Инженеры создали сканер бактерий для мобильника

LK-4D4
28 февраля 2012 10:03
Новая система легко превращает сотовый телефон в флуоресцентный микроскоп и позволяет быстро определять наличие опасных микроорганизмов в пище или напитках.

Инженеры создали сканер бактерий для мобильника

Мобильник с приставкой может служить недорогим портативным средством выявления заражённых продуктов. Но о возможной коммерческой версии прототипа учёные пока ничего не говорят (фото UCLA).

Учёные из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе построили прототип устройства, которое распознаёт бактерии в жидкой пробе при помощи обычного мобильного телефона с камерой.

Небольшая приставка превращает такой аппарат в сканер, способный измерять концентрацию микробов (в первом опыте в роли цели выступала кишечная палочка — E. Coli). Для этого внутри приставки имеется множество стеклянных капилляров, содержащих смесь квантовых точек с антителами.

Попадающие в устройство бактерии захватываются на поверхности капилляров и соединяются с квантовыми точками, рассказывает Gizmag. Далее эти комплексы подсвечиваются недорогими светодиодами, работающими от батарейки.

Ответная люминесценция напрямую зависит от количества бактерий. Их световой отклик усиливается линзой и направляется в объектив камеры мобильника. Телефон тут же подсчитывает концентрацию микробов с помощью специального софта.

Минимальный предел обнаружения бактерий таким прибором составил всего 5-10 колониеобразующих единиц (КОЕ — CFU) в одном миллилитре.

Учёные испытали свой сканер-мобильник и с сальмонеллой, показав, что неспецифическое связывание применённых антител крайне мало, а значит, комплекс способен уверенно определять именно те микробы, на которые изначально рассчитан, и игнорировать другие.

В то же время, заправляя капилляры другими антителами, такую систему можно произвольно настраивать на поиск иных видов микробов.

Исследователи заодно проверили работу сканера с образцом обезжиренного молока, убедившись, что присутствие в нём белков не мешает сенсору выявлять всю ту же кишечную палочку, причём нижняя обнаружимая концентрация бактерий составила те же самые 5-10 КОЕ/мл.

(О своём изобретении авторы рассказали в статье в журнале Analyst.)