Трагическая судьба "Британика"

Автор:
Стайл
Печать
дата:
3 июня 2009 17:10
Просмотров:
5584
Комментариев:
26
Трагическая судьба "Британика"


«Британик» был спущен на воду 26 февраля 1914 года на верфи «Харленд энд Вольф» в Белфасте (точно там же, где были построены «Титаник» и «Олимпик»). Строилось это судно по заказу крупной компании «White Star Line». Уже в августе 1914 года лайнер был пригоден для совершения трансатлантических плаваний между Саутгемптоном и Нью-Йорком. Но тут началась кровавая Первая Мировая Война…

"Британик" – кстати, изначально его собирались назвать "Гигантик" – задумывался как замена погибшего "Титаника" и обладал рядом усовершенствований: водонепроницаемые переборки проходили через палубы с каютами первого класса.

Работа над последним и самым большим из трех океанских лайнеров "олимпик-класса" началась 30 ноября 1911 года в доке № 2 на Северной верфи в Белфасте (Северная Ирландия). В апреле 1912 года в связи с гибелью "Титаника" работа была временно приостановлена. Вскоре она была продолжена с учетом ошибок, приведших к гибели "Титаника": в планировку лайнера внесли множество изменений. Для того чтобы сделать двойную обшивку, расширили двойное дно; увеличили водонепроницаемые переборки. Все это, а также многие другие нововведения делали судно способным остаться на плаву с шестью поврежденными переборками (на две больше, чем у "Титаника"). Таким образом, "Британик" мог оставаться на плаву при повреждениях, которые стали роковыми для "Титаника".

На новом лайнере были предусмотрены дополнительно пять спасательных шлюпок. Если судно накренялось на один борт и возникала угроза потопления, ничто не могло помешать посадке в шлюпки и эвакуации.

26 февраля 1914 года "Британик" был спущен на воду. Он считался самым комфортабельным в "большой тройке", куда входили также "Титаник" и "Олимпик". Ресторан и курительный салон первого класса были расширены и даже планировалось установить орган на парадной лестнице. "Британик" вмещал 790 пассажиров первого класса, 835 – второго, 950 – третьего класса и 950 членов экипажа.

Трагическая судьба "Британика"


Однако начавшаяся в июле 1914 года Первая мировая война помешала "Британику" принести прибыль его владельцам.

Корабли верфей, состоящих в контракте с британским Адмиралтейством, были немедленно реквизированы. Часть из них была переоборудована в военные крейсеры, остальные же могли служить отличными транспортными средствами для перевозки войск. Адмиралтейство платило компаниям за использование их судов, но риск потери судна в результате военных действий был слишком велик. Однако, большие океанские лайнеры не стали переоборудовать в военные корабли, так как с маленькими судами работать было намного легче.

Многих солдат, получивших ранения, должны были отправлять на кораблях-госпиталях обратно в Англию и Францию, но для этого нужны были большие суда. Британское адмиралтейство выделило два самых больших лайнера, "Мавритания" и "Аквитания". Но, к сожалению, эти два корабля не смогли вместить всех раненых. Тогда-то адмиралтейство и вспомнило о "Британике". 13 ноября 1915 года лайнер был переоборудован в корабль-госпиталь: роскошные помещения превратились в общежития и операционные, прогулочные палубы стали использовать как отделения для легкораненых.

12 декабря 1915 года "Британик", на борт которого нанесли зеленую полосу и шесть красных крестов, был готов к несению военной службы. Теперь корабль стал называть HMHS Britannic ("Госпитальное Судно Его Величества Британик"). По прибытии в Ливерпуль на нем разместились 2034 обычных и 1035 складных коек. Медицинский персонал включал 101 доктора и медицинскую сестру, также на лайнере были 336 сопровождающих и 675 человек команды. Судно могло перевозить в общей сложности 3309 пациентов. Корабль поступил под командование капитана Чарльза А. Бартлетта.

В свое первое путешествие "Британик" вышел из Ливерпуля 23 декабря 1915 года в направлении Неаполя и порта Мадрос на греческом острове Лемнос. Вместе с уже упоминавшимися судами "Аквитания" и "Мавритания" "Британик" стал курсировать в проливе Дарданеллы. Все вместе суда могли одновременно перевозить до 10 тысяч раненых.

