Хрупкая девушка в одиночку восстанавливает реактивный самолет Ту-104

Автор:
Gudrolis
Печать
дата:
21 ноября 2014 09:12
Просмотров:
5166
Комментариев:
8
Девушка, математик, без пяти минут доктор наук и просто красавица — сотрудница института математики Мария Карманова добровольно взвалила на свои нежные плечи восстановление сложной машины — советского пассажирского реактивного самолета Ту-104А, который она сама ласково зовет «тушкой».

Хрупкая девушка в одиночку восстанавливает реактивный самолет Ту-104


Узнав, что в Новосибирске живет девушка, которая на досуге чинит самолеты, мы решили немедленно с ней встретиться в Бердском аэропорту. «Аэропорт? — переспрашивали бердчане, у которых заплутавший в частном секторе корреспондент НГС.НОВОСТИ, спрашивал дорогу. — Он большой, что именно нужно?». Узнав, что мы ищем самолет, каждый уверено рассказывает, как к нему проехать — про Ту-104 здесь знают, похоже, все.



Огромный серебристый хвост торчит из-за гаражей, деревьев и нагромождения труб. Поникший Ту-104А стоит на краю аэродрома, который использует только небольшие самолеты вроде «кукурузников» (Ан-2). Здоровенный на их фоне ветеран советской авиации кажется спящим.

За впавшим в анабиоз гигантом ухаживает Мария Карманова. Ей 30 лет, она — старший научный сотрудник лаборатории геометрического анализа в Институте математики им. С.Л. Соболева СО РАН. Живет в центре Новосибирска, работает в Академгородке, а хобби себе нашла в Бердске.

Хрупкая девушка в одиночку восстанавливает реактивный самолет Ту-104


Маша встречает нас у самолета, попутно успокаивая многочисленных местных сторожей — дворняжек всех возможных мастей и размеров. Сторожа на поверку оказались дружелюбными — тщательно обнюхав и сопроводив корреспондентов НГС.НОВОСТИ до кривоватого трапа в хвосте самолета, собачий эскорт убежал греться на солнышке.

Хрупкая девушка в одиночку восстанавливает реактивный самолет Ту-104


«Езжу сюда раз в неделю, — рассказывает она, — час-полтора на дорогу: до Бердска на маршрутке, а здесь пересаживаюсь на такси. Правда, в морозы тяжело работать — самолет промерзает и снега кругом много. Я как-то в декабре приехала — пока дошла, полные ботинки нагребла. Потом сидела, носки отжимала». Двери самолета заперты на обычные навесные замки: первый висит на входе в салон, второй, посолиднее, — бережет кабину пилотов.

Хрупкая девушка в одиночку восстанавливает реактивный самолет Ту-104


Внутри самолета действительно ощутимо холоднее, чем на улице, — иногда приходится вылезать наружу погреться. Снаружи –7, но немеющим рукам и ногам все равно становится легче.

Хрупкая девушка в одиночку восстанавливает реактивный самолет Ту-104


«Самолеты мне стали интересны из-за многочисленных командировок, — рассказывает Маша. — Много летала, наслушалась страшилок про скрипучие самолеты, которые того и гляди развалятся. Мне стало интересно, как там это все устроено».

Хрупкая девушка в одиночку восстанавливает реактивный самолет Ту-104


Пять лет назад Мария узнала, что у бердского аэроклуба есть списанный Ту-104А. «Я приехала и попросила посмотреть, что там внутри», — вспоминает она. «Тушка» оказалась в удручающем состоянии — почти все приборы выдраны, проводку срéзали ценители драгоценных металлов, внутри царило запустение.

Хрупкая девушка в одиночку восстанавливает реактивный самолет Ту-104


«Я предложила руководству клуба заняться восстановлением, — рассказывает девушка, — сначала к моей идее отнеслись скептически, но со временем посмеиваться перестали». С 2009 года Маша привозит или приносит сюда приборы, по крупицам восстанавливая кабину.

Хрупкая девушка в одиночку восстанавливает реактивный самолет Ту-104


«Я пока занимаюсь только кабиной, — говорит она, — детали ищу через интернет — что-то мне отдают, что-то продают». Рассказывать, сколько стоят все эти высотомеры и радиоприемники с гидродатчиками девушка не стала, чтобы не вводить в искушение потенциальных грабителей.

Хрупкая девушка в одиночку восстанавливает реактивный самолет Ту-104


«Зачем мне это? Да просто интересно, — улыбается Маша. — Я знаю, что для того чтобы полностью восстановить машину, нужно много лет и миллионов рублей. Но я не строю долгосрочных планов! Есть конкретная задача, например, восстановить кабину — я ею и занимаюсь». При этом спонсоров девушка не ищет, говорит, что не хочет лишней ответственности за чужие деньги.

Хрупкая девушка в одиночку восстанавливает реактивный самолет Ту-104


Однако мечту о том, что однажды ее самолет поднимется в воздух, девушка не оставляет. Правда, нынешнюю летную готовность «тушки» Маша оценивает в печальные 0 %. «Тут почти ничего нет сейчас, ни проводки, ни двигателей, — грустно сообщает она. — С видимой частью кабины пилотов мы закончили процентов на 60, но это капля в море для полета». Мария с гордостью продемонстрировала рабочие элероны: покачала штурвал, и пластины на крыльях послушно, хоть и с жутким скрипом, задвигались.

Хрупкая девушка в одиночку восстанавливает реактивный самолет Ту-104


Реальней сделать из самолета музей, считает девушка. Уже сейчас посетители аэродрома просятся посмотреть. «Садятся за штурвал, фотографируются, как они из окна машут, — смеется Мария. — Целыми семьями заходят. Вообще, детям должно быть интересней всех, но ярче всех глаза горят у пап».

Хрупкая девушка в одиночку восстанавливает реактивный самолет Ту-104


На вопрос, не было ли у нее идеи сделать внутри какой-нибудь клуб или кафе, Мария рассудительно говорит, что не было и ничего бы не вышло в любом случае — многие материалы салона легко горят. Маше периодически помогают — ее парень, друзья, даже начальник из института как-то раз привез тяжелые приборы. С 2010 года к «тушке» подключился авиатехник Владимир Чеботников, а 2 года назад — пилот малой авиации Илья Аксарин.

Хрупкая девушка в одиночку восстанавливает реактивный самолет Ту-104


Этот Ту-104А стоит здесь уже 36 лет — после того как его списали, руководство аэродрома добилось, чтобы из «Толмачёво» самолет перегнали сюда, хотя вместо бетонной взлетно-посадочной полосы здесь грунтовая, на которую садиться вообще-то не положено. Сначала внутри сделали учебный класс для планеристов, а потом устроили парашютный склад. А в 90-х совсем забросили.

Хрупкая девушка в одиночку восстанавливает реактивный самолет Ту-104


Мария не умеет управлять самолетом, но планирует научиться, после того как закончит важное дело — через месяц ей предстоит защитить докторскую диссертацию. Учиться она будет на маленьких самолетах — девушка понимает, что самостоятельно управлять «тушкой» ей едва ли суждено. В новосибирском авиационном клубе ДОСААФ рассказали, что владеть самолетом как памятником может любое частное лицо, а вот получить необходимые документы будет очень сложно — все детали уже исчерпали свой ресурс, да и сама модель давным-давно вышла из эксплуатации.

Хрупкая девушка в одиночку восстанавливает реактивный самолет Ту-104


«Летать на больших самолетах учат в специализированных центрах, — объясняет начальник авиационного клуба Сергей Сметанин. — Учат на конкретные модели. По Ту-104 уже специалистов не осталось. Впрочем, можно попробовать освоить Ту-16, на основе которого проектировался «104-й», — они до сих пор летают». Г-н Сметанин рассказал, что взлететь с бердского аэродрома «тушка» не сможет — слишком короткая «взлетка». «Нужно или перевезти его куда-то, или полосу удлинять», — объясняет он.

Хрупкая девушка в одиночку восстанавливает реактивный самолет Ту-104


Ту-104 — первый советский реактивный пассажирский самолет. Эксплуатировался с 1956 по 1979 годы, за это время создан 201 самолет. Экипаж — 7 человек, количество пассажиров — от 50 до 100, максимальная скорость — 951 км/ч, дальность полета — 2750 км. Ту-104А — это 70-местная модификация, всего было построено 80 таких машин. По данным Всемирного фонда безопасности полетов (США), в аварии и катастрофы попали 18 % Ту-104. Это худший показатель среди всех советских самолетов.

Хрупкая девушка в одиночку восстанавливает реактивный самолет Ту-104

9 не понравился
49 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
NightWint
Дата:
(21 ноября 2014 10:38)
#1
Это очень круто! Но, к сожалению, бесперспективно((
Томск [ссылка]
10 / 0
 
 
 
 
 
 
Sender
Дата:
(21 ноября 2014 11:02)
#2
Что за чушь? Я этот фейк читал на НГС, так и не понял смысла - для чего, главное? Ну если таким образом привлечь к себе внимание - единственное что в голову приходит.

Буквально на прошлой неделе в Толмачёво было происшествие - на ВПП приземлился "Птенец" (легкий одномоторник), мужик чутка до Мочища не дотянул, летел в Мирный - вот пример, но ни кто не осветил, не написал очерк о пилоте-любителе, который ориентируясь по окружающей обстановке дотянул из Омска до Нска, а тут краля жопу морозит без толку - столько внимания, время "дутых" героев.
 
Никогда не поздно встать на путь воина.
Новосибирск [ссылка]
7 / 5
 
 
 
 
 
 
Rallyst
Дата:
(21 ноября 2014 12:32)
#3
Не взлетит. Как самолет-музей на вечной стоянке ещё реально сделать, т.к., скажем, движки, на 104 вряд ли можно найти сейчас. И как она будет с проводкой разбираться? Да и куча вопросов подобных...
Я б на её месте, если уж денег много, записался бы в аэроклуб, получил бы корочки пилота и купил бы в личное пользование Ан-2 - реально миллиона за 2 рублей взять.

Кстати "Тушкой" называют 154ку.
 
Мощность помогает продавать автомобили, а крутящий момент - выигрывать гонки:rockon: band :rockon:
Томск [ссылка]
4 / 0
 
 
 
 
 
 
atto
Дата:
(21 ноября 2014 12:36)
#4
мне одной показалось что это мужик?
Томская область > Северск [ссылка]
2 / 0
 
 
 
 
 
 
AndreyDragon
Дата:
(21 ноября 2014 12:45)
#5
Цитата: atto
мне одной показалось что это мужик?

нет и мне тоже на первом фото biggrin
Томск [ссылка]
1 / 0
 
 
 
 
 
 
Putin_chuma
Дата:
(21 ноября 2014 13:01)
#6
Да если доставляет удовольствие, почему бы и не заниматься, кто-то бухает или в вовку да танки рубится на пример, тоже перспектив мало :) С другой стороны можно под шумок собрать все документы, перегнать в центр Бердска и сделать ресторан путевый, готовить только в доме рядом а в тушке кушать да и все :) да хоть что можно сделать, как минимум по разу все сходят :)
[ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
_Darken_
Дата:
(21 ноября 2014 15:12)
#7
старший научный сотрудник лаборатории геометрического анализа восстанавливает Ту-104А rlol
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Solidglue
Дата:
(21 ноября 2014 22:00)
#8
Никуя се. Даже совсем дохлый "тушка" стоит умереть-не встать. А запчасти на него (они же уже не производятся) ваще дикой цены. Мадам денюшки откуда возьмёт?
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх