Один за всех, и все за одного

Автор:
NikoniX
Печать
дата:
8 октября 2014 20:50
Просмотров:
4772
Комментариев:
8+1
Бурлаки на Волге — кто все эти люди?!
О чем рассказывает картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» и почему важна каждая деталь.

Один за всех, и все за одного


1. Бечевник
Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка — бригадир бурлаков
Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

Один за всех, и все за одного




Подшишельные — ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.

Один за всех, и все за одного




«Кабальные», как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

Один за всех, и все за одного




Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

Один за всех, и все за одного




«Халтурщики»
В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

Один за всех, и все за одного




7. «Надзиратель»
Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

Один за всех, и все за одного




8. Косный или косной
Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

Один за всех, и все за одного




9-10. Расшива и флаг
Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.
К порядку полос на флаге относились не силшком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.

Один за всех, и все за одного




11 и 13. Лоцман и водолив
Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

Один за всех, и все за одного




15. Резьба на расшиве
С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

Один за всех, и все за одного

0 не понравился
122 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
boroda3
Дата:
(8 октября 2014 22:11)
#1
Интересно, это реальные факты, или "мнение эксперта", знакомого с работой бурлаков лишь по советским учебникам?

Потому как некоторые фразы отчетливо попахивают отсебятиной.
Артель набиралась по весу груженого судна
Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку
В каждой артели попадались и просто нерадивые

А вот по литературе артели были весьма устойчивыми замкнутыми образованиями постоянного состава - чужаков туда не брали, и тем более не набирали из кого попало каждый раз заново. Да и кто бы доверил груз корабля людям, нанятым на один раз, за которых никто не ручается?
Как правило, земляки и знакомцы составляли постоянную артель, оптимальную по числу для определенного типа судна, и нанимались сразу готовой артелью. Иногда при необходимости могли взять в помощь на одну ходку еще людей - но опять же не кого попало, а хорошо знакомых, кому доверяли. Требования к артельщикам были жесткие - лентяи и скандалисты гнались беспощадно, невзирая на родство. Больного могли некоторое время содержать, но потом все равно заменяли. Иначе просто нельзя было - людей в артели мало, слишком многое зависит от работы каждого.
И, кстати, плата 30 копеек в день - это по тем временам было ОЧЕНЬ немало. В кабаке пожрать можно было на 5 копеек, корова стоила 0,5..1 рубль. Не стоит сравнивать со столичными ценами - они и тогда были в десятки раз выше, чем в остальной России.

Возможно, конечно, что разница от того, что описание в литературе и текст поста относятся к разным местам и времени (соответственно, начало 17 века и середина 18). За полсотни-сотню лет многое могло измениться.
Томск [ссылка]
5 / 6
 
 
 
 
 
 
Sfeks
Дата:
(8 октября 2014 22:17)
#2
Мощно, не то, что я дурак знаю только то, что они таскали корабли туда-сюда и пели "Ээй ухнем!"...
 
Не пей, Не кури, Занимайся спортом, Развивай дисциплину Ума и Трезвость мышления.
Томск [ссылка]
7 / 0
 
 
 
 
 
 
demis
Дата:
(8 октября 2014 22:22)
#3
NikoniX, мои тебе аплодисменты! Крассава, толковый материал и интересный! у молодежи не хватка знаний, восполняй им пробелы! Жду новых интересных статей!
Краснодар [ссылка]
10 / 2
 
 
 
 
 
 
banga911
Дата:
(9 октября 2014 01:47)
#4
Познавательно!!! спасибо!
Владимирская область > Ковров [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Bolero
Дата:
(9 октября 2014 03:18)
#5
Чувак в категории "Халтурщики" явно SMS-ку набирает :)

Нижегородская область > Нижний Новгород [ссылка]
6 / 0
 
 
 
 
 
 
Landskneht
Дата:
(9 октября 2014 04:18)
#6
Замечательный и интересный пост, спасибо! smile
Москва [ссылка]
0 / 2
 
 
 
 
 
 
ivanich84
Дата:
(9 октября 2014 09:29)
#7
Познавательно! Спасибо.

 
Live to ride ride to live
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 1
 
 
 
 
 
 
mukas911
Дата:
(9 октября 2014 13:57)
#8
Когда на лицевой поста узрел циферки,ну, думаю не иначе как ихние фамилии выяснили lol Открываю пост-точно hmm
[ссылка]
0 / 1
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх