uCrazy.Ru / Погружение внутрь атомной субмарины-2

Погружение внутрь атомной субмарины-2

Погружение внутрь атомной субмарины-2


Уважаемые, в средине июня был опубликован фотоотчет о посещении подводного крейсера ТК-208 "Дмитрий Донской", но из всего увиденного впечатлил только ватермарк автора фото. Посему я и взял на себя смелость пригласить вас на более подробную экскурсию по тяжелому атомному подводному ракетному крейсеру - ТАПРК - проекта 941 "Акула" (по классификации НАТО - Typhoon).
Поскольку самопровозглашенный (модное нынче словечко) экскурсовод демобилизовался, когда сие чудо, за свое громадное, превосходящее все разумные пределы водоизмещение - около 50000 тонн - прозванное "водовозом" (примерно половину этого веса составляет балластная вода) еще только проходило испытания и "экскурсовод" видел его только снаружи, прошу строго не судить. Обещаю комментировать только то, о чем знаю или с высокой степенью достоверности догадываюсь.

Небольшое уточнение. Эту лодку за два прочных корпуса часто называют катамараном, что в корне неправильно - легкий корпус один, а что там внутри напихано - это уже третий вопрос. Кроме того, прочных объемов не два, а пять: в носовой части между корпусами находится торпедный отсек с 6-ю 533-мм торпедными аппаратами, боезапасом из 20-и торпед и устройством быстрого заряжания; за ракетными шахтами (20 шт.), размещенными между корпусами, под ограждением выдвижных устройств находится прочный модуль из двух отсеков - ГКП и отсек радиотехнического вооружения; и наконец в корме расположен еще один прочный модуль, обеспечивающий переход из корпуса в корпус. Всего на лодке 19 отсеков.

А сейчас начнем нашу виртуальную экскурсию. Общий вид "водовоза" вы неоднократно видели на других фотографиях, начнем с подъема на корпус.

1. Вид на ракетную палубу со стороны обтекателя всплывающих спасательных камер и ограждения рубки. В правом нижнем углу - открытая ракетная шахта.



2. Вид на корму. Хорошо виден приоткрытый люк и кабели приема питания с берега - во время стоянки в базе реактор заглушен и для обеспечения корабля электричеством пользуемся береговой станцией.



3. Кормовой входной люк. Серое кольцо между красным и белым как раз и есть та зеркальная площадка для посадки спасательных средств, которая на "Курске" якобы треснула, что не позволило спасателям посадить свои устройства.



4. Видеокамера телевизионного комплекса МТК-100. На моем РПКСН К-447 проекта 667Б таких было, если мне не изменяет склероз, 6 штук.



5. Вид на ракетную палубу с открытой крышкой ракетной шахты. За спинами стоящих - ограждение рубки и выдвижных устройств, под ним - обтекатель всплывающих спасательных камер.



6. Снова вид в корму. Хорошо видны выступающие из воды кольцевые насадки винтов, снижающие шумность.



7. Пора и внутрь. Пока мы еще в ограждении рубки, нам еще придется подняться на мостик.

Погружение внутрь атомной субмарины-2


8. Трап, ведущий на мостик.



9. Прежде, чем зайти на мостик, осмотримся на выдвижные устройства. Насколько я могу судить, перед нами РЛК "Радиан".



10. То же, но покрупнее.



11. Еще одно выдвижное - рамка радиопеленгатора "Зона".



12. Антенна космической связи "Синтез". Кроме представленных здесь, есть и другие выдвижные устройства - два перископа, разные антенны, РДП, но их фото нету.



13. Могу ошибаться, но скорее всего это часть одной из двух всплывающих камер.



14. А вот собственно, и ходовой мостик. Здесь "коротают время" вахтенный офицер и сигнальщик.



15. Это тоже мостик, здесь несет вахту рулевой. Сюда же, по возможности, мы выходили покурить.



16. Вид с "верхнего" мостика в нос корабля. Видна съемная леерная стойка. В походе их не ставили, только в базе для обеспечения обслуживания выдвижных устройств.



17. То же в корму. Видна крышка одного из выдвижных.



18. Ну вот, пора вниз. Красная кольцевая конструкция одевается сразу после открытия верхнего рубочного люка и предохраняет комингс от повреждения. Под ногами - деревянные решетчатые конструкции, именуемые рыбинами (ударение на первый слог). Перед погружение они тоже снимаются и прячутся в ограждении рубки.



19. Путь вниз. У нас на "букахе" это метров 7-8, на "Акуле" надо думать поболее. При срочном погружении мы сыпались вниз едва не ломая ноги.



20. То же, вид снизу.



21- 26. ГКП - главный командный пункт. На лодках более в ходу центральный пост или просто центральный.













27. Переходим в следующий отсек. Стенка с кучей оборудования, дырка - переборочная дверь. Сама крышка - с той стороны.



28. Коридор. Слева - один из многочисленных распредщитов, справа - каюты личного состава.



29. Межпалубный трап.



30. Станция управления воздушными (управляемых воздухом) клапанами. Повернул рычажок влево - под действием ВСД (воздуха среднего давления - 30-60 атмосфер) клапан закрывается, повернул вправо - открывается. Есть и электромагнитные клапана, там вообще достаточно повернуть переключатель на пульте, причем не обязательно в том же отсеке. Очень удобно, а то до иных клапанов пока доберешься... Кроме ВСД есть еще ВВД - воздух высокого давления - 400 атмосфер. Он применяется в основном для продувания балластных цистерн. За станцией видны закрепленные по штормовому ящики ЗИП.



31. Снова коридор, теперь уже ГРЩ по обе стороны (на лодке их мноооого).



32. Ну а как же без наглядной агитации? Творчество замполита.



33. Окрашенное красным - средства борьбы за живучесть, в данном случае - раздвижной упор и деревянная доска. Рядом с раздвижным упором обязательно должен быть так называемый пластырь - стальная чаша с механизмом крепления к головке упора с одной стороны и резиновым уплотнением по обечайке с другой. На представленном фото его не видно, но он обязательно есть.



34. Жизнь подводника - нижний выходной люк. Штуковина из обрезиненного брезента вокруг него - тубус. При аварийном покидании лодки люк открывается, опускается тубус (где-то 1 метр от палубы) и отсек затапливается. Когда вода покроет нижний край тубуса, затапливание прекращается. В отсеке создается противодавление, соответствующее глубине погружения, первый моряк включается в дыхательный аппарат, подныривает под тубус и лезет наверх. С собой он тащит буй-вьюшку - пластиковый бочонок с катушкой внутри, на которую намотан буйреп с карабином на конце. Морячок отдраивает верхний люк, закрепляет карабин за специальную скобу рядом с люком и отпускает буй. Благодаря положительной плавучести тот всплывает, разматывая буйреп. Морячек застегивает закрепленный на поясе специальный карабин с подпружиненным штоком за буйреп и перебирая руками начинает всплытие. Процедура это непростая. Дело в том, что под повышенным давлением в крови растворяется находящийся в воздухе азот и если не соблюдать режим декомпрессии, с понижением давления азот начинает интенсивно выделяться и кровь как бы закипает. В результате - кессонка и в лучшем случае инвалидность. Для предотвращения печальных последствий на буйрепе на определенных расстояниях от буя закреплены деревянные шары - мусинги, достигнув первого из которых шток карабина зацепляется за него и всплывающий знает, что надо отсидеться определенное время, дав азоту выйти из крови. Время зависит от глубины затопления. Отсидевшись, всплывающий рычажком убирает шток и продолжает всплытие.



35. Снова коридор. Почему я остановился на похожей фотке? Дело в том, что здесь, в районе светильников виден красный предмет. Это аварийный фонарь. В штатном режиме он закреплен в зарядном устройстве. В случае исчезновения электричества его надо найти, снять, ну и далее понятно. Естественно, мы их использовали и при необходимости работы в слабоосвещенных местах.



36-40. Всякоразное оборудование, просто для наглядности.











41. Станция ЛОХ - лодочная объемная химическая система пожаротушения. Используется, когда другими средствами пожар не потушить. Как видите, с одного поста можно подать огнегасящий (точнее - связывающий кислород) состав сразу в несколько отсеков.



42-44. Снова всякоразные механизмы.







45. Бочонок с якорем - УРМ (установка регенеративная морская), поглощает СО2. Это здоровенные бочки, наполненные специальной абсорбирующей смесью и аппаратурой, обеспечивающей их работу.



