~√раф ¬лад ƒракула~

јвтор:
Hecate
ѕечать
дата:
24 июл€ 2008 09:48
ѕросмотров:
3139
 омментариев:
12
evil ¬Ћјƒ ƒ–ј ”Ћј: влюбленный мужчина или кровожадный психопат? evil

~√раф ¬лад ƒракула~




P/s ћного текста.

17 феврал€ 1931 года на экраны вышел фильм "ƒракула".
ƒавайте попробуем, собрав воедино все дошедшие до наших дней сведени€ о ƒракуле, воспроизвести образ того, чье им€ за последний век стало нарицательным. ƒл€ начала отвлечемс€ таки от кино-ƒракул и вспомним личность, действительно имевшую место быть в истории.




¬Ћјƒ ƒ–ј ”Ћј
Ќасто€щий граф ƒракула (¬лад “епеш) родилс€ в “рансильвании, в маленьком городке —игишоара в 1430 году.
ќн был сыном ¬лада II по прозвищу ƒракул ("дь€вол"), который €вл€лс€ членом католической секты ќрден ƒракона и кн€зем ¬алахии.
≈ще в юности ¬лад III, попав в плен к туркам, познал все "прелести" изысканных и ужасающих турецких пыток. ќдну из них Ц сажание на кол - ¬лад будет активно примен€ть в своей военной практике.
¬ 1448 году отец и брат молодого ¬лада гибнут от рук наемников - с этого момента начинаетс€ триумфальное шествие будущей легенды ужаса.
¬ это же врем€ ¬лад III становитс€ правителем своего кн€жества, но очень скоро сбегает в монастырь.

¬ернутьс€ к мирской жизни и к кн€жеству его заставл€ет жажда мести - под видом праздновани€ своего восхождени€ на престол он приглашает к себе в замок бо€р, участвовавших в заговоре против его отца.
ѕо итогам "праздновани€" около 500 человек были посажены на кол умирать долгой и страшной смертью около дворца ƒракулы.
—“–јЎЌџ≈ –≈‘ќ–ћџ
¬скоре новоиспеченный глава кн€жества, стал проводить реформы.
ѕерва€ реформа была осуществлена весьма оригинальным способом: ¬лад устраивает в своем замке пир дл€ нищих.
"’отите разом забыть все ваши боли, заботы и тревоги и болезни и больше никогда и ни в чем не испытывать нужды?" - спросил он у захмелевших гостей. √ости радостно закивали.
“огда ƒракула приказал тут же заколотить досками все окна и двери и поджег замок. ¬ огне погибли все приглашенные. —вое обещание - навек избавить их от забот и тревог - кн€зь таким образом выполнил.

»— ”——“¬ќ ѕџ“ »
—ажать врагов на кол стало излюбленным зан€тием графа, в коем он достиг совершенства: протыкал их коль€ми спереди, сзади, сбоку, через грудь, живот, пупок и пах.
Ќанизывал их на коль€ через рот, вниз головой - делал все, чтобы продлить человеку мучени€. »зобретал разные виды смерти дл€ людей различного возраста, пола и положени€. √отовил специальные коль€ в виде геометрических фигур, особенно любил изогнутые.

Ёта дика€ жестокость вскоре завладела ƒракулой целиком - не только врагов "наказывал" он, но и по неизвестной причине казнил население целой деревни, расставив коль€ разной длинны по кругу на склоне холма, разместив старосту и других представителей местной власти сверху, чтобы те могли оттуда в последний раз окинуть затуманенным взором свои бывшие владени€.

ќдиночным казн€м ƒракула предпочитал массовые. ѕри этом коль€ расставл€лись не абы как, а в виде разных узоров - безумный палач упивалс€ своей фантазией и изобретательностью, счита€ эти де€ни€ искусством.
ќднажды, во врем€ очередной расправы над кн€жеской знатью, ƒракула заметил, что одному из наблюдателей стало дурно от жуткого запаха и вида крови. √раф не растер€лс€ и приказал казнить недовольного, посадив его на самый выскоий кол, чтобы того не смущали запахи.

—ћ≈–“№ ƒ–ј ”Ћџ
—воебразные реформы ƒракулы возимели действие Ц в ¬алахии почти полностью была искорена преступность, в том числе и воровство.
¬ самом начале своего правлени€ ƒракула приказал поставить у источника на главной площади “ырговиште золотой кубок, из которого днем и ночью любой желающий мог напитьс€ воды.  убок просто€л на городской площади все шесть лет его правлени€ - о том, чтобы украсть его, никто даже подумать не смел.

Ќесмотр€ на жестокость ƒракулы, народ уважал своего правител€, к тому же он защитил его от столь неугодных иностранцев.
Ќо сопредельным мусульманам и приближенным √рафа изр€дно надоели его зверства.
¬ 1474 году они убили ƒракулу в возрасте 44 лет. ≈го отрубленную голову законсервировали в меду и доставили в качестве трофе€ султану.

"¬ќ— –≈Ў≈Ќ»≈" ƒ–ј ”Ћџ
"¬оскрешение" ƒракулы, по мнению большинства историков, случилось только в конце 19-го века - именно тогда он приобрел репутацию вампира Ц чернокнижника.
—лучилось это благодар€ писателю Ѕрэму —токеру. ѕочему же именно граф ƒракула, известный прежде всего как один из жесточайших правителей на «емле, стал прототипом романа —токера? ¬едь во врем€ правлени€ ƒракулы не велось ни официальных, ни монастырских хроник и летописей. ј основыва€сь только на исторических источниках, никак нельз€ присваивать графу потусторонних качеств и способностей, которыми так щедро снабжен главный герой —токера...

ќпределенный отпечаток на воспри€тие ƒракулы его современниками, а как следствие, и на наше воспри€тие, откладывает само им€ ƒракулы Ц "сын дь€вола", совершенно немыслимое дл€ христианского государ€. Ќе исключено, что многие понимали его им€ буквально, да еще и дракон, изображенный на гербе ƒракулы производил неоднозначное впечатление.

“акже на помощь приход€т несколько сохранившихс€ писем самого графа и более поздние иностранные источники, в числе которых немецкие, венгерские и даже русские ("—казание о ƒракуле - воеводе").
¬ —казании, например, рассказано о том, как жестокий властитель приказал мастерам изготовить специальные бочки, сложить туда золото и опустить на дно реки, после чего ƒракула "мастеровъ тех посеща повеле, да никто ж увесть съделанного имъ окаанства, токмо тезоимениты ему диаволъ" - валашский господарь не просто тезка дь€вола, но и действует словно колдун, по определению с дь€волом св€занный.

“акже известен факт, что раненый стрелой графа молдавский государь —тефан ¬еликий сильно заболел и мучалс€ раной сорок лет, врачи же, выписанные специально из »талии и √ермании, по каким-то таинственным причинам так и не смогли добратьс€ до замка —тефана. √осударь не сумел оправитс€ после болезни и умер.

—уществуют сведени€ о св€зи графа с цыганами, которые издревле считаютс€ народом мистическим.
”казани€ на причастность к потустороннему миру дают нам еще и обсто€тельства казни ƒракулы - ему отрезали голову, именно так, если верить предани€м, нужно было поступать с вампирами.

≈ще один знак делает нам факт отречени€ ƒракулы от христианства - у румын существует поверье, что отрекшийс€ от веры неприменно становитс€ вампиром.

ј ƒ≈¬”Ў » ѕќ“ќћ?
 ак не существует достоверных исторических свидетельств о том, что граф на самом деле был вампиром, так нет и исторических подтверждений тому, что ƒракула был женат. ¬ообще, его отношени€ с женщинами Ц тайна, покрыта€ мраком.
ќдна из легенд повествует о том, что однажды любовница графа, застав его в плохом расположении духа, жела€ подн€ть ему настроение, сказала, что она беременна. √раф не поверил ей и, жела€ уличить ее во лжи, распорол ей живот мечом.
ќткуда же вз€лась истори€ о безумной и несчастной любви √рафа, котора€ стала основой дл€ сюжета —токера и фильма  опполы?
ќказываетс€, сохранилась еще одна легенда, способна€ пролить свет на интимную сторону жизни ƒракулы.
Ёто случилось как раз в начале правлени€ ƒракулы, он был тогда еще совсем молод. ¬ ¬енгрии ¬лад познакомилс€ с беглым румынским бо€рином и его дочерью Ћидией.
Ћиди€ собиралась уходить в монастырь, но граф, влюбившийс€ в нее, отговорил ее от пострига и вз€л в жены. —трасть к Ћидии ƒракула пронес через всю жизнь - она стала дл€ него источником многих страданий.
Ћегенда не говорит о том, что Ћиди€ погибла по вине турок, желавших отомстить ƒракуле, что с этого момента ƒракула начал зверствовать, но именно так развивались событи€ в книге Ѕрэма —токера.

ƒ–ј ”Ћј-¬ј–»ј÷»»
—овременники вполне могли видеть в ƒракуле упыр€, однако, следует учитывать, что их представление о вампирах существенно отличалось от нынешнего, сложившегос€ благодар€ литературе "ужасов" и кинематографу и восход€щего к романтической и неоромантической литературе, а также к предани€м 17-18 веков.

¬ 17 веке упыр€ считали не разносчиком вампирической "эпидемии" (который, в свою очередь, был ранее заражен другим вампиром), но колдуном, чернокнижником, об€зательно заключившим союз с дь€волом ради благ мирских.
“акому колдуну-вампиру кровь нужна еще и дл€ совершени€ магических обр€дов.   примеру, современник ƒракулы знаменитый ∆иль де –е, маршал ‘ранции, вошедший в историю изуверскими казн€ми и пытками, подозревалс€ в колдовстве: предполагалось, что он, будучи магом, использовал кровь и внутренности жертв.

—ложившеес€ к сегодн€шнему моменту представление о вампирах выгл€дит так: вампиром может стать только тот человек, которого укусил другой вампир, занесший так называемую "инфекцию вампиризма".
”кушенный обретает вечную жизнь, но вынужден всегда подпитыватьс€ человеческой кровью.
¬ампир боитс€ солнца, поэтому на поиски жертвы он отправл€етс€ только ночью, помогает ему способность перевоплощени€.
¬ампир может подчин€ть себе животных: волком, летучих мышей, крыс и т.д. Ѕолее сильные вампиры могут подчин€ть себе разум человека, лиша€ их возможности сопротивл€тьс€ и помнить о проишедшем.
¬ампиры сп€т в своих могилах, где тоже подпитываютс€ необходимой им энергией.
¬ампиры не вынос€т запах человеческого тела и вида всей религиозной атрибутики.

„то же было на самом деле теперь, наверное, не узнает уже никто. ј потому каждый оставл€ет за собой право верить именно в ту историю, котора€ ему больше нравитс€: во ¬лада III массового тирана-убийцу или в несчастного √рафа ƒракулу, ставшего жертвой трагической любви.

автор: «о€ √ущина.





√раф ƒракула. »сторические факты.

“ам, где правил ƒракула.

¬ыдержки из  ниги Dracula ƒональда ‘ом.
Metuchen, N.J. 1975

–умынский господарь ¬лад III, более известный как
ƒракула (1431-1476), происходил из рода Ѕасараба
¬еликого, правител€ ¬алахии (1310-1352), в т€желой
борьбе отсто€вшего независимость своего государства
от ¬енгрии.
ƒед ƒракулы - воевода ћирча —тарый (1386-1418) -
благодар€ своей государственной мудрости и военным
удачам заслужил славу румынского Ўарлеман€, хот€ в
итоге признал себ€ вассалом ќсманской “урции. Ќо тут
уж у него просто не было выхода. ¬ XV веке
православна€ ¬алахи€ оказалась €блоком раздора дл€
двух супердержав - ¬енгрии и ќттоманской ѕорты. «а
¬енгрией сто€ло тогда все католичество, предприн€вшее
очередное наступление на православие, ѕорта же, бор€сь
за лидерство в исламском мире, претендовала и на
лидерство глобальное. —охранить независимость, вою€
на два фронта, не представл€лось возможным, однако
уступка ¬енгрии повлекла бы католизацию страны, а
ѕорта в религиозной политике отличалась большей
терпимостью. ћирча —тарый выбрал меньшее зло, на его,
конечно, взгл€д. Ѕорьба двух супердержав
реализовывалась в смене хоз€ев валашского трона.  ак
правило, принц из династии Ѕасараба, претендовавший
на трон, уже зан€тый ставленником одной из держав,
получал поддержку (финансовую, военную и т.п.) от ее
соперницы. ѕосле чего претендент, опира€сь на группу
недовольных бо€р, затевал смуту и, если удача ему
сопутствовала, становилс€ господарем.
ќтец ¬лада III - ¬лад II - захватил престол в 1436 году,
свергнув двоюродного брата при поддержке венгерского
корол€ —игизмунда Ћюксембурга. Ќо позже, уступа€
турецкому давлению, ¬лад II вынужден возобновить
вассальные об€зательства валашских господарей и
отправить заложниками ко двору султана двух сыновей -
- ¬лада и –аду. ¬енгри€, конечно, тоже усилила давление,
и ¬ладу II посто€нно приходилось маневрировать,
изыскива€ компромиссы. “ем не менее, в 1447 году он
был убит по приказу регента венгерского королевства
легендарного яноша ’унь€ди, а валашский престол зан€л
новый венгерский ставленник. ¬ 1448 году
семнадцатилетний ¬лад предприн€л первую попытку
захватить престол. ¬оспользовавшись тем, что войска
’унь€ди были разгромлены турками, ¬лад с турецкой
помощью воцарилс€ под именем ¬лада III. Ќо - ненадолго:
венгерский протеже, собравшись с силами, вернул
престол. ќн, однако, про€вил излишнюю
самосто€тельность, и в 1456 году ¬лад III - теперь уже
при поддержке яноша ’унь€ди - вновь вступил во
владение отцовским наследством. Ќа этот раз
¬лад III правил, сохран€€ верность роду ’унь€ди, и даже
помог утвердитьс€ на венгерском троне сыну
яноша - ћать€шу. ѕровенгерска€ политика пришлась не
по нраву “урции, что и обусловило войну, начавшуюс€
в 1461 году. ¬лад III сам вторгс€ на территорию
противника, и разгневанный султан ћехмед «авоеватель
лично повел войска против взбунтовавшегос€ вассала.
¬лад III рассчитывал на помощь двоюродного брата
молдавского господар€ —тефана ¬еликого и корол€
ћать€ша, однако надежды не оправдались. –одственник
не только не пришел на помощь, но еще и попыталс€
захватить валашскую пограничную крепость  илию, а
ћать€ш ¬енгерский не счел нужным вв€зыватьс€ в войну,
хоть и получил от папы –имского деньги на новый
крестовый поход против турок. ќставшись без союзников,
¬лад III, тем не менее, продолжал войну, причем даже
турки удивл€лись его храбрости, жестокости и таланту
полководца. Ќо силы были не равны: валашский господарь
потерпел поражение и бежал во владени€ венгерского
корол€, бросив разгромленную армию. Ќовым господарем
в 1462 году стал его брат –аду по прозвищу  расивый,
а ¬лада III ћать€ш ’унь€ди заточил в темницу,
инкриминировав бывшему союзнику сговор с турками.
»сторики спор€т о том, насколько обоснованно было
обвинение, но, в любом случае, ћать€ш сумел оставить
у себ€ папские деньги, избежав под благовидным
предлогом нежелательной тогда войны с “урцией. ¬
тюрьме ¬лад III оставалс€ более дес€ти лет и получил
свободу, лишь перейд€ в католичество. «атем он
женилс€ на родственнице корол€ и, заручившись
помощью ’унь€ди, в 1476 году третий раз вторгс€ в
¬алахию. ¬ладу III удалось захватить столицу, но вскоре
он погиб в бою, причем обсто€тельства его смерти до сих
пор толком не вы€снены. "ћировую известность" ¬лад III
обрел еще при жизни. √лавным образом - благодар€
неистовой отваге и столь же неистовой кровожадности,
котора€ даже в мрачную эпоху ѕозднего –енессанса
казалась паталогической. ќн был немыслимо жесток и
к врагам, и к союзникам, и к подданным: рубил им головы,
сжигал, сдирал кожу, принуждал к людоедству, варил
заживо, вспарывал животы, сажал на кол и т.д. и т.п.
¬ сажании на кол ƒракула особенно преуспел.
ќднажды безо вс€ких причин он напал на свой же ни в чем
не повинный город и умертвил под пытками 10 тыс€ч
подданных. ћногие из них были посажены на кол - так
он заработал еще одно прозвище - "тепес", или
"колосажатель". ¬о врем€ самого дикого из устроенных
им побоищ в 1460 году в день —в€того ¬арфоломе€ в
одном из городов “рансильвании было посажено на кол
30 тыс€ч человек.
ƒракула был не просто садистом. ≈го жестокие кары
имели некий политический смысл.   примеру, когда
посланники турецкого двора осмелились не сн€ть
головные уборы в его присутствии, он приказал гвозд€ми
приколотить тюрбаны к головам, что было, несомненно,
вызывающе смелой демонстрацией независимости.
¬ зависимости от социального статуса приговоренных
колы различались по длине, диаметру, цвету, из них
составл€лись прихотливые геометрические фигуры - нечто
вроде "сада пыток", где ¬лад III любил пировать на
досуге, причем трупный смрад и стоны агонизирующих
отнюдь не портили его аппетит. ¬от почему в историю
–умынии ¬лад III вошел под прозвищем "÷епеш"
(букв. "Ќасаживатель-на-кол").
ƒаже в венгерской тюрьме ¬лад III, согласно
древнерусскому "—казанию о ƒракуле воеводе", оставалс€
верен своим пристрасти€м: ловил или покупал мышей и
птиц, которых пытал, сажал на кол и обезглавливал.
Ќеистовость ¬лада III (в немецких источниках его называют
"wutrich" - "неистовый", "изверг", "лютый"), похоже, изр€дно
надоела не только врагам, но и подданным и в 1974 году они
убили ÷епеша в возрасте 45 лет. 45 лет. ≈го отрубленную
голову законсервировали в меду и доставили в качестве
трофе€ султану. —огласно версии XV века, ¬лада III в бою
прин€ли за турк а и, окружив, пронзили копь€ми, о чем,
заметив ошибку, весьма сожалели. Ќо если все так и было, то
почему же ¬лад III, успев зарубить п€терых нападавших, не
успел объ€снить остальным, что он - их воевода? » зачем
"скорб€щие" соотечественники, о трубив голову мертвому
господарю, послали ее султану?  ровожадную изощренность
валашского воеводы европейцы обычно воспринимали в
качестве некоей восточной экзотики, абсолютно неуместной
в "цивилизованной" державе. Ќапример, когда ƒжон
“иптофт, граф ”орчестер, веро€тно, наслушавшись об
эффективных "дракулических" методах во врем€
дипломатической службы при папском дворе, стал сажать
на кол линкольнширских м€тежников в 1470 году, его самого
казнили за поступки - как гласил приговор - "противные
законам данной страны". »сторики различным образом
оценивали роль ¬лада III. ќдни видели в нем национального
геро€ –умынии, защитника от мусульманской экспансии, борца
с бо€рскими злоупотреблени€ми ( .ƒжуреску), другие считали
¬лада III беспринципным тираном, ничем не отличающимс€
от других государей-"макиавеллистов" ѕозднего –енессанса,
называли его правителем-"террористом", предтечей —талина
и √итлера (–.ћакнелли и –.‘лореску).
ќднако, по общему мнению, репутацию вампира-
чернокнижника ƒракула приобрел лишь в конц е XIX века -
благодар€ воображению и таланту Ѕрема —токера (1847-1912),
автора знаменитого романа "ƒракула"(1897). ƒействительно, в
письменных источниках нет упоминани€ о чернокнижничестве
и вампиризме валашского господар€. Ќо если прин€ть во
внимание специфику этих источников, то вы€сн€етс€, что
фантазии английского романиста были отнюдь не
беспочвенными. ¬ XV веке, как, впрочем, и ранее, в ¬алахии
не велись хроники - ни официальные (кн€жеские), ни монастырские.
—охранились лишь дес€тки писем самого ƒракулы (на латыни и
церковнослав€нском €зыке), да поздние записи фольклорных
преданий о жестоком , ироничном, коварном, но мудром и
отважном ÷епеше. „то касаетс€ иностранных источников, то
здесь наиболее значительны немецкие, венгерские,
поздневизантийские и русские.
—реди немецких следует выделить дес€тки печатных
памфлетов XV века, повествующих о "садистических" де€ни€х
господар€-изверга, а также аналогичной тематики стихи
венского миннезингера ћ.Ѕехайма. “очка зрени€ венгров
представлена италь€нским гуманистом ј.Ѕонфинио, автором
латинской хроники, подвизавшимс€ при дворе ћать€ша
’унь€ди. ќна мало чем отличалась от немецких текстов - о
православном государе, сжигавшем католические монастыри,
писали католики. — большей симпатией относ€тс€ к ƒракуле
византийские историки XV века ƒука,  ритовул, ’алкондил,
но и они, главным образом, пересказывают истории о
свирепых шутках ÷епеша. Ќа –уси же было попул€рно
"—кзание о ƒракуле воеводе", где основным преступлением
¬лада III объ€вл€лась измена православию.
¬се истории о ƒракуле напоминают анекдоты. ¬от ƒракула,
встретив кресть€нина в ветхой рубахе и узнав, что жена у него
ленива, приказывает отрубить ей руки и посадить на кол:
лент€йке руки не нужны - она и так безрука€, а потому и жить
ей незачем. »ли, например, ¬лад, взойд€ на престол, спросил
у бо€р, сколько господарей знал каждый из них, и даже
самый молодой бо€рин перечислил семерых; тогда ƒракула
сказал, что век господарский короток из-за постыдных
бо€рских интриг, а коль так, то и бо€ре не должны жить дольше,
чем их повелители - справедливость господарь восстановил на
свой лад, повелев казнить собравшихс€. "јнекдотичность"
сближает письменные источники с народными предани€ми о
÷епеше, что неудивительно. Ќерумынские авторы, как правило,
тоже основывались на рассказах очевидцев (или выдававших
себ€ за таковых), т.е. на сюжетах, имевших фольклорное
бытование, ведь тогда повести о "чужой земле" и
воспринимались как легенды. —ледовательно, весь корпус
"дракулических" текстов - по сути фольклорен, а у
фольклора свои законы. јвторитетный исследователь
—.Ќ.јзбелев в св€зи с этим указывал, что фольклор "очень
редко сохран€ет точность фактических деталей, но у
него есть другое преимущество: эпос может хранить веками
без радикальных изменений ту обобщенную оценку сущности
событи€, кака€ отложилась в сознании широкой
общественной среды". ѕотому сведени€ о ƒракуле надлежит
интерпретировать не только в историко-прагматическом
аспекте, но - и прежде всего - в мифологическом. Ёто касаетс€
самого имени, точнее прозвища ¬лада III ƒракула. ‘едор
 урицын, предполагаемый автор "—казани€ о ƒракуле воеводе"
, характеризу€ ¬лада III, пр€мо говорит, что "именем
ƒракула влашеским €зыком, а нашим - ƒиавол. “олико
зломудръ, €ко же по имени его, тако и житие его". “ут русский
книжник XV века допускает ошибку, хот€ и не принципиальную.
ѕо-румынски "дь€вол" - это "дракул", а "ƒракула" - "сын
дь€вола". ѕрозвище "ƒракул" получил отец ¬лада III, однако
историки традиционно объ€сн€ют, что св€зь с нечистой силой
тут ни при чем. ќтец ƒракулы, еще не зан€в престол, вступил
при дворе —игизмунда Ћюксембурга в элитарный ќрден
ƒракона, основанный венгерским королем ("по
совместительству" - главой —в€щенной –имской исмперии)
дл€ борьбы с неверными, главным образом - турками.
ќрден этот, его элитарный характер и герб описаны
Ё.¬индеке, современником и биографом —игизмунда
Ћюксембурга. —тав господарем, ¬лад II по-прежнему
относилс€ к рыцарским об€занност€м настолько серьезно,
что повелел изобразить дракона - элемент орденской
символики - даже на монетах, хот€ изображение на
монетах считалось сакральным, почему, кстати,
фальшивомонетчиков и карали так жестоко. —оответственно,
неуемный рыцарь и заработал мрачноватое прозвище:
"ƒракул" означает по-румынски не только "дь€вол", но
и "дракон". » все-таки, излага€ "эмблематическую" версию,
даже еЄ сторонники –.‘лореску и –.ћакнелли
оговариваютс€: возможно, современники понимали
прозвище господарей буквально. —мысл орденской символики
государь не разъ€сн€л всем и каждому, зато изображение
дракона вызывало у многих вполне определенные ассоциации.
ќп€ть же, ќрден ƒракона в качестве оруди€ борьбы с
неверными выгл€дит довольно странно, а если учесть, что
создавалс€ он в эпоху небывалого распространени€ вс€кого
рода ересей и чернокнижничества, то возникает закономерный
вопрос: не поклон€лись ли рыцари дракону-дь€волу?
ѕр€мых свидетельств того, что ¬лад II считалс€ колдуном, нет,
однако, если прозвище "ƒь€вол", немыслимое дл€ христианского
государ€, все же закрепилось (вне зависимости от причин его
по€влени€), значит, в народном сознании сложилось
соответствующее представление. “о же самое можно сказать и
о ¬ладе III. „ем бы ни было обусловлено прозвище господар€,
оно сохранилось в фольклоре, т.е. информаци€, в нем
заложенна€, оставалась актуальной. »м€ "ƒракула" можно
понимать и как "сын человека по прозвищу ƒь€вол"
(’алкокондил именует "ƒракулой" и ÷епеша, и –аду
 расивого - другого сына ¬лада II), и как "приверженец
ƒь€вола, следующий пут€ми тьмы". “акого рода указани€ вовсе
не об€зательно относ€тс€ к области морали, чаще всего имеетс€
в виду св€зь с не чистой силой. Ќе случайно замок ƒракулы
местные кресть€не, о романе —токера не слыхавшие, даже в
’’ веке считали местом нечистым.
ѕримечательно и то, что многие "дракулические" предани€
повествуют о кладах, спр€танных валашским господарем,
который непременно убивал ни в чем не повинных свидетелей,
а подобные эпизоды характерны дл€ легенд о колдунах и
разбойниках.  лад не эквивалент банка, а ценность золотых
монет и украшений опредл€етс€ не только их реальной стоимостью.
Ёто, как указывает ¬.я.ѕропп, "утратившие свою магическую
функцию предметы из потустороннего мира, дающие долголетие
и бессмертие". ¬ русском "—казании о ƒракуле воеводе" все
пр€мо названо своими именами: жестокий властитель приказал
мастерам изготовить специальные бочки, сложить туда золото и
опустить на дно реки, после чего ƒракула "мастеровъ тех
посеща повеле, да никто ж увесть съделанного имъ окаанства,
токмо тезоимениты ему диаволъ". јвтор как бы расшифровывает
миф, подчеркива€, что валашский господарь не просто тезка
дь€вола, но и действует словно колдун, по определению с
дь€волом св€занный. ¬ контексте "колдовства" ƒракулы стоит
вспомнить об уже упоминавшемс€ нападении молдавского
господар€ —тефана ¬еликого на крепость своего кузена
¬лада III. ѕри осаде —тефан был ранен стрелой, т€жело
заболел и отступил. –ана не заживала сорок лет, а врачи,
выписанные из »талии и √ермании, по таинственным
причинам ко двору господар€ добратьс€ не могли, и в результате
причиной смерти —тефана стала именно валашска€ стрела.
»стори€, по меткому замечанию исследователей,
"дракулескна€", т .е. анекдотически-загадочна€, колдовска€.
ѕр€мых свидетельств вампиризма ƒракулы тоже нет, но зато
есть немало косвенных. “ак, в поэме ….Ѕудай-ƒел€ну
"÷ыганиада" (опубликованной после смерти автора в
1875-1876 гг.) ƒракула, возглавив армию цыган, боретс€ с
турками , злокозненными бо€рами и - вампирами. »звестно,
что Ѕудай-ƒел€ну использовал в поэме фольклорные сюжеты,
потому указани€ на св€зь ƒракулы с цыганами и вампирами
особенно важны. ÷ыгане издревле считались народом
мистическим, народом гадалок и колдунов, а в том, что
будай-дел€новский ƒракула не вампир, но противник вампиров,
ничего удивительного нет: обычный дл€ мифологического
сознани€ сюжет-"перевертыш" - герой сражаетс€ с собственной
ипостасью.
—оответствующие намеки нетрудно найти и в описании гибели
ƒракулы. –азумеетс€, есть основани€ предполагать, что воины
¬лада III обратили копь€ против господар€ по сообржени€м страха
и мести или ради турецкой награды, а голову отрубили, дабы
послать султану и тем самым выслужитьс€ или нагл€дно
подтвердить выполнение "заказа" - голова ÷епеша была
выставлена в —тамбуле на всеобщее обозрение. Ќо при всем
том воины ƒракулы действовали именно так, как обычай
предписывал поступать с вампирами : тело кровопийцы
надлежало пробить острым оружием, а голову - непременно
отделить от туловища. — этой точки зрени€ характерна также
истори€ могилы ƒракулы. ¬лад III был похоронен недалеко от
места гибели - в православном —наговом монастыре, которому
его род покровительствовал.  стати, согласно местному преданию,
на территории монастыр€ располагалась пыточна€ тюрьма ÷епеша.
¬ 1930-е гг. археологи провели официальное вскрытие могилы, но
нашли там только следы осквернени€ - мусор и ослиные кости.
«ато неподалеку обнаружилась идентична€ по размерам
безым€нна€ могила, где лежали скелет без черепа и остатки
оде€ни€, подобающего валашскому господарю.
»нтересно, что первый раз ƒракулу похоронили напротив
алтар€, а второй - под каменными плитами пола, похоже, с той
целью, чтобы вход€щие попирали прах ÷епеша. ѕо мнению
исследователей, осквернили могилу и "перезахоронили"
ƒракулу монахи —нагова монастыр€, причем сделали это на
рубеже XVIII-XIX веков - как раз тогда, когда ….Ѕудай-ƒел€ну
и писал "÷ыганиаду". Ќе исключено, что, почита€ ÷епеша -
национального геро€, соотечественники не забывали о
другом его лике - ƒракуле, кровопийце и чернокнижнике.
¬прочем, если б не было мифологически-фольклорных указаний
на вампиризм ÷епеша, все равно было бы правомерно соотнести
им€ ƒракулы с легендами об упыр€х. ” румын существует
поверье: православный, отрекшийс€ от своей веры (чаще
всего прин€вший католичество), непременно становитс€
вампиром, переход же в католичество ¬лада III, некогда
грабившего католические монастыри, безусловно, стал весьма
впечатл€ющим событием дл€ его подданных-единоверцев.
¬полне веро€тно, возникновение этого веровани€ обусловлено
механизмом своеобразной "компенсации": переход€ в
католичество, православный, хот€ и сохран€л право на
причащение “елом ’ристовым, отказывалс€ от причасти€
 ровью, поскольку у католиков двойное причастие - привилеги€
клира. —оответственно, вероотступник должен был стремитьс€
компенсировать "ущерб", а коль скоро измена вере не обходитс€
без дь€вольского вмешательства, то и способ "компенсации"
выбираетс€ по дь€вольской подсказке.  стати, логика
"компенсации" провоцирует и ныне по€вление "хоррорных"
сюжетов о вегетарианцах-убийцах, палачах-активистах
"ќбщества защиты животных" и т.п. ¬ XV веке тема
вероотступничества особенно актуальна: это эпоха наиболее
интенсивной католической экспансии, что уже отмечалось выше.
»менно тогда гуситы воевали со всем католическим рыцарством,
отстаива€ "право „аши" (т.е. право причащатьс€  ровью
’ристовой, будучи католиками-мир€нами), за что их и прозвали
"чашниками". Ѕорьбу с "чашниками" возглавил император
—игизмунд Ћюксембург, и как раз тогда, когда отец ƒракулы
стал "рыцарем ƒракона", главным противником ќрдена были не
турки, а м€тежники-гуситы.
—овременники вполне могли видеть в ƒракуле упыр€, однако
следует учитывать, что их представление о вампирах существенно
отличалось от нынешнего, сложившегос€ благодар€ литературе
"ужасов" и кинематографу и восход€щего к романтичской и
неоромантической литературе, а также к предани€м XVII-XVIII веков.
¬ XV веке упыр€ считали не разносчиком вампирической "эпидемии"
(который, в свою очередь, был ранее заражен другим вампиром),
но колдуном, чернокнижником, об€зательно заключившим союз
с дь€волом ради благ мирских. “акому колдуну-вампиру кровь нужна
еще и дл€ совершени€ магических обр€дов.   примеру, современник
ƒракулы знаменитый ∆иль де –е, маршал ‘ранции, вошедший в
историю изуверскими казн€ми и пытками, подозревалс€ в колдовстве:
предполагалось, что он, будучи магом, использовал кровь и
внутренности жертв. Ќе исключено, что и "кровавые гекатомбы"
¬лада III воспринимались аналогично - колдуну-вероотступнику
тем более полагалось быть изощренно жестоким, сладострастно
экспериментировать с человеческим телом и кровью. Ћюбопытна€
параллель есть и в русской литературе: колдун-оборотень из
повести Ќ.¬.√огол€ "—трашна€ месть" - вероотступник, причем
именно перешедший в католичество, и он хранит в земле
несметные с окровища. »так, в основе стокеровской версии
ƒракулы-вампира - опора на реконструкцию мифа и
реальные исторические документы. ѕрактически каждой черте,
приписанной ƒракуле, можно найти то или иное обоснование,
мотивировку. ¬от, например, называет —токер своего геро€
"берсерком", объ€сн€€ это - не вполне убедительно с
исторической точки зрени€ - родством ƒракулы со
скандинавскими вит€з€ми, известными беззаветной отвагой.
Ќо, с другой стороны, здесь легко увидеть переосмысление
эпитета "wutrich", ко торый в немецких источниках используетс€
как по отношению к ƒракуле, так и дл€ характеристики "лютой"
храбрости берсерков. ќбразы же ƒракулы-предводител€
отр€да цыган, ƒракулы, ведающего тайны древних кладов,
ƒракулы-упыр€ и чернокнижника - не просто вымысел, но
результат синтеза интуиции ученого и фантазии литератора.

2 не понравилс€
20 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 


 
 
 
 

 омментарии

 
 

 
 
 
“Єплый кот
ƒата:
(24 июл€ 2008 10:16)
#1
ѕропиарили его конечно неплохо yes
 
[img]http://forum.crazys.info/attachment.html?attach_id=1006[/img]
”мна€ зебра ходит по "зебре", а безумные лоси бегут вперЄд на смерть по разделительной оси! :O
[img]http://forum.crazys.info/attachment.html?attach_id=1007[/img]
“омск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Bамп_—абрина
ƒата:
(24 июл€ 2008 11:02)
#2
÷итата: “Єплый†кот
ѕропиарили его конечно неплохо

да по-моему он и сам себ€ неплохо пропиарил... кровожаден...
“омска€ область > —еверск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
LPXxx
ƒата:
(24 июл€ 2008 11:31)
#3
¬о-первых ¬лад ÷епеш,а не ¬лад “епеш.¬о-вторых большинство информации не верно.
“омска€ область > —еверск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
FullMetall
ƒата:
(24 июл€ 2008 11:50)
#4
ќн был сыном ¬лада II по прозвищу ƒракул ("дь€вол")

прозвище было ƒракон, а не дракула. ќт прозвища отца, сын и получил прозвище ƒракула. =D

ѕост полный дезинформации.
“омск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Hecate
ƒата:
(24 июл€ 2008 12:26)
#5
каковы сайты така€ и информаци€. Ќе с потолка же € запостила beee
“омск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
moon_light
ƒата:
(24 июл€ 2008 12:35)
#6
Hecate,
ƒа ладно уж, не расстраивайс€. ¬ истории всегда много разногласий. “ем более было это давно, как говоритс€ никто свечу не держал.
»нтересна€ информаци€ smile
 
«нание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов...
“омска€ область > —еверск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
comatozz
ƒата:
(24 июл€ 2008 13:30)
#7
јга, конкурент!!! ѕро жестоких убийц пишешь! Ўутка! „естно, признаюсь все не осилил, но то, что прочитал - интересно. ј по поводу дезинформации, зр€ вы так. ¬о-первых может быть много версий его биографии, во-вторых интернет бывает грешит разного вида неточност€ми и неправдой. а провер€ть подлинность всех статей в рунете, ну это очень сложно. не удивлюсь если как-нибудь увижу в рунете статью о том, что ƒракула (как установили ученые) был геем.

јвтор, спасибо!
“омск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
from_HELL
ƒата:
(24 июл€ 2008 15:03)
#8
ну € не так давно читала, что он был обычным чуваком (ну не счита€ того, что сажал на кол людей)))). просто потом насочин€ли легенд и наснимали фильмов, типа он вампир.
“омск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
kapellan
ƒата:
(24 июл€ 2008 16:50)
#9
читал про него достаточно много, плохо что он встал на трон.
ћань€к-безумец принос€щий гекатомбы во им€ чего-то.
 
Am I evil?
Yes, I am.
Am I evil?
I am man, yes, I am.
“омска€ область > —еверск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Ramon
ƒата:
(24 июл€ 2008 19:16)
#10
гореть ему в аду haha
“омска€ область > —еверск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Pip_boy
ƒата:
(25 июл€ 2008 11:02)
#11
÷итата: LPXxx
¬о-первых ¬лад ÷епеш,а не ¬лад “епеш
раньше было “епеш, ща уже ÷епеш..... это просто проблемы произношени€....
“омск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Ќагла€
ƒата:
(25 июл€ 2008 17:26)
#12
за пост 5
по сабжу: в истории любого государства нет нет да нарисовывалс€ какой-нить ƒракула. далеко ходить не надо, достаточно вспомнить ¬аньку IV го. тож не подарочек был. и зверствовал не меньше.
 
Ќе можешь решить проблему?
ѕомен€й своЄ отношение к ней!
“омск [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх