Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
14
2
2
Daimos
На uCrazy 16 лет 1 месяц
Интересное

"Проект Валькирия" (Бомбардировщик B-70)

"Проект Валькирия" (Бомбардировщик B-70)

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик North American B-70 Valkyrie


В начале 1950-х годов стратегическая авиация США представляла собою грозную силу: на ее вооружение поступили средние дозвуковые бомбардировщики Боинг В-47, начались испытания тяжелого дозвукового самолета Боинг В-52. Развивая линию высотных бомбардировщиков в направлении перехода к сверхзвуку, американцы одновременно вплотную приступили к разработке четырехдвигательного сверхзвукового среднего бомбардировщика Конвэр В-58 "Хастлер". Высокая скорость должна была обеспечить бомбардировщикам, в первую очередь, неуязвимость от еще достаточно несовершенных средств ПВО противника при проходе над его территорией.
Отправной точкой работ по новому сверхзвуковому стратегическому самолету стало предложение командующего стратегической авиацией ВВС США генерала Кертисса Ли Мея, который в конце 1954 г. поднял вопрос о создании бомбардировщика, обладающего дальностью без дозаправки в полете не менее 11000 км при "максимально возможной" скорости. Этот самолет, пригодный для эксплуатации с существующих аэродромов, должен был заменить В-52 и состоять на вооружении ВВС в 1965-1975 гг. Поставки нового самолета намечались с 1963 г. В октябре 1954 г. было выпущено техническое задание по системе оружия WS-110A и объявлен конкурс предварительных проектов стратегического бомбардировщика. В июле 1955 г. шесть фирм представили предварительные проекты, а 11 ноября этого же года фирмы Боинг и Норт Америкен получили заказы на дальнейшую проработку своих эскизных проектов, которые были готовы в апреле следующего года.

Чудеса проектирования.
Самой трудной проблемой при проектировании WS-110A было одновременное достижение высокой сверхзвуковой скорости и межконтинентальной дальности полета. Для этого требовалось получить высокое сверхзвуковое аэродинамическое качество - задача, не решенная полностью и в наши дни. В 1950-х годах трудности усугублялись малой экономичностью имевшихся двигателей, недостаточной изученностью аэродинамики сверхзвуковых скоростей, отсутствием высокопроизводительных ЭВМ для проведения расчетов. В результате оба спроектированных самолета по заданию WS-110A имели небывало огромные размеры. Проектом фирмы Норт Америкен предусматривалось создание бомбардировщика массой 340 т с треугольным крылом, к которому крепились дополнительные консоли с расположенными посередине огромными топливными баками. В районе цели консоли с баками, в которых размещалось по 86 т топлива, должны были сбрасываться с последующим разгоном самолета до М=2,3. Фактически это было "звено" из трех аппаратов. Эксплуатировать его с существующих аэродромов не представлялось возможным. Для уменьшения потребного запаса топлива и размерности самолета фирмы Боинг и Норт Америкен решили перейти к бороводородному топливу, предложенному как горючее еще в 1929 г. в Советском Союзе химиком Ю. В. Кондратюком. Предпочтение отдали пентаборану, хотя исследовались также диборан и декаборан. Пентаборан имеет меньшую плотность по сравнению с керосином и, соответственно, занимает больший объем, но, отличаясь высокой теплотой сгорания ("высокой калорийностью", как говорили в то время), позволяет снизить массу топлива дальнего самолета.
Но этого оказалось недостаточно, и фирма Норт Америкен пошла на риск, использовав новое оригинальное техническое решение. Идея, которая и лежала, главным образом, в основе перехода к полностью сверхзвуковому бомбардировщику, состояла в повышении подъемной силы за счет сжатия воздушного потока. Она была предварительно опробована в ходе экспериментальных исследований NACA в 1955-1956 гг., а в проекте фирмы Норт Америкен успешно реализована путем размещения двигателей в единой подкрыльевой гондоле с применением плоского воздухозаборника, имеющего выдвинутый вперед неподвижный клин. Еще одним техническим новшеством стали отклоняемые вниз концевые части крыла. Главным их предназначением было повышение путевой устойчивости самолета на больших скоростях. Это позволило уменьшить размеры килей и способствовало росту аэродинамического качества. В то же время, поворотные законцовки крыла нового бомбардировщика существенно снижали безопасность полета: при их заклинивании в полностью отклоненном положении самолет не мог совершить безопасную посадку и экипаж должен был катапультироваться.


XB-70A на выходу на максимальную скорость (законцовки крыльев опущены)



Приборная доска пилота XB-70A

Проект фирмы Норт Америкен был признан перспективным. 23 декабря 1957 г. фирма была объявлена победителем конкурса проектов и получила контракт на разработку самолета, которому в феврале следующего года дали обозначение В-70, а в июле - название "Валькирия". Название это было выбрано стратегическим командованием в результате конкурса имен, на который летчики и авиаторы всего мира предложили более 20 тыс. вариантов. Название "Валькирия" - дева, забирающая души павших воинов в иной мир из скандинавской мифологии - предложил сержант Фрэнк В. Сейлер с авиабазы Марч (шт. Калифорния), фотодешифровалыцик из разведывательного управления. Ему был присужден приз в размере 500 долл. и путевка для трехдневного посещения Голливуда.


XB-70 в сборочном цеху

В выборе военными проекта Норт Америкен сыграло свою роль желание ВВС поддержать эту фирму. Предусматривалась постройка 62 самолетов, из них 12 опытных и 50 строевых для формирования первого авиакрыла. Первый полет опытного самолета намечался на январь 1962 г., первое авиакрыло планировалось сформировать к августу 1965 г. Самолет был спроектирован по схеме "утка" с тонким треугольным крылом и двухкилевым вертикальным оперением. При числе М=3 температура обшивки, согласно расчетам, могла достигать 330 С, поэтому в конструкции широко использовались нержавеющая сталь, высокопрочная инструментальная сталь НИ и титановые сплавы. Двигатели - шесть одноконтурных ТРДФ YJ93-GE-3 - были установлены по пакетной схеме в хвостовой части фюзеляжа. Диаметр двигателя был 1,33 м, длина - 6,02 м, масса 2360 кг. Стандартное топливо - авиационный керосин JP-4 - нельзя было использовать из-за высокого давления паров и чрезмерного испарения. Более подходящим оказалось его производное - JP-6 с более низким давлением паров, повышенной термической стабильностью и меньшим осадкообразованием. Топливо размещается в 11 баках-отсеках (шесть в крыле и пять в хвостовой части фюзеляжа). Заправка топливом самолета ХВ-70 длилась 1-1,5 ч из-за сложности процедуры, имевшей целью предотвратить самовоспламенение топлива на больших высотах. Вначале топливо перекачивалось из заправщика во второй пустой заправщик, где продувалось сухим азотом под высоким давлением для вытеснения кислорода, и лишь потом поступало в топливные баки, которые в полете также наддувались азотом. На серийном бомбардировщике предполагалось установить систему дозаправки топливом в воздухе.
Бомбоотсек длиной 9,1 м располагался в нижней центральной части фюзеляжа, в начале программы намечалось также подвешивать в отсеке баллистические ракеты, а под крылом -крылатые ракеты. Однако впоследствии от внешней подвески отказались. Двухступенчатая баллистическая ракета AGM-48 "Скайболт", разработка которой началась в 1959 г. также с прицелом на внутреннее размещение в грузоотсеке В-70, при длине 11,6 м не умещалась в отсеке. Предлагалось использовать на "Валькирии" одноступенчатый вариант "Скайболта", но это предложение также не было реализовано. После того, как В-70 переклассифицировали в экспериментальную машину, в бомбоотсеке расположили аппаратуру системы управления воздухозаборником и аналого-цифровую записывающую аппаратуру.

Проблемы эксплуатации.


XB-70A. Просто "Звёздные войны"

Американская авиационная пресса высказывалась о новом самолете поначалу весьма оптимистично. В мае 1956 г. сробщалось, что бомбардировщик WS-ПО с двигателями на "химическом" топливе должен иметь дальность 10000 статутных миль (около 16500 км) при полете на высоте 21 км и способность достигать числа М=2 над целью. Первым ударом стало прекращение в декабре 1959 г. разработки В-70 как системы оружия. Новыми планами предусматривалась постройка одного экспериментального ХВ-70 без навигационно-бомбардировочной системы и системы вооружения. ВВС США все же не теряли надежды довести работы по бомбардировщику до серийного производства и в октябре 1960 г. добились восстановления программы разработки самолета как системы оружия. Однако в апреле 1961 г., после прихода президента Кеннеди на смену Эйзенхауэру, программа была вновь сокращена до постройки трех экспериментальных машин, в том числе двух ХВ-70А без боевых систем и с экипажем из двух человек, а также одного ХВ-70В с навигационной системой, вооружением и экипажем из четырех человек.
К этому времени успешные запуски первой американской МБР "Атлас" подтвердили перспективность ракетного оружия и поставили под сомнение саму необходимость пилотируемых бомбардировщиков. Но, главное, появление в СССР первых дальних мобильных зенитных ракетных комплексов заставило сделать вывод, что по уязвимости сверхзвуковой В-70 будет ненамного лучше дозвукового В-52. Такое все более распространявшееся мнение в дальнейшем подтвердилось, но в то время абсолютной уверенности в подобных прогнозах не было, и программа самолета В-70 вступила в полосу неопределенности, продолжавшуюся в течение почти пяти лет.
Наконец, в марте 1964 г. произошло последнее сокращение программы - до двух двухместных экспериментальных самолетов ХВ-70А без боевых систем. Р. Макнамара, министр обороны в администрации Кеннеди, известный введением критерия стоимость-эффективность для оценки оружия, высказался о "Валькирии" так: "Мы пришли к заключению, что В-70 не сможет повысить мощь наступательного оружия настолько, чтобы оправдать его чрезвычайно высокую стоимость...".
Несмотря на исследовательскую направленность работ по ХВ-70А, сохранялась вероятность дооборудования самолета в бомбардировщик в случае изменения обстановки, и в СССР испытания "Валькирии" с полным основанием рассматривались как реальная угроза. Даже в 1966-1967 г. г. эта машина в нашей стране считалась не экспериментальной, а боевой. Широко распространено мнение, что XB-70 вызвал такое беспокойство в СССР, что КБ Микояна специально разработало самолёт МиГ-25, основной целью которого на момент его постановки на вооружение, планировался сверхзвуковой бомбардировщик XB-70 «Валькирия».

Последний полёт.
В 46-м полете 8 июня 1966 г. "Валькирия" разбилась в результате столкновения с сопровождавшим её истребителем F-104. Эта случайная трагедия, приведшая к потере многомиллионного самолета, получила широкий резонанс в американской печати. Она произошла в полете, организованном по заказу фирмы Дженерал Электрик для рекламной съемки самолетов, на которых установлены двигатели ее разработки.
Съемки практически уже завершились, когда "Старфайтер", летевший справа от "Валькирии", ударился левым концевым крыльевым баком об отклоненную правую концевую часть ее крыла. Повредив свое левое полукрыло, "Старфайтер" резко наклонился влево и, перевернувшись, скользнул над хвостом "Валькирии", срезав часть ее правого киля и почти полностью снеся левый киль. Своим носом "Старфайтер" также ударил сверху по левой консоли "Валькирии". Сразу после этого "Старфайтер" взорвался из-за того, что топливо, хлынувшее из его разрушенного бака, мгновенно воспламенилось от выхлопных газов "Валькирии". "Валькирия" продолжала лететь прямо еще 10-15 с, после чего накренилась вправо, опустила нос и вошла в интенсивное движение по рысканию. Часть ее левой консоли отлетела из-за чрезмерной перегрузки, а затем самолет попал в плоский штопор. Первый летчик Элвин С. Уайт, шеф-пилот фирмы Норт Америкен, благополучно спасся, отделавшись небольшими травмами, так как вовремя привел в действие систему аварийного покидания, второй летчик Карл С. Кросс погиб.
расследовавшая катастрофу комиссия склонилась к мнению, что вероятная причина столкновения - ошибка Уокера (пилота "Старфайтера"), поскольку бортовые системы самолетов работали нормально, атмосфера была спокойной, видимость хорошей, признаков внезапного заболевания у летчиков не обнаружено, а гипотезу, что соударение обусловлено подсосом истребителя вследствие завихрения воздушного потока между ним и "Валькирией", признали несостоятельной.




"Проект Валькирия" (Бомбардировщик B-70)

Кадры крушения

Создание самолета ХВ-70 было крупным техническим достижением. Но хотя он и оставил глубокий след в авиации, его роль в основном свелась к освоению авиационной промышленностью новых технологических процессов производства конструкций из высокопрочных сталей и титана, которые были впоследствии применены на бомбардировщике Дженерал Дайнэмикс F-111, военно-транспортных самолетах Локхид С-5 и С-141, истребителе Макдоннелл Дуглас F-4 и на других самолетах. В то же время компоновка ХВ-70 не стала образцом для последующих сверхзвуковых самолетов, хотя на нем и были предприняты масштабные исследования в рамках изучения сверхзвуковых пассажирских самолетов. Крупный недостаток пакетного размещения двигателей - увеличение массы конструкции из-за большой длины воздушных каналов. Поэтому, например, на англо-французском сверхзвуковом пассажирском самолете "Конкорд" было решено применить более короткие разнесенные гондолы двигателей, установленные под консолями крыла. На советском Ту-144 было применено промежуточное решение - отдельные гондолы, но со сравнительно небольшим разносом и размещением под фюзеляжем.

Модификация: XB-70
Размах крыла, м: 32.00
Длина самолета, м: 57.61
Высота самолета, м: 9.14
Площадь крыла, м. кв.: 585.07
Масса:
-пустого самолета, кг: 58000
-нормальная взлетная,кг: 240000
-максимальная взлетная,кг: 251500
-топлива, кг: 138000
Тип двигателя: 6 ТРД General Electric YJ93-GE-3
Максимальная скорость, км/ч: 3220 (М=3.08)
Практическая дальность, км: 12000
Практический потолок, м: 21000
Экипаж, чел: 2
Вооружение: ядерное оружие различного типа

все теги
Комментарии16
  1. p4ol
    На uCrazy 15 лет 11 месяцев
    наши половчее будут)
  2. Smilik
    На uCrazy 16 лет 10 месяцев
    Звездные войны - этим все сказано. Т.е. проблемы в эксплуатации и т.п.
  3. Хемуль
    На uCrazy 16 лет 3 месяца
    Уж очень на наш самолет Т-4 "Сотка" похож
  4. koloncha
    На uCrazy 17 лет 10 месяцев
    На первой вылитый Туполев, Америкосы стянули нашу идею, также как и с конкордом! mad chair
  5. CEBEP42
    На uCrazy 15 лет 6 месяцев
    Хемулю респект! Я тоже так подумал :-)
  6. Te[m]iS
    На uCrazy 15 лет 5 месяцев
    Цитата: koloncha
    На первой вылитый Туполев, Америкосы стянули нашу идею, также как и с конкордом!

    эт точно!
  7. si133
    На uCrazy 15 лет 5 месяцев
    предшественник В1В- красавец
  8. spyker
    На uCrazy 17 лет 4 месяца
    наши поматёрее
  9. Snake-
    На uCrazy 17 лет 7 месяцев
    а какова скорость нашего "тополь-м" догонет?:)
  10. Daimos
    На uCrazy 16 лет 1 месяц
    Автор поста
    Цитата: Хемуль

    Уж очень на наш самолет Т-4 "Сотка" похож


    Вообще-то, Т-4 построен "под впечатлением" от В-70.
  11. Киноман
    На uCrazy 15 лет 4 месяца
    Им до наших по уровню исполнения и систем защиты пахать и пахать.Будем надеяться и делать всё,чтобы у них до нас уровень не дорос cool
  12. edgern
    На uCrazy --
    Ну очень интересная тема , только не знаю, как ответить
  13. chelia
    На uCrazy --
    блин, почему так мало хороших сайтов осталось? этот, благо, вне конкуренции!
  14. swing
    На uCrazy --
    Групповой секс - Энциклопедия свинга
  15. OnRUSH
    На uCrazy --
    вот смотрю и вижу как дилетанты всякий бред пишут
    когда ты родился в СССР половина народа за бугор мечтала смытся а второя трепищала от терора своего собственного провительства
    нащет конкорда - это европейский проект а не американский, янки тогда по другому пути пошли и создовали свой супер соник который по принцепу отличался от нашей ту -144 и европейского конкорда причем два последних тоже разные ( они кажутся похоже ми для тех кто нефига не шарит в авиастроении )народ прежде чем судить что либо не просто так в дыму в одном месте от патриотизме, нужно хоть немного иметь понятия что такое авиастроения... а то каждый дурак может насмотреться типа документальных фильмов из цикла ударная сила и кричать да мы круче всех...
    там такие сказки рассказывают что тошно аж...
    прямо скажу нам до американцев еще рости и рости...компы на которых вы все седите чьи? на самолетах чего производства вы полетити в любую другую страну кроме Росси?
    лекарства и т.д. Неспорю есть у нас определенные хорошие идеи только вот в реале наши стракрики консерваторы которые принемают решения как всегда одно г... одобряют а хорошии проекты уходят за океан в самом лудшем случаи ...
    так что откройте глаза на реальность и пытайтесь думать своими мозгами а не тем чем вас заставляют
    с уважением некому не в обиду...сам я заканчиваю авиационный университет может не спец но элементарные прицепы понимаю...
  16. Women seeking Men
    На uCrazy --
    Удачи и процветания Вашему сайту и конечно же его создателям во веки веков )))

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}