46. Токарный станок. Зачем нужен, думаю всем понятно.



47. Еще один межпалубный трап, на сей раз не вертикальный. Таких не много, в основном вертикальные. Знаете как прикольно спускаться по вертикальному трапу по аварийной тревоге с огнетушителем в руках! Возле поручней вы видите трубопровод с зелеными кольцами. Это значит, что по нему течет вода. Желтые кольца - масло, синие - воздух.



48. Какая то выгородка. Судя по знаку на двери и красному фонарю над дверью - что-то связанное с реактором, но еще не он сам.



49. А вот и вход в реакторный отсек. Вверху, пониже красного и зеленого ящиков некая конструкция, тоже красного цвета. Это зарядное устройство аварийного фонаря. Сам фонарь, как видите, отсутствует.



50-51. Его величество реактор. Снимали через стекло, т. к. аппаратные выгородки постоянно закрыты на замок, ключи у спецтрюмных.





52. Та же переборка, зарядное аварийного фонаря в левом верхнем углу.



53. Трап в комнаты отдыха. Но сначала посетим торпедный отсек.



54-56. Устройство быстрого заряжания ТА.







57. Задняя крышка ТА №5.



58. Комнаты отдыха. Тренажерный зал.



59. Игровой автомат "Торпедная атака". В то время подобные автоматы стояли в фойе чуть ли не каждого кинотеатра. Как видите, нашлось им место на борту подводного крейсера.



60. Бассейн.



61. Местное народное творчество: "Акула" во льдах.



62. Комната релаксации.



63. Ну и последнее, играющее в жизни подводников отнюдь не последнюю роль - гальюн. Здесь он в крайне непотребном виде, на боевых кораблях - сияет, как котовы яйца.




64-65. "Наскальная живопись" КДЖ (командира дивизиона живучести).





66. Инструкция по продуванию гальюна.



Теперь о гальюне подробнее. Сам по себе он сильно напоминает такую же конструкцию железнодорожного вагона. С одной мааааленькой, но существенной разницей: когда в вагонный туалет вы приносите "все, что нажито непосильным трудом" и нажимаете педальку, это самое нажитое размазывается по окружающей среде. На подводной лодке, в силу обстоятельств, это невозможно. "Все, что нажито" собирается в специальный баке, объемом, если мне не изменяет склероз, 200 литров. И вот когда бак заполнен, приходит специально обученный человечек из дивизиона королей гнавна, воды и пара, тобищь дивизиона живучести и этот бак продувает. Делается это так: сначала закрывается клапан между отсеком и баком, потом открывается забортный клапан и в бак подается ВВД. Так, чтоб давление было на самую малость больше забортного. Тут главное - клапана не перепутать и не выдуть каку в трюм. А то ведь всяко бывает.

Был у нас случай. Необходимо было продуть гальюн десятого отсека. Пришел трюмный, осмотрелся - бяда! Не работает клапан между отсеком и баллоном. Шо делать, куда бежать? Ну, трюмные - народ ушлый, на экипаже шутили: "У матери было два сына, один умный, другой - трюмный". Короче, решил он, что глубина не большая, 60 метров (обычная глубина патрулирования), захлопка педальки должна выдержать. И тут новая бяда - пружина захлопки лопнула, та неплотно прилегает к горловине и при даче ВВД в отсек попрет вонючий воздух.

Но он же трюмный! Не долго думая берет аварийный конус (деревянная байда длиной метра полтора и диаметром сантиметров тридцать) и кувалдой заколачивает в дырку унитаза. Хорошо так заколачивает, старательно. Заколотил, попробовал пошатать рукой - вроде держит. Открыл забортный клапан и дал ВВД. Дал аккуратненько, как положено по инструкции.

Одна атмосфера, две, пять... Вот-вот пойдет процеес... И вдруг - взрыв, вонь и ничего не видно — это давлением вырвало конус и все двести литров продукта жизнедеятельности вынесло в помещение гальюна. Как при этом конусом не пришибло ."короля" - только ему и конусу известно. Долго мы еще корму вентилировали, пытаясь избавится от неимоверной вонищи...

На этой веселой ноте мы и заканчиваем нашу виртуальную экскурсию. Извините, если что не так.
20 октября 2015 18:59
Вернуться назад