Трагическая судьба "Британика"


На "Британике" был введен режим, которому все должны были подчиняться. Пациенты вставали в 6.00, умывались и убирали койки. Завтрак – в 7.30. После этого персонал должен был вычистить столовую. Проверка судна капитаном осуществлялась с 11.00. Ланч – в 12.30, чай – в 16.30, ужин – в 20.30, после чего разбирались кровати. В 21.00 капитан делал последний обход судна перед сном.

В свое последнее, как выяснилось потом, путешествие "Британик" вышел из Саутгемптона в воскресенье, 12 ноября, 1916 года. До Италии добрался без происшествий. В пятницу, 17 ноября, он прибыл в Неаполь. Там предполагалось пробыть до 18 ноября, но из-за шторма отплытие отложили на день. "Британик" шел на закате через канал Кеа. Около 8.00 команда, работавшая в бойлерной и машинном отделении, ожидала смены. Чтобы ускорить смену, офицеры иногда открывали водонепроницаемые двери на небольшое время.

Трагическая судьба "Британика"


Неожиданно раздался взрыв огромной силы. За ним последовал еще один, более мощный. Он буквально разорвал левый борт корабля в нескольких местах. Медсестры и обслуживающий персонал выбежали на палубу, прервав свой завтрак в столовой...

Капитан Бартлетт и Старший помощник Хам, находившиеся в то время на капитанском мостике, сразу поняли серьезность сложившейся ситуации. Капитан мгновенно взял инициативу в свои руки, мысленно продумав план и ход спасательной операции. Он приказал закрыть герметические двери водонепроницаемых переборок и подготовить к спуску все имевшиеся на судне шлюпки. Первые сообщения о масштабах взрыва не располагали к оптимизму: 4 отсека "Британика" стремительно заполнялись водой; подтоплены были и котельные (одна из переборок давала течь, другая просто не закрылась). Положение усугубляли открытые иллюминаторы нижних палуб. В один момент всем стало ясно, что "Британик" скоро затонет.

Спасательные работы велись четко по служебным инструкциям, все действия команды были направлены на недопущение паники. Расчет капитана состоял в том, чтобы как можно быстрее дойти до острова Кеа и посадить корабль на мель.

"Британик" стремительно погружался носом, одновременно кренясь на правый борт. Сигналы бедствия приняли несколько судов: 4 корабля уже шли на помощь. Шлюпки загружались должным образом: горький урок "Титаника" не прошел даром...

Трагическая судьба "Британика"


[quote]Вскоре из воды показались продолжавшие свое вращение огромные винты корабля (в топках еще горел огонь). 2 шлюпки, спущенные без ведома 3-го помощника капитана Дэвида Лоса, не смогли отойти от представляющих большую опасность лопастей, были затянуты водоворотом и в конце концов разрублены на части. Увидев это, капитан приказал немедленно остановить ходовые винты — смертельная угроза уже нависла над "пассажирами" третьей шлюпки.

Трагическая судьба "Британика"


Прошло около часа с того момента, как привычную жизнь на судне прервал оглушительный взрыв немецкой плавучей мины. Трагедия достигла своего апогея: корабль пошатнулся и начал стремительно заваливаться на правый борт. Рухнули огромные дымовые трубы. Еще минута- и лайнер навсегда исчез в черной бездне Эгейского моря.

Через час на место катастрофы подошли четыре судна. Было спасено 1036 из 1066 находившихся на борту "Британика" медсестер и членов команды.

Трагическая судьба "Британика"


Казалось бы, "Британик" строился с оглядкой на гибель "Титаника" – были учтены все недочеты судна, – и тем не менее корабль-госпиталь затонул.

"Британик" не перевез ни одного коммерческого пассажира. Он никогда не пересекал Атлантический океан и не смог занять свое место на трансатлантическом маршруте. Вместо этого он стал самым большим судном, принимавшим участие в Первой мировой войне.

Трагическая судьба "Британика"


Где же находится "Британик"?

Этот вопрос интересовал многих людей на протяжении нескольких десятков лет. И вот в 1975 году в район Эгейского Моря вышло французское научно-исследовательское судно "Калипсо" под руководством великого ученого-океанографа Жака Ива Кусто. После 3-х дневных поисков подводным радаром был обнаружен корпус "Британика" на глубине 120 метров. Сразу выяснилось, что на картах адмиралтейства место гибели лайнера обозначено неправильно.
В 1976 году "Калипсо" вернулось к "Британику". Команда исследовательского судна поставила перед собой главную цель: внимательно осмотреть корпус затонувшего лайнера и, по возможности, проникнуть внутрь.
Первым с "Калиспо" спустили блюдцевидный подводный аппарат с Уильямом Тантуном на борту. После него к "Британику" 68 раз спускались водолазы, но каждый из них имел не более 5 минут для осмотра затонувшего лайнера (время на спуск — 9 минут). Исследователи выяснили, что:
1) Лайнер лежит на правом борту и имеет пробоины от взрыва.
2) Ни одна из дымовых труб не осталась на месте (лежат рядом с лайнером)
3) По грунту разбросан уголь и части интерьера судна (больничные койки, другое оборудование).
4) Деревянные части "Парадной Лестницы" (которая таковой к последнему плаванию уже не являлась) сгнили (более поздние экспедиции выяснили, что стеклянный купол поврежден частично).
Во время исследований на поверхность были подняты некоторые артефакты с "Британика" (в том числе морской секстант). Теперь они выставлены во многих музеях мира.

Трагическая судьба "Британика"


Трагическая судьба "Британика"
[/quote]

0 не понравился
3 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
ShelbyMustang
Дата:
(3 июня 2009 17:15)
#1
нельзя чтобы корабли имели названия,оканчивающиеся на "ИК"
 
---------------------------------Поднимаясь на виток жизненной спирали,вспоминай о том, что тебя ждало вначале,как давно мы засыпали на устах с улыбкой,не хватит целой жизни научиться исправлять свои ошибки достаточно попытки,чтобы однажды каждый смог разыскать в себе поток неумолимой жажды!вокруг так много чудес,дерзай же!Будь первооткрывателем,Изобретателем,Туши вулканы грозные,Измеряй шагами звезды!Верь в чудо!Веди сквозь игольное ухо караван верблюдов!Будь капитаном своего судна!Отправляйся в путешествие сквозь груды книг.Впереди один путь трудный,Поднимайся на высоты, спускаясь до глубин..
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
StasanWS
Дата:
(3 июня 2009 17:19)
#2
ShelbyMustang,
И почему это интересно?
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
VitalY
Дата:
(3 июня 2009 17:39)
#3
Лень читать текст, это типо все таки решили, что был не титаник, а британик?
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
ShelbyMustang
Дата:
(3 июня 2009 17:56)
#4
StasanWS,
это шутка,смайлик забыл добавить biggrin
 
---------------------------------Поднимаясь на виток жизненной спирали,вспоминай о том, что тебя ждало вначале,как давно мы засыпали на устах с улыбкой,не хватит целой жизни научиться исправлять свои ошибки достаточно попытки,чтобы однажды каждый смог разыскать в себе поток неумолимой жажды!вокруг так много чудес,дерзай же!Будь первооткрывателем,Изобретателем,Туши вулканы грозные,Измеряй шагами звезды!Верь в чудо!Веди сквозь игольное ухо караван верблюдов!Будь капитаном своего судна!Отправляйся в путешествие сквозь груды книг.Впереди один путь трудный,Поднимайся на высоты, спускаясь до глубин..
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Te[m]iS
Дата:
(3 июня 2009 17:58)
#5
StasanWS
Титаник затанул,Британик взорвали.Чуешь прогрессию?
 
Всегда за здравый кипиш
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
SamoybiuLLa
Дата:
(3 июня 2009 18:01)
#6
VitalY,
было 3 корабля титаник британик а 3 не помню как название =(
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Darkshot
Дата:
(3 июня 2009 18:02)
#7
VitalY,
Прочитай, и не задавай "глупых" вопросов.
 
"Футбол - это адская вещь!" А. Фергюсон после финала ЛЧ 1999 года

В каждой клетке тела - есть душа ©
I Want To Play a Game
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Eichhorn
Дата:
(3 июня 2009 18:03)
#8
Третий назывался Олимпиком.
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
ShelbyMustang
Дата:
(3 июня 2009 18:03)
#9
VitalY,
это два разных корабля
 
---------------------------------Поднимаясь на виток жизненной спирали,вспоминай о том, что тебя ждало вначале,как давно мы засыпали на устах с улыбкой,не хватит целой жизни научиться исправлять свои ошибки достаточно попытки,чтобы однажды каждый смог разыскать в себе поток неумолимой жажды!вокруг так много чудес,дерзай же!Будь первооткрывателем,Изобретателем,Туши вулканы грозные,Измеряй шагами звезды!Верь в чудо!Веди сквозь игольное ухо караван верблюдов!Будь капитаном своего судна!Отправляйся в путешествие сквозь груды книг.Впереди один путь трудный,Поднимайся на высоты, спускаясь до глубин..
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Hubert
Дата:
(3 июня 2009 18:18)
#10
Не затонул только олимпик, его разобрали по истечению срока эксплуатации!!!
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
BrembO
Дата:
(3 июня 2009 19:32)
#11
Не по сроку эксплуатации Олимпик разобрали, а "под предлогом ремонта" когда тот вернулся из нью йорка. Параллельно с ним на верфях был Титаник. Про это много написано. Если не прав, поправьте.
 
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Nubia2
Дата:
(3 июня 2009 20:49)
#12
SamoybiuLLa,
Олимпик, Титаник и Британик.
Вообще у компании Уайт стар Лайнз Названия ВСЕХ кораблей оканчивались на ИК.
У их конкурентов Кунард Лайнз на ИЯ (Аквитания, Мавритания, Лузитания и тд.).
 
Нубия — историческая область в долине Нила, между первым и шестым порогами, то есть севернее суданской столицы Хартума и южнее Асуана в Египте. Название происходит от древнеегипетского слова nub — золото.Другие трактовки абсолютно не интересны.
Томск [ссылка]
1 / 0
 
 
 
 
 
 
Nexrist
Дата:
(3 июня 2009 21:47)
#13
Очень интересно!
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Живодёр
Дата:
(3 июня 2009 22:08)
#14
Не ленитесь, потратьте 5 минут на чтение и не задавайте глыпых вопросов. Олухи.



Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Zelman
Дата:
(3 июня 2009 23:05)
#15
зат0 п04ти всех спасли... hi
 
forza Milan!!!!!!!!
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Pin4ik
Дата:
(3 июня 2009 23:40)
#16
интересно и поучительно ! ! !
 
"Отсюда, мать Твою, выход только через Крышу!!!"
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
mcmozg
Дата:
(3 июня 2009 23:51)
#17
спасибо за информацию
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Stepan0007
Дата:
(4 июня 2009 10:14)
#18
позновательно
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
VitalY
Дата:
(4 июня 2009 10:56)
#19
Darkshot, почему глупый?
ShelbyMustang, я знаю. Версия была такова, что в тот раз вместо титаника в плавание запустили британик, т.к. они были абсолютные копии. Соответственно британик был, более старым и вообще уже никуда не годным (что-то типо этого)
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
matkuha
Дата:
(4 июня 2009 11:06)
#20

VitalY, не британик, а олимпик
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
ViViSiK
Дата:
(4 июня 2009 11:44)
#21
VitalY,кораблей всего три!очень интересная статьякак раз недавно по телевизору смотрела документальный фильм:)
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
xmorgotx
Дата:
(4 июня 2009 13:09)
#22
Молодец Автор!Интересный материал thumbup thumbup
 
беда не приходит одна.
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
TurAK47
Дата:
(4 июня 2009 14:38)
#23
Британик-вот фильм
 
YOU'LL NEVER WALK ALONE!

Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Коракс
Дата:
(4 июня 2009 20:55)
#24
VitalY,
А зачем заходить в "текстовый" пост если лень читать многа букавак?
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
VitalY
Дата:
(8 июня 2009 01:31)
#25
Коракс, затем что по этой теме кое что слышал.
И та информация была более обширна. чем отраженно в данном посте
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Бибика
Дата:
(9 июня 2009 01:35)
#26
Зачем делать название кораблям подобные титанику и Олимпику???
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх