Как дети из тундры в школу на вертолете летают

Автор:
NikoniX
Печать
дата:
6 октября 2013 06:06
Просмотров:
2598
Комментариев:
8+3

Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...



В конце августа в тундру прилетает вертолет, долго ищет чум кочующих оленеводов и забирает оттуда детей в школу-интернат… в следующий раз ребенок увидится с родителями только перед Новым годом. Это и есть самая распространенная модель школьного образования детей кочующих общин оленеводов.


Мы с вами отвозим детей в школу на машине, забираем после уроков… На севере у коренных народов школьное образование имеет совсем другие правила. Об этом моя статья сегодня, я расскажу о замечательных педагогах, с которыми познакомился в Нарьян-Маре, а также об опыте Якутии, который перенимает даже Канада и США.



Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Знакомьтесь, Людмила Викторовна Пашкина, директор Муниципального Казенного Образовательного Учреждения «Ненецкая общеобразовательная средняя школа-интернат» им. А. П. Пырерки города Нарьян-Мар.


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Елена Васильевна Сметанина, социальный педагог школы:


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Удивительные люди… мы общались больше двух часов и только поздний вечер заставил прекратить беседу. Каждый материал из моей школьной серии по-своему необычный, но именно в этой школе так много особенностей не столько обучения и процесса, сколько психологии и отношений. Только настоящие профессионалы и фанаты своего дела могут с такой преданностью и энтузиазмом двигать жизнь вперед. О самой школе я напишу подробнее в одном из следующих репортажей, сегодня же хочу рассказать о том, как организован процесс обучения детей, которые живут в кочевых оленеводческих хозяйствах.


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


В школу прямо из чума…


В школе-интернате обучается 201 ребенок в возрасте с 8 до 18 лет из населенных пунктов Ненецкого Автономного Округа, из них:


- дети, которые находятся на полном государственном обеспечении (дети-сироты, когда родители лишены родительских прав, частично лишены и т.д.) – 111

- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, т.е. родители которых по разным причинам не могут временно исполнять родительские обязательства – 3

- а также «домашние» дети из населенных пунктов, где нет школ. В данном учебном учреждении обучаются дети из 13 населенных пунктов округа, где нет учебных заведений, либо есть только начальная школа. Самый удаленный населенный пункт от этой школы – это Усть-Кара в 4х часах лета на вертолете.


Коренное население Ненецкого Автономного Округа, которое работает в оленеводческих хозяйствах в тундре, ведет кочевой образ жизни. В советское время были попытки создать стационарные оленеводческие «хозяйства-колхозы», однако это невозможно и неприменимо на практике. Жизнь оленеводов – это постоянное перемещение по тундре с одной стоянки на другую круглый год, на одном месте задерживаются не дольше, чем на 1-2 месяца, так как олени съедают ягель в пределах стоянки.


В НАО 42тыс жителей и 180тыс оленей, которые находятся на естественном выпасе на бескрайних просторах тундры. Этот традиционный образ жизни сложно представить нам, живущим в городе, но эти семьи так живут из поколения в поколение. Да, в чуме сейчас есть телевизор, спутниковая тарелка и прочие атрибуты технологического прогресса, но только сам образ жизни не меняется и не изменится в будущем. Оленей по другому не разводят.


В летнее время вся семья оленеводов проводит в тундре, включая женщин и детей. В конце августа-начале сентября детей собирают по тундре на вертолетах, а в декабре перед новым годом возвращают обратно в семьи. В зимнее время в тундре остаются только мужчины, женщины обычно зиму проводят в поселке, куда их иногда забирают на вертолете по пути в сентябре вместе с ребенком…


Ребенок с младенчества проводит в чуме, уже в 4-5 лет дети ведут хозяйство практически наравне со взрослыми и тут, вдруг, наступает школьный возраст. К примеру, Каратайка – в этом регионе наибольший процент семей ведет традиционный образ жизни, дети из которых учатся в этой школе в Нарьян-Маре. Для обучения в 1-4 классах в Каратайке есть начальная школа, а с 5 по 11 классы дети уже летят в школу-интернат сюда. А в некоторых населенных пунктах нет и начальной школы!


Самая серьезная проблема – это возврат детей к традиционному образу жизни. За время нахождения в городе ребенок теряет навыки, которые были приобретены в тундре. По статистике интерната до 80% детей все же возвращаются в тундру в свои поселки либо в оленеводческие хозяйства. Это очень высокий и хороший показатель.


Елена Васильевна вспоминает девочку, которая хорошо училась, но после 9го класса родители ее не отпустили в школу и она осталась в тундре. Очень тонкая грань оценки такой ситуации. С позиции нас с вами, интернет-читателей, такой поступок родителей однозначно оценивается негативно, но есть другая сторона – традиции. Часто родители считают, что если ребенок умеет считать и писать, они не отпускают детей. Вот тут и возникает конфликт, есть семейный кодекс и насильно ребенка из семьи забрать никто не может. Но есть конституция, гарантирующая право ребенка на образование. Часто именно Елена Васильевна беседами, уговорами, обещаниями взять под личную опеку забирает детей из семей!


Детей собирают из чумов по тундре, используя вертолет Ми-8. В случае, если есть перелеты над морем – тогда Ми-8 МТВ.

22 места, если вертолет обычный, если вахтовый (с бочкой в салоне), тогда мест 14-16.

Кроме двух пилотов в составе экипажа вылетает преподаватель школы, а также проводник из коренного населения, который знает маршруты оленеводов в Тундре. Основная проблема – это найти чум оленеводческой бригады, большинство из них не сообщают свои координаты и поиск проводится визуально. Часто это занимает по 2-3 часа…


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Фотографии для этого репортажа предоставлены Людмилой Викторовной и Еленой Васильевной из личного архива.

Это зима, период, когда детей забирают в интернат после новогодних каникул из удаленных поселков округа:


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


«Бураны» ждут посадку вертолета:


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Вещи на полгода нужно взять с собой… в вертолете нет багажного отсека, все лежит в центральной части в салоне:


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Красиво же как!


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Опыт Якутии: что такое кочевые школы?


А можно ли пробовать создать систему школьного образования без отрыва от родителей-оленеводов. Оказывается, да! Дистанционное образование – это совместная инициатива родовых общин и Правительства Республики Саха (Якутия). Заключается она во внедрении «кочующего» учителя в родовую кочующую общину и создание кочевых школ. На законодательном уровне инициативы оформлены еще в 2008м году. Сегодня в Республике Саха (Якутия) функционируют 13 кочевых школ в 11 улусах (районах) с контингентом учащихся 251 ребенка. Кочевые школы находятся в составе родовых общин, в зимнее время они имеют приспособленное для занятий помещение по маршруту кочевья, а летом занятия проводят в чумах. В соответствии с законом «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)» эти образовательные учреждения организованы по следующим базовым моделям: кочевая школа-сад (4), стационарно-кочевая школа (6), сезонная (летняя) кочевая школа (3). Особенностью организации образовательного процесса являются малая наполняемость классов, разновозрастной состав, вариативность учебного графика с учетом специфики традиционного хозяйствования, вахтовый метод обучения, повышенная потребность использования дистанционных форм обучения.


Об этой программе мне рассказала представитель министерства образования в феврале, когда я был в Якутии во время традиционного ежегодного отчета правительства перед населением республики. В каждый улус приезжают представители власти и отчитываются за проделанную работу. Интереснейшее мероприятие, когда есть прямой контакт между людьми и властью с диалогом, спорами, идеями, которые воплощаются в жизнь, а не остаются предвыборными обещаниями.


Проект дистанционного образования и создание кочевых школ при опорных школах (обычные интернаты в поселках) – изначально это именно идея самих родовых общин и кочующих племен, ведь они заинтересованы в том, чтобы ребенок проводил детство в семье и при этом имел возможность получить образование. Во всех опорных школах , даже самых отдаленных, есть спутниковый интернет. Как идея, которая находится в разработке, рассматривается возможность тренинга самих взрослых челнов общины или родителей навыкам педагогики и возможности качественного обучения в кочевых условиях. А сейчас разработки якутских педагогов в этом направлении перенимаются коллегами из-за океана – из США и Канады.


Но вернемся в Ненецкий Автономный Округ, вот так выглядят последние дни лета, когда детей забирают прямо из чумов оленеводов:


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Слова-напутствие заплаканному совсем еще малышу перед длительным расставанием:


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Кстати, мне сказали, что сани отлично ездят летом по мху, даже лучше чем зимой.


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Мальчику лет 5-6, он отлично управляется с кочевым хозяйством! А что умеют делать городские дети в 5-6 лет?!


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


Как дети из Тундры в школу на вертолете летают...


В одном из следующих репортажей я расскажу о том, как обустроен быт школьников, какие проблемы решают педагоги в общении с детьми. От сложных психологических до простых бытовых, к примеру, первоклассник, которого забрали из чума, ни разу не спал на кровати…


2 не понравился
19 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
FatMan
Дата:
(6 октября 2013 11:28)
#1
Как мне надоели фразы типа" они прекрасно управляются с кочевым хозяйством, а что умеют городские дети?". Они умеют то, чего эти чучки не умеют. Каждый приобретает те умения, которые необходимы в его среде обитания. Деревенские дети отлично умеют работать по хозяйству, городские отлично управляются с компьютером и техникой. Все зависит от среды обитания и от родителей. Закиньте в тундру среднего задрота 12 лет , и через пару месяцев он сложит чум и запряжет упряжку оленей не хуже чукчи.
 
Кузьмич!!!!Нашел!!!!
Томск [ссылка]
9 / 13
 
 
 
 
 
 
aleks34
Дата:
(6 октября 2013 12:13)
#2
Цитата: FatMan
Закиньте в тундру среднего задрота 12 лет , и через пару месяцев он сложит чум и запряжет упряжку оленей не хуже чукчи.

Или сдохнет сразу. Что скорее всего.
Томск [ссылка]
16 / 8
 
 
 
 
 
 
Mekare
Дата:
(6 октября 2013 17:30)
#3
все это конечно очень мило,образование в массы и прочее.но если посмотреть на школьников,то по моему образование нужно давно сделать добровольным и полностью платным(естественно с системой стипендий и поощрений в виде возможности бесплатно учиться следующий год при условии выдающихся успехов и отличных отметок в предыдущем).а то глядя на некоторых просто жалко денег и времени которое в них вложили.
а этим людям(кочевники-оленеводы) образование просто не нужно.кому нужно,тот сам отправляет ребенка к цивилизации.а массово,да в обязательном порядке-тупо трата бюджетных средств
Томская область > Северск [ссылка]
1 / 7
 
 
 
 
 
 
maxvel
Дата:
(6 октября 2013 18:03)
#4
Mekare,
ты сам-то давно в дерева спустился?
Томск [ссылка]
1 / 4
 
 
 
 
 
 
Fighter
Дата:
(6 октября 2013 19:42)
#5
Цитата: Mekare
а этим людям(кочевники-оленеводы) образование просто не нужно

В самом деле. У них там свое образование, которое передается из поколения в поколение и которому не научат в школах.
Недавно в док. фильме видел пример одного такого северного малочисленного народа. В советское время всех их детей принудительно отправляли в школы, в итоге дети, просидев в школе 10 лет, не получили необходимых им навыков выживания в тундре: как пасти скот, как охотиться, как ориентироваться в снежной пустыне и выбирать место для стоянки и т.д и т.п. Старики поумирали, унеся с собой знания, а "образованное" поколение оказалось беспомощным в своей же родной среде обитания. Ну на кой им там творчество писателей серебряного века или теорема пифагора? Сейчас остатки этого народа прибились к русским деревням, подрабатывают там чернорабочими и спиваются.
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
боевой табурет
Дата:
(6 октября 2013 23:02)
#6
Mekare,
Цитата: Mekare
все это конечно очень мило,образование в массы и прочее.но если посмотреть на школьников,то по моему образование нужно давно сделать добровольным и полностью платным(естественно с системой стипендий и поощрений в виде возможности бесплатно учиться следующий год при условии выдающихся успехов и отличных отметок в предыдущем).а то глядя на некоторых просто жалко денег и времени которое в них вложили.а этим людям(кочевники-оленеводы) образование просто не нужно.кому нужно,тот сам отправляет ребенка к цивилизации.а массово,да в обязательном порядке-тупо трата бюджетных средств

По прочтении сего высера почему то подумалось о классической ТП.
Заглянул в профиль-так и есть.
 
Молюсь Боннэр, чтобы Путин не выпустил указ о запрете есть говно. А то ведь придется, чтобы показать свою гражданскую позицию.(c)
Томск [ссылка]
5 / 9
 
 
 
 
 
 
Taysan1
Дата:
(7 октября 2013 09:04)
#7
Цитата: Mekare
все это конечно очень мило,образование в массы и прочее.но если посмотреть на школьников,то по моему образование нужно давно сделать добровольным и полностью платным(естественно с системой стипендий и поощрений в виде возможности бесплатно учиться следующий год при условии выдающихся успехов и отличных отметок в предыдущем).а то глядя на некоторых просто жалко денег и времени которое в них вложили.

И многому ли ты выучился бы в школе будь образование добровольным?)))
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Mekare
Дата:
(7 октября 2013 19:05)
#8
Цитата: Taysan1
И многому ли ты выучился бы в школе будь образование добровольным?)))


я школу посещала только ради аттестата.знания мне давали репетиторы(примерно 35 часов индивидуальных занятий в неделю помимо траты времени за партой).вполне так добровольное образование.
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх