‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 12

јвтор:
kaa
ѕечать
дата:
7 марта 2016 01:08
ѕросмотров:
1411
 омментариев:
0
‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 12


«десь вы повстречаетесь с красоткой —есилией ѕейн, √амовым, Ћандау, „едвиком и другими




ѕленный „едвик и радиоактивна€ зубна€ паста

‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 12


¬о врем€ ѕервой мировой войны ƒжеймс „едвик (1891 - 1974), которому предсто€ло получить Ќобелевскую премию за открытие нейтрона, попал в плен. ќт скуки и отча€ни€ его спасали эксперименты в импровизированной лаборатории. „едвик родилс€ в рабочей семье на севере јнглии и все детство страдал от избыточной застенчивости. ќднако школьный учитель сумел разгл€деть его таланты, и юноше предоставили возможность поступить в ”ниверситет ћанчестера. “ам его заметил Ёрнест –езерфорд, недавно назначенный профессором физики. ¬последствии, когда –езерфорд перебралс€ в  ембридж, „едвик последовал за ним.

ќдним из самых сообразительных ассистентов –езерфорда был √анс √ейгер (именем которого назван счетчик √ейгера, используемый до сих пор детектор радиации).  огда √ейгер вернулс€ к себе на родину, в √ерманию, „едвик договорилс€, что проживет у него в Ѕерлине год. Ётим годом был 1914-й. Ќеосмотрительные рекомендации туристического агентства, местного отделени€ конторы  ука, привели к тому, что „едвику пришлось п€ть лет терпеть лишени€ во временном лагере дл€ интернированных, который устроили на ипподроме –улебен под Ѕерлином. —о временем группа заключенных организовала научный кружок и, устав от чтени€ лекций друг другу, попросила у лагерного начальства, чтобы им отвели место под лабораторию.

ќсенью 1915-го пленным разрешили зан€ть часть чердака конюшни. “емпература на чердаке опускалась до -10 град.÷ельси€ зимой, а в середине лета поднималась до 37 град.÷ельси€, но заключенные не сдавались. Ћампы, наполненные животным жиром, давали им свет и немного тепла.

–еактивов было мало, а €довитые вещества и вовсе попали под запрет. ќднако „едвик все же отыскал источник радиации: реклама зубной пасты, попул€рной в √ермании в те времена, ставила радиоактивность ей в плюс. ѕастой торговала компани€ Auer, а "активным компонентом" был предположительно побочный продукт от производства калильных сеток дл€ газовых ламп, которыми компани€ славилась. –екламные плакаты изображали девушку с си€ющими зубами.  акими болезн€ми грозило употребление радиоактивной пасты, не сообщалось: в первые дес€тилети€ после открыти€ радиоактивности все были уверены, что та только улучшает здоровье. ¬ —Ўј тогда даже продавалс€ в качестве тоника весьма радиоактивный напиток, сегодн€ ученые полагают, что он привел к смерти очень многих.

» вот „едвик при посредничестве охранников приобрел внушительные запасы зубной пасты. «атем из олов€нной фольги и дерева он сконструировал электроскоп, который позвол€л определ€ть электрический зар€д, и приступил к экспериментам. »сточник радиоактивности в зубной пасте вел себ€ иначе, чем все знакомые „едвику радиоизотопы (как оказалось позже, там содержалс€ довольно опасный элемент - торий).

≈ще год спуст€ лагерное начальство согласилось провести электричество, и дл€ „едвика открылись новые горизонты. ’имик из группы рассказал ему про жидкие кристаллы, о которых тот прежде не имел представлени€, и „едвик решил изучить их поведение в магнитном поле. Ёлектромагнит он изготовил из куска железа и медной проволоки, которую принесли охранники, но прежде чем все было готово, в лагерь доставили очередной том ежегодных обзоров Ѕританского химического общества - и „едвик узнал, что проблема уже решена.   тому времени распор€дители лагер€ из числа немецких офицеров сделались весьма приветливы, и с их помощью, а также старани€ми чиновника из организации помощи пленным и при поддержке ћакса ѕланка, симпатизировавшего кружку, „едвику с товарищами стало доступно куда больше материалов. Ќемецкий издатель прислал 200 с лишним книг, однако, к огорчению „едвика, лондонское ћинистерство иностранных дел не разрешило передать в лагерь даже простейший учебник по неорганической химии - из опасений, что враги почерпнут оттуда какие-нибудь ценные сведени€.

‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 12

—лева направо: ƒжеймс „едвик, »рен ∆олио- юри, ‘редерик ∆олио


¬ 1917-м лабораторию переместили в помещение получше. ѕо€вились и более совершенные приборы - в том числе горелка, котора€ заправл€лась прогорклым маслом, дл€ стеклодувного дела. ¬оздух туда задували ртом через специальный патрубок. ѕользу€сь ею и другими плодами смекалки, „едвик со товарищи смогли соорудить устройство дл€ изучени€ реакции хлора с окисью углерода; еще заключенные зан€лись загадочным €влением - ионизацией воздуха на поверхности фосфора. «начительными результатами лаборатори€ в –улебенском лагере похвастатьс€ не могла, однако люди были вт€нуты в работу, и это позволило „едвику продвигать свои идеи и учитьс€ у коллег. Ћучшее, что он сделал - это приобщил к физике кадета из ¬оенной академии в ¬улвиче: это был „арльз ƒ. Ёллис, впоследствии самый ценный сотрудник „едвика в  ембридже и соавтор (нар€ду с „едвиком и –езерфордом) одной из классических работ, вошедших в историю физики. ¬ажнее всего то, что „едвик и Ёллис были избавлены от опасностей страшной войны, котора€ унесла жизни многих их современников.   примеру, √енри ћозли, самый многообещающий из учеников –езерфорда, погиб от снайперской пули во врем€ одного из сражений ѕервой мировой войны.

„едвика, сделавшего блест€щую карьеру в  авендишевской лаборатории, назначили затем профессором физики в университете Ћиверпул€, где ему удалось собрать вокруг себ€ весьма плодовитую группу исследователей. ¬о врем€ ¬торой мировой он окажетс€ среди ключевых участников ћанхэттенского проекта. “ут он продемонстрировал неожиданные административные и дипломатические таланты, о которых прежде никто не подозревал. ¬последствии участие в создании атомной бомбы сильно его т€готило, и он даже признавалс€, что не может жить без снотворного.

¬о врем€ ¬торой мировой войны, через двадцать лет после перенесенных „едвиком испытаний, французские военнопленные в немецком лагере в Ёдельбахе (ќфлаг XVII) организовали "университет", имевший чуть больший успех, чем лаборатори€ „едвика с коллегами. ¬ "университете" было несколько геологов, которым, как сообщал журнал Nature, кое-что все же удалось:

Ќе ограничившись одними лекци€ми, геологи устроили тщательное обследование местности, обнесенной колючей проволокой (площадью всего в 400 квадратных метров). Ќи один камень не был обделен вниманием. ¬ лагере соорудили микроскоп и оборудовали его пол€ризационными фильтрами (необходимыми дл€ изучени€ кристаллов) из отшлифованных покровных стекол. “онкие срезы закрепл€ли на подложке с помощью скрипичной канифоли и пищевого жира. ƒо возвращени€ во ‘ранцию пришлось отложить только классификацию некоторых видов шпата.

–езультаты серьезно продвинули вперед геологическую науку. ќни показали, как заключает стать€, что кварц и ортоклаз весьма пластичны в тех услови€х, в которых они сформировались, и что граниты, образовавшиес€ в ходе превращений прочих минералов, легко могут быть интрузивными (магматическими). «начит, интрузивные граниты вовсе не об€зательно когда-либо были жидкими.


¬еликие люди рождают великие идеи


 огда –ичарда ‘ейнмана позвали на встречу в ѕринстонский университет, где он только готовилс€ защитить докторскую диссертацию, его выдающиес€ способности были уже признаны физическим сообществом. ј встреча та была исторической - она положила начало ћанхэттенскому проекту по созданию атомной бомбы. ¬от как 40 лет спуст€ ‘ейнман вспоминал о тех дн€х:

“огда более всего мен€ взволновало общение с поистине выдающимис€ людьми. Ќикогда прежде € не встречал так много великих. ј тут имелс€ целый комитет, члены которого пытались помочь нам сдвинутьс€ с мертвой точки и прин€ть окончательное решение, каким способом мы будем раздел€ть уран (то есть извлекать ничтожно малую долю способного к делению изотопа). ¬ комитет входили такие люди, как јртур ’олли  омптон, –ичард „ейз “олмен, √енри ƒевольф —мит, √арольд  лейтон ”ри, »сидор јйзек –аби и ƒжулиус –оберт ќппенгеймер. ћен€ пригласили, поскольку € понимал теорию процесса разделени€ изотопов. ќни задавали мне вопросы и всЄ обсуждали. ¬ таких спорах кто-нибудь один бралс€ что-нибудь доказывать. «атем, к примеру,  омптон излагал другую точку зрени€. ќн за€вл€л, что все стоит делать именно так, и был совершенно прав.  то-нибудь другой говорил: может быть и так, но тут имеетс€ еще одна возможность, и стоит ее рассмотреть.

»з всех собравшихс€ никто ни с кем не соглашалс€. ћен€ удивл€ло и даже поражало, что  омптон не повтор€л свои доводы и не настаивал на них. ¬ конце концов “олмен, который был председателем комитета, вставал и говорил: "я выслушал всех и считаю, что доводы  омптона лучше прочих. ј теперь продолжим".

я с восторгом наблюдал, как члены комитета выдвигают великое множество идей и как каждый подходит к делу с новой стороны, но при этом помнит, что говорили другие, так что в конце концов, подвод€ итог, решают, чь€ иде€ была лучшей, и ничего не приходитс€ повтор€ть трижды. Ёто и в самом деле были по-насто€щему великие люди.


√нев дураков


јлександр ƒюма полагал, что негод€и лучше дураков, поскольку они хоть иногда отдыхают. ¬ —оветском —оюзе, где наука ходила в служанках у марксистской идеологии, дураки вз€ли верх. ¬от истори€, рассказанна€ √еоргием √амовым, знаменитым физиком и космологом, который в конце концов покинул родину ради блест€щей карьеры в —оединенных Ўтатах. √амов - большой, громогласный, €ркий человек - отличалс€ откровенностью и пр€мотой, а кроме того, замечательным чувством юмора.

¬ своих мемуарах √амов утверждает, что стал скептиком и проникс€ недоверием к авторитетам еще в детстве. ќтец купил ему небольшой микроскоп, и √амов решил узнать при помощи научного инструмента, вправду ли пропитанный красным вином хлеб, которым его причащали, превращаетс€ в плоть и кровь ’риста. ¬ церкви он спр€тал немного хлеба с вином за щекой и поспешил домой - разгл€дывать спр€танное в микроскоп.  онтрольным образцом ему служил кусок обычного хлеба, тоже смоченный вином. ј чтобы узнать, как выгл€д€т под микроскопом насто€щие кровь и плоть, он срезал тонкий слой собственной кожи и обнаружил, что два одинаковых куска мокрого м€киша не имеют с ним ничего общего. ¬ мемуарах он признавалс€, что со своим скромным инструментом отдельных кров€ных телец разгл€деть не мог, так что доказательство не было абсолютно надежным, однако его хватило, чтобы отвратить юного √амова от религии и приобщить к науке.

¬ 1925 году √амов еще жил в ћоскве.  ак-то √амов беседовал с Ћьвом Ћандау (1908 - 1968), и тут в комнату вошел их коллега, ћатвей Ѕронштейн. ¬ руках у него был последний том —оветской энциклопедии. Ѕронштейн показал им статью про светоносный эфир - несжимаемую жидкость, о которой физики дев€тнадцатого столети€ думали, что она заполн€ет все пространство. —читалось, электромагнитные волны распростран€лись именно в эфире. “еори€ относительности Ёйнштейна устранила эфир из физики, однако открыти€ Ёйнштейна многим физикам старой школы казались противоречащими здравому смыслу и потому неприемлемыми по философским соображени€м. ќднако к 1925 году теори€ относительности и другие новые теории, такие как квантова€ механика, прочно вошли в науку, и ученые уровн€ Ћандау или √амова не могли больше терпеть "механистов", как называли тех, кто твердо придерживалс€ ньютоновской физики и отрицал все новое.

‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 12


—тать€ в энциклопедии, которую показал Ѕронштейн, была написана "красным ученым" √ессеном, чь€ задача состо€ла в том, чтобы показать всем, что он и его сотрудники ни на йоту не отклон€ютс€ от марксистско-ленинского учени€. √ессен сжато излагал классические представлени€ о свете, осуждал Ёйнштейна и за€вл€л о материальной природе эфира. »зучить его свойства - задача советских физиков, говорилось в статье. “рое друзей и два их аспиранта решили отправить √ессену письмо, где высмеивалось бы его видение физики.   письму прилагалась оскорбительна€ карикатура.“екст письма был примерно таким:

"¬дохновившись ¬ашей статьей о светоносном эфире, мы рвемс€ доказать его существование. —тарик јльберт - идеалистический идиот! ѕризываем ¬ас вз€ть на себ€ руководство поисками флогистона, теплорода и электрического флюида. √. √амов Ћ. Ћандау ј. Ѕронштейн «. √енацвале —. √рилокишников".

‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 12

Ћандау - второй слева, √амов - четвертый справа


ћы ожидали, что √ессен придет в €рость, однако сила взрыва превзошла все ожидани€. ќн отнес нашу телеграмму в  оммунистическую академию в ћоскве и обвинил нас в открытом восстании против принципов диалектического материализма и марксистской идеологии. ¬ итоге по приказу из ћосквы было организовано особое "разгромное собрание".

Ќеобдуманна€ выходка дорого обошлась всем участникам. јспирантам особенно досталось:

ѕосле "разгромного собрани€", которое длилось несколько часов, ƒау (Ћандау) и јббатик (так прозвали Ѕронштейна) пришли ко мне домой и рассказали, что стр€слось. ѕрис€жные, в роли которых выступали работники машинного цеха института, признали нас виновными в контрреволюционной де€тельности. ƒва аспиранта, подписавшие телеграмму, лишались стипендии и должны были покинуть город. ƒау и јббатик отстран€лись от преподавательской работы в ѕолитехническом (чтобы предотвратить тлетворное вли€ние их извращенных идей на студенчество), но сохран€ли за собой исследовательские места в »нституте –ентгена. —о мною же ничего не случилось, поскольку со всеми этими учреждени€ми € св€зан не был. ќднако раздавались и голоса, что к нам следует применить меру наказани€, известную как "минус п€ть" (то есть запрет на проживание в п€ти крупнейших городах ———–).   счастью, ничего такого проделано не было.

‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 12

ћатвей Ѕронштейн


ѕарти€ выражала свое недовольство Ћандау не в первый и не в последний раз. ¬переди его ждали еще большие непри€тности. „уть позже он был арестован и провел в тюрьме год. “олько вмешательство бесстрашного ѕетра  апицы позволило ему вновь обрести свободу: в письме —талину  апица пообещал, что впредь его протеже будет вести себ€ пристойно. √амову после безрассудной и безуспешной попытки бежать из страны, переплыв „ерное море на гребной шлюпке, в конце концов позволили выехать на конференцию в Ѕрюссель в 1932 году, оттуда он уже не вернулс€. Ћандау, патриот и убежденный коммунист, осталс€ в —оветском —оюзе. ≈го конец был печален: он получил т€желые травмы головы, когда машина, за рулем которой был один из его учеников, разбилась на обледенелой дороге. Ћандау оправилс€ от комы, но уже работать как прежде не мог. –ассказывают, что он говорил так: "я больше не Ћандау, € теперь «ельдович" («ельдович - другой русский теоретик первой величины, которого Ћандау недолюбливал).


ќценка истинного мужчины


—есили€ ѕейн-√апошкина (1900 - 1979) была великолепным астрономом и, несомненно, добилась бы большего, когда бы ее коллеги-мужчины не испытывали к женщинам-ученым такой острой непри€зни. ѕоступив в  ембридж сразу после ѕервой мировой войны, ѕейн сначала собиралась стать биологом, а физика дл€ нее была всего-навсего одной из дисциплин, включенных в экзамен на получение отличи€ по естественным наукам. Ќо в конце концов она попала в  авендишскую лабораторию, проникнутую духом женоненавистничества. ќсобенно этим отличалс€ Ёрнест –езерфорд, на лекци€х которого ей как единственной женщине полагалось сидеть на переднем р€ду и выслушивать его издевательства.

‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 12

ќчаровательна€ —есили€ ѕейн


"Ћабораторный практикум был территорией доктора —ирла - он, этака€ неуравновешенна€ бородата€ Ќемезида, посе€л ужас в моем сердце. ≈сли кто-нибудь совершал промах, он тут же велел провинившемус€ "встать в угол", как непослушному ребенку. —туденток он терпеть не мог. —ирл за€вл€л, что они дурно вли€ют на магнитные установки, и не раз € слышала, как он кричит: "¬ыйдите и снимите свои корсеты" - этим приспособлением в те времена пользовались большинство девушек, а тогда сталь как раз начала вытесн€ть китовый ус, из которого каркасы корсетов делались прежде. Ќесмотр€ на все свои выходки, —ирл блест€ще обучил нас точным измерени€м и обработке данных".

ѕрозрение пришло к —есилии ѕейн однажды вечером, когда, по ее словам, перед ней внезапно распахнулась дверь в новый мир:

¬ большом зале “ринити-колледжа должна была состо€тьс€ лекци€. ѕрофессор Ёддингтон собиралс€ огласить результаты своей экспедиции в Ѕразилию (так написано у ѕейн), предприн€той по поводу затмени€ 1918 года. „етыре приглашени€ на лекцию раздали студентам Ќьюнхем-колледжа, и (по чистой случайности - просто один из моих друзей не смог пойти) одно досталось мне.

Ѕольшой зал был переполнен. ƒокладчик оказалс€ стройным и смуглым молодым человеком. ќн говорил, совершенно не гл€д€ на публику, как-то отрешенно, словно дл€ себ€. ѕри этом он кратко, доступным €зыком изложил суть теории относительности - и едва ли кто-либо справилс€ бы с этим лучше него; рассказал про сжатие Ћоренца-‘итцджеральда (известный рел€тивистский эффект), про эксперимент ћайкельсона-ћорли (измерение скорости света) и про выводы, следовавшие из него (в частности, устранение из физики пон€ти€ эфира, в строгом согласии с теорией Ёйнштейна). «атем он перешел к смещению изображений звезд вблизи солнечного диска, которое предсказал Ёйнштейн, и сообщил, как он провер€л это предсказание.

ѕосле той лекции вс€ картина мира, существовавша€ в моем сознании, полностью преобразилась. я была потр€сена - выходит, вс€кое движение относительно! ¬ернувшись к себе в комнату, € обнаружила, что могу по пам€ти записать лекцию, слово в слово...  ажетс€, потом € не спала три ночи подр€д. ћой мир встр€хнули с такой силой, что € пережила нечто похожее на нервное расстройство.

ѕосле той знаменательной лекции —есили€ ѕейн погрузилась в астрономию с головой.  аждую книгу на эту тему, которую удавалось найти в библиотеке, она жадно прочитывала, а гигантский труд јнри ѕуанкаре под названием " осмогонические гипотезы" стал дл€ нее, как отмечала ѕейн, посто€нным источником вдохновени€:

¬ обсерватории намечалась ночь открытых дверей. я села на велосипед и, проехав ћэдинглей-роуд, увидела толпу, окружившую телескоп Ўинкшенса - забавный инструмент, который, по словам ”иль€ма ћаршалла —мита (астронома Ћондонской обсерватории), "совмещал в себе все недостатки рефракторов и рефлекторов, вместе вз€тых"... √рубоватый, но благодушный √енри √рин, второй помощник астронома, настроил телескоп. » вот уже € рассматриваю двойную звезду, компоненты которой различаютс€ цветом. " ак такое может быть, - спросила €, - если их возраст одинаков?" √рин не нашелс€, что ответить, а когда € вконец дон€ла его расспросами, окончательно сдалс€. "я, пожалуй, оставлю вас за главного", - сказал он и убежал вверх по лестнице.   тому времени он успел навести инструмент на спиральную туманность јндромеды. я прин€лась разглагольствовать о ней (да простит √осподь мою самоуверенность!), сто€ с маленькой девочкой на руках и показыва€ ей, куда гл€деть. “ут € услышала м€гкий смешок за спиной и, обернувшись, увидела Ёддингтона.

 ак вы€снилось, √енри √рин за€вилс€ к нему в "профессорский кабинет" и попросил помочь. ќн сказал: "“ам одна женщина задает вопросы". ћой час настал, и таким случаем нельз€ было не воспользоватьс€. я выпалила, что мечтаю стать астрономом. »нтересно, тогда или все-таки потом он произнес фразу, котора€ впоследствии помогла мне пережить множество отказов: "я не вижу непреодолимых преп€тствий этому". “огда € поинтересовалась, что мне следует прочесть. ќн упом€нул несколько книг, и € пон€ла, что все их уже прочла. ѕоэтому он порекомендовал мне Monthly Notices ("≈жемес€чные записки") и Astrophysical Journal ("јстрофизический журнал"). »х можно было найти в библиотеке обсерватории, которой, как он за€вил, € теперь смогу беспреп€тственно пользоватьс€. ѕерефразиру€ надпись на могиле у √ершел€, он открыл мне двери ÷арстви€ Ќебесного.

Ёнтузиазм и целеустремленность —есилии ѕейн заслужили уважение среди кембриджских астрономов. ¬от как она познакомилась с одним из самых известных среди них:

 ак-то днем € подъехала на велосипеде к —олнечной обсерватории; у мен€ в голове вертелс€ один вопрос. “ам € увидела молодого человека, чьи светлые волосы ниспадали на глаза: сид€ на крыше одного из зданий, он пыталс€ ее отремонтировать. "я приехала спросить, - прокричала € ему, - почему эффект Ўтарка (расщепление линий спектра в электрическом поле) не наблюдаетс€ в звездных спектрах?" ќн слез с крыши и представилс€ Ёдуардом јртуром ћилном, вторым человеком в обсерваторской группе. ѕозже он стал моим хорошим другом и вдохновл€л мен€ своим примером. Ќо он не знал ответа на вопрос, который продолжал мен€ занимать.

‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 12

јртур ћилн


Ќесмотр€ на поддержку ћилна и Ёддингтона, —есили€ ѕейн не могла проникнуть в удушливый мир британской астрономии, и поэтому она отправилась в јмерику, в √арвард, где достигла карьерных высот. —ама€ знаменита€ из ее работ посв€щена химическому составу —олнца. ќна показала, что общеприн€та€ интерпретаци€ линий в солнечном спектре - согласно которой в глубинах —олнца скрываютс€ огромные запасы железа - неверна. —олнце, как ей удалось вы€снить, состоит главным образом из водорода, а остальное - гелий. Ётот результат, изложенный в ее докторской диссертации, был дл€ гарвардской академической элиты тогда слишком революционным и вызывал только насмешки, особенно со стороны предводител€ американских астрономов, высокопарного и могущественного √енри Ќорриса –ассела.

‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 12

√енри Ќоррис –ассел


Ќо прошло несколько лет, и выводы —есилии ѕейн были подтверждены и прин€ты большинством ученых. »з ее работ вытекал простой ответ на вопрос, откуда у —олнца практически неисчерпаемый источник энергии. Ётот источник энергии - термо€дерна€ реакци€. “еоретический анализ, подтвердивший правоту ѕейн, проделал не кто иной, как сам –ассел. Ќаконец он стал воспринимать ее всерьез - но, разумеетс€, так и не извинилс€ за прежнее недоверие. –уководство √арварда не сочло нужным хоть как-нибудь облегчить жизнь автору громкого открыти€, и, несмотр€ на масштабы ее достижений, ѕейн загрузили преподаванием настолько, что она была вынуждена практически прекратить свои исследовани€. ≈ю восхищались как преподавателем, и в конце карьеры она успела поучаствовать в одном научном проекте со своей дочерью, котора€ вслед за ней увлеклась астрономией - правда, уже наступила более просвещенна€ эпоха.   тому времени сама —есили€ ѕейн стала профессором, главой астрономического факультета √арварда. ≈е мужем был астроном из –оссии, —ергей √апошкин - она познакомилась с ним в ≈вропе, когда ему решительно не везло. ¬ конце концов он нашел место на ее факультете в √арварде. ќн так никогда и не стал кем-то большим, чем ассистент собственной жены, и, как рассказывают, однажды заметил, бессознательно преувеличива€: "—есили€ даже более великий ученый, чем €".

¬ своих воспоминани€х —есили€ ѕейн советует тем, кто стремитс€ стать ученым:

ћолодые люди, а особенно молодые девушки, часто спрашивают у мен€ совета. ¬от он - valeat quantum. Ќе стоит искать научной карьеры ради славы или денег. ≈сть более легкие пути добитьс€ и того и другого. »дите в науку, только если ничто иное вас не удовлетвор€ет; потому что ничего иного, кроме собственного удовлетворени€, вы и не получите.


“айна числа "пи"

‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 12


Ќа прот€жении многих веков число пи, удивительное и непостижимое, то вдохновл€ло, то ввергало в отча€ние математиков и философов.

—равнив длину окружности с периметром вписанного и описанного вокруг нее квадратов, легко пон€ть, что пи больше двух и меньше четырех.  уда менее очевидно, что пи иррационально, - иначе говор€, его нельз€ записать в виде простой дроби. —овременные мощные компьютеры вычислили уже миллиарды дес€тичных знаков числа пи, но никакой закономерности или неожиданных повторов в этой последовательности не обнаружили.

—ама€ удивительна€ попытка освободить пи от груза иррациональности датируетс€ 1894 годом, когда Ёдвард ƒжонстон √удвин, самолюбивый врач и математик-любитель из маленького городка в штате »ндиана, опубликовал в American Mathematical Monthly статью под названием " вадратура круга". ¬ несколько логических шагов он приравн€л пи к числу 3,2 (вместо 3,14159...). ƒалее √удвин сообщил, что уже оформил авторские права на пи, равное 3,2, в —Ўј, ¬еликобритании, √ермании, ‘ранции, »спании, Ѕельгии и јвстрии. ¬ 1896 году он обратилс€ к представителю своего округа в законодательном собрании штата, мистеру “ейлору –екорду, и призвал его представить на рассмотрение палаты представителей »ндианы законопроект, "ввод€щий новое математическое знание, которым в »ндиане можно будет пользоватьс€ бесплатно", тогда как жител€м остальных штатов придетс€ платить авторские отчислени€. ¬ €нваре 1897 года этот законопроект за номером 246 попал на рассмотрение палаты общин. » удивительное дело - после того как его одобрили два комитета, 67 депутатов проголосовали за него единогласно! ¬ феврале, несмотр€ на некоторое брожение в местной прессе, законопроект о числе пи был направлен в сенат на утверждение.

‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 12





Ёдвард ƒжонстон √удвин


Ќо тут случилось непредвиденное - в тот день, когда на слушани€х в сенате активно обсуждали эту потр€сающую законодательную инициативу, туда по служебным делам заехал  ларенс јбиатар ¬альдо, профессор математики в ”ниверситете ѕердью. ƒл€ ¬альдо сенатские слушани€ законопроекта о пи стали большой неожиданностью. ¬ статье, написанной 19 лет спуст€, он вспоминал:

¬ыступил бывший учитель из восточной части штата: "Ётот случай предельно прост. ≈сли мы примем закон, который вводит новое и правильное значение пи, штат сможет использовать его бесплатно и свободно публиковать в школьных учебниках, зато прочим придетс€ платить". „лен законодательного собрани€, показавший мне законопроект, поинтересовалс€, не желаю ли € познакомитьс€ с его автором, ученым-врачом. ќт столь высокой чести €, поблагодарив, отказалс€, однако счел нужным отметить, что уже знаком с огромным множеством сумасшедших.

‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 12

 ларенс јбиатар ¬альдо


ѕосле слов профессора ¬альдо сенаторы сочли, что тут нет предмета дл€ законотворчества, и отложили утверждение закона на неопределенный срок. Ќе исключено, что он ждет рассмотрени€ и по сей день.


ѕродолжение следует!

0 не понравилс€
5 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх