49 лет со дня катастрофы на аполлоне-1

Автор:
kaa
Печать
дата:
28 января 2016 17:05
Просмотров:
1304
Комментариев:
3
49 лет со дня катастрофы на аполлоне-1


В первые годы существования НАСА опыт нарабатывался на собственных ошибках, тесты и процедуры разрабатывались индивидуально для каждой программы. Одним из подобных тестов в программе "Меркурий" (Mercury) был "тест на отключение" (plugs-out test), в котором тестировались системы космического корабля, и симулировался обратный отсчет до запуска. Данный тест никогда не рассматривался, как опасный. Но 27 января 1967 года проведение этого теста стоило жизни команды "Аполлона - 1"...

Целью "Аполлона - 1" был обычный пробный полет, что было типично для первого полета по новой программе. Экипаж, астронавты Гриссом, Уайт и Чаффи, должны были вывести на орбиту Земли Командный/Служебный отсеки (Command and Service Module (CSM)).

Тест проводился на готовом к запуску космическом корабле, водруженном на не заправленную ракету-носитель "Сатурн-1Б" (Saturn IB). Все началось стандартно и обычно. Питающие провода были отключены, соответственно отсек получал напряжение исключительно от внутренних батарей. Затем кабина была наполнена чистым кислородом, причем давление было выше атмосферного - 16,7 фунтов на квадратный дюйм (115,1 кПа). После того как команда вошла в космический аппарат около часа пополудни, команда инженеров Центра управления в полном составе заняла свои позиции для проведения теста.

Также на месте присутствовали сотрудники, находящиеся в Белом зале (White Room) - передвижном помещении, через которое астронавты проходили в летательный аппарат.

В течение первых пяти часов незначительные проблемы прерывали проведение теста. Гриссом пожаловался на отвратительный запах, напоминавший прокисшее молоко в его кислородном блоке. Также сработала сигнал тревоги из-за повышенного потока кислорода в скафандрах астронавтов. Но это были пустяки по сравнению с постоянными проблемами со связью. Из-за статического электричества обмен сообщениями между экипажем и центром управления был практически невозможен. Гриссом раздраженно заметил, что они никогда не долетят до Луны, если не могут установить нормальную связь между двумя или тремя зданиями.

В 6:31 вечера технические специалисты Центра управления зафиксировали резкое увеличение потока кислорода и давления внутри кабины. Этот сбой в телеметрии сопровождался искаженным сообщением: "Огонь, - сказал кто-то. И добавил - Они борются с огнем, выбирайтесь оттуда. Открой его, мы сгорим, выбираемся отсюда". Из-за помех даже невозможно было однозначно определить, кому принадлежал этот голос.

Мониторы, транслировавшие изображение из Белого зала, запечатлели все происходящее: огонь, видимый через крошечный иллюминатор, команду, пытающуюся открыть люк. Но его никто не мог сдвинуть ни на йоту - люк открывался вовнутрь аппарата, где было повышенное давление. Через три секунды после того, как команда заметила огонь, давление внутри модуля достигло критической точки. Произошел разрыв корпуса и пламя хлынуло в Белый зал. Все звуки в коммуникаторе исчезли.

Через полчаса пожарные и спасатели смогли извлечь тела астронавтов. Эд Уайт был найден в своем кресле, развернувшись в сторону люка.

Расследование инцидента длилось год. В течение двух месяцев летательный аппарат был полностью разобран, и каждая деталь была проверена на другом модуле. В конечном счете, пришли к заключению, что произошло короткое замыкание провода на трубопроводе, ведущем к системе сбора мочи. В атмосфере, состоящей из чистого кислорода, где все также было им пропитано, эта искра мгновенно превратилась в пламя. Характер повреждений указывает, что огонь начал распространяться внизу, вне пределов видимости команды. На то, чтобы корабль объяло пламенем, ушло не более десяти секунд. Но команда не сгорела заживо. Вскрытие показало, что их дыхательные пути были поражены продуктами горения. Они умерли меньше чем за минуту после того, как сообщили о возгорании.

Расследование ЧП сфокусировалось на спорном решении НАСА проводить тест космического аппарата, используя избыточное давление чистого кислорода. Производитель модуля, компания North American Aviation, рекомендовала НАСА не тестировать космический аппарат под давлением, предупреждая о риске возгорания. Но НАСА настояла на своем и начала проводить тестирование до окончания всех шести миссий Меркурия и десяти миссий Джемини (Gemini). Возвращаясь к тем событиям, Дик Слейтон (Deke Slayton), руководитель отдела астронавтов, заявил, что только благодаря счастливой случайности подобные тесты не закончились трагедией во время создания корпорацией McDonnell аппаратов Меркьюри и Джемини. Это была непозволительная оплошность, что данный тест не был классифицирован как опасный. К таковым отнесли лишь тесты, включавшие заправку горючим, самовоспламеняющимся ракетным топливом, тестирование криогенных систем, резервуаров высокого давления, пиротехнические тесты и тесты в барокамере.

Данное чрезвычайное происшествие привело к двум значительным изменениям в проекте. Люк, открываемый вовнутрь, был заменен на легкое быстрооткрываемое наружу устройство, изготовленное из алюминия и стекловолокна. Его можно было открыть менее чем за 10 секунд. НАСА также изменило состав атмосферы для предварительных тестов. Вместо чистого кислорода стала подаваться его смесь с азотом, доля которого составляла 40%. Эта смесь менее поддерживала горение, хотя костюмы астронавтов по-прежнему наполнялись чистым кислородом. И только после запуска смесь подлежала замене на чистый кислород до конца миссии.

Ни один экипаж так и не полетел на Аполлоне-1. пилотируемые полеты были продолжены на Аполлоне-7 в октябре 1968 года. Тест, приведший к гибели людей, так и не был переквалифицирован в опасные, но Апполон-7 проводил его с открытым люком.

 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
Bender82
Дата:
(28 января 2016 20:52)
#1
Не хотели "лететь" на Луну, запустили на радугу, как и многих других несогласных с такими "полетами", кто якобы тоже приставился при загадочных обстоятельствах.
Новосибирск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Arrow
Дата:
(28 января 2016 23:15)
#2
Цитата: Bender82
Не хотели "лететь" на Луну, запустили на радугу, как и многих других несогласных с такими "полетами", кто якобы тоже приставился при загадочных обстоятельствах.

огласите имена многих.
 
Let it be хренакнется...
Томск [ссылка]
0 / 1
 
 
 
 
 
 
Bender82
Дата:
(29 января 2016 21:12)
#3
Цитата: Arrow
Цитата: Bender82
Не хотели "лететь" на Луну, запустили на радугу, как и многих других несогласных с такими "полетами", кто якобы тоже приставился при загадочных обстоятельствах.

огласите имена многих.

https://www.youtube.com/watch?v=sA4n6Oxc 5XI Тут описывается серия загадочных смертей, а про "легендарный" ракетоноситель вообще отдельная история
Новосибирск [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх