"Гражданские самолеты Сухого"

Автор:
loxxman
Печать
дата:
12 мая 2012 22:37
Просмотров:
4603
Комментариев:
15
"Гражданские самолеты Сухого"




...В 1999 г. новым гендиректором фирмы "МиГ" стал Николай Никитин: мужик противоречивый, но энергичный. Он понял, что фирма на одних военных заказах не выживет - и решил производить еще и гражданский самолет. Да-да, уже разработанный Ту-334. Тогдашний первый вице-премьер (последний глава Госплана СССР Юрий Маслюков) ассигновал на это средства, и Никитин оборудовал производственные площади в Луховицах. Был даже подписан контракт с Ираном на 1,6 млрд. долларов - на производство ста "334-х". Иранцы вообще любят машины "Туполева". У них Ту-154 до сих пор летают. Тяговооруженность у таких лайнеров отличная. Побольше западной, хотя экономичность - хуже. В высокогорном и жарком Иране, где воздух из-за высокой температуры и высоты разрежен и "жидок", пассажирские машины западного производства летают в основном по ночам. А "туполя" в Иране и днем могут рейсы делать. Сам у иранцев в гостях бывал и видел, как они любят наши "Ту". Иранцы "загорелись" получить Ту-334. Однако Никитин совер
шил ошибку. Он посчитал стоимость одного лайнера в 12 миллионов долларов - а цены в РФ резко пошли вверх. Надо было пересматривать контракт, да в Тегеране рогом уперлись. Если бы в РФ имелось нормальное государство - то помогло бы МиГу и Ту, дало бы дотацию на производство ста машин. Шутка ли - сотня новых лайнеров, да еще и с перспективой закрепления на иранском рынке? Сто пассажирских лайнеров - это в десять раз больше того, что сделали в РФ 2008 года. Поступи власть так, и сегодня Ту-334 производился бы уже лет пять, как серийно, летая и на Востоке, и в самой Росфедерации. Но нет - власть-то уродская. Контракт рассыпался. Никитина убрали. Новое руководство РСК "МиГ" от планов производства Ту-334 отказалось.

И тут во власти заговорили о необходимости делать первый постсоветский пассажирский лайнер. Об этом распинался путинский друган Сергей Иванов. Его поддержал тогдашний глава Минэкономики, "великий гений" Г.Греф. Мол, конкурс нужен.

Какой, к черту, конкурс, когда готовый и сертифицированный самолет уже имелся? Когда его оставалось только строить?

Нашим макакам-правителям это неинтересно. Интересно другое: снова взять и потратить большие государственные деньги, отбросив прочь уже готовый проект (так было и в случае замены "Барка" на "Булаву", как вы помните). Зачем это делается? Вам уже объяснять не надо. Зачем нужен Ту-334, если он разрабатывался с 1992 года, и на все-про все его создание потребовало около 100 миллионов долларов. Нам говорили: "совковые" КБ ни на что не годны, они затратны, негибки - и прочую чушь несли. На самом деле, 100 млн. долларов - это очень скромно. Фирмы "Эмбраер" и "Бомбардье" на разработку аналогичных машин тратили по 600 миллионов.

Правящие в РФ обезьяны, отбросив Ту-334, решили разрабатывать новый самолет. Конкурс выиграла фирма "Сухой", обещавшая разработать супер-пупер-прорывную машину без привлечения государственных средств. Ее и признали победителем. Но потом оказалось, что разработка пойдет за счет государства. На нее, по одним данным, потратили 1,2 миллиарда долларов, по другим (если считать все госгарантии по кредитам) - 2 миллиарда.

2 миллиарда и 100 миллионов - это разница в двадцать раз. Получилось как в анекдоте про новых русских:

- Ты почем галстук брал?
- За тысячу баксов!
- Дурак, за углом по полторы продают...

В общем, деньги освоили. Заказ на производство пассажирского лайнера отдали фирме, не имевшей ни малейшего опыта создания гражданских машин. Фирме, которая до этого кричала, но так и не разработала гражданский С-80. Не имеющей для этого своей производственной базы. В результате - потратили долгих семь лет и миллиарды долларов неизвестно на что, "зарубив" настоящий самолет.

Для создания "Сухого Суперджета" создали специальное юрлицо - ГСС ("Гражданские самолеты Сухого"). Сняли для нее офис в здании "Макдональдса", что за Центральным телеграфом в Москве. Команды конструкторов меняли, как перчатки. И в результате родили этот ... ероплан.

Здесь все с самого начала поражало и повергало в оторопь. Например, в консультанты проекта взяли фирму "Боинг". Которая вовсю советовала, не вкладывая в проект ни цента. Это как понимать? Вообще-то "Боинг" в подъеме нашего авиапрома ну никак не заинтересован. Мы ему - конкуренты. Это как если бы Сталин для создания нового танка пригласил бы в консультанты Порше из гитлеровской Германии. Или Гейнца Гудериана. Но, как видите, в РФ и такое возможно. "Боинг" и насоветовал по полной программе. Кроме того, четверть акций (блокпакет) в ГСС купила итальянская фирма "Аления".

В итоге родился самолет, который прорывным ну никак не назовешь. Он на 80% сляпан из готовых частей иностранного производства. То есть, уже - машина вчерашнего дня. Интересная деталь: двери для SSJ поставляет "Боинг". За 2 миллиона долларов. А на "Туполеве" целый планер самолета за 3 миллиона делают. Корпус "Сухого Суперджета" - из металла. В то время, как "Боинг" на своем "Дримлайнере" Б-787 делает планер из сверхпрочных и сверхлегких композитов.

Двигатели под крылом пресловутого "суперджета" находятся всего в 42 сантиметрах от земли (если считать от нижней кромки воздухозаборников). Так низко моторы не установлены ни на одном самолете мира. То есть, он в региональных аэропортах РФ будет всасывать в себя мусор и обломки покрытия полосы: состояние наших местных аэропортов - не идеальное. Оно и в СССР не идеальным было. Но на Ту-134 и Ту-154 двигатели располагаются не под крыльями, в хвосте, высоко от поверхности аэродрома. Хотя и в них, бывало, обломки покрытия заносило. SSJ же будет работать как пылесос. Не зря его на испытаниях возят на полосу тягачом, не позволяя рулить самому. Чтобы чего-нибудь в двигатели не всосало. Вот и получается: для этого самолета придется переделывать все региональные аэропорты РФ, вломив в это немереные миллиарды долларов. А возможно ли это? И сможет ли такой самолет летать в РФ - хотя на него уже истратили столько денег и времени?

Идем дальше. В данном случае пассажирский самолет делали те, кто раньше делал истребители. Но ведь здесь совсем разные конструкторские подходы! Истребитель (его планер) рассчитан на ресурс в 2 тысячи часов полета, а лайнер - на 70 тысяч часов. Истребитель вообще конструируют рискованно, в расчете на доводку. В самом деле, летают на нем военные пилоты без пассажиров, в случае чего - они и катапультироваться могут. Недаром первая поставленная в войска серия, как правило, еще страдает "детскими болезнями". К авариям новых машин в военной авиации относятся достаточно терпимо: мол, что поделаешь - издержки новизны. На ходу подработаем. Но ведь пассажирская машина - совсем другое! Здесь пара-тройка разбившихся самолетов - это сотни человеческих жизней. Поэтому в СССР пассажирские машины "вылизывали" до предела.

А тут нам предлагают "сырую" машину.

У "Сухого Суперджета" были проблемы с обшивкой и с корпусом вообще. Дело в том, что шпангоуты на русских лайнерах гнули из листового металла. Это хоть и трудоемко, но зато надежно. На SSJ консультанты из "Боинга" посоветовали ставить фрезерованные "ребра". При этом сами янки у себя так не делают. Создается впечатление, что они решили попробовать эту технологию на тех, кого не жалко. И обшивку на супер-джете пришлось делать толще, отказываясь от химического ее фрезерования. При том, что вес машины вроде как и не изменился.

SSJ сметали из готовых частей иностранного производства. То есть, выпуск оных пупер-джетов никаким боком не послужит подъему отечественного авиапрома. Двигатель (SaM-146) - французский, переделанный и не сертифицированный. А на Ту-334 - наши моторы Д-436ДТ1, и сертифицированные. Вспомогательная силовая установка (ВСУ) на "туполе" - наша, а на SSJ - импортная, от "Ханиуэлл". Ту-334 всего на 5% состоит из импортных частей и комплектующих. Топливная эффективность нашего лайнера - 22,85 г/пассажиро-километр. У "суперджета" - 24,3 (если верить заявленному). Салон нашей машины удобнее (3,8 на 4,1 м против 3,4 на 3,6 м у SSJ). Ту-334 унифицирован в серийном производстве с Ту-214, а "суперджет" - нет. У техсостава наших авиакомпаний уже есть опыт обслуживания унифицированных с Ту-334 самолетов (Ту-204 и Ту-214), а "сухой лайнер" этим похвастать не может.

Еще один важнейший момент: производя Ту-334 серийно на казанском КАПО имени Горбунова, страна сохраняет возможности ремонта дальних ракетоносцев/бомбардировщиков Ту-160 и Ту-22М3. Без Ту-334 все это загибается.
"Лайнер будущего" фактически должен обслуживаться за границей: столько в нем импортного. Тормоза - фирмы "Гудрич", гидросистема - компании "Паркер". Электросистему поставляют "Артус", САФТ и "Лич Интернешнл". Бортовая электроника на SSJ - фирмы "Thales". Фактически, это - машина "отверточной сборки", национальный позор. Это теперь даже Минэкономразвития в пресловутой стратегии-2020 признало, стыдливо именую "суперджет" "промежуточным вариантом". Никаким "прорывом" сей ероплан не является. Он - машина откровенно "ученическая" (первый блин, гадкий утенок). Этакое зримое воплощение маниакальной мечты РФ-"элиты" об интеграции в мировую экономику любой ценой. В данном случае - ценой утраты своего авиапрома. И все это подается как "успех новой России"! Даже Объединенная авиационная корпорация все чаще называем самолетом грядущего перспективный МС-21, над каковым работать надо в содружестве с теми частями авиапрома СССР, что остались на Украине.

Поставлять SSJ за рубеж вряд ли удастся. У китайцев - свой стоместный "регионал", у японцев - свой, аналогичные самолеты делают Бразилия и Канада. И вообще непонятно: полетит ли это "чудо" в реальные рейсы, несмотря на кучу угроханных на него бабок?
В общем, решили бело-сине-красные самолет делать - и вот что из этого вышло. Ни ума, ни фантазии, ни инновационного прорыва. И вышло в "суперрыночном варианте" намного хуже, чем в советских КБ. СССР-то не боялся делать действительно прорывные машины, опережавшие Запад. Таковыми были Ту-104, "Антей" и "Руслан". А здесь - что-то свинченное из западного, вчерашнего дня. И это - надежда авиапрома РФ? Да, самолетостроение правящие уроды точно гробят.

Самое интересное, что Путин, будучи сначала президентом РФ, а потом и премьером сделавшись, дважды распоряжался начать серийное производство Ту-334 в Казани. Это было 7 ноября 2007 г. и 9 сентября 2008-го. В последний раз Путин даже поинтересовался, почему его распоряжения не выполнили. Правда, никого не наказал. Мол, выполняйте. Только никто и не почесался этого делать. Ну, не хотят в Объединенной авиастроительной госкорпорации этого самолета - и все тут. Казанское объединение имени Горбунова вообще хотят на чистый ремонт перевести.

Н-н-да, трудно представить себе, что кто-то посмел бы вот так игнорировать распоряжения, скажем, Сталина. И в его случае - авторитарная вертикаль власти, и в нынешнем. Вот только эффективность работы двух систем, мягко говоря, разнится. Немудрено, что в СССР мы в кратчайшие сроки гор двигали и создавали продвинутую технику, а в РФ - годами топчемся практически на одном месте, выдавая подчас настоящих "технических ублюдков".

Что мы имеем в "сухом остатке"? Эпопея с первым "постсоветским лайнером" наиболее ярко рисует то, что происходит в агонизирующей и деградирующей РФ. Стремление ее "элиты" любой ценой (даже ценой откровенного идиотизма) "вписаться в мировое разделение труда", изничтожив собственную научно-индустриальную базу и оставив в РФ только "отверточное производство". По сравнению с советскими временами все это - сильнейший откат назад.

"Отверточный самолет" был бы допустим для страны, не имевшей собственного авиапрома. Для какой-нибудь Малайзии. Но для русских с их почти вековой историей конструирования и строительства передовых воздушных кораблей, это - национальный позор.

В данном конкретном случае нам предложен "отверточный самолет" уровня дипломного проекта выпускника МАИ. Самолет, будущее коего как серийной машины - под огромным вопросом. При этом денег на "сухой-суперджетную" эпопею потрачено втрое больше, чем тратят на такие же предприятия авиастроители за рубежом. В шесть раз больше, чем на разработку регионального российско-украинского Ан-148 (около 300 млн. долларов) и почти двадцатикратно больше, чем на Ту-334.

Характерная особенность "бело-сине-красной элиты": страшенные некомпетентность и лень, помноженные на стремление истратить как можно больше денег - дабы от них побольше откусить и отпилить себе лично. Именно это и доведет РФ до полного краха.
Вот и весь сказ о способностях нынешнего триколорного государства в организации авиастроения. То есть, они его элементарно убивают. И вослед за убийством гражданского авиапрома проблемы неминуемо начнутся и в военном самолетостроении. Это же - сообщающиеся сосуды.

Для справки:

В 1992 г. авиапром РФ произвел 77 магистральных авиалайнеров. Вдвое меньше, чем в СССР.
В 1993 - 68.
В 1994 - 27.
В 1995 - 19.
В 1996 ("Голосуй за Ельцина или проиграешь!") - 4.
В 1997 - 5.
В 1998 - 9.
В 1999 (приход Путина) - 7.
С 2002 по 2005 г. авиакомпании закупили только 20 лайнеров отечественного производства. То есть, их выпуск в эпоху Путина исчислялся 6-7 машинами в год. На уровне между 1997 и 1998-м.
В 2004 году были произведены следующие количества гражданских самолетов и вертолетов:
самолетов (без легких) 12, в том числе:
• пассажирских магистральных и региональных - 7 самолетов: Ил-96-300 - 3 (в том числе салон, г. Воронеж), Ту-214- 1, Ил-62М - 1 (г. Казань), Ан-38 - 2 (г. Новосибирск);
• грузовых - 3 самолета: Ан-124 "Руслан" -2 (г. Ульяновск); Ан-74 - 1 (г. Омск);
• специальных - 2 самолета: Бе-200 - 2 (г. Иркутск).

Попробуйте найти данные по выпуску лайнеров в последующие годы - запаритесь.

В 2008 году, после восьми лет "поднимания с колен" и притока триллионов "нефтедолларов" - было построено... 8

10 не понравился
43 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
Zy
Дата:
(12 мая 2012 22:56)
#1
Самое печальное, что сейчас начнут нагибать авиакомпании, что бы те, в свою очередь закупали суперджетов, и кто знает сколько потребуется катастроф что бы это остановить.
Томск [ссылка]
9 / 15
 
 
 
 
 
 
Noir86
Дата:
(12 мая 2012 23:02)
#2
Ту-334, не знал что есть такой, а так если все правда то... печаль
 
Иногда должны погибнуть добро и милосердие, чтобы жило все остальное.
Ханты-Мансийский автономный округ > Нижневартовск [ссылка]
9 / 1
 
 
 
 
 
 
ZZVVSS
Дата:
(12 мая 2012 23:22)
#3
Zy,
ты в сети дурак или по жизни?
 
я на кую вертел королей из местной администрации
Томск [ссылка]
10 / 9
 
 
 
 
 
 
Zy
Дата:
(13 мая 2012 00:19)
#4
ZZVVSS,
Ты сам по ходу недавно с пальмы свалился если не в курсе как у нас в стране решения принимаются. Сразу после крушения самолёта в Индонезии по радио официально заявляли что пересмотра на объёмы поставок суперджетов в РФ не будет, то есть власть будет всячески насаждать этот самолёт там, где у неё есть ресурс, то есть в нашей стране. Ну? Кто желает полетать на новом SSJ-100?
Томск [ссылка]
4 / 12
 
 
 
 
 
 
2DStrelok
Дата:
(13 мая 2012 00:42)
#5
Боинги тоже падают и что дальше ! В данном случае виноват человеческий фактор !
 
На берлин !
Новосибирск [ссылка]
8 / 4
 
 
 
 
 
 
sirius224
Дата:
(13 мая 2012 00:59)
#6
Да уж, с такой коррупцией как у нас, самые гениальные идеи испоганят и испошлят. Беда тут не только в Путине, хотя чего он ждет непонятно. Сталина в нашей стране большинство поддерживает, вот и можно было бы начать гайки закручивать. А так ведь доиграется, кинутся люди в другую крайность ко всяким там Немцовым и Нав\она-альным.
Алтайский край > Барнаул [ссылка]
1 / 3
 
 
 
 
 
 
KupullR
Дата:
(13 мая 2012 01:51)
#7
Скажу сразу, я категорически не согласен с общим пессимизмом статьи! Лайнер - Красавец, именно с большой буквы! На поставку SSJ, уже сейчас, имеется целый ряд твердых контрактов и предварительных соглашений общим числом более 240 единиц! Это к вопросу о востребованности. Конечно, трагедия в Индонезии внесет свои "коррективы"...
Большой процент иностранных комплектующих? Тот же двигатель - SaM 146, к примеру, сертифицирован еще в середине 2010 и производится на совместном предприятии в России и заявлен, как "совместная разработка". В связи с этим возникает впечатление что статья как минимум 3-х летней давности.
Не будем забывать так же, что пока нашу страну сотрясали финансовые и политические катаклизмы, закрывались заводы, а высококлассные специалисты уезжали за рубеж, наши конкуренты в области гражданского авиастроения в лице Boingа, Aerbusа, да и мировая авиационная промышленность в целом не стояли на месте, а продвигались вперед. Участие в проекте известных иностранных компаний - попытка создать по настоящему современный самолет, востребованный на мировом рынке и почерпнуть ряд современных технологий.
Ведь никто не ругает BMW за то, что многие свои модели компания оснащает АКПП Aisin японского производства, а Iphone 4s за то, что в нем установлены 2 процессора фирмы Samsung. В конце концов комплектующие из титана для новейшего самолета Dream Liner фирмы Boing изготавливаются на сверх технологичном производстве в городе Верхняя Салда на Урале, а проектирование многих систем самолета осуществлялось в Москве.
Томск [ссылка]
9 / 5
 
 
 
 
 
 
mihailo
Дата:
(13 мая 2012 08:22)
#8
Убило в названии поста.

"ГражданскиЕ самолетЫ Сухого"

Сколько модификаций или штук?
 
У всех есть право на лево.
Новосибирск [ссылка]
3 / 7
 
 
 
 
 
 
loxxman
Дата:
(13 мая 2012 09:47)
#9
Цитата: mihailo
Убило в названии поста."ГражданскиЕ самолетЫ Сухого"Сколько модификаций или штук?

Эсли читал, то понятно, что это название

Цитата: из статьи:
Для создания "Сухого Суперджета" создали специальное юрлицо - ГСС ("Гражданские самолеты Сухого")
 
Томск [ссылка]
10 / 6
 
 
 
 
 
 
ZZVVSS
Дата:
(13 мая 2012 10:39)
#10
Zy,
ну да ты полный кретин, решения, х*ения, контора продающая самолёты по всему миру, решила враз так взять и обосратся прилюдно, ага. не шаришь в теме не суй своё печенье. данная статья старый наброс на вентилятор
 
я на кую вертел королей из местной администрации
Томск [ссылка]
6 / 2
 
 
 
 
 
 
Иванчек
Дата:
(13 мая 2012 12:40)
#11
Цитата: etzell
что в 99% процентов случаев авиакатастроф виноват человеческий фактор

Если брать заграницу,то да!
А у нас?! Сколько уже самолётов и вертолётов(вертолётов? А вот про вахтовые вертолёты и самолёты не очень любят оглашать в новостях :() упало за год о_о?! Хренасебе "человеческий" фактор.
Лётчики порой летают на старье, те же вахтовики, а куда деваться. Начальник сказал лети и хрен что попишешь :(

PS: А на чём сейчас вахтовики летают в игарку??? Правильно, зарубежный самолёт. Эни квешченс???
 
Согласно очень старой фольклорной мудрости, вероятность наступления любого события составляет 50%: случится или не случится. Конечно же, теория вероятностей и существующие методы анализа предполагают более точную оценку, но фаталистам обычно достаточно и вышеупомянутой двоичной формы. (с) overclockers.ru
Томск [ссылка]
0 / 1
 
 
 
 
 
 
Barret
Дата:
(13 мая 2012 14:43)
#12
Цитата: Zy
Кто желает полетать на новом SSJ-100?

Я очень желаю полетать и не просто полетать, а летать регулярными рейсами по необходимости.
Для тех, кто не в курсе.
Этот самолет первый в России и бывшем СССР, сделанный по международным стандартам пассажирских авиаперевозок.
Получены все возможные сертификаты. Именно затраты на эти сертификаты автор текста и привел, как затраты разработки.
При этом у Ту 334 нет этих сертификатов и его судьба летать только в пределах России до 2020 года, т.к. после этого года на территории России будет действовать международное правило, согласно ВТО. Другими словами не сертифицированный по международным правилам самолет будет не вправе совершать коммерческую деятельность.
Для возможных спорщиков сообщу, что имею налет на самолетах почти 2 тыс.часов.

Цитата: Иванчек
Лётчики порой летают на старье, те же вахтовики, а куда деваться. Начальник сказал лети и хрен что попишешь

Это и есть человеческий фактор. Или ты не в курсе?
Томск [ссылка]
3 / 1
 
 
 
 
 
 
OrelSPb
Дата:
(13 мая 2012 15:08)
#13
Почему 334-й держит только 10 м/с бокового ветра, против 15 м/с у ан148 и SSJ?, держит макс. перегрузку 2 единицы, не 2.5, имеет больше ограничений по высоте, температуре, может летать только с сухих и слегка влажных полос, не имеет допуска для полетов в сложных метеоусловиях? допущен только для визуального полета? не может летать в условиях обледенения? ему запрещено летать по трассам В-RNAV или в условиях минимума вертикального эшелонирования RVSM?

вероятно, фирма туполева доиспытала и сняла уже какие то ограничения, но восторгаться аппаратом, который хоть и везёт хоть и на 4 человека больше, чем SSJ, но на меньшее растояние, с меньшим комфортом, и при этом ещё весит на 2000 тонны больше, смысла нет. Про 3-х членов экипажа и упоминать не стоит. Как и о нулевых шансах на продажи зарубеж...
Санкт-Петербург [ссылка]
4 / 0
 
 
 
 
 
 
Zy
Дата:
(13 мая 2012 16:23)
#14
ZZVVSS,
Слушай, да у тебя вообще проблемы с восприятием чужих мнений (если только с этим), я сказал о том, что власть, ещё не разобравшись в причинах катастрофы, планирует насаждать эти самолёты авиакомпаниям в России. Ты же несёшь какую то пургу про то, что кто то решил обосраться. Ты ведь умеешь читать? Умеешь?
Томск [ссылка]
0 / 6
 
 
 
 
 
 
Barret
Дата:
(13 мая 2012 19:04)
#15
И на счет зарубежных деталей и прочего.
Почитайте историю начала вообще гражданских перевозок - закупили лицензию на DC-3, который стал у нас Ли-2 и поперло все - и перевозки, и производство самолетов для гражданских перевозок.
Приперли реактивные движки из Германии по репарации и получили первый в мире реактивный пассажирский самолет - Ту-104, правда как всегда переделанный из военного.
Потом в истории вроде бы только Ил-86 (96) изначально разрабатывался как пассажирский.
Этот же самолет (SSJ) ближнемагистральный впервые сделан, при этом Боинг помогал не зря, т.к. у него нет такого класса самолетов. Особенность такого класса в том, что летает низко в плотных слоях атмосферы и получить эффективность, как у высоколетающих не применяя турбовинтовые движки трудно, скорее всего не возможно.
Томск [ссылка]
1 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх