Мир, труд, май: история маевок и 1 Мая

Автор:
penrosa
Печать
дата:
1 мая 2014 10:15
Просмотров:
1926
Комментариев:
1
Мир, труд, май: история маевок и 1 Мая


Маевка прочно связывается у нас с выездом за город, теплыми деньками, поеданием шашлыка и увеселительными прогулками. Как правило, очень мало кто знает об истории такого явления, как маевка, более того, мало кто знает, что эта история прочно связана, как с дореволюционной Россией, так и с нелегальными сборищами рабочих, так и с древней богиней Майей. Все очень запутанно.

Месяц май был назван в честь древней богини Италии Майи, которая символизировала плодородие, жизненную силу земли, посевов, вспахивания плодородной почвы и новых урожаев. Первый день нового месяца был днем труда, изобилия и теплых дней, переходящих в жаркие. Чем лучше отпразднованы эти дни, тем лучший урожай уготовит народу богиня. Собственно, подобные празднования были практически у всех народов Европы, славяне — не исключение.

История маевок до революции


Мир, труд, май: история маевок и 1 Мая


С XVIII дворяне ввели моду устраивать пикники на европейский манер с первыми теплыми майскими днями. Графья и прочие светские лица выезжали на природу, где устраивали посиделки с чаем, табачком и вкусностями под тентами и на траве. Свободные горожане, перенимавшие образ жизни великосветских особ, тоже выбирались за город, но размах был куда меньше. Моду на такие гулянья ввел, конечно, Петр I, заимствовавший эту традицию у переселившихся в Россию европейцев, продолжавших отмечать Вальпургиеву ночь: в ночь с 30 апреля на 1 мая.

Маевкам пытались придать православное содержание. Церковь установила 2 мая днем почитания святых Бориса и Глеба, но праздник все равно на много лет остался глубоко светским в стане дворян и горожан. Крестьяне же отмечали Первомай, как день пророка Иеремии, они называли его «Еремей-запрягальник».

Долгое время 1 Мая был местным праздником, отмечавшимся преимущественно в центральной России. В большей части нашей страны праздник оставался рабочим днем. Но и там, где его отмечали, его называли «полуднем»: все предприятия и ведомства работали только до двух дня. Если погода была безоблачной, жители центральной России брали балалайки, самовары, заранее приготовленную еду, баранки, всех членов семьи и отправлялись за город. Молодые люди без семей собирались группками и отмечали праздник отдельно. Самые популярные места для маевок: берег реки, роща, лес. В Москве народ веселился в Сокольниках, иногда в Марьиной роще, в начале ХХ — в Петровском парке. В Петербурге самым популярным местом считался Екатерингофский парк. Веселился русский народ практически до глубокой ночи, несмотря на то, что утром нужно было идти работать.

Из столичных городов маевка постепенно перебралась в провинцию. Празднования проходили в крупных городах (Калуга, Самара, Петрозоводск и прочие) и в больших промышленных селах.

Маевка была праздником для всех, но каждое сословие отмечало ее по-разному. Для дворян маевка была очередным способом выйти в люди, чтобы показать свои богатые наряды. Горожане отправлялись за город, чтобы также похвастаться своими нарядами и поесть. Но больше всего было представителей крестьянства, рабочих и прочего бедного люда. Этот слой населения маевки любил всем сердцем и никогда их не пропускал. Возможно, такая любовь объясняется небольшим количеством радостей в жизни трудового люда.

Маевка и политика


Мир, труд, май: история маевок и 1 Мая


Во времена правления Николая I, прикрывавшего любые подозрительные и неподозрительные организованные кружки и сборища людей, нелегальные маевки стали под частичным запретом. Конечно, люди могли посещать популярные места для празднования, но нелегальные сборы не поощрялись. В это же время, в середине XIX века, с революционными движениями поднимают головы незаконные маевки, где собираются будущие революционеры-профессионалы. Фактически, эти маевки ничем не отличались от обычных народных. Революционеры пели песни, провозглашали новые манифесты, делились подпольной литературой. Посещали их рабочие, представители интеллигенции, мелкого дворянства и студенчества. Последних было особенно много. Проводились такие маевки в глухих лесах, приглашали туда только проверенных лиц. По сути, это был веселый съезд революционно настроенных людей для сближения и обсуждения планов.

В революционной среде Первомай быстро получил статус Международного праздника рабочих. Это название было утверждено первым конгрессом II Интернационала. Почему именно эта дата была определена для празднования? В честь увековечивания памяти забастовки рабочих в Чикаго 1 мая 1886 г. Эти рабочие на забастовке в Чикаго 1 мая 1886 г. требовали у своих нанимателей установить 8-часовой рабочий день.

Как международный день солидарности Первомай стал отмечаться с 1 мая 1890 года, когда в Варшаве прошла первая стачка рабочих, на которую вышло десять тысяч человек. В России первомайская стачка прошла через год в Петербурге, но собрала лишь небольшое количество народа. В Москве первые праздничные демонстрации прошли только через четыре года. А.К Лядов, русский композитор, наблюдавший, как один из демонстрантов вытащил красное знамя с надписью «Да здравствует Первое мая!», пишет: «Нет нужды говорить, что это только простой красный кумач, но на нем чернилами выведена надпись: «Да здравствует Первое мая!». Раздается могучее – ура! Первое свободное «ура», почувствовавших волю».»

После происшедшего в Москве революционная волна захватила Россию. Маевки проводятся в крупных и малых городах и селах. Проводили 1 Май в России по-разному. У кого-то были активные столкновения с полицией, у кого-то были забастовки, у кого-то все было мирно и тихо. Конечно, маевка проводилась и в традиционном виде: революционеры, куда более многочисленные, чем 50 лет назад, отправлялись в леса и на островки рек, где пели «Дубинушку» и читали манифесты. В 1899 году на одной такой встрече была придумана песня «Праздник Первого мая», которая была очень известна в советское время.

Мир, труд, май: история маевок и 1 Мая


Однако проводить Первомай было не просто — жандармерия в те годы была очень сурова. Революционерам приходилось притворяться членами семьи и старыми друзьями, чтобы встретиться и обсудить свои дела. Полиции было трудно определить: едут ли эти рабочие отдохнуть культурно или отдохнуть революционно. Люди с виду приличные, закуска, вино, водка, даже самовар и баян в наличии — ничем не отличаются от нормальных людей. Одни революционеры ухитрились даже провести свою встречу в мужском монастыре в квартире дьякона!

В 1905 — 1906 году в демонстрациях замечено все больше и больше молодежи. Политические заключенные тоже празднования первое мая: они вывешивали на тюремные решетки красные куски ткани, красную одежду и пели революционные песни. Конечно, такое поведение не считалось нормой. В 1907 году руководство одной самарской тюрьмы требовала снять красное знамя с окон тюрьмы, но заключенные всячески отказывались. В потасовке охрана тюрьмы застрелила одного из бунтовщиков.

Крестьяне особого энтузиазма к 1 Маю не проявляли, несмотря на активное желание бунтовщиков приучить людей к такому празднику. Конечно, революционеры склонили на свою сторону некоторых людей, но большинство их продолжало думать, что 1 Мая — это приятный таинственный праздник, который сулит красочное будущее. К 1917 году маевка стала народным праздником, руководству страны пришлось даже сделать ее нерабочим днем.

Маевка и СССР


Мир, труд, май: история маевок и 1 Мая


После Октябрьской революции 1 Мая стало одним из важнейших советских торжеств. Его сделали «красным днем календаря» и дополнили несколькими нерабочими днями, чтобы побольше порадовать народ. В СССР праздник отмечали всем миром, яркими демонстрациями и парадами. В демонстрациях участвовали ветераны, передовики производства, школьники, военные и прочий люд. 1 Май отмечали народными гуляниями, а вот 2 число мая отмечается с семьей и друзьями на природе. Это было возвращение к традиционной маевке.

В эпоху «брежневского застоя», когда активно распространялись бардовские фестивали, КСП и досуг на природе в палатках, для большинства людей 1 Май был началом палаточного сезона, хотя особые фанаты отдыха на природе выезжали в леса еще в марте. Праздник стал, несмотря на демонстрации, абсолютно аполитичным и вернулся к истокам — труду, плодородию, миру. Многие исследователи считают, что в СССР маевка носила этакий полуязыческий подтекст.

Последняя официальная первомайская демонстрация состоялась 1 мая 1990 года. В 1992 году праздник переименовали в «Праздник весны и труда», что более соответствовало духу времени, но политический подтекст у 1 мая остался: до сих пор оппозиция в России считает своим долгом проводить демонстрации и митинги в этот день.

0 не понравился
8 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх