Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
21
2
2
Fеrdinand
На uCrazy 16 лет 6 месяцев
Интересное

САУ «Фердинанд»



Фердинанд (нем. Ferdinand) — немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны класса истребителей танков. Также называлась Элефант (нем. Elefant— слон), 8,8 cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger(P), Sturmgeschütz mit 8,8 cm Pak 43/2 и Sd.Kfz.184. Эта боевая машина является одним из самых сильно вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники того периода. Несмотря на свою малочисленность, она приобрела очень широкую известность, с ней связано большое количество легенд.
Устройство САУ
Устройство «Фердинанда» в прошлые годы разбирали, кажется, не менее подробно, чем историю его появления и боевую судьбу. Но и здесь легенд и домыслов хватило на множество послевоенных книг, брошюр и статей.
Необычная компоновка САУ (с боевым отделением в корме) породила ряд фантастических предположений о внутренностях самохода. Некоторые авторы уверяют, что «Фердинанд» сделали из «...развернутого задом наперед «Тигра Ф.Порше», в передней части которого, ставшей теперь кормовой, установили бронированную рубку с длинноствольным 88-мм орудием...». Однако это совершенно неверно.
И танк, и САУ всегда «глядели» в одну сторону Доказательством этого является тот факт, что у обоих машин ведущее колесо было расположено сзади, а также то, что никто не переворачивал (да и не собирался переворачивать) подбашенную коробку танка. Сторонники легенды о «переворачивании» забыли, что «Фердинанд» имел электромеханическую трансмиссию и смещение бензиновых двигателей танка вперед усложняло конструкцию САУ лишь необходимостью применения более длинных электрических кабелей, соединявших электрогенераторы с ходовыми электромоторами.
Боевая рубка «Фердинанда» собиралась из листов цементованной «морской» брони (переданной из запасов морского флота). Поскольку толщина этой брони была значительной (200-мм в лобовой части и 85-мм в бортах и корме), для надежного соединения листов применяли соединение «в шип», в ответственных местах усиленное шпонками. Подобное соединение, после установки на места шпонок, делалось неразъемным и его обварка осуществлялась большей частью с целью герметизации, чем силового сочленения. Для увеличения снарядостойкости бортовые и кормовой броневые листы рубки устанавливались с некоторым наклоном. Причем их толщина делала САУ практически неуязвимой для огня всей советской танковой и противотанковой артиллерии 1943 г. на дальности свыше 400 м. В бортах и корме боевой рубки имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия, но их конструкция оказалась неудачной, так как из-за малого диаметра отверстия при ведении огня немного в сторону, мушка пистолета, или пистолета-пулемета не была видна.
В кормовой части рубки находилась круглая бронедверь-люк. Через нее производилась загрузка боекомплекта орудия. Этот же люк использовался при демонтаже неисправного орудия, а также для аварийного покидания САУ экипажем.
Силовая установка САУ состояла из двух бензиновых двигателей HL 120TRM фирмы «Майбах». Выхлопные газы выводились через крыши надгусеничных ниш в район пятого опорного катка, что приводило к его чрезмерному нагреву, ускоренному испарению смазки из его подшипников и перегреву резиновых бандажей.
Электротрансмиссия состояла из двух генераторов фирмы «Бош» и двух электромоторов постоянного тока. Посредством коммутаторов генераторы включались в цепь параллельно или последовательно, в то время, как электромоторы были соединены только последовательно. Электрогенераторы были размещены непосредственно на двигателях и их рабочие валы были напрямую соединены с валами последних. Тяговые электродвигатели размещались в корме корпуса и приводили в действие каждый свое колесо через понижающий редуктор. Помимо бензиновых двигателей, электрогенераторов и электромоторов в состав энергетической установки «Фердинанда» входили также электрогенератор для освещения и вспомогательных электроцепей, два стартера «Бош» и четыре аккумуляторные батареи. Управление штурмовым орудием было очень простым и производилось путем изменения скорости и направления вращения тяговых электромоторов при помощи контроллера, тормозов и педали акселератора.
Ходовая часть «Фердинанда» была в известной степени позаимствована у 30-тонного танка «Леопард», сконструированного в 1940 г. Ф.Порше. Ее особенностью являлось то, что торсионы располагались не внутри корпуса, как у танков KB, PzKpfw III и других, а в тележке, укрепленной за пределами корпуса, причем не поперечно, а продольно. Конструкция тележки была хорошо продумана с тем, чтобы облегчить ее ремонт и обслуживание вне заводов. Так для замены вышедшего из строя катка ремонтникам требовалось не более 3-4 часов, в то время как у «Тигра» Адерса на такую операцию уходило от одних до трех суток!
Конструкция опорных катков также была признана очень удачной. Резиновые бандажи, расположенные внутри колеса, требовали втрое-вчетверо меньше резины, чем катки «Тигра» Хеншеля, причем резина работала на сдвиг, а не на сжатие, что дополнительно повышало срок ее службы. Необходимо отметить, что такие бандажи были позднее повсеместно введены также на «Тигры», «Королевские Тигры» и ограниченно - на «Пантеры».
Вооружение «Фердинанда» считалось сильнейшим для своего времени. 88-мм орудие StuK 43, имевшее длину ствола 71 калибр, было установлено в лобовой части рубки в специальной шаровой маске. Однако конструкция бронировки маски оказалась неудачной, так как в имеющиеся щели между телом орудия и обоймой, проникали свинцовые брызги от пуль и мелкие осколки (особенно - осколки минометных мин). Легенды гласят, что для предотвращения этого после Курской Дуги на ствол САУ установили дополнительные щитки, но этот недостаток был выявлен еще во время весенних, 1943 г., испытаний, и щитки на большинстве «Фердинандов» появились уже в мае-июне 1943 г. Без щитков остались только некоторые штабные и резервные машины (не более 10-12 шт. в полку).
В боекомплекте орудия применялись унитарные бронебойные, подкалиберные или бризантные выстрелы, а также осколочно-фугасные гранаты раздельного заряжания. В ходе боев на Курской дуге выяснилось, что укупорка зарядов раздельных выстрелов оказалась ненадежной для применения в САУ. От тряски крышки гильз отходили и пороховой заряд выпадал или выдвигался из гильзы, затрудняя заряжание. Поэтому осенью 1943 г. для штурмовых орудий и танков ввели специальные гильзовые заряды с измененной крышкой.
Неоднократно отмечалось, что существенным недостатком «Фердинанда» было отсутствие в нем до 1944 г. оборонительного пулемета. Однако, согласно выработанной осенью 1942 г. тактики использования тяжелых штурмовых орудий, их предполагалось использовать во второй линии, позади эшелона наступающих танков.
Они должны были быть прикрыты от войск противника линейными танками и другими боевыми машинами, имевшими пулеметы, и пехотой, следующей под их прикрытием, уничтожая с дальней дистанции вражеские огневые точки. То, что на Курской Дуге они шли впереди танков и пехоты, свидетельствовало о чрезвычайно высокой концентрации и высокой эффективности огня советской артиллерии.

Мифы о САУ «Фердинанд»
С САУ «Фердинанд» связан ряд мифов, источником которых служит мемуары и популярная литература.
Миф о многочисленности и широком использованиии «Фердинандов»
Источником этого мифа является мемуарная литература, а также и ряд документов времен войны. По подсчетам историка Михаила Свирина, в мемуарной литературе рассказывается более чем о 800 «Фердинандах», якобы участвовавших в боях на самых различных участках фронта. Возникновение мифа связано с широкой известностью этой САУ в Красной Армии и плохой осведомлённостью личного состава о других САУ Вермахта — «Фердинандом» называлась практически все немецкие САУ, особенно достаточно крупных размеров.
Надо сказать, что распространению этого мифа во многом способствовали сами немцы — германская пропаганда активно афишировала данные самоходки, не упоминая о численности машин. В результате, солдаты противника в любой немецкой длинноствольной САУ, к ужасу своему, видели «Фердинанд».
Миф о редкости использования «Фердинандов» на Восточном фронте
Этот миф утверждает, что на Восточном фронте «Фердинанды» использовались лишь один или два раза, под Курском, а затем все были переброшены в Италию. На самом деле, в Италии действовала лишь одна рота из 16 САУ, остальные машины весьма активно воевали в 1943—1944 годах на Украине. Хотя по-настоящему массированным применением «Фердинандов» остается битва на Курской дуге.
Миф о названии «Фердинанда»
Данный миф утверждает, что «настоящим» названием САУ был «Элефант». Миф связан с тем, что в западной литературе эта САУ известна в основном именно под этим названием. На самом деле, оба названия являются официальными.
Миф о средствах борьбы с «Фердинандами»
Этот миф утверждает, что основным средством борьбы с этой САУ были тяжелые буксируемые и особенно самоходные орудия — А-19, МЛ-20, СУ-152, а также авиация. На самом деле, основным средством борьбы с «Фердинандами» на Курской дуге стали мины, гранаты, а также полевая артиллерия, ведущая огонь по ходовой части (которая была главным уязвимым местом «Фердинанда», как, впрочем, и других танков и САУ). Хорошо иллюстрирует это утверждение приведенная ниже таблица повреждений подбитых САУ «Фердинанд», обследованных 15 июля 1943 года комиссией НИИБТ полигона в районе станции Поныри. Позже эти САУ достаточно успешно поражались в борт основными советскими противотанковыми пушками — 57-мм ЗИС-2.

Характеристики
Боевая масса, т 65,0
Экипаж, чел. 6
Количество выпущенных, шт 90

Размеры
Длина корпуса, мм 8140
Ширина корпуса, мм 3380
Клиренс, мм 485

Бронирование
Тип брони катаная и кованая поверхностно закаленная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 190(85+105)/12
Лоб корпуса (низ), мм/град. 200/-35
Борт корпуса (верх), мм/град. 82/0
Борт корпуса (низ), мм/град. 60/0
Корма корпуса (верх), мм/град. 82/-40
Корма корпуса (низ), мм/град. 82/0
Днище, мм 20-50
Крыша корпуса, мм 30
Лоб рубки, мм/град. 200/25
Маска орудия, мм/град. 125
Борт рубки, мм/град. 82/30
Корма рубки, мм/град. 82/30
Крыша рубки, мм/град. 30/5

Вооружение
Калибр и марка пушки 88-мм StuK 43
Длина ствола, калибров 71
Боекомплект пушки 55
Углы ВН, град. -8 - +14
Углы ГН, град. 28
Прицелы Sfl ZF 1a
Пулемёт(ы) 1 х 7,92 MG 34
Боекомплект пулемёта(ов) 600

Подвижность
Тип двигателя два V-образных 12-цилиндровых карбюраторных
Модель двигателя Maybach HL 120 TRM
Мощность двигателя, л.с. 2x265
Запас хода по шоссе, км 150
Запас хода по пересечённой
местности, км 90
Удельная мощность, л.с./т 8,2
Тип подвески торсионная
Ширина гусеницы, мм 640
Скорость по шоссе, км/ч 20
Скорость по пересечённой
местности, км/ч 10—15
Уд. давление на грунт, кг/см2 1,2
Преодолеваемый подъём, град. 22
Преодолеваемая стенка, м 0,78
Ширина преодолеваемого рва, м 2,64
Преодолеваемый брод, м 1,0






















САУ «Фердинанд»

























































все теги
Комментарии11
  1. kyctik
    На uCrazy 15 лет 7 месяцев
    ...5...!...
  2. Danni
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    автор давай ещё чонить подобное
  3. Хемуль
    На uCrazy 16 лет 3 месяца
    неплоха машинка. жаль только, что появилась она для плохих целей.
  4. sansanych666
    На uCrazy 15 лет 6 месяцев
    Любопытно...
  5. spyker
    На uCrazy 17 лет 4 месяца
    мощьная штука однако
  6. Pip_boy
    На uCrazy 16 лет 2 месяца
    сильное было орудие, пушка 88 эт норм
  7. Pauchok
    На uCrazy 16 лет 3 месяца
    прикольно двигатель от Maybach кул!!!!
  8. ZZVVSS
    На uCrazy 17 лет 4 месяца
    замечательный артсамоход был. особенно для обороны. благо мало их у гансов было.
  9. n1ck
    На uCrazy 15 лет 10 месяцев
    сцуко фашисты наших убивали им((
  10. ShMxM
    На uCrazy 15 лет 8 месяцев
    Шайтан машина)
  11. Ацкий
    На uCrazy 17 лет 2 месяца
    А у танка "Фердинанда"
    Дырка круглая в заду.
    Я своей лихой гранатой
    В эту дырку попаду!

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}