uCrazy.Ru / Экскурсия по НПО им. С.А.Лавочкина

Экскурсия по НПО им. С.А.Лавочкина

Я долго думал о том, как написать рассказ о посещении НПО им. С.А.Лавочкина.


Каждый раз воспоминания переносили меня на 20 лет назад: я, будучи студентом МАИ, приезжал к папе на работу и ждал его у проходной.


/wp-admin/post-new.php



Истребитель Ла-5 — одномоторный истребитель созданный ОКБ-21 под руководством С.А.Лавочкина в 1942г., установленный около проходной предприятия.


Попасть за забор предприятия и посмотреть рабочее место отца для меня было мечтой. Мечтой, которая сбылась 20 лет спустя.


Грустно, что папы уже нет с нами, но мне было приятно узнать, что его помнят и говорят о нем так, будто он сидит за своим рабочим столом в соседнем заводском корпусе. Программа мероприятия согласовывалась сильно заранее даты посещения, поэтому на сей раз мне не удалось попасть на рабочее место моего отца. Но мне обещали, что я могу прийти в любое время и побывать там. Это замечательно!


Давайте приоткроем немного завесу тайны этого знаменитого космического предприятия и побываем там, за проходной, где нас с вами еще не было.



Это неприметное серое здание спряталось за забором в 50 метрах от «вечностоящего» в пробках Ленинградского шоссе. Вряд ли водители и пассажиры проносящихся мимо него автомобилей знают, что отсюда начались дорога в космос к Луне, Марсу, Венере, Солнцу.


НПО им. С.А.Лавочкина — одно из ведущих в России предприятий по разработке и практическому использованию непилотируемых средств для исследования космического пространства, небесных тел, а также для решения задач, связанных с укреплением обороноспособности страны.


/wp-admin/post-new.php


Пройдя паспортный контроль документов и сверку списков, мы попадаем на территорию предприятия, где видим еще один пункт досмотра и контроля.


Как нам объяснили наши сопровождающие, территория предприятия разделена на две зоны – общедоступную и с ограниченным доступом, что легко объяснимо тем, что предприятие все еще выпускает продукцию военного назначения, а грифы «ДСП» и «СС» никто не отменял.


В зоне ограниченного доступа находятся цеха и все, что связано с космосом и военным заказом; в общедоступной зоне – дирекция, музей и прочие объекты.


/wp-admin/post-new.php


На «закрытой» территории находится так называемый «Ангар-18″. «Ангар 18″ — фильм режиссёра Джеймса Л. Конуэя, вышедший на мировые экраны аж в 1980 году. В нем рассказывалось о неком секретном объекте, где американские власти скрывали от мировой общественности все, что связано с пришельцами и НЛО.В нашем же случае под ироническим названием «Ангар-18″ спрятан цех по реставрации и макетированию космических аппаратов и хранятся там не корабли пришельцев, а наши космические станции, летавшие в космос к Марсу, Венеру и Луне.


/wp-admin/post-new.php


Экспозиция собрана и поддерживается в хорошем состоянии благодаря стараниям легендарного человека и инженера Комаева Руслана Владимировича, его единомышленников и руководства предприятия. В планах Руслана Владимировича и руководства предприятия создание детского космического центра, который сможет дать маленьким детям и ребятам постарше знания о космосе и его тайнах.


/wp-admin/post-new.php


В запаснике цеха стоят полноразмерные макеты автоматических межпланетных станций, которые не вошли в состав основной экспозиции,в прямом смысле это слова. Ходовая модель Луноход-2, технологический макет станции «Венера-7» , астрофизическая обсерватория «Гранат» и т.д.


/wp-admin/post-new.php


«Луноход-2″ — второй из серии советских лунных дистанционно-управляемых самоходных аппаратов-планетоходов «Луноход» (проект Е-8).


Предназначен для изучения механических свойств лунной поверхности, фотосъёмки и телесъёмки Луны, проведения экспериментов с наземным лазерным дальномером, наблюдений за солнечным излучением и прочих исследований.


/wp-admin/post-new.php


Его модель функциональна, над ней еще предстоит поработать, но уже сейчас колеса крутятся, антенна управляема, а камеры снимают.


/wp-admin/post-new.php


Не удивляйтесь, перед вами орбитальный и спускаемый модуль Apollo.


Руслан Владимирович собирал информацию о нем в интернете и планирует воссоздать его полностью и снаружи, и внутри. Пусть будет, для потомков.


/wp-admin/post-new.php


В центре ангара стоит автоматическая межпланетная станция для изучения Луны и доставки лунного грунта «Луна-24″. Ее запуск был осуществлен с космодрома Байконур 9 августа 1976 года. В результате анализа итогов этого полета было впервые получено убедительное доказательство наличия на Луне воды – значительно раньше, чем в ходе аналогичных американских проектов Clementine (1994) и Lunar Prospector (1998).


Там столько всего интересного!


/wp-admin/post-new.php


Межпланетная станция «Венера-13″ стартовала 30 октября 1981 года, а рядом с ней находится спускаемый аппарат «Венера-7″.


/wp-admin/post-new.php


Его брат-близнец 15 декабря 1970 года в 8 часов 34 минуты 10 секунд, впервые в истории совершил посадку на поверхность Венеры в 2000 км от утреннего терминатора на ночной стороне.Терминатор — это линия светораздела, отделяющая освещённую (светлую) часть небесного тела от неосвещённой (тёмной) части, а не Арнольд Шварценеггер как вы подумали. Шутка!


/wp-admin/post-new.php


«Венера-4» — автоматическая научно-исследовательская космическая станция, предназначенная для исследования планеты Венера.


Целью запуска автоматической станции «Венера-4» было — доставка спускаемого аппарата в атмосферу планеты Венера и изучение физических параметров и химического состава атмосферы.


/wp-admin/post-new.php


Международная астрофизическая обсерватория «Гранат»(на заднем плане) — орбитальная обсерватория, разработанная совместно с Францией, Данией и Болгарией.


«Гранат» представлял собой трёхосностабилизированный космический аппарат, последний из серии аппаратов класса «Венера», произведённых в НПО. Аппарат был аналогичен орбитальной обсерватории «Астрон», работавшей в 1983—1989 годах. Вес космического аппарата 4,4 тонны, из них 2,3 тонны составлял вес научной аппаратуры. Длина космического аппарата 6,5 м, размах лопастей солнечных батарей 8,5 м.


/wp-admin/post-new.php


В запаснике музея также ведется работа над воссозданием спускаемой капсулы Ю.А. Гагарина


/wp-admin/post-new.php


А также построена модель Moonbuggy, американского лунохода программы Apollo:


/wp-admin/post-new.php


Таким перед нами предстал запасник музея НПО им. С.А.Лавочкина. Если у него такой запасник, то каким должен быть сам музей?


/wp-admin/post-new.php


Музей ведет историю предприятия с 25 июня 1965 года.


Именно тогда благодаря парткому и профкому предприятия было принято решение о создании постоянно действующей выставки по истории предприятия.


/wp-admin/post-new.php


Музей находится в одном из корпусов предприятия. В двух залах на площади 500 кв.м разместилась экспозиция, отражающая уникальные разработки фирмы за 75 лет ее деятельности. На снимке макет первой в мире межконтинентальной крылатой сверхзвуковой ракета «Буря» (1960 г.).


/wp-admin/post-new.php


Посещение музея возможно только в составе организованных групп (от 5 до 30 человек) и только по предварительным заявкам.


/wp-admin/post-new.php


Нам повезло и, помимо замечательной экскурсии, которые провели для нас сотрудники музея и специалисты предприятия, нам разрешили фотографировать. Напоминаю, что предприятие является режимным объектом и проведение фото и видеосъемки на нем очень ограничено!


/wp-admin/post-new.php


Луноход-3— третий автоматический луноход. Должен был быть доставлен на поверхность Луны в 1977 году советской межпланетной станцией Луна-25.


/wp-admin/post-new.php


Но запуск не состоялся и теперь он является одним из самых значимых экспонатов музея.


/wp-admin/post-new.php


Луноход-3 выставлен в посадочной конфигурации, съезжающим с посадочной ступени, за мгновение до касания колёсами поверхности Луны.


/wp-admin/post-new.php


Ближе и детально:


/wp-admin/post-new.php


Еще ближе. Самоходное шасси для лунохода было создано во ВНИИ ТрансМаш , где до этого разрабатывались ходовые части советских танков.


На снимке «спицованные» мотор-колёса и детали независимой торсионной подвески лунохода.


/wp-admin/post-new.php


Обратите внимание на камеры телевизионной системы лунохода — они делают полученные изображения стереоскопическими.


Конструктивные отличия Лунохода-3 от предыдущих моделей заключались в размещении двух телекамер на подъемной платформе, а также возможности одновременной передачи на Землю изображения с обеих телекамер для стереоскопического обзора местности.


/wp-admin/post-new.php


Наверное эти камеры напомнили вам одного знаменитого мультипликационного персонажа студии Pixar Animation.


/wp-admin/post-new.php


Но кроме этого сходства мне бы хотелось обратить ваше внимание на объективы камер. Мне кажется, в них читается только один вопрос: «Почему мы не полетели?!». Грустно это.


/wp-admin/post-new.php


Еще деталей…


/wp-admin/post-new.php


С наружной части лунохода установлены малонаправленная антенна дециметрового диапазона, четыре штыревых малонаправленных антенны метрового диапазона, а также остронаправленная антенна на приводе, радиоизотопный нагреватель, лазерный уголковый отражатель и самоходное шасси.


/wp-admin/post-new.php


Возвращаемые капсулы АМС Луна-16, Луна-18, Луна-20 , которые доставили на Землю около 350 грамм лунного грунта.


Их уникальность в том, что ни в одном музее мира нет аппаратов, работавших на другом небесном теле и вернувшихся на Землю.


/wp-admin/post-new.php


24 сентября 1970 года возвращаемый аппарат станции «Луна-16» массой 35 кг совершил мягкую посадку на территории СССР в 80 километрах юго-восточнее города Джезказган в Казахстане. На Землю были доставлены образцы лунного грунта, взятые в районе Моря Изобилия.


/wp-admin/post-new.php


Венера-4 — автоматическая научно-исследовательская космическая станция, предназначенная для исследования планеты Венера. Запущена 12 июня 1967 года.


/wp-admin/post-new.php


«Венера-4» состояла из орбитального отсека и спускаемого аппарата. Орбитальный отсек имел цилиндрическую форму и был герметичным.


В орбитальном отсеке размещались приборы радиокомплекса, системы ориентации, терморегулирования, аккумуляторные батареи и научная аппаратура.


/wp-admin/post-new.php


Космические аппараты серии «Прогноз» — специализированные спутники Земли, позволяющие установку на каждом из них комплекса научных приборов, обладающих возможностью проводить длительную непрерывную передачу данных в реальном времени, предназначенные для проведения астрофизических исследований, изучения солнечной активности и природного механизма солнечно-земных связей.


/wp-admin/post-new.php


Марс-3 — станция предназначена для исследования Марса как с орбиты, так непосредственно с поверхности планеты.


АМС состояла из орбитальной станции — искусственного спутника Марса и спускаемого аппарата с автоматической марсианской станцией.


/wp-admin/post-new.php


Посадка спускаемого аппарата на Марс была первой в мире и пока единственной в советско-российской космонавтике.


/wp-admin/post-new.php


Элементы солнечной батареи


/wp-admin/post-new.php


Ультрафиолетовый телескоп автоматической станции для астрофизических наблюдений «Астрон»


/wp-admin/post-new.php


АМС «Фобос» — серия советских автоматических межпланетных станций, предназначенных для исследования Марса и его спутника Фобоса.


/wp-admin/post-new.php


Испытательный макет прибора оценки проходимости — Фобос, автоматическая самоходная мини-станция для исследования спутника Марса. Это своеобразный робот-попрыгунчик весом 43 кг. Он должен был быть сброшен на Фобос 5 апреля 1989 года со станции Фобос-2.


Но 27 марта 1989 года контакт со станцией был потерян. Дальнейшая её судьба неизвестна.


/wp-admin/post-new.php


От прошлого к настоящему.


Унифицированная микроплатформа «Карат». На ее базе можно создать микроспутники различного назначения – для проведения исследований по изучению Солнца и солнечно–земных связей, по наблюдению малых тел Солнечной системы, по проведению экспериментов в области астрофизики, для наблюдения Земли из космоса в интересах фундаментальных космических исследований и т.д.


/wp-admin/post-new.php


«Фрегат» — универсальный разгонный блок, который может быть использован в составе ракеты-носителя среднего и тяжелого классов.


Применяется для выведения космического аппарата на опорную орбиту искусственного спутника Земли; выведения космического аппарата с опорной орбиты на высокоэнергетические орбиты, в том числе на геостационарную и геопереходную; ориентации и стабилизации головного блока на пассивном и активном участке полета.


/wp-admin/post-new.php


Мы уходили с территории НПО потрясенные увиденным и услышанным.


Здесь ковалась история советской и российской космонавтики. Об истории надо обязательно помнить.

А путь в космос начинается с авиации, поэтому самолет у проходной – хорошее напоминание об этом.


/wp-admin/post-new.php


И пусть его дорога в небо закрыта свежепостроенным офисным зданием, вашу дорогу к небу вы прокладываете себе сами.


/wp-admin/post-new.php


/wp-admin/post-new.php

8 декабря 2013 12:46
Вернуться назад