Самоходные атомные станции СССР.

Автор:
Дибенко
Печать
дата:
20 мая 2015 08:26
Просмотров:
3181
Комментариев:
5
Если электростанцию трудно построить в каком-то конкретном месте, то почему бы её туда не привезти? Наверное, так рассуждали советские инженеры, которые построили первую в мире передвижную АЭС
Идея самоходной атомной электростанции появилась в середине пятидесятых. Тогда советские промышленники всерьёз задумались о необходимости питания гражданских и военных объектов, расположенных в труднодоступных районах Крайнего Севера. С самого начала передвижную АЭС (ПАЭС) было решено поставить на рельсы. Атомный энергопоезд небольшой мощности предполагалось транспортировать по железной дороге. Но учёные посчитали, что ограничивать доступ станции лишь местами, охваченными железнодорожной сетью, нецелесообразно, и закипела работа над гусеничной вездеходной версией ПАЭС.

Самоходные атомные станции СССР.


В своей работе учёные опирались на имевшийся опыт проектирования ядерных реакторов для ледоколов. В установке ТЭС-3 применялась схема малогабаритного двухконтурного водо-водяного реактора. Активная зона реактора представляла собой небольшой цилиндр. Внутри неё располагались 74 тепловыделяющие сборки с топливной композицией из интерметаллида и силумина. В 1960 году энергетическое оборудование поместили на гусеничное шасси от тяжёлого танка Т-10. Шасси пришлось удлинить, так что энергосамоход получил десять катков вместо семи, применявшихся на Т-10. Но атомная станция – это атомная станция, и разместить её на одной платформе всё же не получилось. Для удобства было решено разбить конструкцию на четыре самоходные части, которые были соединены между собой. Над дизайном в ту пору задумывались в последнюю очередь, поэтому получившаяся конструкция выглядела как четыре сцепленные «гробовидные» коробки на гусеничном ходу. В первом «вагоне» размещались ядерный реактор с биозащитой и специальный воздушный радиатор для снятия остаточного охлаждения. Во второй части устанавливались парогенераторы, компенсатор объёма и циркуляционные насосы для подпитки первого контура. Третий «вагон» отвечал как раз за выработку электроэнергии и нёс на себе турбогенератор. Наконец, в четвёртом самодвижущемся отсеке находились пульт управления всей станции и резервное энергетическое оборудование. Несмотря на всю свою мобильность, ПАЭС ТЭС-3 могла работать только в стационарном режиме. Для выработки энергии все элементы должны были быть расставлены в нужном порядке, должным образом соединены трубопроводами и кабелями. Кроме того, требования безопасности предусматривали стационарную биозащиту: перед началом работы реактора вся установка окружалась специальными боксами из земли и бетона.

Самоходные атомные станции СССР.


Параллельно разработке гусеничной ПАЭС в белорусском посёлке Сосны велась разработка колёсной атомной станции. Разработка получила название «Памир» и рассматривалась исключительно как военный проект, хотя в технической документации оговаривалась, что «Памир» может использоваться и в гражданских целях, в районах стихийных бедствий. Основное же номинальное предназначение «Памира» — электроснабжения радаров ПВО в условиях, когда штатные системы питания будут уничтожены ракетным нападением. Установка «Памир» размещалась на четырёх колёсных тягачах МАЗ-537: на первых двух были реакторный и турбогенераторный блоки, на третьем и четвёртом – система управления и оборудованные жилые помещения для персонала. Весила вся конструкция более 60 тонн. В 1985 году машины успешно прошли тестовые испытания. Но спустя шесть месяцев произошла катастрофа на АЭС в Чернобыле. После этого многие перспективные атомные проекты были свёрнуты под давлением общественности. И самоходные атомные станции, к сожалению, не стали исключением.

Самоходные атомные станции СССР.


Самоходные атомные станции СССР.


Источник: http://5koleso.ru/

0 не понравился
51 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
Rallyst
Дата:
(20 мая 2015 09:48)
#1
Из последнего предложения я бы убрал "к сожалению".
 
Мощность помогает продавать автомобили, а крутящий момент - выигрывать гонки:rockon: band :rockon:
Томск [ссылка]
5 / 9
 
 
 
 
 
 
MIHEY_II
Дата:
(20 мая 2015 12:00)
#2
Сколько же преинтереснейших прожектов было разработано , а некоторые и частично реализованы в советское время и я не говорю , что только у нас, вообще везде!(Каждый раз нахожу что-то , о чем никогда доселе не слышал, не читал ). Причем и масштабных много и просто дорогостощих. Этот явно не из дешевых. Допилили бы сторону по безопасности и можно было бы эти машины перевозить в места пережившие катаклизм и где нет электричества.
Новосибирск [ссылка]
15 / 1
 
 
 
 
 
 
Arrow
Дата:
(20 мая 2015 13:20)
#3
Цитата: Rallyst
Из последнего предложения я бы убрал "к сожалению".

знаешь способы получения энергии подешевле и побезопасней?
 
Let it be хренакнется...
Томск [ссылка]
10 / 0
 
 
 
 
 
 
Ололош
Дата:
(20 мая 2015 14:17)
#4
Цитата: Rallyst
Из последнего предложения я бы убрал "к сожалению".

Ну да, жечь уголь куда лучше и экологичнее, куле
 
razukraska.at.ua - лучшие детские раскраски
Томск [ссылка]
6 / 0
 
 
 
 
 
 
boroda3
Дата:
(20 мая 2015 14:21)
#5
Цитата: MIHEY_II
Допилили бы сторону по безопасности и можно было бы эти машины перевозить в места пережившие катаклизм и где нет электричества.

Безопасность мобильной установки принципиально не может быть высокой - хотя бы потому, что ее можно угнать. Соответственно, кроме военных мобильных реакторов, других не будет.
К тому же смысла нет - проект все равно технически устарел. Сейчас уже есть проекты гораздо более компактных установок, полностью влезающих в стандартный транспортный контейнер при той же мощности.
Кроме того, есть несколько проектов гражданских атомных энергоустановок малой мощности на базе реактора СВБР, в том числе плавучих. Они не то чтобы мобильные, скорее - относительно легко транспортируемые. Обещают начать серийный выпуск таких энергоустановок примерно в 2024 году.
Томск [ссылка]
5 / 3
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх