Как работают авиадиспетчеры

Автор:
NikoniX
Печать
дата:
17 сентября 2014 17:07
Просмотров:
1565
Комментариев:
5

С каждым годом в России растёт число авиаперевозок, как на внутренних, так и на международных линиях. Открываются новые направления, аэропорты страны продолжают осваивать иностранные авиакомпании. Люди привыкли летать: деловые поездки, командировки, отпуска – перелёты давно стали чем-то обыденным. Однако мало кто из поднимающихся по трапу на борт воздушного судна пассажиров задумывается над тем, а кто собственно руководит всем этим огромным потоком прилетающих и вылетающих самолётов, и каким образом осуществляется управление этим огромным и находящимся в непрерывном движении механизмом.


Как работают авиадиспетчеры




Сегодня поговорим об этом немного подробнее на примере Домодедовского центра ОВД, который является структурным подразделением Московского центра АУВД.


В функции центра входит обеспечение безопасности, регулярности и экономичности полетов воздушных судов в районе аэродрома Домодедово. Управление воздушным движением в районе аэродрома Домодедово осуществляется по технологии «TOWER» (Вышка – Командно-диспетчерский пункт) на двух языках: русском и английском


Как работают авиадиспетчеры


Всё, что происходит на лётном поле аэродрома, происходит только под контролем и по командам диспетчеров. Это касается не только пилотов воздушных судов, но в том числе и наземных технических служб. Правда для пассажиров всё это так и остаётся совершенно незаметным на протяжении всего времени пребывания в стенах аэровокзального комплекса и на борту самолёта


Как работают авиадиспетчеры


После того, как самолёт подготовлен к полёту, экипаж воздушного судна должен получить от диспетчера аэродромного диспетчерского пункта разрешение на этот полёт. Далее, уже за несколько минут до вылета, экипаж запрашивает у диспетчера руления разрешение на запуск двигателей и после его получения начинает подготовку к взлёту. Диспетчер руления также сообщает маршрут движения к взлётно-посадочной полосе (ВПП) и разрешает выруливание на так называемый предварительный старт – место на рулёжной дорожке непосредственно перед полосой


Как работают авиадиспетчеры


После доклада экипажа о занятии предварительного старта диспетчер руления передаёт воздушное судно под управление диспетчера старта, который разрешает занятие исполнительного старта, то есть выруливание непосредственно на полосу и выравнивание по её осевой линии, сообщает условия для взлёта и после доклада экипажа о готовности даёт разрешает взлёт


Как работают авиадиспетчеры


После взлёта самолёт переходит под контроль Московского аэроузлового диспетчерского центра (МАДЦ). Его последовательно обслуживают диспетчеры: круга и нижнего подхода, которые могут вносить коррективы в установленную процедуру выхода на воздушную трассу; затем верхнего подхода, контролирующие воздушное судно до занятия им предписанного эшелона и выхода из Московской воздушной зоны (МВЗ), и, наконец, диспетчеры Районного Диспетчерского Центра (РДЦ), которые обслуживают самолёт на эшелоне …


Как работают авиадиспетчеры


Немного подробнее поговорим именно на работе диспетчеров старта, в чью зону ответственности входит воздушное пространство, включающее в себя секторы набора высоты после взлета и заключительного этапа захода на посадку, а также площадь маневрирования (взлетно-посадочная полоса и рулёжные дорожки)


Как работают авиадиспетчеры


На сегодняшний день в аэропорту Домодедово функционируют две параллельные ВПП с курсами 14L/32R и 14R/32L, на всех четырёх направлениях работает Курсо-Глиссадная Система (КГС), позволяющая самолётам, имеющим на борту соответствующее оборудование, максимально автоматизировать процесс посадки и обеспечивать безопасность полетов при метеоминимуме III-А категории ИКАО (при вертикальной видимости до 15 метров и горизонтальной видимости до 200 метров)


Как работают авиадиспетчеры


Одновременно, как правило, работают только два курса, которые в основном определяются направлением ветра. Но приоритетным считается курс 32, т.к. при заходе на посадку на ВПП 32L и 32R проще создавать интервал между воздушными судами, тогда как при посадке на 14-е полосы пространство для манёвра ограничивает Москва (полёты над которой ниже 8000 метров запрещены), а также Внуково и Раменское


Как работают авиадиспетчеры


Для эффективной работы двух существующих полос предстоит ввести в строй ещё один локатор, который уже построен на территории аэропорта, но ещё не сопряжён с существующей системой управления воздушным движением ТЕРКАС (TERCAS – Terminal and En-Route Control Automated System). Три радиолокатора: по одному в Домодедово, во Внуково и в Шереметьево – обеспечивают полное покрытие МВЗ, новый локатор позволит значительно улучшить работу действующих систем и перекрывать диапазон от земли до высоты 500 метров на максимально точном из возможных уровней


Как работают авиадиспетчеры


Существуют планы строительства третьей ВПП, под будущее строительство уже зарезервирована территория площадью 9550 Га. Также в связи с расширением и увеличением количества полос планируется строительство новой диспетчерской вышки высотой до 100 метров


Как работают авиадиспетчеры


Сейчас расписание аэропорта составлено таким образом, что с 7 до 23 часов каждый час совершается не менее 40 взлётно-посадочных операций, чтобы как можно более равномерно распределить нагрузку по времени. В течение ближайшего года с введением новой структуры воздушного пространства в МВЗ в условиях работы обеих полос аэропорт Домодедово будет способен обеспечить пропускную способность до 90 взлётно-посадочных операций в час. В 2013 году пиковая нагрузка составляла 59 операций в час


Как работают авиадиспетчеры


В целом, пропускная способность аэропорта даже выше, чем может обеспечить подход. Связано это ещё и с тем, что раньше распределение рейсов между аэропортами МВЗ определялось в основном с учётом географического принципа: Шереметьево обслуживало северное и северо-западное направления и все международные рейсы, Внуково – южное и юго-восточное направления, Домодедово – восточное


Как работают авиадиспетчеры


В настоящее же время в условиях конкуренции между аэропортами географический принцип распределения потоков воздушных судов больше не является ключевым, что наряду с запретом на полёты над Москвой в свою очередь увеличивает нагрузку на МВЗ


Как работают авиадиспетчеры


Высота имеющейся вышки составляет 42 метра, с неё просматривается практически вся территория аэропорта. Обзор тех участков ВПП, которые закрыты сооружениями, обеспечивается с помощью видеокамер


Как работают авиадиспетчеры


В спокойной рабочей атмосфере, царящей в процедурном зале УВД, трудно поверить, что люди за пультами – представители одной из самых напряжённых и ответственных профессий!


Как работают авиадиспетчеры


У диспетчеров 6 смен, в каждой – 10 человек: руководитель полётов, старший диспетчер и 8 диспетчеров (это списочный состав, по факту одновременно работает 6-7 человек). Режим работы диспетчера не должен превышать 36 часов в неделю. На смену диспетчеры выходят по графику: день, утро, ночь. При выходе на смену проводится 15 минутный инструктаж, ещё 15 минут уходит на приём/сдачу дежурства.


После двух часов работы положен 20 минутный перерыв, а при высокой интенсивности близкой к пропускной способности аэропорта 10 минутный перерыв после каждого часа работы. После ночного дежурства предоставляются три выходных дня. Отпуск составляет 28 основных дней и 39 дополнительных за вредные условия труда, что в итого составляет 67 дней


Как работают авиадиспетчеры


Обворожительная Наталья за несколько лет работы на вышке в Домодедово успела побывать во многих сложных ситуациях – такая уж у диспетчера работа. Но мыслей о смене работы никогда не возникало. Ещё в юности она выбрала себе эту профессию, да и вряд ли могло быть иначе, когда вся семья работала в аэропорту. Девушек в авиадиспетчеры раньше брали с большой неохотой, но на сегодня ситуация выровнялась. Молодые специалисты сегодня очень востребованы и такой проблемы уже не существует


Как работают авиадиспетчеры


Каждый диспетчер раз в два года проходит медицинскую комиссию, а каждые три года обязан получать сертификат на владение английским языком по IV категории ИКАО. На пенсию диспетчеры выходят в 50 лет, но это не означает, что работник сразу должен увольняться. Если позволяет медкомиссия, а она у диспетчеров практически такая же, как и у пилотов гражданских судов, то люди продолжают работать. Основным критерием в этом случае выступает здоровье


Как работают авиадиспетчеры


В момент съёмки полосу 14L контролировал один диспетчер, а соседнюю (14R) – два. В это время на торце полосы 14L велись плановые работы, и посадка на неё не производилась, соответственно и нагрузка была меньше. Тогда как полоса 14R работала и на взлёт, и на посадку, и её обслуживали два диспетчера: диспетчер управления (работает непосредственно с экипажами воздушных судов – ведёт радиообмен) и диспетчер обеспечения (управляет движением транспорта, обеспечивает взаимодействие с другими службами, ведёт журнал взлётов/посадок и помогает управлению включая работу со светосигнальным оборудованием ВПП). Распределением сотрудников занимается старший диспетчер, руководствуясь текущей обстановкой


Как работают авиадиспетчеры


ежурный инженер электрослужбы проверяет светосигнальное оборудование ВПП (надеемся, что с работой этого оборудования удастся познакомиться поближе в следующий раз).

Огни ВПП регулируются диспетчером вручную в зависимости от метеорологической видимости. На метеодисплее отображается видимость в трёх точках: в начале, в середине и в конце полосы. Интенсивность освещения выбирается по минимальной метеорологической видимости.


Если видимость хотя бы в одной из точек менее 600 метров, диспетчер сообщает экипажу её значения во всех трёх точках. Если видимость лежит в диапазоне от 600 до 2000 метров – сообщается только одно значение (в зоне приземления). Если же видимость составляет более 2000 метров – её значение не сообщают вообще. Всю метеорологическую информацию, видимость в том числе, экипажи получают от автоматического информатора (ATIS – Automatic Terminal Information Service). По запросу экипажа воздушного судна интенсивность свечения огней ВПП может быть изменена


Как работают авиадиспетчеры


В целом с течением времени работа диспетчера, пройдя стадию управления воздушными судами, трансформировалась скорее в обслуживание. В наши дни основной задачей диспетчеров управления воздушным движением является обеспечение экипажей аэронавигационной и метеорологической информацией, а также предотвращение опасных сближений


Как работают авиадиспетчеры


Для выдерживания безопасного интервала применяется метод векторения (в большей степени при заходе на посадку). Векторение – обеспечение навигационного наведения воздушных судов посредством указаний экипажам определённых курсов на основе использования данных радиолокаторов. Основным отличием этапа векторения от других этапов полета является то, что ответственность за навигацию в этом случае берет на себя диспетчер.


Векторение заканчивается либо четким указанием экипажу на необходимость продолжить навигацию по своим средствам, либо выведением на курс, который позволит самостоятельно (по техническим средствам системы захода на посадку, например КГС) вывести воздушное судно на предпосадочную прямую, либо входом в зону визуального маневрирования. Осуществляется это изменениями либо курса, либо скорости


Как работают авиадиспетчеры


При угрозе сокращения безопасного интервала на предпосадочной прямой диспетчер может дать воздушному судну команду об уходе на второй круг. Безопасным считается интервал в 5 километров, а за тяжёлым самолётом (более 136 тонн) – в 10 километров. Второй возможной причиной команды об уходе на второй круг может стать наличие препятствий на ВПП. Во всех остальных случаях решение об уходе на второй круг принимает командир воздушного судна


Как работают авиадиспетчеры


Начальник службы движения Домодедовского центра ОВД Виктор Александрович Ситников демонстрирует наглядную схему, глядя на которую можно оценить степень упорядоченности воздушного движения. Для сравнения на левой схеме зелёными и красными полосами обозначены суточные траектории взлётов и посадок самолётов в лондонском аэропорту Хитроу, а на схеме справа голубым цветом окрашены области пролёта воздушными судами Московской воздушной зоны


Как работают авиадиспетчеры


Это лишь общие основы управления воздушным движением в аэропорту, в рамках одного рассказа невозможно охватить все особенностях этой сложной и многоуровневой системы. Но главное, что всё в ней подчинено одному общему требованию – обеспечению порядка и безопасности полётов воздушных судов. Выполнение именно этой, глобальной задачи в совокупности с работой остальных служб и является залогом приятного перелёта для пассажира


Как работают авиадиспетчеры


Ну а про великолепные виды с диспетчерской вышки и особенно в закатные часы даже и говорить не нужно, достаточно один раз увидеть – действительно есть где взгляду отдохнуть


Как работают авиадиспетчеры


0 не понравился
16 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
hirurgcrb
Дата:
(17 сентября 2014 17:44)
#1
Какой ВУЗ надо закончить, чтобы стать авиадиспетчером? Какая у них зарплата? Кто знает?
[ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
boroda3
Дата:
(17 сентября 2014 18:13)
#2
Интересно, а кто-нибудь о надежности диспетчерской службы думает? Должны бы по идее...

Однако же:
Диспетчерская вышка ОДНА. Резервирования не видно. Случись что с ней - аэропорт останется без диспетчеров и с неуправляемым бардаком.
Очень много ручной работы ("Огни ВПП регулируются диспетчером вручную", диспетчер "вручную" сообщает экипажу видимость, несмотря на то, что сам получает ее от автоматической системы - и т.д.), которую вполне можно было бы переложить на автоматику - и не зависеть от ошибок людей.

Удивительно то, что при такой нагрузке и столь высокой доле неавтоматизированных действий диспетчеры еще умудряются работать практически без ошибок.
Томск [ссылка]
0 / 1
 
 
 
 
 
 
Rallyst
Дата:
(17 сентября 2014 21:30)
#3
Цитата: boroda3
BORODA3


Вышка одна, но диспетчер-то не один. Есть разные же позиции. Руление, Старт, Подход\Круг, Контроль... Что с вышкой может случиться?
По поводу автоматики: есть АТИС - общая информация о текущей погоде в порту, передаваемая на определенной частоте. Экипажи её слушают, разумеется. Причем если это до вылета, то аж перед началом запуска, а затем подтверждают диспу в духе "85317, информацию Дельта имею, запуск разрешите". А дисп сообщает о всяких дополнительных вещах, вроде сдвигов ветра.
Перед посадкой, на высоте круга, насколько я знаю, экипажи тоже АТИС слушают и диспу докладываются.
 
Мощность помогает продавать автомобили, а крутящий момент - выигрывать гонки:rockon: band :rockon:
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
boroda3
Дата:
(17 сентября 2014 23:01)
#4
Цитата: Rallyst
Что с вышкой может случиться?

С вышкой - при наличии заинтересованных лиц - многое может случиться. Например, РПО-А "Шмель". Или прицельно упавший самолет. И сколько диспетчеров было в том помещении, потом уже будет несущественно. Такие нынче времена, что любой объект может оказаться целью теракта или технокатастрофы.
Да, я в курсе, что там хорошая служба безопасности и толстые стекла, но тем не менее факт - вся критичная работа аэропорта и безопасность кучи людей завязаны на одно-единственное легко уязвимое помещение.


Цитата: Rallyst
экипажи тоже АТИС слушают и диспу докладываются

Вот и я о чем - критичные информационные потоки проходят через людей, а следовательно - в любой момент подвержены ошибкам.
При том, что современная техника вполне способна работать в полностью замкнутом информационном поле и сажать/поднимать самолет на автопилоте с гарантированным минимумом ошибок.
Вполне возможно, что в протоколах обмена просто оставлена совместимость с авиатехникой попроще, не имеющей нормального бортового компьютера, но возможно, что расходы на дополнительную безопасность посчитали излишними.
Томск [ссылка]
1 / 0
 
 
 
 
 
 
Rallyst
Дата:
(18 сентября 2014 12:07)
#5
По поводу первого - в любом случае аэропорт можно просто закрыть. Тогда экипажи поведут свои борта на запасные, согласно флайтпланам. И во время переговоров они слышат друг друга, так что могут разруливаться сами. Ну и ещё про систему TCAS забывать не надо, которая о сближениях в воздухе предупреждает.

По поводу второго - вся фразеология радиообмена является настолько прочной, отработанной и устоявшейся, что ошибок быть не может. Что было подвержено ошибкам, то было доработано. Чтобы сажать самолёт даже в автопилоте всё равно нужно взаимодействие с диспетчером, т.к. борт, как вы понимаете, не один в зоне аэропорта.
 
Мощность помогает продавать автомобили, а крутящий момент - выигрывать гонки:rockon: band :rockon:
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх