Тэссэндзюцу: искусство боевого веера

Автор:
Statica
Печать
дата:
15 июля 2008 14:19
Просмотров:
5309
Комментариев:
8
В Японии искусство изготовления веера является одним из важнейших элементов культуры. C VI-VII века бумажные и шелковые веера стали популярны в Японии. Применение веера в Японии намного превосходит его практические функции.
Тэссэндзюцу: искусство боевого веера


В Японии веера использовали представители самых различных общественных классов и для самых различных дел: в театральных постановках и танцах, поэзии и светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы. Также веер использовался и в качестве смертельного боевого оружия, причём таковое использование веера существовало только в Японии и ни в какой более стране мира.

Тэссэндзюцу: искусство боевого веера


Японские веера, особенно крупных размеров, были широко известны за пределами Японии, а самое первое документированное упоминание веера содержится в хрониках правления императора Юряку (457-479), где описывается церемониальный веер сасиба пурпурного цвета и в форме листа, прикреплённого к длинному шесту. Древнекитайские хроники (времён династии Сун - 960-1279гг.) содержат данные об импорте японских вееров, которые считались прекрасными образцами декоративного искусства. Церемониальные веера использовались на религиозных праздниках и при дворе вдоль всего побережья материковой Азии, а также на прилегающих островах. Их потомками стали огромные веера из шёлка, крепившиеся к полутораметровым шестам и называвшиеся ума-сируси. Эти веера использовались в качестве военной эмблемы и знака присутствия сёгунов во время правления Токугава. Веера, изготовленные из животных материалов (кожи или перьев) не были распространены в Японии. Это связано с табу на "мёртвое", установленное коренной религией японцев, и с последующими заповедями буддизма о запрете убийства в любой форме. Поэтому знак отличия китайских военачальников, напоминающий мухобойку, при попадании в Японию стал изготовляться из бумажных полос, прикреплённых к короткой ручке. Такая конструкция называлась сайхай и являлась указкой или дирижёрской палочкой при отдаче приказов.

Тэссэндзюцу: искусство боевого веера


Веера для личного пользования имеют столь же древнюю историю и подразделяются на две группы:
- жёсткий, как правило округлый веер с продолговатой ручкой (утива, или дансэн);
- складной веер, по форме напоминающий сектор диска (оги, или сэнсу).

Утива упоминаются в самых древних хрониках японцев и их происхождение можно вывести из придворного обычая носить с собой маленькую плоскую палочку (саку) из дерева или слоновой кости, которую упирали в нижнюю часть груди под небольшим углом, поддерживая таким образом осанку и придавая ей величие. Утива с успехом пришёл на замену саку.

Тэссэндзюцу: искусство боевого веера


Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Также оги использовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а рёбра веера укрепили лакировкой. Также к этому времени буси (самураи) уже знали и использовали боевые веера, имевшие по всей видимости всё ту же округлую форму и бывшие крайне жёсткими. Такие веера известны под названием гумбай. Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих., причём такие боевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и ян, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи.
С помощью гумбай (т.е. определённого рода жестикуляции с использованием веера) военачальники отдавали приказы, также веера использовались для вызова на поединок, а в настоящее время гумбай можно встретить в руках судьи на поединках сумотори.

Тэссэндзюцу: искусство боевого веера


Однако с позиции смертоносности куда больший интерес представляет такие веера, как гунсэн и тэцусэн (тэссэн). Гунсэн носили буси в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба этих веера были удобным оружием как атаки, так и защиты и обычно имели восемь или десять спиц. Во многих рю по стране проводилось обучение технике боя с таким веером – тэссэндзюцу, приемы которого как правило большей частью повторяли программу тренировок на мечах.

В литературе, посвящённой боевым искусствам, нередко описываются случаи побед, одержанных при помощи только одного лишь веера. Очень часто опытные фехтовальщики, уверенные в своих силах, использовали боевой веер, не утруждая себя фехтованием мечом. Легендарный фехтовальщик XVI века Ганрю, по преданию, вышел победителем и без единой царапины из боя с несколькими противниками и использовал при этом именно боевой веер.
Умение использовать такой веер в качестве оружия приобрело популярность и у представителей других общественных классов, которым было запрещено носить меч в силу «низкого происхождения». Тэссэном можно было фехтовать, отражать им летящие дротики и ножи или же координировать действия подчинённых, а также использовать веер любыми другими способами.
В настоящее время искусство тэссэндзюцу ещё преподаётся в Японии, а гумбай используется наряду с другим специализированным оружием в тренировках айкидо или кэндо.

Тэссэндзюцу: искусство боевого веера


И немного о декоративных.
Японские веера до сих пор, также как и 500 лет назад, делаются и расписываются вручную. Используется 3-х, 5-ти и 7-слойная японская бумага-washi и ручная роспись. Каркас веера изготавливается из бамбука. На дорогих веерах в качестве накладки используется слоновая кость, инкрустация. Процесс изготовления самых дорогих вееров требует более 50-ти операций.
Веера используются в интерьере как настенное украшение, без них не обходится ни одно представление театров Кабуки и Но, их также дарят на юбилеи и в памятные даты. Раскрытый веер символизирует полноту жизни и благополучие. На свадебной церемонии жених и невеста обязательно держат в руках серебряный и золотой веер.
Японские веера прекрасно смотрятся в современном интерьере, придают помещению атмосферу утонченности и изящества, являются предметами коллекционирования.

Тэссэндзюцу: искусство боевого веера

Японский двусторонний веер для танца с золотым рисунком в виде имераторского символа - цветка хризантемы, вписанного в пятиугольник, символизирующий в Японии долголетие и мудрость

Тэссэндзюцу: искусство боевого веера


Тэссэндзюцу: искусство боевого веера

Дорогой японский веер для танца с двусторонним рисунком. С одной стороны - на золотом поле изображена цветочная повозка с роскошным букетом пионов, маргариток, ирисов и цветущих веток японской вишни, стоящая в саду среди глициний на золотых облаках. С другой стороны веера - на серебряном поле изображение цветущей сливы. 1980-е гг.

Тэссэндзюцу: искусство боевого веера

Большой японский интерьрный односторонний веер с авторским рисунком "Закат над горой Фуджи". Художник Нориюки, 1980-е гг.

Тэссэндзюцу: искусство боевого веера


Тэссэндзюцу: искусство боевого веера

Большой интерьерныйй японский веер с авторским рисунком на тему старинной японской Повести о Принце Гэндзи, 1970-е гг. Автор изобразил сцену любовного свидания принца с дамой в дворцовых покоях

Тэссэндзюцу: искусство боевого веера

Японский веер для представления театра Кабуки с двусторонней росписью на золотом поле в виде сосновой ветки.
Сосна является японским символом долголетия и стойкости, а раскрытый веер - символ счастливой жизни.

Тэссэндзюцу: искусство боевого веера


Тэссэндзюцу: искусство боевого веера

Двусторонний японский традиционный веер для представления театра Кабуки. На веере изображены цветы ириса на золотом поле с одной стороны, и на серебряном - с другой.
В Японии цветок ириса является символом самурайского духа.

Тэссэндзюцу: искусство боевого веера

Бамбуковый нераскладной японский веер-учива для сезона о-бон "Ойран с веером" с рисунком по мотивам гравюры укие-э 18 в. . Односторонний. На веере изображена ойран с веером-учива в руке, в дорогом синем кимоно спущенном с плеч и розовом нижнем кимоно с белым воротником. Ее тяжелая прическа украшена многочисленными дорогими заколками и шпильками

0 не понравился
24 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
Emo Girl
Дата:
(15 июля 2008 15:05)
#1
Какие японцы практичные,а!!!
Один веер у них и для красоты и для драки!
 
Влюблённость начинается с обмана самого себя, а заканчивается обманом другого...
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
D.F.S
Дата:
(15 июля 2008 15:45)
#2
Автор молодец 5.
 
Доктор Секс © [Жж]
"май стайл ис оргазм стайл" © [Жж]
Clan of the Dark Buddha yinyang
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Тёплый кот
Дата:
(15 июля 2008 17:23)
#3
За Японию всегда 5, отличный пост.
 
[img]http://forum.crazys.info/attachment.html?attach_id=1006[/img]
Умная зебра ходит по "зебре", а безумные лоси бегут вперёд на смерть по разделительной оси! :O
[img]http://forum.crazys.info/attachment.html?attach_id=1007[/img]
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
kross
Дата:
(15 июля 2008 21:30)
#4
и наша милиция с таким не тормазнет на улице biggrin
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
yesornot
Дата:
(15 июля 2008 22:42)
#5
Я ПОЧЕМУ-ТО ЕСТЬ ЗАХОТЕЛА...ЧЕГО-НИБУДЬ ЯПОНСКОГО...МНЯМ!!!
 
Надобно жить...надобно любить...надобно верить.. © Л.Толстой "Война и мир
...расстояние между моими пальцами созданно для того, чтобы там находились твои...
!!!Люблю Лёшку!!!
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
sada74
Дата:
(15 июля 2008 23:29)
#6
наверно и боевые полочки для еды тоже существуют
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
orochimaru
Дата:
(6 декабря 2008 11:55)
#7
нормthumbup
 
Orochi-чан
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
luck_kai
Дата:
(7 декабря 2009 15:44)
#8
обалденная вещь-японский веер!)))
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх