Возможна ли в россии частная космонавтика?

Автор:
kaa
Печать
дата:
5 марта 2016 16:58
Просмотров:
1075
Комментариев:
2
Возможна ли в россии частная космонавтика?


"Я не буду произносить это имя, уже чересчур, по-моему... У меня день вместе с ним начинается, продолжается и заканчивается", - шутил официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков, но доля правды в этой шутке была изрядная. На первой конференции по проблемам частной космонавтики каждый выступавший упоминал главу корпорации SpaceX Илона Маска.

В какой-то момент критическая масса упоминаний этого имени превысила порог, и оно стало нарицательным: один из участников, рассуждая о проблемах отрасли, использовал его как единицу эффективности частного предпринимателя в космосе. Знаменитый глава компании Space Exploration Technologies (SpaceX) Илон Маск во всем мире считается примером частной космонавтики. На следующий день после начала конференции был назначен запуск ракеты Falcon 9 производства SpaceX с полезной нагрузкой. И хотя в успехе этого испытания было слишком много сомнений, а в прошлом у этого проекта - несколько аварий, все собравшиеся признавали, что в США частная космонавтика развивается намного быстрее.

Частные космические компании в России есть, но по словам представителя одной из них, им "почти невозможно" развиваться. С этим на конференции InSpace Forum 2016 тоже вряд ли кто-нибудь стал спорить, иначе незачем было ее собирать. Российская государственная космонавтика переживает сейчас масштабную и очень трудную реформу. Во-первых, в России начался экономический и финансовый кризис, уже отразившийся на финансировании Роскосмоса. Во-вторых, громоздкая организация отрасли досталась российскому государству в наследство от Советского Союза. Она плохо приспособлена к современному миру, прежде всего - к рыночным условиям. Эти обстоятельства определяют проблемы, с которыми сталкивается в России частная космонавтика.

Плюсы и минусы

Отставание России от Запада в этой сфере проиллюстрировала первая же панельная дискуссия, вылившаяся в обсуждение азов: чем по сути является частная космонавтика, какие задачи она ставит перед собой и какое место она может занимать в государственной космической индустрии. У самих представителей космического бизнеса определение этого явления не вызывает никаких трудностей. По словам главы компании "Дауриа Аэроспейс" Сергея Иванова, главным отличием частной космонавтики от государственной является стремление к коммерческому успеху.

"Говоря о космосе, мы всегда вспоминаем о романтике, политике, гордости за державу, о вещах, гораздо более высоких, чем просто деньги. А для меня частный космос, это про деньги. Про зарабатывание, создание добавленной стоимости, отдачу на вложенный капитал, создание продуктов, которые находят своих покупателей, про рыночные отношения", - сказал он.

Это свойство частных космических компаний определяет их силу, слабость и их отношения с государством. Главное достоинство коммерческой космонавтики - способность быстро реагировать на изменения рынка, новые цели и технологии. Коммерческая компания в космической отрасли более свободна в постановке задач, в поиске путей их выполнения - компания зависит от инвестора. Слабые стороны компании такого типа проявляются ровно по тем же причинам - инвестиции в космический проект могут окупиться через долгие годы, и при этом гарантии успеха никто предоставить не может. Успех Илона Маска во многом зависел от его личной целеустремленности и веры в успех. В России, как заявил на конференции Игорь Буренков, таких инвесторов не существует.

"Мы сколько угодно можем говорить о разных великих иностранных предпринимателях, но они рискуют величайшими деньгами. И я что-то не вижу желающих такими деньгами рисковать. К нам приходят с небольшими аппаратами. Никто не приносит нам миллиарды", - сказал он.

"Космическая библия"

По словам представителя Роскосмоса, агентство сейчас более чем открыто для сотрудничества, однако у "космических бизнесменов" немало претензий к государству. Прежде всего, это касается нормативных документов, таких как "Положение о порядке создания, производства и эксплуатации (применения) ракетных и космических комплексов - Положение РК-11 и "Положение о лицензировании космической деятельности". Любой космический аппарат или ракета должны соответствовать жестким требованиям, в них изложенным. Как рассказал глава Института космической политики Иван Моисеев, требования, заложенные в РК-11, рассчитаны на крупные космические аппараты. Производителям небольших аппаратов и ракет сложно соблюдать нормативы, которые на них не рассчитаны.

"Во-первых, им даже трудно получить этот РК. Хотя там ничего секретного нет, но у нас по привычке ставят штамп "секретно", чтобы ничего не случилось. Надо выворачивать наизнанку эту ситуацию, потому что чрезмерное засекречивание вредит экономическому развитию", - сказал он.

Представители частной космонавтики предлагают переписать положения РК-11, которую окрестили уже "космической библией", однако в Роскосмосе им отвечают, что агентство, которое занимается фундаментальной реформой, не в состоянии одновременно менять еще и основополагающие документы.

"Больной лежит в реанимации, он вышел из комы, дышит при помощи аппарата искусственного дыхания, и тут появляется молодой человек, который говорит: "Давай, вот тебе скакалка, и прыгай!" - сказал Игорь Буренков.

Рынок

Как рассказал глава компании "Космокурс" Павел Пушкин, рынок в этой сфере весьма невелик.

"Эта доля составляет 8-10% и у нас, и у США. Эта доля очень маленькая, и за эту долю начинают биться все эти маленькие компании", - рассказал он.

В России действуют несколько коммерческих спутниковых компаний, среди которых - "Газпром космические системы", "Спутникс" и "Дауриа Аэроспейс". По словам Пушкина, компании борются за коммерческий рынок, но при этом были бы рады получить и государственные контракты. Это нормальная практика для всех стран, включая и США, где самые крупные корпорации стараются полагаться на государственные заказы и получают господдержку. Однако облик такого сотрудничества продолжает формироваться. На конференции много говорилось о том, каким оно должно быть. В частности, говорилось о том, что низкую орбиту можно отдать частному космосу, оставив дальние полеты крупным госструктурам.

"Космокурс" Павла Пушкина, по его словам, пытается занять довольно узкую нишу на космическом рынке. Компания разрабатывает многоразовый космический корабль для туристических суборбитальных пролетов (выходов на низкую орбиту без оборота вокруг Земли).

Будет ли в России свой SpaceX?

Компания "Космокурс" уже сумела согласовать с "Роскосмосом" техническое задание на создание корабля, но о том, чтобы развиваться дальше, там пока не думают. "Мешает отсутствие опыта", - признался ее глава. Эта проблема едва ли не самая серьезная в российской частной космонавтике. Для того, чтобы в России появилась компания, подобная SpaceX Илона Маска, должно пройти немало лет. Сама SpaceX была основана в 2002 году.

Возможна ли в россии частная космонавтика?


Помимо всех организационных и финансовых проблем существует еще и довольно низкая активность самих бизнесменов-энтузиастов. Президент Московского космического клуба, действительный член Российской академии космонавтики Сергей Жуков сказал, что соотношение стартапов России и США в космической области составляет примерно один к пятистам.

"И инвестиции... Наши олигархи покупают "Челси", но можно ли их упрекать? Среда почти невозможная для создания инноваций", - сказал он.

Представитель госкорпорации "Роскосмос" Игорь Буренков с этим не стал спорить. По его словам, состояние частной космической индустрии отражает общую ситуацию с бизнесом в стране.

"В нашей стране бизнес только начинает развиваться, он проходит стадию накопления капитала, никто же не отменял экономические стадии развития. В этом нет ничего плохого, просто время. Если кто-то занимается такими вещами 20 лет, а кто-то занимался триста... Но приоритет по развитию частной инициативы все равно будет у тех, кто занимается этим дольше", - заявил он, добавив: "От осинки не родятся апельсинки".


Источник

0 не понравился
10 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
birdy
Дата:
(5 марта 2016 19:26)
#1
у нас и государственная космонавтика так себе, в последние 10 лет роскосмос превратился в обычную маршрутку, что уж говорить о частниках у которых ни технологий ни опыта ни денег
Томск [ссылка]
4 / 4
 
 
 
 
 
 
Arrow
Дата:
(5 марта 2016 22:08)
#2
роскосмос пора переименовывать в РосДальшеОколоземнойОрбитыНеЛетаем. Потому что экономически не выгодно.
Сказали что на луну не выгодно летать, поэтому пилотируему лунную программу закрыли. Дебилы чтоли. 60 лет назад не то что невыгодно, ваобще Королев с Келдышем, как бы сейчас сказали спутник запустили чисто поржать. С головным обтекателем для ядерных бомб вышел косяк, пока изобретали новый с которым боеголовка не сгорает при входе в атмосферу Келдыш с Королевым выпросили два носителя и запустили искуственный спутник созданный за пару месяцев, для них головной обтекатель не нужен был. А теперь без интернета жизнь не мыслима.
И сейчас эти дебилы говорят, ученые не могут придумать экономического обоснования. да как его придумать то если никто не знает что из этого получится через 50 лет. На самом острие прогресса никогда не будет экономического обоснования.

а американцы хоть и пендосы но такие вещи понимают. в чем им даже завидно, и при этом за наших специалистов очень обидно :(
если бы им дали ресурсы и возможность мы бы уже давно утерли всем нос. круче наших инженером нет и не было никогда. тока с менеджерами у нас напряженка.
 
Let it be хренакнется...
Томск [ссылка]
2 / 2
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх