152-мм гаубица-пушка МЛ-20 обр. 1937 г.

Автор:
Тёплый кот
Печать
дата:
20 ноября 2007 09:19
Просмотров:
4343
Комментариев:
3
152-мм гаубица-пушка МЛ-20 обр. 1937 г.




Гаубица-пушка МЛ-20 была разработана в 1936 г. группой конструкторов под руководством Ф.Ф.Петрова на артиллерийском заводе в Мотовилихе и после государственных испытаний была принята на вооружение Красной Армии.


152-мм гаубица-пушка МЛ-20 обр. 1937 г.



Эта гаубица-пушка разрабатывалась в инициативном порядке параллельно с гаубицей-пушкой МЛ-15, на разработку которой у завода имелось задание ГАУ. В отличие от конструкторов МЛ-15 Ф.Ф.Петров стремился в максимальной степени использовать в своем орудии лучшие узлы и механизмы 152-мм пушки обр. 1910/1934 гг., которая изготавливалась на заводе в Мотовилихе и для которой была подготовлена технологическая оснастка.
152-мм пушка обр. 1910/1934 г. имела много недостатков. Основными из них были:
1. Подрессорен был только лафет, а передок не имел подрессоривания, и скорость возки по шоссе была ограничена 18-20 км/ч.
2. Подрессоривание выключалось специальным механизмом, а не автоматически, на что уходило 2-3 минуты.
3. Верхний станок представлял собой слишком сложную отливку.
И самым серьезным недостатком было совмещение подъемного и уравновешивающего механизма в одной системе. Скорость вертикальной наводки за один оборот маховика не превышала 10 минут, что было предельно мало. Наконец, система 1934 г. хоть и именовалась гаубицей, но угол возвышения у нее был +45°. Для гаубиц 30-х гг. такой угол возвышения был слишком мал.
В 1935-36 гг. группа конструкторов завода № 172 (Пермский завод) вела работы по капитальной модернизации 152-мм гаубицы обр. 1934 г. В частности, угол возвышения у нее был увеличен до +62°. Однако ГАУ резко выступило против, назвав модернизацию “ложным путем”, при котором только возрастает вес системы, а основные недостатки остаются без изменений. В результате работы по модернизации системы обр. 1934 г. были прекращены.
Две другие группы конструкторов завода № 172 спроектировали два варианта новой артсистемы, которую назвали “гаубицей-пушкой”, то есть универсальную артсистему, у которой было больше гаубичных свойств и меньше пушечных. Первый вариант гаубицы-пушки получил индекс МЛ-15, а второй МЛ-20 (“МЛ” - индекс завода, от названия Мотовилиха деревня вблизи Перми, где расположен завод).

152-мм гаубица-пушка МЛ-20 обр. 1937 г.



Ствол и затвор у МЛ-15 и МЛ-20 идентичны системе обр. 1934 г. Люлька и противооткатные устройства в МЛ-15 и МЛ-20 в основном взяты без изменений от обр. 1934 г. за исключением того, что цапфенная обойма МЛ-20 состояла из двух половинок, а у МЛ-15 представляла собой одно целое.
Верхние станки у обр. 1934 г. и МЛ-20 литые, различия у них мелкие. Верхний станок МЛ-15 клепаный, совершенно другой конструкции.
Подъемный механизм у МЛ-15 и МЛ-20 секторный. У МЛ-15 имелось два сектора, а у МЛ-20 один. Уравновешивающий механизм у МЛ-15 и МЛ-20 одинаков.
Нижний стол, боевая ось и подрессоривание у МЛ-20 целиком взяты у обр. 1934 г., а у МЛ-15 все новое. Выключение подрессоривания у МЛ-20 осталось ручным, а у МЛ-15 производилось автоматически при раздвигании станин.
Колеса МЛ-20 взяты от обр. 1934 г., а у МЛ-15 колеса дисковые с грузолентой. МЛ-20 имела станины от обр. 1934 г., а у МЛ-15 они были новой конструкции. МЛ-15 и МЛ-20 имели одинаковый передок, взятый от 152-мм гаубицы НГ обр. 1931 г.(НГ - гаубица фирмы “Рейнметалл”. Малая серия таких гаубиц (всего 14 штук) была изготовлена Пермским заводом в 1933-35 гг.). После войсковых испытаний 152-мм гаубицы обр. 1934 г. вариант раздельной возки уже не рассматривался.
Первый образец МЛ-15 был изготовлен заводом № 172 в начале 1936 г. и после заводских испытаний 29 апреля был отправлен на НИАП. К июню 1936 г. полигонные испытания на НИАПе были закончены. Комиссия признала их неудовлетворительными. После этого ГАУ заказало заводу № 172 две МЛ-15 с изменениями по результатам испытаний. В частности, боевая ось была сдвинута вперед на 180 мм и этим уменьшалось давление на хобот. Изменен подъемный механизм вместо двух секторов введен один, затем вместо одной скорости наведения стало две.

152-мм гаубица-пушка МЛ-20 обр. 1937 г.



Обе системы были закончены в конце 1936 г. и прошли заводские испытания. Одна их них поступила 3 февраля 1937 г. на НИАП. С 10 февраля по 20 марта 1937 г. на НИАПе были проведены полигонные испытания модернизированной системы МЛ-15. Было сделано 113 выстрелов и проведена возка системы со скоростью 30-45 км/ч. Замечаний к системе не было. Однако испытания внезапно прервали согласно приказу начальника НИО ГАУ Железнякова.
В июне-июле 1937 г. на НИАПе вновь проводились стрельбы из МЛ-15, были подобраны заряды к ней и т. п. Однако на вооружение все равно была принята МЛ-20. Внятных объяснений в документах тех лет нет. Единственное замечание, и то спорное было “много новых деталей”. Так что, нужно было оставлять все от обр. 1934 г. В целом МЛ-15 явно была лучше МЛ-20. Об истинных причинах выбора МЛ-20 сейчас можно только гадать.
152-мм гаубица-пушка МЛ-20 проектировалась параллельно с МЛ-15 в КБ завода № 172 под руководством Ф.Ф.Петрова. Интересно, что работы над МЛ-20 были начаты заводом в инициативном порядке, а МЛ-15 разрабатывалась по заказу ГАУ. К заводским испытаниям первого образца МЛ-20 приступили 6 ноября 1936 года. Всего на заводских испытаниях был сделан 21 выстрел.
25 декабря 1936 г. первый образец МЛ-20 поступил на НИАП для проведения полигонных испытаний. В ходе полигонных испытаний было сделано 479 выстрелов и 1510 км обкатки. В отчете комиссии по испытаниям МЛ-20 от 31 января 1937 г. было предложено заменить спицевые колеса на дисковые, упрочить рессоры, щит сделать по типу МЛ-15.
После проведения войсковых испытаний система МЛ-20 22.09.1939 г. была принята на вооружение под названием Красной Армии 152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. Вскоре, при освоении в войсках было обнаружено явление самопроизвольного задирания ствола на максимальный угол возвышения. Выяснилось, что по ряду причин червячная передача оказалась недостаточно самотормозящей. После доработки механизма вертикальной наводки задирания ствола прекратились.

152-мм гаубица-пушка МЛ-20 обр. 1937 г.



Благодаря конструкции лафета, обеспечивающего угол возвышения до +65°, а также наличию широкой номенклатуры выстрелов с 13 переменными зарядами гаубица-пушка МЛ-20 представляет собой орудие с уникальными возможностями маневра огнем. Она обладает характерными для гаубиц навесными траекториями и высокими начальными скоростями снаряда, свойственными пушкам.
К гаубице-пушке МЛ-20 применяются следующие выстрелы раздельного гильзового заряжания: 152-мм выстрел с осколочно-фугасной пушечной гранатой ОФ-540; 152-мм выстрел с осколочно-фугасной стальной гаубичной гранатой ОФ-530; 152-мм выстрел с осколочной гаубичной гранатой сталистого чугуна О-530А; 152-мм выстрел с бронебойно-трассирующим остроголовым снарядом БР-540; 152-мм выстрел с бетонобойным гаубичным снарядом Г-530. Дальность стрельбы осколочно-фугасной гранатой ОФ-540 весом 43,56 кг с начальной скоростью 655 м/с составляет 17230 м. При установке взрывателя на осколочное действие она наносит поражение осколками по фронту на 40 м и в глубину до 8 м. Бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 при стрельбе прямой наводкой на дистанции до 800 м пробивал броню всех танков противника. При попадании в башню он срывал ее с погона. Бывали сражения, когда эти башни буквально летали в воздухе.
Конструкция подрессоренного лафета со сдвоенными колесами с резиновыми шинами и наличие также подрессоренного передка позволяли транспортировать орудие средним артиллерийским гусеничным трактором с относительно высокой скоростью до 25 км/ч. Время перевода орудия из походного положения в боевое и обратно составляло 8-10 минут.
Гаубица-пушка МЛ-20 производилась серийно (только на заводе №172) с 1937 г. по 1946 г. включительно. Она принимала непосредственно участие в течение всей войны и поступала на вооружение армейской артиллерии и артиллерии резерва Верховного Главнокомандования. Всего за десять лет было изготовлено 6884 гаубицы-пушки МЛ-20.


Тактико-технические характеристики 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20:

масса в боевом положении: 7270 кг;
масса в походном положении: 7930 кг;
калибр: 152 мм;
начальная скорость снярада: 655 м/с;
угол возвышения: от -2° до 60°;
угол горизонтального обстрела: 58°;
скорострельность: 3-4 выстр/мин;
дальность стрельбы: до 17230 м;

152-мм гаубица-пушка МЛ-20 обр. 1937 г.

1 не понравился
7 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 


 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
ZZVVSS
Дата:
(20 ноября 2007 16:05)
#1
лучшая среди лучших!

убийца укреплений!
 
я на кую вертел королей из местной администрации
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
spyker
Дата:
(20 ноября 2007 23:13)
#2
5
 
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Tujn
Дата:
(20 ноября 2007 23:32)
#3
+5. Дивизион таких мог сравнять с землёй небольшой городок!!! Отличная вещь.
 
Путь покаяния не всегда ведёт к миру...
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх