Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре

Автор:
spyofspace
Печать
дата:
10 июля 2012 09:53
Просмотров:
6359
Комментариев:
3
Закономерности джазовой гармонии и их иллюстрации
в прогрессивных аккордовых формах


В гармонии под классом понимают группу аккордов, имеющих определенные общие признаки. Классификация септаккордов облегчает анализ гармонии и позволяет установить закономерности взаимодействия аккордов.

Таблица септаккордов

Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре


Прогрессивная аппликатура аккордов


Изложение аккордов минимальным количеством звуков в широком расположении называется прогрессивными аккордовыми формами. Аккорды звучат более объемно и выпукло благодаря большему числу обертонов. В них отсутствуют удвоения, а зачастую и основные ступени, звучание приобретает большую выразительность.



Аккорды в открытой позиции

Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре




Основные аппликатуры септаккордов пяти классов, верхние с тоникой на шестой струне, нижние - с тоникой на пятой струне

Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре



Очень важно освоить аппликатуры аккордов, добиться чистого их звучания при игре, как пальцами, так и медиатором. Изучение материала бесполезно, если нет автоматизма в постановке нужного аккорда, если он звучит грязно-с призвуками от заглушенных струн. Только поначалу аппликатуры кажутся неудобными, в зависимости от анатомии руки надо тщательно подобрать положения пальцев.


Септаккорды на ступенях мажорного ряда


В джазе часто употребляются аккорды, построенные на основных ступенях лада. Семь септаккордов, построенных на ступенях мажорного ряда, называются диатонической шкалой

Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре



Нетрудно заметить, что в мажорной гамме встречаются септаккорды четырех различных классов.


Способы игры мажорной гаммы септаккордами



Игра гамм септаккордами - одна из самых важных форм развития гитариста.

Способ игры гаммы фа мажор, движение тоники идет по шестой струне. Черточка - V лад грифа

Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре




Способ игры гаммы си бемоль мажор, движение тоники идет по пятой струне.

Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре





Учить надо в медленном темпе отдельными отрезками в восходящем и нисходящем движении. Для удобства вначале можно изучить аппликатуры на определенном участке грифа, как показано ниже

Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре





Гармонические модели в прогрессивных аккордовых формах


В джазовом аккомпанементе часто встречаются типичные последовательности - гармонические модели. Они обозначаются в виде цифрового баса и являются формулой, применимой в любой тональности. Различают три типа моделей - 1. диатонические, 2. хроматические. 3. альтерированные.

Диатонические модели строятся на основных ступенях лада


Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре


Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре


Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре


Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре




Предлагаемые модели встречаются наиболее часто. Каждую надо выучить наизусть и играть в разных тональностях. Очень важно с первых же упражнений усвоить отрезок модели целиком, запоминая аппликатурную связь аккордов - это придает игре осмысленность.

Гармонические модели в прогрессивных аккордовых формах


В хроматических моделях встречается движение септаккордов по полутонам. Аппликатура одного из вариантов в тональностях фа и си-бемоль мажор в пределах октавы приведена ниже. Мелодическое движение гаммы в первом случае начинается на шестой и продолжается на пятой струне, а во втором - наоборот, вначале происходит на пятой, а потом - на шестой.

Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре




Полутоновые интервалы диатонической гаммы при движении септаккордов, как правило, заполняется уменьшенными септаккордами, хотя встречаются и другие варианты. Аппликатурные варианты нескольких моделей показаны ниже. Разучивать их надо последовательно, в постоянном темпе и различных тональностях.

Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре


Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре


Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре


Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре


Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре




Существуют также модели, основанные на квинтовом круге. В теории музыки квинтовый круг используют для наглядного показа соотношения тональностей. Строго говоря, это не круг, а спираль, на которой по часовой стрелке последовательно обозначены тональности одного лада. По этому принципу, то есть по квинтам, можно расположить септаккорды, встречающиеся на ступенях данного лада. В моделях квинтового круга могут встретиться аккорды, заимствованные из одноименной минорной тональности: в до мажоре на II ступени вместо Dm7 появится Dm7b5, что является одной из важных закономерностей диатонической гармонии. Таким образом любой диатонический аккорд, построенный на основных ступенях минорной тональности, может быть использован в одноименной мажорной тональности. Ниже приведены аппликатурные варианты наиболее типичных гармонических моделей, основанных на квинтовом круге.

Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре


Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре


Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре


Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре

2 не понравился
15 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
Pallada
Дата:
(10 июля 2012 12:16)
#1
Вы сайты не попутали? Такой информацией далеко не каждый развлечется... hmm
Томск [ссылка]
3 / 1
 
 
 
 
 
 
Мое мнени.
Дата:
(10 июля 2012 17:26)
#2
Спасибо, вспомнил старые времена.)) Только в следующий раз пиши в конце каждого обзаца "лопата".
 
Я сделан из мяса, меня не исправить кирпичом. Рожденный в танке, я сгибаю лопату гвоздём.

Моё мнени. - мой ник демотиватор на отношение к мнению другого человека. Вроде ты хочешь, что то рассказать, а тебе уже затыкают рот и ставят точку...(поэтому фраза и не дописана)
Ханты-Мансийский автономный округ > Когалым [ссылка]
1 / 0
 
 
 
 
 
 
alen4ikkk
Дата:
(10 июля 2012 22:50)
#3
Автор,скажите,а вы сам музыкант???
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх