Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже

Автор:
NikoniX
Печать
дата:
1 апреля 2017 00:46
Просмотров:
1418
Комментариев:
0
В Государственном Эрмитаже находится крупнейшая в мире коллекция скифских предметов, известна эта коллекция прежде всего артефактами, сохранившимися в вечной мерзлоте, которая хорошо сохраняет органику. К сожалению, а для многих несомненно к счастью, вечная мерзлота на юге России присутствует только в Сибири, была бы мерзлота в Краснодаре (или на Украине), там сохранилось бы больше древних предметов из органики (дерева, кожи, ткани и т.д.), но жителям этих мест повезло, поэтому богатая материальная культура скифов лучше представлена в захоронениях лесостепей Сибири - на Алтае, в Туве и Хакасии.

Женская погребальная гипсовая маска нанесенная на череп. Оглахтинский могильник. Таштыкская культура, I — VII вв. Хакасия

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже







Чтобы проникнуть в залы Древней Сибири Гос. Эрмитажа, нужно идти по длинному Кутузовскому коридору.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


И в вестибюле Салтыковского подъезда можно обнаружить уже первые и, надо сказать, весьма значительные артефакты. Это деревянные саркофаги скифских вождей, выдолбленные из цельных стволов деревьев.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Саркофаг-колода из ствола дерева. Кедр. Могильник Туэкта курган 1. Пазырыкская культура, VI в. до н.э. Алтай

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Саркофаг-колода, выдолбленный из одного ствола дерева. Пазырыкская культура. VI в. до н.э. Второй Башадарский курган, Алтай.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Резное изображение тигров на саркофаге. Башадар, курган 2.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Таштыкские гипсовые погребальные маски из могильника Оглахты, I — VII вв. На переднем плане мужская маска, на черепе видна прическа в виде клока волос на темени.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Погребальные маски таштыкской культуры из Хакасии принадлежали смешанному европеоидно-монголоидному населению Минусинской котловины. Эти люди имели погребальные обряды по сложности не уступающие египетским. Они подвергали умерших мумификации - извлекали внутренние органы, мозг и наполняли тела травой и глиной. На лицо наносилась портретная маска из гипса, есть предположение, что таким образом хоронили женщин и подростков, мужчин, таштыкцы, кремировали, а затем засыпали оставшийся пепел внутрь специально изготовленных кукол. Куклы не уступали размерами живому человеку, их делали из кожи, травы и глины, лица выполняли очень тщательно из гипса, добиваясь портретного сходства. В общем, кукла должна была быть полным аналогом умершего человека, для большего сходства подобную куклу одевали в одежды покойного.



Женская маска из могильника Оглахты. Таштыкская культура, I — VII вв.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Бюст погребальной куклы. Таштыкская культура, I — VII вв. Хакасия.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже






Лиственничный сруб погребальной камеры пятого пазырыкского кургана. Пазырыкская культура. IV в. до н.э. Алтай

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Деревянные срубы погребальных камер пазырыкских курганов напоминают подобные камеры фригийский курганов в Малой Азии, например, в кургане "царя Мидаса". Есть серьезные основания думать, что между алтайскими курганами и фригийскими существует какая-то связь, так как в VII в. до н.э. скифы контролировали почти всю территорию Малой Азии.



Трехметровый саркофаг-колода в погребальной камере.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Мумия мужчины из пятого пазырыкского кургана. Пазырыкская культура. IV в. до н.э. Алтай

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Тело мужчины 55 лет подверглось специальной обработке, у него извлекли все внутренности из брюшной полости, трепанировали череп и извлекли мозг. Еще Геродот писал, что скифы длительно сохраняют тело умершего царя, возят его по подвластной им территории и только потом хоронят в кургане.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Татуировки на теле мумии мужчины из пятого пазырыкского кургана. Увидеть их можно только в инфракрасном излучении.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Человеческая кожа с татуировками. Могильник Пазырык, курган 2, V-IV вв. до н.э.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Ниже, мумифицированная голова. Могильник Пазырык, курган 2, V-IV вв. до н.э.

Голова этого скифского воина имеет явные монголоидные черты и ему явно не повезло в жизни - череп скальпирован и имеет сверху несколько дырок, возможно, в эти отверстия вставлялся ремень, с помощью которого отрубленная голова подвешивалась к седлу. Геродот писал об этом обычае:

"Головы всех убитых им в бою скифский воин приносит царю. Ведь, только принесший голову врага получает свою долю добычи, а иначе – нет. Кожу с головы сдирают следующим образом: на голове делают кругом надрез около ушей, затем хватают за волосы и вытряхивают голову из кожи. Потом кожу очищают от мяса бычьим ребром и мнут ее руками. Выделанной кожей скифский воин пользуется как полотенцем для рук, привязывает к уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. У кого больше всего таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем."

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Антропоморфная голова. Уздечная бляха. Дерево. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Реконструкция одежды людей из кургана Аржан-2, VII в. до н.э. Тува.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Деревянная колесница. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Войлочный ковер и туристы. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Здесь изображена сидящая богиня, которая встречает воина на коне, в одной руке у нее древо жизни. Воин по внешнему виду чистый армянин, с большим носом и лихо закрученными усами) Богиня видимо абсолютно лысая, хотя верхнюю часть ее головы скрывает замысловатый головной убор. Изображения подобных сидящих на троне женских божеств характерны для Малой Азии, как правило, все они олицетворяют Кибелу.



Войлочный ковер, фрагмент. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Конский чепрак, войлок. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Войлочный ковер. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Седельные накладки в виде орла. Дерево, золото. Могильник Башадар, курган 2.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Орлы вполне себе геральдические, хищная птица - важный тотем у кочевников.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Котел, Семиречье, случайная находка, V-III вв. до н.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Фрагмент узды. Дерево, кожа, золото. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Бляха с изображением лося. Дерево V-IV вв. до н.э.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Деревянное навершие в виде головы грифона держащего во рту голову оленя. Могильник Пазырык, курган 2, V-IV вв. до н.э.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Фрагмент седельный покрышки. Изображение полулежащего орлиноголового грифона. Войлок. Могильник Пазырык, курган 2, V-IV вв. до н.э.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Седло. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Фрагменты знаменитого Пазырыкского ковра, V-IV века до н.э. Возможное происхождение ковра - Передняя Азия, скорее всего Мидия. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Ковер - шерстяной узелковый стриженый, возможно самый древний из всех известных на сегодня.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Деревянное навершие в виде головы грифона. Дерево, кожа. Могильник Пазырык, курган 2, V-IV вв. до н.э.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Седельная покрышка. Войлок, кожа, мех. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Конская маска. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Седло с покрышкой. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э. Как видно, скифские вещи очень яркие, с узорами, аппликациями, тесьмой, нужно думать, что своим внешним видом скифы чем-то напоминали североамериканских индейцев.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Конская маска. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э. Пазырыкцы очень хотели видеть своих лошадей оленями, поэтому когда хоронили их вместе с хозяином, прикрепляли им специальные рога. Олень и его терзание - главный сюжет всего скифского искусства, при этом культ оленя существовал и в Малой Азии, на фригийской керамике олени встречаются чаще всего, вполне возможно, что культ оленя был заимствован скифами именно там.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Конская маска. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Арфа. Могильник Пазырык, курган 2, V-IV вв. до н.э.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Фигурки лебедей из войлока. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Вот такая "мягкая игрушка" IV в. до н.э. Пятый пазырыкский курган

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже


Узда. Кожа и дерево. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже

0 не понравился
28 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх