Город Егорьевск и старообрядческая Палестина.

Автор:
Landskneht
Печать
дата:
31 января 2017 00:40
Просмотров:
3267
Комментариев:
7
Город Егорьевск и старообрядческая Палестина.


В это воскресенье съездил в туристическую поездку в Егорьевск – маленький провинциальный город к востоку от Москвы. Оказалось очень интересно.




После раскола многие старообрядцы в 17-м веке начали уходить в леса к востоку от Москвы и селиться на этих местах, спасаясь от гонений. Земледелие на этих неплодородных лесных и заболоченных почвах было затруднено, поэтому новые поселенцы осваивали различные альтернативные промыслы.
Промышляли как разбоем, грабя купеческие караваны по дороге из Касимова в Москву (Ныне Егорьевское шоссе) , так и мирными промыслами позже – после поселения на этих землях старообрядцев здесь расцвело производство фарфоровой посуды, ткацкое производство, иконописное производство как для нужд старообрядцев, так и господствующей церкви, медное литьё, проходили хлебные ярмарки….
Надо сказать, что купцы, выходцы из старообрядческих общин, к началу 20-го века обеспечивали 60% Российского капитала. И этот регион расцвёл. Здесь находится знаменитая своим фарфором Гжель и производство Кузнецовского фарфора, известные повсеместно…
После указа о веротерпимости 1905 года старообрядцам было разрешено строить не только молельные дома, как раньше, но и полноценные храмы. Одним из крупнейших старообрядческих храмов стал храм в деревне Устьяново под Егорьевском. Вот он на фотографии ниже.


Город Егорьевск и старообрядческая Палестина.



Другие деревенские старообрядческие храмы были скромнее и в основном деревяннными… вот как эта Троицкая старообрядческая церковь в одной из деревень этого региона.


Город Егорьевск и старообрядческая Палестина.



Сутью реформ 17-го века патриарха Никона было приведения богослужебной практики с греческими образцами этого периода. Именно из греческой Византии Русь приняла Православие, его обряды и традиции. Трагедия заключалась в том, что к 17-му веку греки сами изменили обряды и традиции в сторону их упрощения…. Стали креститься тремя перстами вместо двух, урезали многие службы, появилось пение хоров… Никон желал, чтобы все богослужения соответствовали греческим образцам. Но тем самым он уничтожал Византийскую традицию, которая издревле была принята на Руси. Царь и духовенство приняли реформы. Множество народа и отдельные священнослужители типа протопопа Аввакума – нет, за что и были подвергнуты гонениям. Начался исход старообрядцев из Москвы на восток и в Сибирь… Русский Север тоже сопротивлялся. Их ловили, пытали, особо упорствующих лидеров сжигали в срубах, но явление было настолько массовым, что царь не осмелился уничтожить значительную часть придерживающегося старых правил богослужения населения. Были разрешены молельные дома. Старообрядцы активно развивали российскую промышленность, и с этим нельзя было не считаться. Всё противостояние закончилось в два этапа: в 1905 году старообрядцам было разрешено строить храмы, а в 1974-м году все анафемы были сняты, и церкви воссоединились, сохраняя свои обряды. Теперь старообрядцы называются Русская Православная Старообрядческая церковь. Она сохраняет Византийские традиции богослужения, в то время как господствующая Русская Православная Церковь соблюдает во многом современные греческие традиции богослужения.
Службы у Старообрядческой церкви значительно длиннее – в среднем пять часов. Также строго соблюдается дресс-код. Мужчины молятся в чёрных кафтанах, а женщины – в сарафанах, как это практиковалось до 17-го века. Мужчины и женщины молятся раздельно в своих строго определённых местах храма. Хор мужской и поёт как встарь – по крюкам – старинным нотным символам, которых около ста, вместо привычной нам нотной записи. В храмах обычно запрещено фотографировать – но вот уникальная фотография рукописной богослужебной книги с крюковыми символами для пения. Надо сказать, что старообрядцы вообще предпочитают рукописные книги…


Город Егорьевск и старообрядческая Палестина.



Иконостас сельской старообрядческой церкви… небогато, учитывая разорения 30-х годов… но всё на месте.


Город Егорьевск и старообрядческая Палестина.



Надо сказать, что население этих мест не было сплошь старообрядческим. Есть много сёл, где храмы принадлежат господствующей церкви. Вот один из прекрасных примеров – Введенский храм в деревне Рыжёво. Храм уникальный, хоть и подлежит скорой реставрации. В конце 19-го века в Москве проводилась торгово-промышленная выставка. Одну из медалей на выставке взяла эта деревянная церковь, быстро собираемая и быстро разбираемая, в нео-русском стиле, стоявшая ранее в Александровском саду близ Кремля. После выставки церковь была разобрана и за неделю смонтирована в другом месте. Уникальна ещё она и тем, что была снова перевезена и смонтирована в деревне Рыжёво в 1927 году, когда к церкви относились прямо скажем подозрительно.


Город Егорьевск и старообрядческая Палестина.



Город Егорьевск и старообрядческая Палестина.



Сейчас батюшка при храме сам выращивает на подмосковных полях виноград для кагора и активно строится. Говорит, что производит до 300 крещений в год… Построил тёплую крестильню и новый храм, взамен обветшавшего… Церковь скоро будет отреставрирована. Так что сельские храмы живы на Руси и сейчас.
Теперь перемещаемся в областной центр – город Егорьевск. До времён Екатерины II город был просто большим селом региона, но получил при ней статус города и регулярный план застройки. Сейчас центр города застроен типичными домами уездного города 19-го века… Доминантой города является его центральный собор, храм Св. Александра Невского, построенный в начале 20-го века в нео-русском стиле. В храме сохранилось убранство и потрясающий богатый иконостас.


Город Егорьевск и старообрядческая Палестина.



Город Егорьевск и старообрядческая Палестина.



Город Егорьевск и старообрядческая Палестина.



Типовая двухэтажная застройка центра города….


Город Егорьевск и старообрядческая Палестина.







Город Егорьевск и старообрядческая Палестина.



Вот ещё одна достопримечательность – Георгиевский старообрядческий храм, переделанный из старинного молельного дома.


Город Егорьевск и старообрядческая Палестина.



Город Егорьевск и старообрядческая Палестина.



Община старообрядцев в Егорьевске насчитывает около 200 человек. В 19-м веке старообрядцам было запрещено строить церкви, но разрешено было строить молельные дома. Этот храм был построен изначально просто как дом – посмотрите, у него нет алтарной части. Только после 1905 года молельный дом надстроили главами и добавили до сих пор реставрируемую колокольню.
Ещё одно историческое здание – фабрика городского головы Бардыгина. Местные жители называют его “Биг Бен”, так как в его строительстве принимали участие английские мастера. И башенка отдалённо напоминает Биг Бен английской столицы.


Город Егорьевск и старообрядческая Палестина.



Памятник Ленину 20-х годов… Сейчас такой же, только без надписи. Стоит в самом центре города на месте взорванного главного собора.


Город Егорьевск и старообрядческая Палестина.



Снова типовая городская застройка… В центре – прекрасный надавно отреставрированный городской музей.


Город Егорьевск и старообрядческая Палестина.



Под конец путешествия – башни возрождаемого Свято-Троицкого девичьего Мариинского монастыря.


Город Егорьевск и старообрядческая Палестина.


Город Егорьевск и старообрядческая Палестина.


Ещё хочу сказать пару слов…
Мне очень интересно, как народ живёт в деревнях и маленьких городках типа Егорьевска (70 000 населения). Восточное направление от Москвы живёт значительно зажиточнее западного. Здесь в деревнях много новых домов, а старые ухожены и везде спутниковые тарелки для интернета и телевизора... даже если это старенький домик в три окна... Вечерами в домах горит свет... и чувствуется, что русская провинция живёт... Непонятно, откуда деньги берутся на новые дома в деревнях, но значит не всё так плохо и они могут себе это позволить... Всё выглядит очень ухоженно и зажиточно... Вот так обстоят дела на востоке Московской области…

smile

1 не понравился
67 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
NikoniX
Дата:
(23 января 2017 18:26)
#1
Красивые фотографии!
Кстати, город местами напоминает Томск. smile
 
Хочешь поддержать любимый uCrazy.ru? Жми!
Томская область > Северск [ссылка]
14 / 0
 
 
 
 
 
 
Провокация
Дата:
(25 января 2017 10:10)
#2
О,этот Ленин, с протянутой рукой)))
Я было подумала, что фотки с Томска затесались)) biggrin
спасибо автору за пост) thumbup
 
Слова бесплатные. Вот ими и кидаются:)
Томск [ссылка]
7 / 2
 
 
 
 
 
 
Дибенко
Дата:
(27 января 2017 07:46)
#3
Замечательный пост!
Томск [ссылка]
4 / 0
 
 
 
 
 
 
Бухарик
Дата:
(27 января 2017 15:07)
#4
Шикарно thumbup
 
Я не грустный, я трезвый
Томск [ссылка]
5 / 0
 
 
 
 
 
 
-=Lucky=-
Дата:
(28 января 2017 04:02)
#5
городок маленький, но мне там понравилось, жили там с женой с полтора года примерно, прям настальжи
Луганск [ссылка]
7 / 0
 
 
 
 
 
 
Landskneht
Дата:
(29 января 2017 22:02)
#6
К вопросу о том, есть ли разница между старообрядцами и староверами.
Существует два основных подразделения старообряцев - поповцы и безпоповцы.
Надо сказать, что официально они все называются старообрядцами. Но представители беспоповцев предпочитают, чтобы их называли староверами. Потому что они сохранили старую веру. А вот обряды, которые связаны со священством, которого у них нет, пришлось обходить.

Вот как старообрядцы-поповцы описали ситуацию в своей брошюре:

Поскольку много лет старообрядцы вынуждены были скрываться и не имели достаточного общения между собой, образовалось несколько различных толков, или согласий. Два основных течения старообрядцев - поповцы и безпоповцы.
Безпоповцы ошибочно считают, что в мире воцарился антихрист, и истинное священство исчезло после смерти последнего из священников, рукоположенного до реформ. Из их богослужения были исключены все элементы, которые полномочен выполнять священник или дьякон. В организациях безпоповцев сложился институт мирян-наставников, выполняющих функции духовных отцов. Большинство безпоповцев необоснованно полагают новообрядцев еретиками "первого чина", для приёма которых в молитвенное общение требуется повторное крещение.
В отличие от них, приемлющие священство поповцы полагают новообрядцев еретиками "второго чина", для приёма которых в совместное моление достаточно миропомазания, но при условии, что крещён человек был погружательно. При этом, как правило, у них сохраняется и духовный сан лица, переходящего в негарушенное ересью Православие.
В 1846 году, по воле Божией, боснийский Митрополит Амвросий присоединился к гонимой Церкви Христовой. С его присоединением была восстановлена трёхчинная иерархия, и для священнического чина наконец исчезла угроза исчезновения. Многие епископы и священники были впоследствии арестованы, но истинная Церковь неуклонно возраждалась.
В 1883 году законодательство по вопросу раскола стало немного либеральнее, но только после известного указа Николая II об укреплении начал веротерпимости (1905г.) старообрядцы были уравнены в правах с остальным населением России. Возрождение Церкви и открытой приходской жизни было мощным, стремительным, но недолгим.
Москва [ссылка]
2 / 2
 
 
 
 
 
 
Странник
Дата:
(30 января 2017 08:53)
#7
Как всегда со вкусом сделано.... а насчет денег...вековечный русский вопрос -как этот народ еще не передох, с такими правителями?
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх