Как в России производят авиадвигатели

Автор:
NikoniX
Печать
дата:
23 мая 2015 10:04
Просмотров:
1749
Комментариев:
2+1

Как в России производят авиадвигатели


ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» — крупнейший разработчик и производитель авиационных двигателей в России . Здесь работают более 20 тысяч человек. УМПО входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации.


Основными видами деятельности предприятия являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей, производство и ремонт узлов вертолетной техники, выпуск оборудования для нефтегазовой промышленности.


УМПО серийно выпускает турбореактивные двигатели АЛ-41Ф-1С для самолетов Су-35С, двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для семейств Су-27 и Су-30, отдельные узлы для вертолетов «Ка» и «Ми», газотурбинные приводы АЛ-31СТ для газоперекачивающих станций ОАО «Газпром».


Под руководством объединения ведется разработка перспективного двигателя для истребителя пятого поколения ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, Т-50). УМПО участвует в кооперации по производству двигателя ПД-14 для новейшего российского пассажирского самолёта МС-21, в программе производства вертолётных двигателей ВК-2500, в реконфигурации производства двигателей типа РД для самолётов МиГ.




Сварка в обитаемой камере «Атмосфера-24»


Интереснейшим этапом производства двигателя является аргонодуговая сварка наиболее ответственных узлов в обитаемой камере, обеспечивающая полную герметичность и аккуратность сварного шва. Специально для УМПО ленинградским институтом «Прометей» в 1981 году создан один из крупнейших в России участок сварки, состоящий из двух установок «Атмосфера-24».


Как в России производят авиадвигатели


По санитарным нормам рабочий может проводить в камере не более 4,5 часов в день. С утра — проверка костюмов, медицинский контроль, и только после этого можно приступать к сварке.


Как в России производят авиадвигатели


Сварщики отправляются в «Атмосферу-24» в легких космических скафандрах. Через первые двери шлюза они проходят в камеру, им прикрепляют шланги с воздухом, закрывают двери и подают внутрь камеры аргон. После того, как он вытеснит воздух, сварщики открывают вторую дверь, заходят в камеру и начинают работать.


Как в России производят авиадвигатели


В безокислительной среде чистого аргона начинается сварка конструкций из титана.


Как в России производят авиадвигатели


Контролируемый состав примесей в аргоне позволяет получить качественные швы и повысить усталостную прочность сварных конструкций, обеспечивает возможность подварки в самых труднодоступных местах за счет применения сварочных горелок без использования защитного сопла.


Как в России производят авиадвигатели


В полном облачении сварщик, действительно, похож на космонавта. Чтобы получить допуск к работе в обитаемой камере, рабочие проходят курс обучения, вначале они в полной экипировке тренируются на воздухе. Обычно двух недель достаточно, чтобы понять, годится человек для такой работы или нет — нагрузки выдерживает далеко не каждый.


Как в России производят авиадвигатели


Всегда на связи со сварщиками — специалист, следящий за происходящим с пульта управления.


Как в России производят авиадвигатели


Оператор управляет сварочным током, следит за системой газоанализа и общим состоянием камеры и работника.


Как в России производят авиадвигатели


Ни один другой способ ручной сварки не даёт такого результата, как сварка в обитаемой камере. Качество шва говорит само за себя.


Как в России производят авиадвигатели


Электронно-лучевая сварка.


Электронно-лучевая сварка в вакууме — полностью автоматизированный процесс. В УМПО он осуществляется на установках Ebokam. Одновременно сваривается два-три шва, причём с минимальным уровнем деформации и изменением геометрии детали.


Как в России производят авиадвигатели


Один специалист работает одновременно на нескольких установках электронно-лучевой сварки.


Как в России производят авиадвигатели


Детали камеры сгорания, поворотного сопла и блоков сопловых лопаток требуют нанесения теплозащитных покрытий плазменным способом. Для этих целей используется робототехнический комплекс ТСЗП-MF-P-1000.


Как в России производят авиадвигатели


Инструментальное производство


В составе УМПО 5 инструментальных цехов общей численностью около 2500 человек. Они занимаются изготовлением технологического оснащения. Здесь создают станочные приспособления, штампы для горячей и холодной обработки металлов, режущий инструмент, мерительный инструмент, пресс-формы для литья цветных и черных сплавов.


Как в России производят авиадвигатели


Производство пресс-форм для лопаточного литья осуществляется на станках с ЧПУ.


Как в России производят авиадвигатели


Сейчас для создания пресс-форм нужно всего два-три месяца, а раньше этот процесс занимал полгода и дольше.


Как в России производят авиадвигатели


Автоматизированное средство измерения улавливает мельчайшие отклонения от нормы. Детали современного двигателя и инструмента должны быть изготовлены с предельно точным соблюдением всех размеров.


Как в России производят авиадвигатели


Вакуумная цементация.


Автоматизация процессов всегда предполагает уменьшение затрат и повышение качества выполняемых работ. Это относится и к вакуумной цементации. Для цементации – насыщения поверхности деталей углеродом и повышения их прочности – используются вакуумные печи Ipsen.


Как в России производят авиадвигатели


Для обслуживания печи достаточно одного работника. Детали проходят химико-термическую обработку в течение нескольких часов, после чего становятся идеально прочными. Специалисты УМПО создали собственную программу, которая позволяет осуществлять цементирование с повышенной точностью.


Как в России производят авиадвигатели


Литейное производство


Производство в литейном цехе начинается с изготовления моделей. Из специальной массы прессуются модели для деталей разных размеров и конфигураций с последующей ручной отделкой.


Как в России производят авиадвигатели


На участке изготовления выплавляемых моделей работают преимущественно женщины.


Как в России производят авиадвигатели


Облицовка модельных блоков и получение керамических форм — важная часть технологического процесса литейного цеха.


Как в России производят авиадвигатели


Перед заливкой керамические формы прокаливаются в печах.


Как в России производят авиадвигатели


Керамическая форма прокалена – далее её ждёт заливка сплавом.


Как в России производят авиадвигатели


Так выглядит залитая сплавом керамическая форма.


Как в России производят авиадвигатели


«На вес золота» – это о лопатке с монокристаллической структурой. Технология производства такой лопатки сложная, но и работает эта дорогая во всех отношениях деталь гораздо дольше. Каждая лопатка «выращивается» с использованием специальной затравки из никеле-вольфрамового сплава.


Как в России производят авиадвигатели


Участок обработки полой широкохордной вентиляторной лопатки


Для производства полых широкохордных вентиляторных лопаток двигателя

ПД-14 — движущей установки перспективного гражданского самолёта МС-21 -

создан специальный участок, где осуществляется вырезка и механическая обработка заготовок из титановых плит, окончательная механическая обработка замка и профиля пера лопатки, включая его механическую шлифовку и полировку.


Как в России производят авиадвигатели


На четырёхкоординатном горизонтальном обрабатывающем центре внедрена технология окончательной обработки торца пера лопатки на приспособлении, спроектированном и изготовленном в УМПО, – ноу-хау предприятия.


Как в России производят авиадвигатели


Комплекс производства роторов турбины и компрессора (КПРТК) — это локализация имеющихся мощностей для создания основных составляющих элементов реактивного привода.


Как в России производят авиадвигатели


Сборка роторов турбины — трудоёмкий процесс, требующий особенной квалификации исполнителей. Высокая точность обработки соединения «вал-диск-носок» – гарантия долгосрочной и надёжной работы двигателя.


Как в России производят авиадвигатели


Многоступенчатый ротор собирается в единое целое именно в КПРТК.


Как в России производят авиадвигатели


Балансировку ротора осуществляют представители уникальной профессии, которой в полной мере можно овладеть только в заводских стенах.


Как в России производят авиадвигатели


Производство трубопроводов и трубок


Чтобы все агрегаты двигателя слаженно функционировали — компрессор нагнетал, турбина крутилась, сопло прикрывалось или открывалось, нужно подавать им команды. «Кровеносными сосудами» сердца самолёта считаются трубопроводы — именно по ним передаётся самая разная информация. В УМПО есть цех, который специализируется на изготовлении этих «сосудов» – разнокалиберных трубопроводов и трубок.


Как в России производят авиадвигатели


На мини-заводе по производству трубок требуется ювелирная ручная работа — некоторые детали являются настоящими рукотворными произведениями искусства.


Как в России производят авиадвигатели


Многие операции по трубогибу выполняет и станок с числовым программным управлением Bend Master 42 MRV. Он гнёт трубки из титана и нержавеющей стали. Сначала определяют геометрию трубы по бесконтактной технологии с помощью эталона. Полученные данные отправляют на станок, который производит предварительное сгибание, или на заводском языке — гиб. После производится корректировка и окончательный гиб трубки.


Как в России производят авиадвигатели


Так выглядят трубки уже в составе готового двигателя — они оплетают его, как паутина, и каждая выполняет свою задачу.


Как в России производят авиадвигатели


Окончательная сборка.


В сборочном цехе отдельные детали и узлы становятся целым двигателем. Здесь трудятся слесари механосборочных работ высочайшей квалификации.


Как в России производят авиадвигатели


Собранные на разных участках цеха крупные модули стыкуются сборщиками в единое целое.


Как в России производят авиадвигатели


Конечным этапом сборки является установка редукторов с топливно-регулирующими агрегатами, коммуникаций и электрооборудования.


Как в России производят авиадвигатели


Производится обязательная проверка на соосность (для исключения возможной вибрации), центровка, так как все детали поставляются из разных цехов.


Как в России производят авиадвигатели


После предъявительских испытаний двигатель возвращается в сборочный цех на разборку, промывку и дефектацию. Сначала изделие разбирают и промывают бензином. Затем — внешний осмотр, замеры, специальные методы контроля. Часть деталей и сборочных единиц направляется для такого же осмотра в цехи-изготовители. Потом двигатель собирают вновь – на приёмо-сдаточные испытания.


Как в России производят авиадвигатели


Слесарь-сборщик собирает крупный модуль.


Как в России производят авиадвигатели


Слесари МСР выполняют сборку величайшего творения инженерной мысли XX века — турбореактивного двигателя – вручную, строго сверяясь с технологией.


Как в России производят авиадвигатели


Управление технического контроля отвечает за безупречное качество всей продукции. Контролёры работают на всех участках, в том числе — и в сборочном цехе.


Как в России производят авиадвигатели


На отдельном участке собирают поворотное реактивное сопло (ПРС) — важный элемент конструкции, отличающий двигатель АЛ-31ФП от его предшественника АЛ-31Ф.


Как в России производят авиадвигатели


Ресурс работы ПРС — 500 часов, а двигателя — 1000, поэтому сопел нужно делать в два раза больше.


Как в России производят авиадвигатели


На специальном мини-стенде проверяют работу сопла и его отдельных частей.


Как в России производят авиадвигатели


Двигатель, оснащённый ПРС, обеспечивает самолёту большую манёвренность. Само по себе сопло выглядит довольно внушительно.


Как в России производят авиадвигатели


В сборочном цехе имеется участок, где выставлены эталонные образцы двигателей, которые изготавливались и изготавливаются последние 20-25 лет.


Как в России производят авиадвигатели


Испытания двигателей.


Испытание авиационного двигателя – завершающий и очень ответственный этап в технологической цепочке. В специализированном цехе осуществляются предъявительские и приёмо-сдаточные испытания на стендах, оснащённых современными автоматизированными системами управления технологическими процессами.


Как в России производят авиадвигатели


В ходе испытаний двигателя используется автоматизированная информационно-измерительная система, состоящая из трех компьютеров, объединенных в одну локальную сеть. Испытатели контролируют параметры двигателя и стендовых систем исключительно по показаниям компьютера. В режиме реального времени производится обработка результатов испытания. Вся информация о проведенных испытаниях хранится в компьютерной базе данных.


Как в России производят авиадвигатели


Собранный двигатель проходит испытания согласно технологии. Процесс может занимать несколько суток, после чего двигатель разбирают, промывают, дефектируют.


Как в России производят авиадвигатели


Вся информация о проведённых испытаниях обрабатывается и выдаётся в виде протоколов, графиков, таблиц, как в электронном виде, так и на бумажном носителе.


Как в России производят авиадвигатели


Как в России производят авиадвигатели


Внешний вид испытательного цеха: когда-то гул испытаний будил всю округу, теперь наружу не проникает ни один звук.


Как в России производят авиадвигатели


Цех № 40 — место, откуда вся продукция УМПО отправляется заказчику. Но не только — здесь осуществляется окончательная приёмка изделий, агрегатов, входной контроль, консервация, упаковка.


Как в России производят авиадвигатели


Двигатель АЛ-31Ф отправляется на упаковку.


Как в России производят авиадвигатели


Двигатель ожидает аккуратное обёртывание в слои упаковочной бумаги и полиэтилена, но это не всё.


Как в России производят авиадвигатели


Двигатели помещаются в спроектированную для них специальную тару, которая маркирована в зависимости от типа изделия. После упаковки идёт комплектация сопроводительной технической документацией: паспортами, формулярами и пр.


Как в России производят авиадвигатели


Двигатель в действии!


Как в России производят авиадвигатели


0 не понравился
31 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
Vanioka
Дата:
(23 мая 2015 14:52)
#1
Если не ошибаюсь, лопатки для авиадвигателей такого качества больше никто в мире не производит. Большая часть иностранных двигателей оснащена именно нашими изделиями.
Самарская область > Самара [ссылка]
1 / 0
 
 
 
 
 
 
Pipelatc
Дата:
(25 мая 2015 00:54)
#2
был в марте на УМПО. отличный завод - активно внедряют Бережливое производство. Молодцы. Генеральный у них молодец- понимает что по старому работать уже нельзя.
Москва [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх