Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
22
5
5
Мифодий
На uCrazy 15 лет 7 месяцев
Интересное

Советские средства скрытной подводной доставки военного десанта к берегам противника.

Представим себе картину: годы «холодной войны», Гренландия, полярная ночь. Но жизнь на американской авиабазе не затихает: вертятся радары, взлетают и садятся тяжелые самолеты – толстые сигары транспортников и узкие изящные летающие крепости. Вдруг внимание аэродромной обслуги привлекают сотни бегущих привидений в белых халатах. Мираж? Нет, не мираж, на бетонку взлетной полосы с ревом выскакивают танки Т-34, с ходу открывая пулеметно-пушечный огонь. В считанные минуты все кончено.



Летчики и аэродромные команды стоят с поднятыми руками. Охране и обслуге систем связи и радиолокационной станции повезло меньше – с ними разобралась диверсионная группа за три минуты до выхода танков на взлетную полосу. Прошло еще немного времени, и база ожила – на бетонку один за другим садятся летающие крепости, только теперь на них не белые, а красные звезды. Самолеты заправляются и берут курс на юг...
«Такого не было! – воскликнет читатель. – Это очередной фантастический рассказ!» Нет, это писали не фантасты, а генералы и адмиралы, а затем клали планы операций в папки с грифом «ОВ» – особой важности.

Лучшие аэродромы – американские

Американские летающие крепости Б-29 освоили десятки аэродромов вдоль границ СССР, от Гренландии до Турции и от Пакистана до Японии, и могли поразить любой объект на территории Советского Союза. А вот их советские аналоги, Ту-4, могли долететь лишь в один конец, до США, а там, отбомбившись, летчикам оставалось лишь выбрасываться c парашютами. Поэтому возник вариант организовать аэродромы подскока, на которых самолеты могли бы заправляться в ходе полетов как «туда», так и «обратно» (о дозаправке в воздухе тогда никто и не мечтал). Кроме того, на таких аэродромах могли базироваться и советские истребители, эскортировавшие наши летающие крепости. Аэродромы подскока планировалось создать как на льду вблизи полюса, так и на арктических островах. Идеальным вариантом был бы захват американских арктических аэродромов. Но как это сделать? Послать надводные корабли с десантом? Это сложно из-за ледовой обстановки, а главное – из-за абсолютного (в те годы) господства на море флотов США и других стран НАТО.

Лодки особого назначения

А что, если для этого использовать подводные лодки? И вот в 1948 году в ЦКБ-18 было начато проектирование «лодки специального назначения» проекта 621. Лодка предназначалась для скрытной переброски десантных войск с боевой техникой и снаряжением и последующего снабжения высаженных войск боеприпасами, горючим и продовольствием. При определении состава десанта исходили из того, что все входящие в него войсковые подразделения (стрелковые, артиллерийские, танковые, авиационные и другие) являются самостоятельными единицами, а размещение их производится с учетом возможности ведения боя во время высадки. Для принимаемых на лодку самолетов-истребителей было обеспечено взлетное устройство типа катапульты. Вес перевозимого десанта с техникой, включая продовольствие, питьевую воду и патроны регенерации воздуха, составлял 1550 т.


Подводных гигантов конца 1940-х сменили небольшие проекты 1950-х, на смену которым пришли подводные колоссы 1960-х и атомные транспорты 1970-х. Однако всем им суждено было остаться только на бумаге – подводные лодки годились разве что для высадки диверсионных групп, а для десантных операций и захвата плацдармов требовалось большое количество транспортов. К этому выводу военно-морские специалисты пришли по обе стороны океана


В процессе проектирования были проработаны варианты подводных лодок с разными энергетическими установками: дизель-аккумуляторный вариант с парогазовой турбинной установкой для обеспечения экономических подводных ходов, дизель-аккумуляторный с 16 группами аккумуляторных батарей, варианты с «едиными» двигателями, работающими по схеме ЕД–ВВД и по схеме ЕД–ХПИ. Окончательный вариант проекта предусматривал использование парогазовой турбинной установки, так как все остальные варианты имели большее водоизмещение и хотя и превосходили выбранный вариант по дальности плавания в надводном положении, значительно уступали ему в дальности плавания в подводном положении.

Проект 621
Лодка проекта 621 должна была иметь нормальное водоизмещение 5845 т, длину 147,5 м, ширину 13,3 м и среднюю осадку 6,3 м. Максимальная надводная скорость – около 15 узлов (28 км/ч), максимальная подводная скорость – 8,4 узла (15,5 км/ч). Дальность плавания надводная – 10 000 км. Вооружение было чисто артиллерийским – один 25-мм и два 57-мм спаренных зенитных автомата. Кроме того, на палубе размещались рамки для 360 реактивных снарядов для огневой поддержки десанта. Грузоподъемность лодки составляла 1550 т. В состав перевозимых грузов входило: 10 танков Т-34, 12 грузовых автомашин с тремя прицепами, 4 легковые машины, 12 пушек калибра 85 мм, 2 пушки калибра 45 мм, 3 самолета Ла-5 со складывающимися крыльями, пулеметы, минометы, автоматы, боеприпасы, топливо, провизия. Плюс 745 человек десанта.



Самоходная техника (автомашины и танки) погружалась и выгружалась собственным ходом. В связи с этим была необходима мощная система вентиляции для удаления из грузовых отсеков выхлопных газов работающих двигателей. Для обеспечения жизнедеятельности десантников на переходе предусматривалась мощная система регенерации и кондиционирования воздуха. Имелись общие койки-нары, каждая на четыре человека, гальюны, умывальники, две большие электроплиты для варки пищи, электрокипятильники и т.п.

Метод притыкания

Высадку десанта предполагалось производить следующим образом: после притыкания лодки к берегу носовой оконечностью заполнялись цистерны главного балласта в носу, с помощью механического привода открывался огромный грузовой люк, спускался механизированный трап, по которому десант с техникой, боеприпасами и другими грузами переправлялся на берег. По мере высадки десанта заполнялись цистерны замещения. Перед притыканием к берегу отдавался якорь. В случае необходимости предварительного разминирования места высадки и уничтожения береговых противодесантных заграждений предусматривалась возможность высадки подводного десанта в количестве 6–10 человек, для чего в кормовой части лодки имелись шлюзовые камеры. По окончании операции по высадке десанта с техникой и боеприпасами убирался трап, закрывался грузовой люк, продувались цистерны главного балласта и ходом с одновременным вбиранием якоря подводная лодка стаскивалась с грунта. Некоторые технические решения проекта 621 вызвали сомнения у руководства ВМФ – например, способ выгрузки техники (самолетов, танков, пушек и т.п.), обеспечение жизнедеятельности личного состава десанта во время длительного перехода и его боеспособность после высадки. В связи с этим все работы по проекту 621 прекратились


Проект 626
В мае 1952 года вышло Постановление Совета Министров СССР о разработке «подледно-транспортной» подводной лодки проекта 626.

Подледно-транспортная лодка предназначалась для перевозки грузов под ледовым покровом в арктические пункты, расположенные на материках, островах и льдах Северного Ледовитого океана и прилегающих к нему морей, а также для обеспечения воздушного наблюдения, оповещения и связи при нахождении лодки в полярном бассейне. Лодка должна была перевозить 3–4 танка Т-34 и топливо для них, или 165 человек десанта с вооружением, или технику и снаряжение для оборудования искусственных полярных аэродромов, или боеприпасы и продовольствие.

Подледно-транспортная подводная лодка должна была свободно плавать подо льдом Арктики, всплывать в заданном районе и передавать на необорудованный берег или лед доставленные грузы. В связи с этим она должна была снабжаться гидроакустической аппаратурой, позволяющей с достаточной точностью определять расстояние до льда по горизонтали и вертикали, а также устройством для протаивания льда с выдвижными шахтами – чтобы сделать возможным выход людей из лодки на лед при нахождении лодки подо льдом.

На стадии эскизного проектирования было рассмотрено три варианта и два подварианта лодки. Наиболее близок к заданию оказался третий вариант, согласно которому нормальное водоизмещение лодки составляло 3480 т, длина 100 м, ширина 9,5 м, осадка 6,6 м. Скорость надводная – 12 узлов (22 км/ч), подводная – 8 узлов (15 км/ч). Надводный ход обеспечивали два серийных двигателя 37Д мощностью по 2000 л.с., а для подводного хода предполагалось использовать комбинированную дизель-электрическую установку, работающую по циклу академика Чудакова.

В отличие от лодки проекта 621 лодка проекта 626 получила торпедное вооружение – два торпедных аппарата калибра 533 мм и 4 торпеды. Артиллерийское вооружение состояло из двух спаренных зенитных установок П-25.

Лодка проектировалась двухкорпусной, трехвальной с одиннадцатью отсеками. Прочный корпус имел в средней и носовой части форму «восьмерки», которая в кормовой части переходила в цилиндр. В средней части корпуса для выгрузки танков и других грузов была предусмотрена проницаемая камера, причем для сохранения жесткости корпуса в этом районе обшивка была вырезана только сверху. Для сообщения между отсеками лодки в этом месте внизу был предусмотрен проход в виде прочного цилиндра. В верхней части «восьмерки» были расположены грузовые отсеки, а в нижней – аккумуляторная батарея. Грузовые отсеки заканчивались тамбуром с герметичными дверями для выхода танков в проницаемую камеру, имеющую кингстоны для заполнения ее забортной водой, и осушительный трубопровод. В проницаемой камере размещалась платформа с гидравлическим подъемником для подъема грузов наверх. За проницаемой камерой в цилиндрической части прочного корпуса находились центральный пост, отсек вспомогательных механизмов и энергетические отсеки. Над корпусом в кормовой ее части размещался прочный цилиндр, в котором были установлены торпедные аппараты.

Метод протаивания
На центральном посту находилось устройство, которое с помощью электрических грелок должно было протаивать во льду толщиной до четырех метров отверстие, достаточное для прохода выдвижной шахты и выхода через нее личного состава на лед, а также для подачи воздуха для работы двигателей на зарядку аккумуляторной батареи. В оконечностях находились опорные стойки, которыми лодка касалась подводной поверхности льда. В надстройке позади ограждения рубки размещался самоходный понтон для перевозки грузов на необорудованное побережье.

Проект 626 не отвечал заданным требованиям в отношении дальности плавания под водой, времени срочного погружения и т.д. Поэтому в ноябре 1955 года было принято решение о прекращении его дальнейшей разработки.


Проект 748

Хотя в 1965 году было принято решение отказаться от реализации проекта 664, флот по-прежнему нуждался в десантно-транспортной подводной лодке, способной скрытно доставлять десантные группы в удаленные районы мирового океана. При формировании программы военного кораблестроения на период 1965-1970 гг. в нее было включено создание подобного корабля.
В августе 1965 г. ЦКБ-16 получило задание на разработку транспортно-десантной подводной лодки проекта 748, предназначенной для "скрытной перевозки и высадки морского десанта на необорудованное побережье, снятия десанта и раненых, эвакуации их на наше побережье или переброски в другие пункты побережья вероятного противника". Кроме того, лодка должна была решать задачи снабжения боеприпасами, продовольствием и другими видами материально-технического обеспечения войск, действующих "на удаленных от своих берегов направлениях". Заданием предусматривалась возможность приема на борт до 1200 человек десанта или до 20 единиц колесной или гусеничной бронетехники. Вариант загрузки - усиленный батальон морской пехоты (470 человек) со штатным вооружением, три плавающих танка ПТ-76, два бронетранспортера БТР-60, шесть ротных минометов.
Эскизное проектирование началось в августе 1965 г., главным конструктором проекта 748 был назначен Н.А. Киселев. Однако вскоре Главное управление кораблестроения предложило дополнительно проработать два варианта корабля с атомной энергетической установкой, а также рассмотреть возможность использования подводной лодки в качестве минного заградителя.
В общей сложности в ЦКБ-16 было проработано шесть вариантов эскизного проекта лодки. К окончательному рассмотрению был предложен четвертый вариант (с АЭУ).
Корабль должен был иметь оригинальную трехкорпусную архитектуру Три цилиндра (прочные корпуса) располагались горизонтально, что обеспечивало наиболее рациональное размещение перевозимых людей и десантируемой техники. В носовой части сплющенного "камбалаобразного" легкого корпуса имелось две аппарели, позволяющие высаживать десант на необорудованное побережье. Значительный запас плавучести (более 50%) обеспечивал кораблю минимальную осадку при подходе к берегу.
В центральном прочном корпусе находилась ГЭУ и основные общекорабельные системы, посты и жилые помещения. В двух боковых корпусах размещалась техника десанта и другие грузы, а также аккумуляторные батареи.
ГЭУ включала два атомных реактора водоводяного типа, главные турбозубчатые агрегаты, гребные электродвигатели экономного хода, автономные турбогенераторы и вспомогательные дизель-генераторы. Гребные винты были расположены в кольцевых насадках.
Корабль предполагалось оснастить ГАК "Рубикон" и ГАЛ "Мечта". Вооружение должно было включать четыре торпедных аппарата калибром 533 мм (боекомплект 14 торпед, вместо которых на борт могли приниматься мины). Для противовоздушной обороны в надводном положении, в процессе высадки десанта, были предусмотрены две автоматические артиллерийские установки СМ-243 ЗИФ калибром 57 мм, а также ПЗРК.
Представленный заказчику эскизный проект АПЛ не был утвержден, однако работы по созданию транспортно-десантных подводных лодок, способных также решать задачи минного заградителя, в СССР были продолжены.
Проект реализован не был, но разработки использовались при проектировании атомной десантной подводной лодки проекта 717.
Характеристика АПЛ проекта 748

Длина наибольшая .................. 160 м
Ширина наибольшая ................. 21 м
Нормальное водоизмещение .......... 11000 м3
Запас плавучести .................. 50%
Предельная глубина погружения ..... 300 м
Полная скорость подводного хода ... 17 уз.
Автономность ...................... 80 сут.


Проект 717


В августе 1967 г. в ЦКБ "Волна" начались работы по проектированию "большой транспортно-десантной подводной лодки-минного заградителя" проекта 717. При этом широко использовался конструкторский задел по ранее прекращенным проектам 664 и 748. По тактико-техническому заданию корабль предназначался для скрытной доставки десанта, военной техники, оружия, боеприпасов, продовольствия и других грузов, а также для постановки минных заграждений в удаленных районах океана. Главным конструктором проекта 717 являлся Н.А. Киселев, обладавший десятилетним опытом работы по проектированию транспортно-десантных подводных лодок и минзагов.
Технический проект корабля был закончен в 1971 году и утвержден 18 марта 1972 г. (при этом заказчик выдвинул дополнительное требование - обеспечение спасения экипажа затонувших подводных лодок при помощи специальных спасательных снарядов). Разработка технической документации велась применительно к постройке АПЛ на Северном машиностроительном предприятии.
Корабль должен был иметь трехкорпусную архитектуру с горизонтальным расположением прочных корпусов. В двух боковых отсеках могла размещаться колесная и гусеничная бронетехника, высадка которой должна была осуществляться через две носовых аппарели. Там же могли располагаться и запасные мины заграждения. В центральном цилиндре (имеющем наибольший диаметр) размещалось вооружение, энергетическая установка, экипаж, личный состав десанта, технические средства и т. п.
Два гребных винта располагались в кольцевых каналах.
Лодку предполагалось оснастить всплывающей спасательной камерой ВСУ-3.
Гидроакустическое вооружение, включавшее ГАК "Рубикон", располагалось в носовой части корабля.
Оборонительное вооружение лодки включало шесть торпедных аппаратов калибром 533 мм (боекомплект 18 торпед) и две 30-мм артиллерийские установки А-21 ЗМ (в подводном положении убирающиеся в контейнеры, расположенные в надстройке). В минных трубах могло располагаться до 252 мин.
Сложность конструкции АПЛ потребовала изготовления большого числа объемных моделей, воспроизводящих взаимное расположение всех элементов. Значительное внимание было уделено и отработке гидродинамики лодки, имевшей весьма нетрадиционные формы.
Материалы технического проекта 717 были утверждены 18 марта 1972 года, однако из-за всевозможных доработок и корректировок дело затянулось до 1977 года, а к тому времени все силы решено было бросить на строительство крейсеров-ракетоносцев проекта 941. В результате десантные лодки, на время, исключили из кораблестроительной программы.
Характеристика АПЛ проекта 717

Длина наибольшая .................. 190 м
Ширина наибольшая ................. 23 м
Нормальное водоизмещение .......... 18000 м3
Предельная глубина погружения ..... 300 м
Полная скорость подводного хода ... 18 уз.
Автономность ...................... 75 сут.


Ситуация изменилась в начале 1990-х, когда, согласно договору об ограничении стратегических вооружений, начался демонтаж ракетных отсеков атомных ракетоносцев первого и второго поколений. Эти лодки могли плавать еще 10–30 лет, а договоры не требовали их демонтажа в целом. Вот когда появился идеальный случай для возвращения к десантным подводным лодкам. Понятно, что вопрос этот очень щепетильный, и вся информация держится в абсолютном секрете. Тем не менее в западной прессе проскользнул слух, что американские атомные лодки № 609 «Сэм Хьюстон» и № 611 «Джон Маршалл» – бывшие ракетоносцы типа «Итен Ален» – переоборудованы для доставки десанта.


Сегодня только две страны – Россия и Канада – ведут разработки таких транспортов. Например, в начале 1990-х годов ЦКБ «Рубин» по заказу РАО «Норильский никель» разработало проект переделки атомных ракетоносцев «Тайфун» (проект 941) в подводные сухогрузы грузоподъемностью до 10 000 тонн


В случае же начала промышленной разработки месторождений углеводородов в Арктике проекты атомных подводных нефте- или газовозов вновь становятся актуальными. С середины 1990-х годов ЦКБ «Рубин» ведет проектирование атомной транспортной подводной лодки на базе крейсеров-ракетоносцев проекта 941.


Для отработки новых технических решений в области создания боевых подводных лодок нового поколения 16 июля 1990 г. в Северодвинске была заложена "атомная глубоководная станция 1 ранга" AC-12 - исследовательская подводная лодка проекта 10831, лишенная вооружения. 26 августа 1995 г. корабль был спущен на воду, а в 1997 году - вошел в состав Северного флота.
Корпус АПЛ, получивший на западе обозначение NORSUB-5, выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения более 1000 м.
Главная энергетическая установка номинальной мощностью 15000 л. с. имеет один реактор и один винт.
Характеристика АПЛ проекта 10831

Длина наибольшая .................. 60,0 м
Ширина наибольшая ................. 7,0 м
Средняя осадка .................... 5,1 м
Нормальное водоизмещение .......... 1600 м3
Полное водоизмещение .............. 2100 м3
Рабочая глубина погружения ........ 1000 м
Полная скорость подводного хода ... 30 уз.
Экипаж ............................ 25 чел.


В начале 1980 года в Ленинграде, на заводе "Судомех", началась постройка серии атомных подводных лодок специального назначения проекта 1851, лишенных вооружения. Корабли предназначались, в частности, для проведения глубоководных работ с использованием водолазов и оснащались барокамерой.
Первая АПЛ, АС-23, была заложена 25 сентября 1981 г., спущена на воду 30 октября 1983 г. и вошла в состав Северного флота 30 декабря 1986 г. За ней последовала АС-21 (заложена 26 декабря 1984 г., спущена 29 апреля 1991 г., вошла в строй 28 декабря 1991 г.). Завершила серию АС-35 (заложена 20 декабря 1989 г., спущена 29 сентября 1994 г. и вошла в строй 12 октября 1995 г.).
Корабли оснащены одним реактором мощностью 10 мВт. По НАТОвской классификации они получили обозначение X-Ray.
Характеристика АПЛ проекта 1851

Длина наибольшая ............. 40,0 м
Ширина наибольшая ............ 5,3 м
Средняя осадка ............... 5,0 м
Нормальное водоизмещение ..... 550 м3
Полное водоизмещение ......... 1000 м3
Рабочая глубина погружения ... 1000 м


Для исследования новых типов атомных реакторов в начале 70-х годов было решено построить атомную подводную лодку специального назначения проекта 1910 (шифр "Кашалот"). Корабль, лишенный традиционного торпедного вооружения, было решено использовать также в качестве средства доставки боевых подводных пловцов.
"Атомная глубоководная станция 1 ранга" (так классифицировалась АПЛ проекта 1910 в ВМФ) АС-13 была заложена в Ленинграде (ЛАО) 20 октября 1977 г., спущена на воду 25 ноября 1982 г. и 31 декабря 1986 г. вошла в состав Северного флота. 23 февраля 1983 г. там же был заложен второй однотипный корабль - АС-15. Он был спущен на воду 29 апреля 1988 г. и вступил в строй 30 декабря 1991 г. На Западе АПЛ проекта 1910 известны под обозначением Uniform.
АПЛ оснащена ГЭУ номинальной мощностью 10.000 л. с. с одним реактором. Имеется один основной и два вспомогательных гребных винта.
Характеристика АПЛ проекта 1910

Длина наибольшая ........................ 69,0 м
Ширина наибольшая ....................... 7,0 м
Средняя осадка .......................... 5,2 м
Нормальное водоизмещение ................ 1390 м3
Полное водоизмещение .................... 2000 м3
Максимальная скорость подводного хода ... 30 уз.
Максимальная надводная скорость ......... 10 уз.
Экипаж .................................. 36 чел.

Автор обзора: Мифодий.

Источники:
"Техника и вооружение" 5-6'2000 Опытные подводные лодки и лодки специального назначения В. Ильин, А.Колесников
"Популярная механика" Январь 2008 Танки на полюсе. Холодная война. Александр Широкорад
www.navycollection.narod.ru
www.navy.su

все теги
Комментарии11
  1. BlackNiger
    На uCrazy 15 лет 11 месяцев
    Техника на грани фантастики...
  2. Smilik
    На uCrazy 16 лет 10 месяцев
  3. n1ck
    На uCrazy 15 лет 10 месяцев
    Умницы %)
  4. 11dast
    На uCrazy 16 лет 4 месяца
    Спасибо за пост!... очень интересно...
  5. rifleman
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    Неслабый был у нас в свое время замах...
  6. Хемуль
    На uCrazy 16 лет 3 месяца
    Жутко интересно и познавательно!
  7. SaTtan
    На uCrazy 16 лет 4 месяца
    п*зд нато!(:
  8. Star_one
    На uCrazy 15 лет 7 месяцев
    американцы бы обделались пусти мы такие штуки в бой....
  9. ZZVVSS
    На uCrazy 17 лет 4 месяца
    дальше проектов как всегда не пошло.
  10. Pip_boy
    На uCrazy 16 лет 2 месяца
    Цитата: ZZVVSS
    дальше проектов как всегда не пошло
    это традиция.... ее нарушать нельзя(
  11. Тоха-сапер
    На uCrazy 14 лет 9 месяцев
    первый раз слышу, но тема интересна!

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}