ак это устроено: ћашинист метро

јвтор:
NikoniX
ѕечать
дата:
16 ма€ 2013 22:50
ѕросмотров:
2349
 омментариев:
7
ћашинист киевского метро рассказал The Village, почему поезда останавливаютс€ в тоннел€х, как вытаскивать упавших пассажиров и может ли состав доехать до станции, если машинист осталс€ на платформе.

 ак это устроено: ћашинист метро


ќ приЄме на работу

ћой стаж работы машинистом метро Ч почти двадцать лет. ѕрежде € работал проводником и каждый мес€ц был неделю-две в отъезде.  огда женилс€, родилась дочь, захотелось больше времени проводить дома. –ешил пойти на курсы машиниста метро. “ам проверили зрение, слух, давление, пьющий-непьющий, морально устойчивый ли, не было ли приводов в милицию Ч у мен€ всЄ было в пор€дке. ’от€ проверки эти были формальными, брали кого попало. Ќекоторые были €вными бухар€ми, а один такой, что мы сразу пон€ли: парень со сдвигом. Ќе знаю, как он медкомиссию прошЄл, но п€ть лет проработал, пока его не посадили за убийство.

 асательно самих курсов Ч практика показала, что дл€ управлени€ поездом достаточно дес€той доли всех тех знаний, которые мы получили.   концу учЄбы мы, наверное, могли бы разобрать и собрать весь состав. «нали, где что прикручиваетс€, детали и устройство всех узлов. Ћекции были п€ть раз в неделю, нам просто начитывали материал, как в университете.

¬ машинисты брали в основном реб€т из пригорода. ≈сли же киевл€н, то преимущественно с ќболони Ч чтоб недалеко от депо жили. ∆енщин почему-то не брали. ѕомню только одну. Ќе брали, наверное, потому, что женщинам нужно и комнату отдельную давать, чтоб они могли поспать после ночной смены, и отдельную душевую делать. ј у нас всЄ общее было, как в армии.

¬ообще, чтобы работать машинистом, нужно быть флегматиком. ј скорее даже пофигистом, не принимать всЄ близко к сердцу. –абота в целом монотонна€, но случаютс€ и стрессовые ситуации.


ќ пассажирах

ѕадают на рельсы достаточно часто.  огда € только устроилс€, случай был: солдат в самоволке, видимо, убегал от патрул€. ѕоезд уже тронулс€, и парень решил зацепитьс€ за последний вагон. —хватилс€ за поручни, продержалс€ какое-то врем€, а потом сорвалс€ Ч полетел по шпалам. Ќасколько помню, печально там всЄ закончилось.

„аще всего пассажиры падают с платформы на Ђ¬окзальнойї. —ам € никого не сбивал, один раз только зеркалом пь€ного задел, но тот, слава богу, не упал под поезд. ј у других реб€т были случаи. ≈сли сбил пассажира, тебе сразу дают три дн€ на то, чтоб прийти в себ€. Ќекоторые берут неделю или даже мес€ц.

 огда человек падает на рельсы, машинист мгновенно тормозит, благо тормоза зверские. ѕосле этого он не должен ни на сантиметр сдвигать поезд, чтобы не додавить.

ѕод платформой есть третий, контактный, рельс под напр€жением в 825 вольт. ќбычно, если человек упал, он оказываетс€ между этим рельсом и вагоном, то есть попросту там застревает. Ќапр€жение, разумеетс€, сразу вырубают.

ќднажды € помогал вытаскивать упавшего пассажира на Ђ“еатральнойї. ќн часа полтора мучилс€: зажало плотно. “огда машинист нарушил правило: чуть отъехал, и мы вытащили мужика. ѕосле такого шока одни кричат, другие, наоборот, не могут произнести ни слова.

Ѕыл у нас Ђчемпионї по числу сбитых пассажиров Ч четверо, кажетс€, на его счету. ќн отец-герой, многодетный, так что по закону его не могли уволить. ќн кого-то задавит, а потом на больничный уходит на полгода Ч за детьми смотреть.

≈щЄ было врем€, когда по€вилась мода гул€ть по шпалам на открытых участках. ѕомню, еду в полночь, вижу: идЄт мужик. ¬ таком приличном чЄрном костюме, но почему-то босиком. »нтервал между поездами большой, и он почти успел от Ђ√идропаркаї дойти до ЂЋевобережнойї. я остановилс€, затащил его в кабину. ЂЌу наконец-то, Ч говорит, Ч дождалс€. “€жело идтиї. —прашиваю, почему босиком. ќбъ€снил, что шпалы скользкие, в обуви неудобно. ƒоехал € с этим Ђпассажиромї до станции, передал его диспетчеру, а тот Ч уже милиции.


ќб управлении поездом

ѕоезд Ђповорачиваетї сам. ¬ернее, то, что все называют Ђповоротамиї, Ч у нас это Ђкривые участкиї. ѕоезд проходит их не поворачива€ колЄса, за счЄт уклона путей. Ќо работа у машиниста есть: открывать и закрывать двери, тормозить, ускор€тьс€, следить за приборами.

ќбычно ездим со скоростью 40Ц50 км/ч. ћаксимальна€ скорость поезда Ч 80 км/ч. ћожно и больше, но рискованно, поскольку некоторым вагонам уже больше 50 лет. ¬ ћоскве и ѕитере такого старь€ нет Ч на металлолом сдали. ” нас же вагоны, которые ещЄ в 1990-м списывать собирались, до сих пор езд€т.

—реднее нормальное рассто€ние между поездами Ч метров 600-800.  огда какой-нибудь состав выбиваетс€ из графика, задерживаетс€ на станции, следующий за ним вынужден останавливатьс€ в тоннеле и ждать. ¬ таких случа€х пассажирам кажетс€, что поезд остановилс€ между станци€ми, но на самом деле € вижу хвост впереди идущего поезда, между нами от силы метров 150. “ак происходит, потому что, например, на той же Ђ¬окзальнойї толпа долго не может втиснутьс€ в вагон, и поезд стоит на 10-20 секунд дольше, чем положено.  огда рассто€ние между составами сокращаетс€, в поезде, который идЄт следом, срабатывает автоматика и он сам тормозит.

 роме этого, специальный прибор каждые 50 метров показывает, с какой максимальной скоростью € могу ехать (она зависит от того, как далеко находитс€ впереди идущий состав). Ѕывает, едешь 80 км/ч, а прибор вдруг показывает, что допустимый максимум Ч 40. ≈сли не успеваешь сам плавно притормозить, поезд автоматически сбрасывает скорость. »менно в такие моменты состав дЄргаетс€ и кажетс€, что все пассажиры должны по инерции влететь в первый вагон.


ќ графике работы и окладе

— 06:15 до 07:00 Ч утренний пик, в это врем€ на работу выход€т почти все машинисты. ћинут за 10 проходим медкомиссию и выезжаем. ќбеденный перерыв Ч полчаса. ≈сли приспичило в туалет, то нужно терпеть до депо. ¬ неделю один выходной день, выходит всего четыре выходных в мес€ц. “ак мало из-за того, что у нас шестичасовой рабочий день. Ѕывают, правда, и жирные выходные: в п€тницу утром закончил работать, а вышел аж в 6 вечера в воскресенье.

«имой вообще недел€ми солнца не видишь.  огда смена утренн€€, а живЄшь в пригороде, как €, на работу добираешьс€ на электричке. “е, кто закончили ночную смену, а следующа€ на утро, ночуют в депо на Ђƒарницеї или Ђјкадемгородкеї. “ам метрополитен снимает дл€ работников квартиры в хрущЄвке, где можно переночевать.

«арплата со всеми надбавками и преми€ми Ч до 5 000 тыс€ч гривен. ≈сли выбиваешьс€ из графика больше чем на 10 секунд, могут оштрафовать (вычитают из премии). ј держатьс€ расписани€ бывает сложно. Ќарод долго заходит Ч поезд задержалс€ на станции. » уже мало того, что опаздываешь, так ещЄ должен со следующей станции забрать чуть больше людей.

«ато под вечер, когда интервал между поездами около 10 минут, как только не коротаешь врем€. я и отжималс€ от пола, и приседал, чтоб не свихнутьс€ от скуки. ѕр€мо в кабине, конечно. —корость небольша€, приборы в поле зрени€, всЄ под контролем. Ќекоторые газеты и журналы читают, на мобилках играют, музыку слушают.


ќ тайных тоннел€х и кошельках на рельсах

 огда ещЄ не было станции Ђ“еатральна€ї, поезд шЄл от Ђ”ниверситетаї сразу на Ђ рещатикї. ѕозже дл€ Ђ“еатральнойї построили параллельный тоннель, но старый оставили. ¬ него начали свозить мусор со всей линии. ¬ 1995-м мусор загорелс€ Ч дым и вонь сто€ли на всей ветке.

≈щЄ есть тоннели от Ђјрсенальнойї в сторону Ђƒнепраї Ч там
целый комплекс на случай войны. Ќикто не признаЄтс€, что там конкретно. я пару раз мельком видел огромные металлические ворота. “ам ещЄ стоит небольшой поезд Ч игрушечный, как мы его называем. √овор€т, что он на дизеле работает, а не на электричестве.

—вет в тоннел€х горит, так что € вижу, когда там кто-то ходит. ¬о врем€ езды кучу народу встречаю, электриков в основном. ќни пути не пересекают, ход€т по специальной дорожке, справа вдоль колеи.

ј когда на Ђ¬окзальнуюї въезжаешь, прекрасна€ картина открываетс€: слева в р€д лежат портмоне на любой вкус!  арманники ж как работают: вытащил кошелЄк, деньги достал, а на остановке его в щель между поездом и платформой бросил.


ќ человеческом факторе

Ќа всех станци€х красной ветки двери открываютс€ с левой стороны, и только на Ђƒнепреї Ч с правой. Ќе раз случалось, что пассажиры, несмотр€ на предупреждающую надпись на двер€х, прислон€лись и выпадали на платформу. Ѕыл случай, когда и сам ошибс€ Ч открыл левые двери на Ђƒнепреї.   счастью, никто не выпал.

” машинистов есть правило: из кабины на промежуточных станци€х выходить нельз€. ј один выскочил из кабины на ЂЅерестейскойї: бабка с тележкой не могла в вагон втиснутьс€, так он еЄ втолкнул, двери захлопнулись и поезд поехал. ¬сЄ обошлось, поезд доехал до Ђ—в€тошиної, сработала автоматика, состав остановилс€. ѕассажиры, думаю, даже ничего и не заметили. Ќо машиниста уволили, хот€ стаж у него был около 30 лет.


ќ приборах

¬сЄ так устроено, что одновременно открыть и левые, и правые двери невозможно. “акже нельз€ открыть двери в одном вагоне Ч только во всех сразу. Ќа новых поездах ездить сложнее. ќни резче тормоз€т, а это плохо Ч колЄса станов€тс€ Ђквадратнымиї и буксуют. ћы новые поезда называем тракторами Ч у них рычаги, которые привод€т в движение поезд, устроены, как у трактора.

Ѕыл случай, когда машинист уже заехал в депо, непон€тно как переключил движение на задний ход и поехал со скоростью 80 км/ч! Ѕлаго быстро затормозил. ѕосле этого случа€ сделали специальную кнопку, чтобы решение поехать назад было более осмысленным.

≈щЄ есть раци€.  огда говоришь с диспетчером, теб€ слышат все машинисты на ветке. — диспетчером надо говорить, если кто-то упал, если опаздываешь и ещЄ в некоторых случа€х. Ќо лучше, когда тебе с ним вообще не приходитс€ разговаривать.

ƒл€ объ€влений по громкой св€зи тоже есть кнопка.  огда € только начинал работать, была только запись объ€влени€ станций. ¬сЄ остальное приходилось орать в микрофон. Ѕывало и матом кричали. Ќо, что характерно, никто из пассажиров не жаловалс€.

0 не понравилс€
47 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

 омментарии

 
 

 
 
 
mihailo
ƒата:
(16 ма€ 2013 23:52)
#1
–абота, она така€.
 
” всех есть право на лево.
Ќовосибирск [ссылка]
9 / 0
 
 
 
 
 
 
Illonochka
ƒата:
(17 ма€ 2013 01:10)
#2
обожаю эту серию статей. еще про "стрижей" интересна€ была
—анкт-ѕетербург [ссылка]
7 / 0
 
 
 
 
 
 
isterika
ƒата:
(17 ма€ 2013 01:19)
#3
¬сегда интересовала работа машинистов подземки. —пасибо, просветил.
ћосковска€ область > Ќогинск [ссылка]
9 / 0
 
 
 
 
 
 
bobr-shmobr
ƒата:
(17 ма€ 2013 04:27)
#4
ќчень интересно читать такие рассказы. ћолодец машинист, всЄ чЄтко рассказал, без лишней бравады, без выдумок и небылиц, чувствуетс€ профессионализм.
[ссылка]
7 / 0
 
 
 
 
 
 
Cassel
ƒата:
(17 ма€ 2013 06:02)
#5
“акие дела.
ћосква [ссылка]
6 / 2
 
 
 
 
 
 
dias-lovelas
ƒата:
(17 ма€ 2013 20:55)
#6
я не пон€л, двери закрываютс€ сами?
ј один выскочил из кабины на ¬ЂЅерестейской¬ї: бабка с тележкой не могла в вагон втиснутьс€, так он еЄ втолкнул, двери захлопнулись и поезд поехал.

или машинист сам их закрывает?
Ќарод долго заходит вАФ поезд задержалс€ на станции.
Ќовосибирск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
—ибирский унт
ƒата:
(20 ма€ 2013 13:48)
#7
очень познавательно! спасибо!
вообще, все серии этих статей с удовольствием читаю thumbup
“омск [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх