Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
14
6
6
penrosa
На uCrazy 12 лет 8 месяцев
Интересное

«Крестовый поход» США против «Империи Тьмы» – России – в начале ХХ века

«Крестовый поход» США против «Империи Тьмы» – России – в начале ХХ века


Идея приобщить Россию к христианству и избавить её от Тьмы, невежества и природного зла возникла в США ещё в конце XIX века. Русские представали в образе негров американского юга, а наша правящая верхушка – как слуги Сатаны. Эта эсхатология сохранилась и до наших дней.

Антисоветизм и научная русофобия американского истеблишмента имеет глубокие исторические корни. Нынешняя российская пропаганда, обличая США, не учитывает такого факта, что взгляд американцев на нашу страну носит эсхатологический характер, и пропитан неопротестантской идеологией. Чтобы понять такое отношение Америки к России, необходимо взглянуть на истоки их религиозной и научной русофобии.
Уже в конце XIX века два образа обрели особый смысл в американских репрезентациях России, свидетельствуя о метаморфозах ее восприятия. Демонический: Россия – «Империя Тьмы», «Страна-Тюрьма», где существует варварский, деспотический режим, препятствующий прогрессивному развитию. И романтический: Россия – страна, народ которой хочет и может быть реформирован по западному образцу, ожидает от американцев помощи в своей борьбе за либерализацию политического строя против ретроградного ксе-нофобствующего правительства. Их конструирование стало не только рефлексией на события, происходившие в России, но и диктовалось изменениями, происходившими в самих США, то есть «внутренней повесткой дня».

Американское общество переживало сложный период переосмысления «Себя» и собственного места в мире. Развитие большого бизнеса и «социальные издержки» индустриализации подрывали веру в американскую мечту. Толпы иммигрантов «нетевтонского происхождения» вызывали беспокойство своей бедностью, принадлежностью к иной культуре и чуждыми политическими традициями, бросая вызов национальной идентичности. Падение интереса к вопросам веры и деморализующий материализм создавали угрозу фундаментальным основам американского образа жизни. Сегрегация афроамериканцев и суд Линча, «захлопнутые двери» для китайских иммигрантов и резервации для индейцев дискредитировали право США на распространение демократических идеалов во всем мире.



В этих условиях формировалась «новая мессианская идея», связанная с видением перспектив модернизации России и особой роли США в её обновлении, призванная укрепить веру американцев в особое предназначение в период кризиса и разочарований.

«Крестовый поход» за создание Свободной России развернулся в США в конце 1880-х благодаря инициативам русских политэмигрантов, лекциям и публикациям Дж. Кеннана, который представил Западу наглядную характеристику карательной политики самодержавия и вестернизировал образ русских революционеров, деятельности американских Друзей русской свободы и многочисленным публикациям в прессе. Прологом этого своеобразного движения за продвижение демократии в Россию стали выступления более ранних оппонентов царизма, таких как Дж. Армстронг, но, главное, масштабная кампания протеста, организованная представителями иудейской и христианской части американского общества в ответ на еврейские погромы начала 1880-х в Российской империи.

С этого момента критика политики антисемитизма превратилась в важный механизм демонизации представлений о России и поддержания мессианских настроений в США. В ходе многочисленных митингов и уличных манифестаций, на страницах газет и журналов, в петициях, направляемых в Сенат и Конгресс, стала формироваться риторика, способствовавшая возникновению (пока на общественном уровне) идеи «гуманитарной интервенции» и конструированию образа России – «страны Средневековья, варварства и восточного деспотизма», уподоблявшейся Османской империи. Аргументация выстраивалась на основе идеалистических и мессианских установок, однако не была лишена прагматических соображений, так как следствием дискриминации русских евреев стала их массовая эмиграции за океан.

Первая волна «крестового похода» пришлась на конец 1880-х – начало 1890-х. Она достигла пика в период борьбы против ратификации русско-американской конвенции о взаимной выдаче преступников 1887 года, а также обострения «еврейского вопроса» во всех тр`х его составляющих: гражданско-правовой, иммиграционной и «паспортной».



В итоге анализ отношений между двумя странами начал выстраиваться с использованием оппозиций «Свет-Тьма», «Цивилизация-Варварство», «Свобода-Рабство», «Прогресс-Регресс». Именно в это время в Нью-Йорке на углу 23 улицы и 5 авеню среди огромных рекламных надписей появилась и такая: «Цивилизация должна заявить протест против жестокостей, происходящих в России».

В 1891 году в Российскую империю отправились представители американской иммиграционной комиссии, сформированной президентом Б. Гаррисоном, для выяснения причин переселенческого движения из стран Восточной Европы. Вернувшись в США, комиссионеры Дж. Вебер и У Кемпстер активно включились в начавшийся «крестовый поход», выступая в качестве авторитетных экспертов по «русскому вопросу». В описании Кемпстера, который, по его собственному признанию, подобно Дж. Кеннану пережил обращение в «антицаристскую веру», Россия представала страной, где существовала одна из самых варварских практик по отношению к инаковерующим.

А Дж. Вебер, живописуя увиденный им «карнавал гонений, грабежа и террора», постоянно апеллировал к чувству гордости американцев за свою страну, проводя сравнения между империей деспотизма и произвола, не достойной считаться ни цивилизованной, ни христианской, и республикой свободы, равенства и демократии. Он призывал соотечественников к самому громкому протесту, а в случае необходимости предлагал отозвать дипломатического представителя из С.-Петербурга, дабы не иметь ничего общего с режимом «дикости и варварства».

Важной стратегией, использованной в ходе начавшегося в «крестового похода», стало сравнение Российской империи с рабовладельческим Югом США. Этот риторический приём был интегрирован в американский общественно-политический дискурс не американцами, а русскими революционерами-народниками в 1881 году, затем уже подхвачен сенатором легислатуры штата Индиана У Фульком в его книге «Славянин или сакс» (1887 год) и тиражирован на страницах американской прессы сразу же после подписания конвенции о взаимной выдаче преступников, но в особенности в период борьбы против ратификации этого «международного договора о беглых рабах».



Русские народники уподоблялись аболиционистам и ассоциировались с поколением Джона Брауна. Книга Кеннана получила название « «Хижина Дяди Тома» сибирской ссылки», её автор сравнивал русских революционерок, просвещавших крестьян в глухих деревнях, с американками, преподававшими в негритянских школах Юга в период Реконструкции. А в своем обращении к читателям в последнем номере американского издания «Free Russia» Ф.В.Волховский от имени редколлегии открыто заявлял: «В нашем представлении существовали прямые и самые тесные аналогии между агитацией за отмену рабства в США и движением за создание свободных политических институтов для политических рабов России».

Так события в России начинали осмысливаться посредством дихотомии «Свобода-Рабство», а её народ, порабощенный деспотизмом, превращался в объект глобальной миссии США.

Сравнение русских крестьян с афроамериканцами не только свидетельствовало об определенном налёте расизма, характерном для взглядов «крестоносцев», но и отражало их сомнения в способности «тёмного люда» Российской империи к быстрой модернизации. Тем, кто в США мечтал о её скором переустройстве по западному образцу, кто конструировал образ «России-способного ученика» приходилось преодолевать свои опасения по поводу достаточной просвещенности русского народа и его подготовленности к самоуправлению, ощущение отсталости славян, которое вписывалось в поздневикторианское видение иерархии рас.

В этом им неизменно помогали русские политические визитеры: Гартман и С.М.Степняк-Кравчинский – в конце XIX века, П.Н.Милюков, А.Ф. Аладьин, Н.В. Чайковский – в начале XX века. Они приезжали в США с целью убедить американцев в том, что русский народ готов совершить «революцию 1776 года» и ожидает помощи в своей борьбе за свободу из-за океана.

«Крестовый поход» США против «Империи Тьмы» – России – в начале ХХ века


Представления о России, получившие распространение в ходе первого «крестового похода» за её демократизацию нашли своё выражение и в художественной литературе.

В 1892 году в США выходит литературная фантазия – роман-утопия «Золотая бутылка». Автор книги Игнатиус Доннели, общественный и политический деятель, участник фермерского движения «Грейнджеров» и один из создателей Популистской партии, к тому времени получил известность благодаря романам «Атлантис», «Великая криптограмма», но прежде всего «Колонна Цезаря», в котором он рисовал картину крушения капиталистической цивилизации. Главный герой его нового произведения Эфрайн Бенезет, бедный фермер из Канзаса, получает в подарок от неведомого посланца бутылку с чудо-элексиром, способным превращать любое вещество в золото. В одночасье он становится богатым и решает осчастливить не только своих сограждан, проводя в жизнь требования популистов, но и весь мир. Последняя часть романа посвящена описанию «освободительной миссии» Америки. Став президентом от Популистской партии, Бенезет в своей инаугурационной речи рассуждает об особом предназначении США в распространении «теории революции 1776 года на всех континентах и островах», об обязанности американцев прокричать на весь мир: «Лучше умереть, сражаясь, чем жить рабами». Он создал армию, намереваясь нести Свет Свободы в порабощённую Европу, и вместе со своей женой возглавил «крестовый поход» против деспотизма. Войско Бенезета освободило ирландцев, немцев, народы Австрийской империи, испанцев и итальянцев, которые влились в Соединённую Республику Европы.

Однако решающее сражение многонациональной армии «крестоносцев» во главе с американскими генералами предстояло дать в России – бастионе фанатизма, невежества и несправедливости. «Армагеддон» – так названа эта глава, поскольку именно Российская империя стала полем решающей битвы между силами Добра и Зла, Света и Тьмы, Свободы и Деспотизма.



Русская армия сражалась с отчаянием обречённого, и американцам было больно наблюдать за тем, как «тёмный и суеверный люд» героически умирал за Царя и Веру, защищая собственное рабство. На помощь Бенезету пришли нигилисты. Вопреки его возражениям они подготовили покушение на самодержца всероссийского, так как иного выхода в условиях отсутствия свободы слова и петиций, избирательного права и представительного правления, господства церкви и всевластия духовенства, удерживающего крестьянство в состоянии невежества, не существовало.

После цареубийства солдаты стали сдаваться на милость победителя, и воинству Бенезета удалось осуществить то, что не смогла сделать армия Наполеона. Установив мир, президент США обратился к русскому народу с прокламацией, возвестив начало эры просвещения в России, и поручил своим сподвижникам из числа «крестоносцев» не только обучить русских грамоте, но и преподать им уроки пользования свободой по-американски.

Эта книга является прекрасной иллюстрацией бытовавших в американском обществе представлений об отсталости русских, сопрягавшихся с «новой мессианской идеей», с осознанием особой ответственности за проведение реформ в России как важной составляющей глобальной миссии Америки по демократизации мира.

Дополнительный импульс мессианские порывы американцев и их религиозный энтузиазм получили во время филантропического движения 1891-1892 годов, организованного для оказания помощи голодающим в России. Его вдохновитель Эдгар апеллировал к чувству национальной гордости своих сограждан, которые получали возможность стать участниками беспрецедентной в истории международных отношений гуманитарной акции. Россия оказывалась получательницей благ Америки, готовой, как можно быстрее, протянуть руку помощи голодающим крестьянам, пока русские деревни не превратились в сплошной погост.



Поддержанию мессианских настроений в американском обществе на рубеже XIX-XX веков способствовала идейная программа Третьего Великого пробуждения, нацеленная на вселенский крестовый поход по американизации мира. Именно тогда в Россию устремились первые миссионеры-протестанты.

Журналист и редактор «Free Russia» Э.Нобль и сенатор Фульк, также как до них журналист Дж. Бьюэл и священник методистской церкви Дж.Бакли, вдохновлялись идеей религиозной реформы и писали о необходимости приобщения русского народа к протестантскому рационализму с целью ускорить движение по пути прогресса.

Импульсом для всплеска новой «крестоносной» эйфории в США стала мощная кампания протеста в ответ на Кишиневский погром 1903 года. Именно тогда возродилось Общество американских друзей русской свободы, получившее поддержку со стороны лидеров американо-еврейской общины, и произошла настоящая «варваризация» образа официальной России. Подобно Османской империи она была исключена из «клуба» цивилизованных держав, лишена права на цивилизаторскую миссию на Дальнем Востоке.

В итоге центром модернизации в регионе стала Япония, позиционируемая как «янки Востока» и защитница американских интересов. Прояпонская позиция в США, безусловно, не была единственной, но стала преобладающей по крайней мере до конца Русско-японской войны.

В начале революции крестоносный дух витал над Америкой, а русские оказались в одном ряду с кубинцами в мессианских планах журналистов и публицистов, либералов-реформаторов и протестантских священников. Важный вклад в закрепление мессианских настроений внесли образ статуи Свободы, «освещающей Россию»; Солнце Свободы, неизменно встающее из-за океана над «Империей Тьмы», чтобы разогнать тучи «Невежества», «Угнетения», «Политических убийств» и даровать свет «Мира», «Процветания», «Просвещения» русскому народу.

Появлялись и более сложные графические тексты, акцентирующие внимание на образе русского «Другого»: Дядя Сэм держит факел Свободы и Независимости над головой скованного цепями русского мужика, размышляющего над вопросом «Будет ли у него когда-нибудь такое феерическое 4 июля?»; Рузвельт, заваленный букетами и окруженный ликующим американским народом, празднует День Независимости под гром салюта и пение национального гимна, а рядом Николай II, заваленный бомбами и окруженный восставшим народом, с ужасом ждет своей гибели под гром японских пушек и проклятья революционеров, размахивающих красными флагами и кинжалами.



Что бы потом ни происходило в России, в американском сознании её образ был закреплён как страны Тьмы, правда, населённой не совсем безнадёжными людьми. И чем дальше шла история России, тем труднее, как понимали американцы, будет перевоспитать русского, христианизировать его и повернуть к Свету Белого человека. Однажды, видимо, такой труд будет сочтён в США уже невозможным.

(Цитаты: В. Журавлёва, «Новый исторический вестник», 2008, №17)

все теги
Комментарии6
  1. EUGENEOUS
    На uCrazy 10 лет 1 месяц
    янки маст дай,блять.. мучительно и все сразу
  2. Sender
    На uCrazy 17 лет 2 месяца
    Как это по американски - спасть "тёмных" русских, когда у самих чёрные были ещё в полном рабстве (несмотря на конституцию), расовая сегрегация цветёт пышным цветом, резвится орден горящего креста. А в Миссисипи поправка в конституцию, отменяющая рабство, была ратифицирована только в 2013 году. Чьяб корова мычала, что называется. Я больше поверю, что их волновали гонения на иудеев, чем "тёмные" русские.
  3. Киноман
    На uCrazy 15 лет 4 месяца
    Когда практику архивную проходил в Москве, довелось пообщаться в живую с заокеанскими проповедниками. Совершенно не имеют представления о стране, куда приехали, но готовы нести всем свет единственной и правильной веры. Хотя простой разговор о том же Священном Писании выявил крайнюю некомпетентность "пасторов" в пиджаках. Надёргают сотню цитат, пользуясь тем, что неофиты знают и того меньше, и оперируют этим. Православие открыто называют ересью, а всех православных - ортодоксами, которые погрязли в грехе.
    На вполне резонное замечание, что " в чужой монастырь со своим уставом не ходят", реагируют очень бурно, заявляя, что такая косность оскорбляет их лично и смысл жизни вообще.
    Немногие из этой толпы открыто признаются, что просто тупо зарабатывают таким способом, а на остальное им по барабану.
  4. Aiden
    На uCrazy 12 лет 11 месяцев
    оо, новенькая сказочка из интернетов что бы быдло не отвлекалось на экономику. Надо больше ненависти!
    3...2...1..начинаю подсчет быдла
  5. mukas911
    На uCrazy 12 лет 3 месяца
    Цитата: Aiden
    оо, новенькая сказочка из интернетов что бы быдло не отвлекалось на экономику. Надо больше ненависти!
    3...2...1..начинаю подсчет быдла

    Зачем-же так категорично, батенька? У каждой дисциплины должен быть свой противовес, даже у вашей экономики lol
  6. Aiden
    На uCrazy 12 лет 11 месяцев
    Цитата: mukas911
    даже у вашей экономики

    Она наша общая. Хотя, чего это я, общего у нас только налоги в ней, а сама она конечно сами знаете чья.
    В любом случае однажды может статься так что мам не сможет выдать хомячкам 50 рублей на сиги или ягу, и тогда все дружно скажут что "кто то все просрал, но естественно не они. Ведь они были заняты патриотизмом в интернетах, а в то время за спинами этих героев какие то госдеповские ставленики разваливали великую страну".

    Кстати, где все быдло?Обычно больше а сейчас только трое.

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}