Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино

јвтор:
VITYAZ-V
ѕечать
дата:
12 но€бр€ 2015 17:55
ѕросмотров:
8526
 омментариев:
1
≈сть в –оссии небольшой поселок, где вот уже больше двухсот лет традиционно занимаютс€ росписью. ¬ 20-и километрах от ћосквы, в небольшом, уютном селе ‘едоскино, располагаетс€ исторический центр лаковой миниатюры, основанный купцом ѕетром  оробовым в 1795 году. —реди учащихс€ много таких, чьи отцы, деды и прадеды были и €вл€ютс€ художниками федоскинского промысла. ќбучение длитс€ четыре года и позвол€ет учащимс€ овладеть техническими основами мастерства. Ќа издели€, в т.ч. шкатулки ‘едоскино, даетс€ столетн€€ гаранти€. ќни не подвержены коррозии в результате действи€ воды и грибков. ѕодлинность каждого издели€ подтверждена сертификатом и личной подписью художника. Ўкатулки ‘едоскино в качестве подарков были переданы ѕапе –имскому, ѕрезиденту —Ўј, ѕремьер ћинистру ¬еликобритании.

Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


‘едоскино - старинное русское село на берегу речки ”чи, в 30 км от ћосквы. ќчень живописное место, особенно летом.  расивый изгиб реки. ‘едоскинска€ лакова€ миниатюра на шкатулках - как народный промысел, конечно, совсем не древний,
и по каким-то меркам даже молодой - всего то около 200 лет. ‘едоскино вообще знают мало, в отличие от ѕалеха. Ќо их и сравнивать в принципе нельз€, это как сопоставить цветок вишни и цветок €блони. ¬роде как бы одно и тоже, но какие разные!
ѕрактически все жители села занимаютс€ миниатюрой, многие из них предпочитают работать на дому. ќдин из таких мастеров, чьи авторские работы принимали участие на выставках во многих странах мира,  озлов —ергей »ванович. «анимаетс€ миниатюрой с 1976 года, п€тнадцать лет проработал на фабрике, а с 1991 года работает дома, в своей уютной мастерской. —егодн€ фабрика изготавливает продукцию, выполненную в традиционном русском стиле.

Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


‘едоскино - школа, котора€ имеет свои традиции, свою давнюю историю и культуру.
Ўкатулка ‘едоскино - изделие из папье-маше, расписанное масл€ными красками с использованием сусального золота и перламутра, покрытое несколькими сло€ми лака.

Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино






Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


»стори€ промысла.

√лавную роль в создании знаменитой на весь мир федоскинской миниатюры сыграли купеческа€ свадьба и лаковые козырьки дл€ фуражек. ѕотомственный московский купец ѕЄтр  оробов был человек разносторонний и в 1795 году вместо своего Ђголландскогої мыла решил начать производить лаковые козырьки дл€ киверов и фуражек русской армии.
ѕод это дело он в небольшом селе ƒанилково ћытищинского уезда основал маленькую фабрику.  озырьки делались из папье-маше, т.е. из размельченной, размоченной и спрессованной бумаги (про пластмассу ещЄ тогда не знали естественно). ѕотом перекинулс€ на табакерки дл€ нюхательного табака, которые вошли тогда в моду. ќб успешном человеке в то врем€ говорили: "» сыт, и пь€н и нос в табаке". Ќу а чтобы любител€м и любительницам этого зель€ было особливо при€тно не только табак нюхать,
но и в руках затейливую вещицу повертеть, решил  оробов дл€ красоты на табакерки картинки наклеивать.

Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


 оробов был купец продвинутый и выписал из немецкого города Ѕрауншвейга опытных немецких кадров со знаменитой лаковой фабрики Ўтобвассера, дабы научили они наших мастерству. Ќу и научили... ƒа так, что мастера наши стали выпускать и шкатулки, и портсигары, и коробочки дл€ рукодели€ и ещЄ массу всего заманчивого и полезного в быту и хоз€йстве. Ќо - художников ещЄ не было.  артинка просто наклеивалась на лак. ’удожники по€вились только в 1814г., в аккурат после наполеоновской авантюры. »з ћосквы их пригласил з€ть  оробова купец Ћукутин.
ћежду делом у  оробова подрастала дочка  атерина, и на юную красавицу и положил глаз купец - ѕЄтр Ћукутин. —правили свадьбу. “ак вот и породнилс€ купец  оробов с купцом Ћукутиным. ∆ених оказалс€ шустрый, не даром был купцом не второй, как  оробов, а первой гильдии. ѕотому потенциал фабрики тест€ оценил быстро, сразу перенЄс мануфактуру на противоположный берег речки ”чи, в село ‘едоскино, и построил дл€ неЄ новое бревенчатое здание, а также выписал мастеров-живописцев.
“есть и нарадоватьс€ на з€т€ не мог, а местна€ печать уже сообщала, что: "Ѕумажные табакерки московского купца Ћукутина ни в чем не уступают брауншвейгским, а ценою гораздо сходнее оных. “рудно поверить, что дюжина их с изр€дной живописью продаетс€ по 4 рубл€". ј потом федоскинской фабрике, пожаловали право ставить клеймо, герб –оссийской империи - двуглавого орла, - но! - только после того, как салонный стиль
росписи помен€лс€ на народные сюжеты. “ак ‘едоскино стало поставщиком »мператорского двора. ј это означало почЄт и уважение, и качество, соответствующее требовало. Ќу а дальше начали подключатьс€ к фамильному производству сыновь€ и внуки. Ќо каждый по-своему.

Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


—ын Ћукутина јлександр что называетс€ "горел" на производстве. —амолично делал эскизы дл€ будущих изделий и отбирал дл€ образцов картины и гравюры. ¬нук Ћукутина Ќиколай, будучи известным меценатом, филантропом и коллекционером, посв€щал свое врем€ массе других дел, а ‘едоскинский промысел содержал не из коммерческих
соображений, а в пам€ть об отце и деде. ¬ результате такого "управлени€" в 1904г. фабрика закрылась, а мастера пошли наниматьс€ в ∆остово (кто не знает - промысел по производству расписных подносов). ѕравда потом многие возвратились и создали артель, котора€ и помогла сохранить традиции.
 расный ветер перемен привЄл к тому, что в начале сороковых годов артель стала фабрикой, котора€ "производила искусство" на конвейерной основе. ј в трудное военное врем€ коллекцию образцов 18-19 столетий пришлось тщательно упаковать и закопать в погребе.  стати. ќчень интересный факт: в те военные годы —талин подписал указ, по которому мужчин-художников во врем€ войны не брали на фронт, а оставл€ли на фабрике; а по другому указу - вернули всех мастеров из ‘едоскино, работающих
на других местах обратно в ‘едоскино. ¬ 70-е годы государство еще раз взволновалось о судьбе промысла, и в ‘едоскино было построено 7-этажное здание новой фабрики и учебный корпус дл€ школы.

Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино






Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


ѕроцесс изготовлени€ ‘едоскинской миниатюры

 орпус шкатулки выполн€етс€ из папье-маше, в основе которого - чистый древесный картон. »зделие пропитываетс€ гор€чим льн€ным маслом, затем высушиваетс€ в печи при большой температуре. Ўкатулку грунтуют и шлифуют до получени€ абсолютно гладкой поверхности. ѕокрывают несколько раз чЄрным, а внутри - красным лаком. ¬ общей сложности весь процесс занимает от 4 до 6 мес€цев!!!
¬ основе ‘едоскинской лаковой миниатюры лежит классическое многослойное письмо масл€ными красками. ¬ этой технике работали старые мастера классической живописи - Ћеонардо да ¬инчи,  арл Ѕрюллов, –убенс... Ёта техника позвол€ет создавать наиболее реалистические, живые изображени€.
ѕроцесс изготовлени€ лаковой миниатюры включает в себ€ несколько этапов:
√рунтовка.
√рунт - это алюминиевый порошок, напылЄнный на лак. ќн прилипает к поверхности, и краски, нанесЄнные на него, не тускнеют. ј если это прозрачные краски, то металл сквозь них просвечивает, и эффект получаетс€ впечатл€ющий. »ногда в качестве грунта используетс€ сусальное золото или кусочки перламутровых раковин.

Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ќа грунт с помощью кальки переводитс€ силуэт рисунка.
«амалЄвок
Ќакладывают первым слой живописи. Ќазываетс€ "замалЄвок". ¬ нем следует отобразить основные цвета и тени. ƒеталей нет.

Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


—ушить лучше при температуре градусов 60 по ÷ельсию.
ѕри комнатной температуре масл€ные краски сохнут очень долго, а такие, как "сажа газова€" - вообще не сохнут.
ѕеремалЄвок
 огда первый слой высохнет, его надо покрыть лаком и оп€ть высушить. ѕосле каждого сло€ лака шкатулку шлифуют порошком пемзы дл€ того, чтобы удалить все пузырьки и неровности лака. ѕлоскость должна быть идеально подготовлена дл€ следующего сло€ живописи.

Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ќадо старательно прописать все детали, углубить тени, сделать €рче свет. » снова сушим. » снова покрываем лаком.
Ѕликовка
ѕоследний слой - "бликовка". —амо название говорит, что надо расставить акценты: блики, мельчайшие детали.

Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


«атем сушим. ѕокрываем лаком. Ќе менее дес€ти слоев. √отова€ шкатулка
Ќа корпусе тоже надо красоту навести. “оненьким стальным перышком рисуем орнамент, подписываем им€ художника и дату изготовлени€.

Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


 орпус надо покрыть лаком (не менее 10 слоев) и отполировать.
ѕолируют обычно той же масл€ной краской "окисью хрома" на медленно вращающемс€ кругу до зеркально ровной поверхности.
—ложные узлы довод€тс€ вручную. Ўкатулка готова.
“ехника ‘едоскинской миниатюры
‘едоскинские миниатюристы используют две разновидности миниатюрной живописи: "письмо по-плотному" и "письмо по-сквозному".

Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


ѕисьмо по-плотному: поверхность издели€ зачищают пемзовым порошком, затеи на нее выдавливают из тюбика свинцовые белила, разравнивают и сглаживают м€гкими взмахами большой беличьей кисти, распушенной на конце (своего рода флейц). ¬ результате получаетс€ плотный белый грунт, напоминающий по виду хорошо отполированную кость. Ќа просушенный грунт переводитс€ рисунок миниатюры с тонкого листа бумаги или кальки.  онтуры рисунка перед этим аккуратно обвод€тс€ с обратной стороны какой-либо нейтральной краской - умброй, сиеной жженой либо охрой красной, затем отпечатываютс€ на грунте лощением листа ногтем большого пальца.
ѕалитрой дл€ федоскинского художника обычно служит стекло, подбитое с тыльной стороны белилами (бела€ палитра). ¬ руках живописца - колонковые кисти особой, тщательной в€зки.  раски размешиваютс€ льн€ным маслом, капл€ которого помещаетс€ тут же, на палитре, р€дом с выжатыми из тюбиков красками.
ѕервой стадией федоскинской живописи €вл€етс€ так называемый подмалевок. ѕлотными, корпусными красками мастер стремитс€ закрыть всю поверхность издели€, при этом каждый цвет как бы сплавл€етс€, сцепл€етс€ с соседними цветовыми мазками, образу€ общий красочный слой, в котором только в самых приблизительных очертани€х намечаютс€ формы изображени€. ¬ прошлом такой подмалевок нередко выполн€лс€ двум€-трем€ красками: черной, коричневой и охрой в смеси с белилами - так называема€ гризайль или полугризайль, устанавливающа€ тоновые соотношени€ изображенных предметов и определ€юща€ светотень на них.
ѕодмалевок требует уверенной руки и быстроты исполнени€, поскольку масл€на€ краска имеет свойство в короткое врем€ тер€ть эластичность.
«акончив подмалевок, художник сглаживает красочные мазки нежными, воздушными взмахами беличьей кисти.

Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


ѕервый слой живописи в естественных услови€х сохнет 2-3 дн€, а в сушильном шкафу - 3-4 часа. «атвердевший подмалевок покрываетс€ слоем светлого лака.
ѕрежде чем приступить к дальнейшей живописи, художник прочищает просушенную лаковую пленку (лак сохнет в естественных услови€х в течение суток) хвощом либо порошком пемзы на влажной тр€почке. «атем, слегка протерев подмалевок льн€ным маслом, художник-миниатюрист создает второй, более тонкий слой живописи, называемый лерелшлевком (перемалевком). ¬ нем уточн€ютс€ изображенные формы, конкретизируетс€ цвет предметов, про€вл€ютс€ детали. —легка сфлейцованный перемалевок покрываетс€ лаком, и вновь повтор€етс€ процедура подготовки лакированной поверхности к дальнейшим приемам: лессировке и бликовке.
Ћессировка представл€ет собой живопись чистой или смешанной прозрачной краской, наносимой на поверхность перемалевка. Ћессировкой художник продолжает моделировать изображенные формы, одновременно усиливает звучание цвета.
Ѕликовка - это последние, заключительные мазки светлой краской, передающие блики на предметах и вызывающие ощущение полной завершенности произведени€.

Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


ѕисьмо по-сквозному отличаетс€ тем, что грунт под живопись нанос€т не белый, а металлический (алюминиевый или бронзовый порошок, золото, тонкие листочки потали) или перламутр. ѕерламутровые пластинки врезаютс€ в толщу папье-маше и скрепл€ютс€ с основой казеиновым клеем, порошок, листовое сусальное золото или поталь наклеиваютс€ на недосушенную лаковую пленку.
¬ трехслойной системе письма художник-миниатюрист имеет возможность сосредоточить свое внимание поочередно на каждом приеме в отдельности, совершенству€ его и изыскива€ наиболее гармоничные св€зи с предыдущими и последующими приемами. ¬ этих искани€х и родилось в ‘едоскине так называемое письмо по-сквозному. ќсновыва€сь на с вето поглощающих свойствах л ее сиро вечных красок, т.е. на их способности пропускать сквозь себ€ свет, федоскинские миниатюристы остроумно применили подкладки под живопись, отражающие свет: алюминиевый грунт, золото, поталь, перламутр.

Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


ћеталлизированный грунт под сквозное письмо создаетс€ следующим образом: на прочищенную крышку коробки наноситс€ тонкий слой светлого лака и выдерживаетс€ на воздухе до неполного высыхани€ - до "отлипа"; затем лакова€ пленка присыпаетс€ алюминиевым порошком при помощи
ватного тампона. »злишки порошка после высыхани€ лака смываютс€ водой. Ћистовое сусальное золото или поталь налепл€етс€ также на недосушенную лаковую пленку. ѕерламутровые пластинки врезаютс€ в толщу папье-маше заподлицо с поверхностью издели€ посредством скальпел€ и скрепл€ютс€ с основой казеиновым клеем.
—оздание миниатюры по сквозному фону требует чрезвычайной тщательности работы во всех стади€х: в переводе рисунка, в подмалевке, перемалевке и бликовке. —ветовой луч, отраженный от блест€щей поверхности, проход€ вторично сквозь слой лессировочной краски, заставл€ет ее гореть с поразительной €ркостью.
¬ руках федоскинцев, таким образом, оказалась единственна€ в своем роде цветова€ палитра, та€ща€ в себе возможность необычайных декоративных эффектов. ќсобенно благородные цветовые градации дает перламутр - материал прочный, ласкающий глаз нежными цветовыми оттенками, напоминающими о солнечных лучах, блест€щих облаках или о морских волнах. ќгневыми, при€тными дл€ глаза всполохами загораютс€ на федоскинских миниатюрах то небо, то нар€дна€ одежда персонажей.

Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


“радиционной федоскинском миниатюре присуще органическое сочетание приемов письма по-плотному и по-сквозному, это дает необычайный декоративный эффект.
ќрнамент
‘едоскинска€ миниатюра иногда дополн€етс€ золотым орнаментом преимущественно растительного характера. ќрнамент пишетс€ лаком с подмешанными в него белилами (так называема€ гульфарба) по матовой поверхности коробки. Ќа выдержанную до отлипа гульфарбу накладываетс€ сусальное золото. Ћегкими касани€ми сухого ватного тампона мастер сбивает лишнее золото, оставл€€ на черном лаке рельефный золотой узор, который затем уточн€етс€, разрабатываетс€ коричневой краской, преимущественно умброй.

Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ќар€ду с миниатюрной живописью и золотым орнаментом в ‘едоскине были разработаны приемы оригинальной декорировки изделий: скань (узор из мелких чеканных металлических элементов), цировка (узор в виде расход€щихс€ от центра блест€щих волнистых лучей), роспись под черепашку, под €сень, рисунок шотландка (по аналогии с шотландскими ткан€ми), имитаци€ малахита, красного дерева и др.
Ўотландкой называетс€ геометрический узор на черной лаковой поверхности небольших коробочек, получаемый путем пересечени€ пр€мых линий (нанесенных рейсфедером жидкими красками с помощью линейки и угольника), образующих сложную сетку, отдаленно напоминающую шотландскую ткань.
Ўотландка по€вилась в лукутинском производстве в XIX в. под воздействием английских лаковых изделий. ”зор шотландка нередко гравировалс€ резцом по черному лаку до нижележащего листа олова или серебра. «атем линии подцвечивались лессировочными красками, придававшими особую цветовую игру декорированной поверхности.
—кань - это наборный узор по сырому лаку из отдельных металлических, серебр€ных или мельхиоровых деталей - звездочек, листиков, травок, точек и т. п., отбитых на свинцовой матрице специальными пуансонами (чеканами). ƒетали скани складывают в узор с помощью пинцета. ѕосле покрыти€ трем€ сло€ми светлого лака и полировки сканый узор приобретает тектоническое единство с поверхностью издели€ - как правило, небольшого размера. —лово "скань" русского происхождени€ и эта техника примен€лась нашими предками от древней Ётрурии, до скифов —ибири.

Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


÷ировкой, или си€нием, называют узор из тонких волнистых линий, расход€щихс€ подобно волнообразным лучам от центра коробочки. ÷ировка производитс€ следующим образом: на первый слой черного непросохшего лака накладываетс€ лист серебра, мельхиора или олова. ѕосле высыхани€ изделие покрываетс€ еще несколькими сло€ми черного лака. «атем мастер режет узор до металла штихелем с помощью лекала. »ногда цировка создаетс€ рейсфедером жидким лаком с последующим накладыванием листиков сусального золота.
–оспись под черепаховую кость производитс€ коричневыми красками по сырому светло-желтому грунту. ’удожник м€гко вплавл€ет в этот грунт коричневые п€тна и разводы, имитирующие рисунок черепаховой кости. ∆ивопись ведетс€ от светло-желтых до коричневых тонов. «авершаетс€ имитаци€ ударами черных п€тен в наиболее темных местах узора. ¬ прошлом черепашкой нередко декорировалась и внутренн€€ поверхность изделий. —уществовал и еще способ воспроизведени€ узора, по виду напоминающего черепаховую кость, - методом копчени€ светло-желтого сырого грунта посредством лампады. “акой узор называлс€ "черв€чок". ѕодробнее о рецептурах и составах вы можете узнать в статье "»митаци€ под черепаху".
ћалахит. ¬ лукутинском искусстве поздней поры по€вилась имитаци€ малахитового узора. ќна производилась так: в ложке размешивалась зелена€ краска на скипидаре и масле, затем краска выливалась в сосуд с водой, где при помешивании палочкой образовывала на поверхности воды прихотливые разводы, напоминающие узоры на срезах малахитового камн€. »зделие из папье-маше, покрытое по лаку темно-зеленым грунтом, на миг окунали в сосуд; пленка прилипала к предмету, создава€ на нем искомый декор.
 роме того, в федоскинском искусстве во второй половине XIX в. существовали еще имитаци€ красного дерева, главным образом в декорировании внутренней поверхности вещей, - методом лессировочных покрытий красно-коричневыми красками по более светлому грунту; подражание бересте - масл€ными красками по фону "слонова€ кость".

Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


«авершающие стадии производства изделий из папье-маше
ќт художников-миниатюристов издели€ попадают в руки профессиональных лакировщиков и полировщиков.
¬ещи покрываютс€ трем€ сло€ми светлого масл€ного лака с об€зательной просушкой и прочисткой каждого сло€. ѕосле покрыти€ четвертым слоем лака издели€ шлифуютс€ зернистой пемзой и бруском и полируютс€: сначала трепелом {порошком из обожженного черепка), затем цигейковым мехом.
ќстаетс€ последн€€, чисто формальна€ операци€: шарнировщик окончательно вставл€ет в петли ось шарнира - металлический прутик, скрепл€ющий крышку с корпусом издели€. ¬ещь закончена. ќна начинает жить как самосто€тельное, оригинальное художественное произведение, созданное руками многих мастеров.

Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


Ћаковые миниатюры из села ‘едоскино


‘едоскинска€ лакова€ миниатюра - это не просто сувенир, а произведение искусства, каждое из изделий уникально и может стать семейной реликвией, украсить любую частную коллекцию или художественный салон.

Ёнциклопеди€ “ехнологий и ћетодик

0 не понравилс€
12 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх