uCrazy.Ru / Первые узлы: создание российского подплава в фотографиях

Первые узлы: создание российского подплава в фотографиях



6 (19) марта 1906 года указом Николая II были учреждены подводные силы Балтийского моря.

Судьбе первых отечественных подлодок посвящена данная фотоподборка


110 лет назад указом императора Николая II были учреждены
подводные силы Балтийского моря. Данный приказ по морскому
ведомству включает наименования миноносцев, отныне являющихся ПЛ.




Первая из упомянутых в приказе подводных лодок – «Дельфин» (ранее
«миноносец № 150») – впервые затонула во время учений в 1904 году,
год спустя легла на грунт из-за взрыва на борту. В период Первой мировой
войны «Дельфин» нес службу на Дальнем Востоке – в Сибирской флотилии.
Весенний шторм в 1917 году стал для первой ПЛ империи роковым – сальники
рулей дали течь. Вновь затонувший корабль было решено не восстанавливать.
На фото: ПЛ «Дельфин» в Финском заливе.




ПЛ «Касатка» в 1904-1905 годах несла службу в акватории Японского моря.
В конце 1915 же году была переведена в Санкт-Петербург, в целях усиления
Балтийского флота. В ходе шести непродолжительных боевых выходов
«Касатка» не снискала боевой славы, однако была оснащена пулеметом.
После Октябрьской революции – в составе Красного Балтфлота. «Касатка»
успела поучаствовать в Гражданской войне на Юге России, но к 1920 году
ресурс ее механизмов был исчерпан. ПЛ ожидала разборка на металл…




Собранный в мае 1905 года миноносец «Фельдмаршал Граф Шереметев»
застал ход русско-японской войны. Став ПЛ, корабль был модернизирован,
в 1909-1910 годах на нем проводились испытания новейшего воздухозаборника –
«шноркеля» будущего. В период Первой мировой войны «Фельдмаршал Граф
Шереметев» нес службу во Владивостоке (до 1915 года), затем был перебазирован
в Петроград. Ряду боевых походов ПЛ подвели итог революционный 1917-й
(переименование в «Кету») и 1918-й годы. Следующие шесть лет она находилась
в порту, где затонула и после поднятия была разрезана.




Фарватеры ПЛ «Скат» и «Налим» оказались исторически схожи. Оба корабля
охраняли дальневосточные берега России. Накануне Первой мировой войны
были оснащены дизельными двигателями. Затем, в конце 1914 года «Скат» и
«Налим» вошли в состав Черноморского флота, неся дозорную службу у
побережья Крыма. На исходе Великой войны обе ПЛ уже являлись учебными.
Участь же их оказалась решена союзными Вооруженным Силам Юга России
войсками Антанты – в 1919 году «Скат» и «Налим» были затоплены англичанами
у Севастополя. На фото: ПЛ «Скат» и «Налим».




ПЛ «Окунь» до начала Первой мировой войны играла роль учебной. Однако
с началом военных действий на Балтийском море она успешно участвовала
в боевых выходах. В ночь на 22 мая 1915 года «Окунь» предпринял атаку на
группу из трех германских крейсеров, а менее месяца спустя вывел торпедами
из строя боевой корабль «Бремен». Уже в разгар Гражданской войны ПЛ
перевели на Каспийское море, где впоследствии она и была разделана.
Командир «Окуня» В. А. Меркушев оставил потомкам превосходные
«Записки подводника». На фото: ПЛ «Окунь» в камуфляже. 1914 год.




«Макрель», как и «Окунь» до начала Великой войны являлась служебной ПЛ.
На счету это корабля в 1914-1917 годах было 10 кратковременных боевых
походов в Балтийском море. В конце 1917 года «Макрель» ждал капитальный
ремонт, а затем – перевод на базу в Астрахани. В боевых действиях против
пароходов «белых» ПЛ оружия не применяла. Аналогичным оказался и итог
ее пути в 1925 году: списание и переплавка.




Имя «Сом» было присвоено американской ПЛ «Фултон» еще в 1904 году.
Она несла дозорную службу в Японском море, несколько раз обнаружив
корабли противника – правда, потопить их не довелось. Позднее, в годы
Первой мировой войны «Сом» входил в состав как Черноморского, так и
Балтийского флотов. 10 мая 1916 года ПЛ столкнулась с нейтральным
шведским судном «Ингерманланд» и затонула. Боевой экипаж «Сома»
разделил его участь.




ПЛ «Стерлядь» в предвоенные годы демонстрировала неплохие показатели
стрельбы торпедами (10 из 21 – в цель), и даже избежала затопления по
причине халатности экипажа. За период боевого патрулирования на
Балтийском море «Стерлядь» не нанесла противнику зримого ущерба.
При этом в ходе операции «Фаустшлаг» в феврале 1918 года немецкие
войска заняли Ревель и захватили корабль в его порту. ПЛ была вывезена
в Германию, где впоследствии разобрана.




ПЛ «Белуга» разделила со «Стерлядью» как невзгоды учебной службы, так и
её печальный итог. В 1908 году при буксировке обе лодки столкнулись, но
тогда обошлось без капремонта. В апреле 1913 года «Белуга» получила
надводную пробоину левого борта от столкновения с миноносцем
«Внушительный», а уже месяц спустя испытывала новейший воздухозаборник.
В составе Балтийского флота ПЛ воевала до осени 1917 года, а затем
была также захвачена в Ревеле.




ПЛ «Щука» оправдала свое имя в конце ноября 1907 года, осуществляя
погружение под лед и ходя под ним, разрезая корку перископом. В Первую
мировую войну её боевой путь пролегал с Черного на Балтийское море.
Капитальный ремонт в Ревеле, начавшийся в 1916 году, завершился
пуском корабля на металлолом в 1918-м…
На фото: экипаж ПЛ «Щука», Владивосток, 1910 год.




ПЛ «Пескарь» едва не затонула еще в период достройки из-за поступления
забортной воды. Однако позднее она выдержала и испытание «взрыва
пироксилина близ подводной лодки для определения действия такового на
самую лодку». Еще одно чрезвычайное происшествие, уже в 1910 году,
удалось предотвратить благодаря находчивости экипажа. Увы, после
дозорной службы на Або-Оландской позиции в Первую мировую «Пескарь»
разделил участь других кораблей балтийского подплава: Ревель,
захват врагом, демонтаж.




Век ПЛ «Осетр» оказался недолог. В ходе испытаний 1905 года на Дальнем
Востоке экипаж корабля был отравлен выхлопными газами, но обошлось
без жертв. «Осетр» до 1913 года нес службу в Сибирской флотилии. Затем
был выведен из ее состава и вплоть до 1922 ожидал разборки.




ПЛ «Сиг» была заложена на американской верфи, но в России ее пришлось
строить заново – качество деталей корпуса оказалось скверным. После
зачисления в состав Балтийского флота «Сиг» предпринял несколько походов.
Эта лодка оказалась единственной сумевшей выйти в атаку на корабли
условного противника. В 1912 году был произведен ее капремонт, но вскоре
«Сигу» уже нельзя было погружаться глубже 10,5 метров – сказались дефекты
корпуса. В июле 1914 года ПЛ была выведена из состава флота, год спустя –
затоплена на входе в Либавский порт. Вероятно, поднятие «Сига» в начале
1920-х годов и запечатлено на фото.
18 февраля 2016 12:04
Вернуться назад