока, а вот он уже монах, который не гнушается никакой работы. Он носит воду, пилит брёвна, строит кельи для братьев – именно так и создавалась Троице-Сергиева лавра. Написал Нестеров Сергия и на склоне лет – он, как и в юности, любуется бесконечным разнообразием русской природы, этим совершенным творением Господа.
Один русский философ как-то заметил, что от образа Сергия “пахнет стружкой”. И это очень точное замечание: настоятель монастыря был тружеником и понуждал к труду других.
Существует предание о том, что спустя много лет после его кончины, когда Троицкий монастырь осаждали враги, Сергий вернулся к своей обители. Он указывал, где именно поляки делают подкоп под монастырскими стенами и где стоит их ждать, чтобы отразить атаку. Может, именно благодаря вмешательству основателя Трице-Сергиевой лавры, несмотря на все старания поляков, монастырь так и не удалось захватить.
Ну а Сергий, любимый святой всех православных, всегда приходит на помощь по молитвам ему.



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Эрнст Лисснер
Троице-Сергиева лавра


На картине изображён один из важнейших эпизодов русской истории: преподобный Сергий Радонежский, настоятель Троицкого монастыря, благословляет на битву князя Дмитрия Донского. Это сражение было выиграно русскими воинами.
События на картине происходят в монастыре, который позже получил статус лавры, а в наши дни стал духовным центром православной России. Здесь ещё нет величественных каменных храмов, только деревянная церковь Троицы, за ней звонница и кельи монахов, похожие на маленькие избушки. Настоятель монастыря поднял крест над головой ставшего на колено великого князя. За спиной стоят монахи Пересвет и Ослябля: их Сергий Радонежский благословит на битву с врагами. Оба они с честью сложат свои головы.
Несколько слов о том, что такое лавра. В переводе с греческого – это, буквально, многолюдная улица, а точнее – многолюдный монастырь. Первые лавры представляли собой крепости с высокими стенами для защиты от кочевников. Так выглядели основанная Евфимием Великим в V веке лавра в Палестине и основанный веком позже монастырь Феодосия Великого неподалёку от Иерусалима. В России самой большой является Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде. Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге и Печерская лавра в Псковской области уступают ей в размерах.



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Виктор Васнецов
Поединок Пересвета с Челубеем


По обычаю, перед началом Куликовской битвы сразились два героя-богатыря. С русской стороны выехал монах Пересвет. Противостоял ему тюркский силач Челубей.
Кто же они такие, эти воины? По преданию, Александр Пересвет родился в Брянске и до пострижения в монахи был боярином; участвовал в ряде походов. Монахом стал вместе со своим братом Осляблей в Ростовском Борисоглебском монастыре, что на реке Устье. Позже Пересвет и Ослябля ушли в Троице-Сергиев монастырь.
Когда князь Дмитрий Донской прибыл в Троице-Сергиев монастырь за благословением Сергия Радонежского, он дал князю в спутники двух своих монахов, Пересвета и Осляблю. После пострижения в монахи они получили другие имена – Александр и Родион. Оба они перед боем стали схимниками – полностью отрешились от мира ради одной победы над врагом.
Челубей – богатырь из войска Мамая. Он был печенегом, ордынцы его воспитали специально для поединков перед боем. Смертельно раненый длинным копьём Челубея, Пересвет убил врага, смог развернуть коня и доехать до своих. Только тут он упал замертво.
Пересвет и Ослябля похоронены рядом в храме Рождества Богородицы в Старом Симоновом монастыре. Их могила находится там и по сей день.



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Николай Некрасов
Куликовская битва
1904


Битва на Куликовом поле, или Мамаево побоище, которое произошло в 1380 году, - один из важнейших эпизодов в русской истории. Наши предки шли сражаться, чтобы их дети жили свободно: и дети детей, и правнуки правнуков. 8 сентября – это день обретения свободы.
Утром в этот день поднялся сильный туман. Воевать в таких условиях было невозможно. Развиднелось только к полудню. Вот тогда и начался поединок Пересвета с Челубеем. Погибли оба богатыря.
Это был знак к началу сражения. Вперёд рванулась ордынская конница. Три часа она атаковала центр и правое крыло русского войска. Когда Мамай понял, что исход сражения этим не был решён, он направил главный удар своих сил на левый фланг русской рати. Ордынцам удалось прорваться, и они зашли в тыл русских. Но здесь по ним ударил полк Боброка-Волынского, который ждал своего часа. Стремительный удар засадного полка решил исход сражения – враги бежали.
Потери с обеих сторон были очень большие. Повсюду лежали погибшие воины. Едва удалось разыскать и самого князя, который, в отличие от Мамая, сражался в первых рядах рати как простой воин. Князь был контужен, но быстро пришёл в себя.
Победа была за русскими воинами.



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Аполлинарий Васнецов
Московский Кремль при Дмитрии Донском
1922


На картине – Москва времён князя Дмитрия Ивановича Донского. За каменными стенами видны деревянные дома и белокаменная церковь. К берегу одна за другой пристают лодки с товаром.
До Москвы столицей Русского государства был город Владимир. Там и должен был находиться правитель Руси – великий князь. Такой порядок был установлен сыном основателя Москвы Юрия Долгорукого, Андреем Боголюбским. И даже Дмитрий Донской, который жил в Москве, ещё носил титул великого князя Владимирского.
Князь Дмитрий многое сделал для возвышения Москвы. Один за другим он присоединял города к Московскому княжеству. В 1367 году возвёл из белого камня крепость – Московский Кремль. Именно такую, какой мы её видим на картине.
Начали строиться монастыри: Чудов, Андроников и Симонов. Появляется много церквей. Растёт грамотность. Москва становится центром распостранения книг.
Широко велась торговля как с Востоком, так и с Западом.
Оставалось только провозгласить Москву столицей Руси.
Сын Дмитрия Донского, Василий I, уже именовался великим князем Московским, а это означало, что центр государства теперь находится в Москве.



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Аполлинарий Васнецов
Оборона города
1852


Помимо Золотой Орды, была ещё Орда Белая, в которой правил хан Тохтамыш. Когда-то он разбил войска Мамая и стал править в его владениях. Но потомок Чингисхана мечтал завоевать Русь и получать с неё дань.
Воспользовавшись тем, что войско Дмитрия Донского было ослаблено после Мамаева побоища, он напал на русские земли. Пришлось князю Дмитрию собирать ополчение в Костроме и других городах. За Москву князь не боялся: она была защищена крепкими белокаменными стенами, и Тохтамыш понимал: Московского Кремля ему не взять.
Тогда он решил взять город хитростью. Он передал послание москвичам, что пришёл с миром и надеется, что встретят его дарами.
Москвичи поверили коварному завоевателю – и простодушно отворили ворота города. И начались страшная резня и разбой, запылали дома и храмы…
Так Тохтамыш и оказался победителем Руси, которая вновь стала зависеть от Орды.
Пострадали и другие города: Владимир, Переславль, Звенигород, Можайск…



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Андрей Рублёв
Троица
1422-1427


Андрей Рублёв, судя по скудным сведениям, оставшимся в истории, родился в семье кожевенника. Об этом говорит и фамилия Рублёв: “рубелем” называли инструмент для выделки кожи. Возможно, родился он в 1360 году. Дожил до старости – до “честных седин”. Глубоко переживал ордынскую неволю, радовался победе над Мамаем в Куликовской битве, надеялся, что наступит время – и Русь станет свободной.
Он много слышал о великом праведнике Сергии Радонежском и однажды отправился в Троицкую обитель, где, по одной из версий, стал монахом, чтобы служить Богу. Работал он в иконописной мастерской. О самом мастере Сергий Радонежский со временем скажет: “Анндрей, иконописец преизрядный и всех превосходящ в мудрости зелне…”
Позднее Андрей жил и писал иконы в Спасо-Андрониковском монастыре, став одним из создателей Московской школы живописи.
В разные времена сюжет иконы “Троица” объясняли по-разному. Самое распространённое толкование: Авраам встретил воплощённую Святую Троицу – Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа, принявших вид ангелов. К великому творению, “Троице”, вполне применимы слова святого Сергия: “Дабы взирая на Святую Триоцу побеждался страх ненавистной розни мира”.
Эта икона, написанная в XV веке, - самый известный шедевр русского иконописца Андрея Рублёва. “Троица” хранится в Третьяковской галерее.



Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.


Павел Чистяков
Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежащий некогда Дмитрию Донскому
1861


На свадьбе великого князя Московского Василия II Васильевича пожилой боярин опознал на госте, Звенигородском князе Василии Юрьевиче Косом, золотой пояс Дмитрия Донского, деда жениха. Желая вернуть украденную давным-давно ценность своей семьи, великая княгиня Софья Витовтовна, мать жениха, вырвала пояс у гостя прямо во время свадебного пира.
Пояс этот был некогда отдан Дмитрию Донскому Суздальским князем Дмитрием Константиновичем в качестве приданого для своей дочери Евдокии. После свадьбы пояс был подменён, а настоящий, поистине княжеский, украшенный драгоценными каменьями, исчез.
Шли годы, и с пропажей почти смирились. Лишь позже узнали, что подменил пояса московский тысяцкий Вельяминов, отдав настоящий своему сыну Микуле, женатому на сестре Евдокии.
Золотой пояс Дмитрия Донского был вновь утрачен во времена Лжедмитрия I, но это уже совсем другая история…



2 не понравился
34 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
kaa
Дата:
(9 апреля 2016 02:49)
#1
А вот этот период русской истории мне очень близок hi
Предлагаю здесь почитать про Куликовскую битву и Ледовое побоище (там самое первое можно не читать кому не интересно) smile
 
самый дешевый в мире товар - это ваше мнение обо мне
Вологодская область > Вологда [ссылка]
8 / 0
 
 
 
 
 
 
Дибенко
Дата:
(9 апреля 2016 09:47)
#2
Врагов, у нас, всегда хватало...

Преподобный Сергий собирал в свои монастыри не кротких овечек, не послушное стадо рабов Божьих, но воинов, имеющих от рождения Ярое сердце.
Томск [ссылка]
3 / 0
 
 
 
 
 
 
flass
Дата:
(9 апреля 2016 12:07)
#3
И снова очень одобрямс и приветствовамс такие посты! Так держать!
А про золотую орду и куликовскую битву, как всегда увлекательно и подробно можно узнать здесь
Алтайский край > Бийск [ссылка]
4 / 0
 
 
 
 
 
 
NikoniX
Дата:
(9 апреля 2016 15:13)
#4
Уж очень мне нравятся картины в стиле классицизм!
За Александра Невского отдельное спасибо!
Автор, продолжайте в таком же духе! thumbup
 
Хочешь поддержать любимый uCrazy.ru? Жми!
Томская область > Северск [ссылка]
3 / 0
 
 
 
 
 
 
Странник
Дата:
(9 апреля 2016 15:41)
#5
враги внешние..и грызня властителей...НИ ЧЕГО НЕ МЕНЯЕТСЯ НА РУСИ!
Томская область > Северск [ссылка]
3 / 0
 
 
 
 
 
 
Бесконечность
Дата:
(9 апреля 2016 16:12)
#6
Потрясающе ! Автор , огромное спасибо ! И этот пост пойдёт в избранное ! И , конечно же , буду ждать продолжения ! :)
Томск [ссылка]
2 / 0
 
 
 
 
 
 
agat44
Дата:
(9 апреля 2016 18:05)
#7
а мы сейчас живём под московским игом - платим дань , отдаём воинов , их ставленники казнят и милуют hmm
интересны труды современных и не совсем современных историков - у всех ссылки друг на друга и ничто не основано на чём-то более реальном , пост познавателен в том плане , что историческую линию можно выстроить и на ...... художественных произведениях , бред ?! нет - мы это же изучаем в разных образовательных учреждениях , а что происходит с искажением истины наблюдаем собственными глазами
вот и получается , что " история " - это просто псевдонаука lol
 
Независимым может считаться только то государство, на которое США наложили санкции.
Томск [ссылка]
7 / 2
 
 
 
 
 
 
Landskneht
Дата:
(9 апреля 2016 21:39)
#8
AGAT44,Дело в том, что как историки, так и живописцы выстраивают линию истории на основе источников - летописей в данном случае. История отнюдь не псевдонаука. Чем ближе к нашим временам, тем она лучше изучена. Что касается современной системы власти - она естественно централизована. Это государство с центром управления в столице, а не анархия. Нет государства, где власть была бы организована по-другому.

Большое спасибо комментаторам за тёплые отзывы. Непременно продолжу серию - там ещё много будет интересного. smile
Москва [ссылка]
4 / 0
 
 
 
 
 
 
Михась
Дата:
(10 апреля 2016 00:43)
#9
Спасибо большое,так держать!!!

Спасибо большое,так держать!!!
 
Чё-то,как-то так..
Саратов [ссылка]
2 / 0
 
 
 
 
 
 
agat44
Дата:
(10 апреля 2016 01:53)
#10

Landskneht дело в том , что подобный академический бред можно услышать в любом месте , но если первоисточники ( та же повесть временных лет ) лежат невостребованными по пять лет , разночтения , в силу необразованности типаисториков оных , бывают настолько чудовищны , что иногда принимают противоположные значения , а централизация власти превратила современные образования в орудие насилия над личностью в руках властьимущих , все исторические "труды" основаны не на первоисточниках , а на их интерпретации кем-то ещё , если вы считаете себя в теме , то что можете сказать о исторических трудах екатерины ? кто является основателями современного представления о истории древней руси и при ком они были написаны ? какое отношение имеет владимир краснамордочка к княжескому роду рюриков или , например , рюрик кем приходился ярославу , каковы основные причины расколы в русской ортодоксальной церкви , которая при патриархе никоне вдруг стала православной ? откуда взялся термин " демократия " и каков его истинный смысл ? а то что кто-то что-то написал основываясь на мнении кого-то - это всего лишь следование конъюнктуре , а фраза " историю пишут победители " всегда была актуальна
москва грабит регионы , решая как нам жить - это правильно ? столица - это трутень , жрущий мёд , когда остальные пашут , вот она аналогия с игом , кстати , специалисты в военной сфере всегда считали основываясь на реальных факторах , что татаро-монгольское иго невозможно физически в том виде , в котором нам пытаются представить историки , это люди которые не пишут разную хрень , а считают сколько кушает лошадка с всадником , сколько подобное подразделение может протопать за определённое время, какова вероятность возможного управления военными подразделениями и проблемами боевого слаживания в то время , почему монголы панически боятся воды и , наконец , почему хакасы называются хакасами biggrin
и ещё вопрос : те кто писал летописи , могли не быть участниками событий , а писать со слов кого-то другого ? думаю ответ очевиден haha мультиг про богатырей наглядный пример интерпретации истории руси , ведь
Цитата: Landskneht
выстраивают линию истории на основе источников

 
Независимым может считаться только то государство, на которое США наложили санкции.
Томск [ссылка]
7 / 2
 
 
 
 
 
 
Landskneht
Дата:
(10 апреля 2016 02:16)
#11
AGAT44, я не понимаю, что Вы хотите доказать... Источники по истории Руси опубликованы и каждый уважающий себя историк пишет свой труд на их основе, критикуя оппонентов или соглашаясь с ними. Каждый учёный выдаёт свою интерпретацию истории, это очевидно, основываясь как на опубликованных источниках, так и на мнении других историков. Так устроен научный мир - это преподаётся в ВУЗах по курсу "История науки". Совершенно естественно, что история пишется победителями. Всегда так было. Летописи писали не участники событий, но современники в лучшем случае. Но других источников нет для такого отдалённого периода истории... Так что работаем с тем, что есть.
В Ваших словах сквозит провинциальная обида на столицу. Столица тоже пашет, только живёт богаче, и это тоже естественно, так как как только человек богатеет - он стремится в столицу. Простым москвичам непросто живётся среди богатеев и ориентированных на них цен, поверьте. smile
Москва [ссылка]
4 / 0
 
 
 
 
 
 
ufo
Дата:
(10 апреля 2016 14:11)
#12
AGAT44, история- это наука о том, каким должно было быть прошлое.
 
Смешно, как тужатся мыслители -
то громогласно, то бесшумно -
забыв, что разум недействителен,
когда действительность безумна.

Игорь Губерман
Томск [ссылка]
4 / 2
 
 
 
 
 
 
Томдед
Дата:
(10 апреля 2016 14:29)
#13
История это ложь, в которую верят большинство. В® Наплеон I Бонопарт
Томск [ссылка]
3 / 2
 
 
 
 
 
 
Странник
Дата:
(10 апреля 2016 19:48)
#14
нда ..становление Московии....и совершенно открытый вопрос откуда взялась Земля Русская....(посты предъидущие читал..)
Томская область > Северск [ссылка]
2 / 0
 
 
 
 
 
 
Landskneht
Дата:
(10 апреля 2016 20:46)
#15
Странник, так написано же - от варягов... Есть версия, что русью скандинавы называли членов команд гребцов на ладьях... но полностью этимология слова "Русь" не выяснена... Меня лично это не гнетёт, однако... Русь и Русь с древнейших времён... smile
Москва [ссылка]
1 / 0
 
 
 
 
 
 
Странник
Дата:
(12 апреля 2016 16:59)
#16
Цитата: Landskneht
Странник, так написано же - от варягов... Есть версия, что русью скандинавы называли членов команд гребцов на ладьях... но полностью этимология слова "Русь" не выяснена... Меня лично это не гнетёт, однако... Русь и Русь с древнейших времён... smile

хотелось бы думать чтотак..но сомнения гложут....
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
agat44
Дата:
(14 апреля 2016 19:57)
#17
Цитата: Landskneht
AGAT44, я не понимаю, что Вы хотите доказать... Источники по истории Руси опубликованы и каждый уважающий себя историк пишет свой труд на их основе, критикуя оппонентов или соглашаясь с ними. Каждый учёный выдаёт свою интерпретацию истории, это очевидно, основываясь как на опубликованных источниках, так и на мнении других историков. Так устроен научный мир - это преподаётся в ВУЗах по курсу "История науки". Совершенно естественно, что история пишется победителями. Всегда так было. Летописи писали не участники событий, но современники в лучшем случае. Но других источников нет для такого отдалённого периода истории... Так что работаем с тем, что есть.
В Ваших словах сквозит провинциальная обида на столицу. Столица тоже пашет, только живёт богаче, и это тоже естественно, так как как только человек богатеет - он стремится в столицу. Простым москвичам непросто живётся среди богатеев и ориентированных на них цен, поверьте. smile

просто нужно перестать обирать регионы , обиды как таковой нет , не зря с советских времён фраза " прилетели к нам грачи - пидерасы-москвичи " актуальна , самые не уважаемые в армии и на зоне , менталитет другой , это как украина и россия , одни пашут , другие живут за их счёт , но всё когда=то заканчивается , надеюсь , россия всё-таки станет федерацией , а вот про стремление в эту столицу - ложь , знаю много очень состоятельных людей ( даже по меркам масквы ) которым хватит денег жить не только в столице , а где угодно , которые живут на родине , но масквичи считают , что все стремятся в ваш масквабад , можете продолжать жить в плену своих иллюзий
а про отношение можно сказать просто : как вы относитесь к глистам и другим паразитам ?
 
Независимым может считаться только то государство, на которое США наложили санкции.
Томск [ссылка]
6 / 1
 
 
 
 
 
 
clone2000
Дата:
(17 апреля 2016 23:17)
#18
Любая ИСТОРИЯ имеет определённую степень мифологизации. Даже обычная, бытовая история, которая может со всяким произойти. Криминалисты ставили эксперимент: разыгрывали на глазах у ничего не подозревающей публики противоправную ситуацию, заранее отрежиссированную, а потом опрашивали случайных свидетелей, кто чего видел. И ответы зависели не только от точки наблюдения и занятой моральной позиции, но и от культурного и образовательного уровня наблюдателя, и от его физического состояния на тот момент. То есть все видели РАЗНОЕ, а кто-то ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ВИДЕЛ. Любой народ обладает определённой культурной парадигмой, необходимой для национальной самоидентификации. Если бы всё было однозначно - не было бы истории как науки. До чего ж хороши картины! И сколько замечательных художников, о которых я, человек не совсем некультурный, только из этого поста и узнал!
AGAT44 задавал очень умные вопросы, пока не сорвался в истерику. Я за него рад - он-то хоть знает, КТО ВИНОВАТ. А кого винить нищим московским бабушкам (не бомжихам!) которые дерутся за полусгнившие овощи на помойке у продуктового рынка (на нормальные-то денег нету)? Мегаполис Москва уродливый, согласен, я вот не опуская глаз могу говорить с пацанами из регионов, поскольку сам - сплошной "лимитед" по родителям (мать - из Курска, отец- из Перми, работали и жили в Подмосковье) и официально москвич только с 2002-го года (удачно женился, ха-ха!). Иногда вот смотрю на весь этот московский беспредел и думаю - да когда уже этот гнойник прорвётся к чертовой матери! Кстати, сейчас начинается обратная тенденция - отток приезжих из Москвы, потому что реально выживать здесь очень и очень тяжело: московское бабло не доходит до московских низов, но зато доходят дебильные московские нововведения, которые нужны чиновникам, чтобы осваивать бюджетные деньги. Все эти грёбаные инициативы и реформы рассасываются где-то на уровне 101-го километра и дальше в регионы уже не доходят - у меня друг в Кемерово, часто по Скайпу базарим, сбежал он, кстати, на Родину из хвалёной Москвы уже в солидных летах, когда после смерти матери освободилась жилплощадь - достало бОльшую часть зарплаты отдавать за съёмное жильё. Так что, Ваша дискуссия, ребята, LANDSKNEHT и AGAT44 - это наглядный пример ИСТОРИЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ, только современной!
И, я конечно, извиняюсь, тревожная тенденция, товарищ LANDSKNEHT: вечно-то Вам приходится за всех отдуваться - то за праотца Адама, то за произвол московских властей! А пост получился хороший! И музыка - замечательная!
НАРОД!!! На самом деле LANDSKNEHT - человек больше искусства, чем науки, не втягивайте вы его нафиг в политическую полемику!!!
Москва [ссылка]
2 / 0
 
 
 
 
 
 
clone2000
Дата:
(18 апреля 2016 00:38)
#19
Кстати, а кто знает историю про жену князя Михаила Тверского, погибшего в Орде? Это ведь не кто иная, как Анна Кашинская, покровительница и символ маленького городка Кашина, который ещё называют "город русского сердца" из-за прихотливого изгиба речки Кашинки, на берегах которой он основан. У Анны Дмитриевны, дочери Ростовского князя, не только муж Михаил Тверской, но и все сыновья, кроме младшего, в разное время были убиты в Орде. В старости вдовая княгиня ушла в монастырь в г.Кашине, уделе своего самого младшего сына Василия. Около её останков, найденных в Храме Пресвятой Богородицы, начали происходить чудеса. В 1649 г. она была канонизирована Православной Церковью. Однако во времена гонений на староверов её деканонизировали (в 1677 г.) из-за того, что на всех её иконах она крестится двоеперстием, как старообрядка. А в 1909 г. её канонизировали снова! Это единственная русская святая, которая была канонизирована дважды. Вот вам, к слову, и политика, и история, и Православие - технология везде одна и та же,немудрёная: как говорит моя тётка "Ищи, кому это выгодно!"
Москва [ссылка]
2 / 0
 
 
 
 
 
 
vladimir-martynov
Дата:
(18 апреля 2016 10:55)
#20
Византия между Европой и Азией. Россия между Востоком и Западом.
Томск [ссылка]
3 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх