‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 13

јвтор:
kaa
ѕечать
дата:
9 марта 2016 01:28
ѕросмотров:
941
 омментариев:
0
‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 13




«олотой стандарт


ќ происхождении магнитного пол€ «емли ученые спорили еще в XVI веке. ¬о врем€ ¬торой мировой войны два выдающихс€ британских физика Ёдвард Ѕуллард и ѕатрик Ѕлэкетт участвовали в разработке мер по предотвращению угроз, которые несли флоту союзников немецкие магнитные мины. ¬ ходе этой работы они задумались о природе геомагнетизма.  огда война окончилась, оба вернулись в  ембридж и продолжили размышл€ть над этой проблемой.

‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 13

Ёдвард Ѕуллард


Ѕлэкетт был известнее и как теоретик, и как блест€щий экспериментатор. ¬ 1948 году он стал нобелевским лауреатом. ≈го биографи€ весьма необычна: родившись в семье мор€ка, Ѕлэкетт в 13 лет стал курсантом ¬оенно-морских сил ¬еликобритании и успел поучаствовать во многих сражени€х ѕервой мировой войны. ѕотом его вместе с небольшой группой других молодых офицеров отправили на полгода в  ембридж: там Ѕлэкетт про€вил исключительные способности, особенно во всем, что касалось техники, - к примеру, разработал вспомогательное приспособление дл€ корабельных орудий, которым стал пользовалс€ весь британский флот.  ак-то из любопытства Ѕлэкетт решил посетить  авендишскую лабораторию - просто посмотреть, что такое насто€ща€ физическа€ лаборатори€. ѕотр€сенный увиденным, он ушел со службы и (уже вполне взрослым человеком) поступил в университет. “ам он заинтересовалс€ политикой. ѕосле войны симпатии к —оветскому —оюзу не позволили ему стать участником британского €дерного проекта, хот€ он и принимал участие в ћанхэттенском проекте —оединенных Ўтатов. ¬ старости Ѕлэкетт - к тому времени лорд Ѕлэкетт „елси - заседал в палате лордов. —кончалс€ выдающийс€ английский ученый в 1974 году.

‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 13

ѕатрик Ѕлэкетт


ƒогадка Ѕлэкетта, родивша€с€ в спорах с Ѕуллардом, состо€ла в том, что геомагнетизм - следствие вращени€ «емли, поскольку на самом деле вс€кое массивное вращающеес€ тело должно порождать магнитное поле. √ипотеза эта обещала св€зать гравитацию с электромагнитными €влени€ми (а это делало ее вдвойне привлекательной) - а така€ св€зь, по убеждению Ёйнштейна, просто об€зана была существовать. Ѕлэкетт вз€лс€ зарегистрировать эффект в эксперименте с вращающимс€ немагнитным телом. ѕоскольку требовалось измер€ть гораздо меньшие магнитные пол€, чем позвол€ла техника тех времен, Ѕлэкетт разработал и сконструировал магнетометр с беспрецедентной чувствительностью. ”ниверситетска€ лаборатори€ дл€ эксперимента не годилась: разнообразное оборудование создавало слишком сильные помехи, поэтому Ѕлэкетт построил дл€ своего прибора дерев€нное укрытие, скрепленное медными гвозд€ми, в поле р€дом с радиообсерваторией ƒжодрелл-Ѕэнк (в графстве „ешир), которой руководил его при€тель Ѕернард Ћавелл. ¬ своем дерев€нном укрытии Ѕлэкетт установил бетонный блок с полостью в центре, поко€щийс€ на подушке из м€гкой резины, а в полости подвесил вращающеес€ тело. Ѕлагодар€ его св€з€м военных времен и тому обсто€тельству, что страна ценила его заслуги, он сумел выпросить (на врем€) у Ѕанка јнглии достаточно золота, чтобы отлить из него цилиндр 10-сантиметрового диаметра и весом более 15 килограммов.

Ѕлэкетт проделал измерени€, но вращающийс€ цилиндр не создал вокруг себ€ никакого магнитного пол€. “еори€, следовало заключить, неверна. ¬прочем, с технической точки зрени€ опыт был поставлен превосходно, и благодар€ ему по€вилс€, к примеру, способ узнать, содержатс€ ли магнетики в отдельном минерале. ј это, в свою очередь, открыло новую главу в геофизике: если измер€ть у камней остаточную намагниченность, то можно проследить, как двигалась земна€ кора на прот€жении целых эпох.

»дею о пластичности коры высказал еще в XIX веке ƒжордж ƒарвин, сын „арльза ƒарвина, который из-за этого поссорилс€ с главой викторианской физики - ”иль€мом “омсоном, лордом  ельвином. ƒарвин-старший подбадривал ƒарвина-младшего: "”ра внутренност€м «емли, - писал он сыну, - и их т€гучести, и Ћуне, и всем телам небесным, и сыну моему ƒжорджу". ѕоследстви€ми опыта Ѕлэкетта, поставленного в шалаше р€дом с обсерваторией ƒжодрелл-Ѕэнк, „арльз ƒарвин наверн€ка осталс€ бы доволен.


ѕределы погрешности


ѕетр Ћеонидович  апица - русский физик, который сформировалс€ как ученый в  авендишской лаборатории, когда там еще царствовал –езерфорд.  апица прибыл в  ембридж совсем юношей: он только что окончил учебу в ћоскве и искал возможности поговорить с –езерфордом - дл€ себ€ он уже решил, что будет работать у этого великого человека.

‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 13

ѕетр  апица


–езерфорд отказалс€ рассматривать кандидатуру  апицы, так как в лаборатории итак уже было слишком много сотрудников. ¬незапно юный русский спросил его:

-—колько у вас аспирантов?
-ќколо тридцати.

“огда  апица поинтересовалс€:

-ј кака€ обычно точность у ваших экспериментов?
-ƒва-три процента.

 апица проси€л:

-¬от и славно! ≈ще один аспирант вполне укладываетс€ в пределы погрешности, и никто ничего даже не заметит.

–езерфорд ничего не смог возразить на столь остроумную просьбу. ¬скоре  апица сделалс€ его любимцем, он просто очаровал –езерфорда. Ѕудучи штатным сотрудником  авендишской лаборатории,  апица провел важные исследовани€ по физике низких температур.

¬ 1934 году он, как обычно, поехал к семье в ———–. ќбратно в јнглию его уже не выпустили. ¬оззвани€ западных коллег и политиков к советскому правительству ничего не изменили.  апице за€вили, что его долг - служить —оветскому —оюзу, а вовсе не јнглии или международному сообществу, и организовали лабораторию в ћоскве. –езерфорд в конце концов признал свое поражение и отправил все оборудование  апицы в ћоскву.

 апица отличилс€ тем, что в ———– решительно выступал в защиту своих коллег, которые вступали в конфликт со сталинским режимом, и, веро€тно, многих из них спас от гибели в √”Ћј√е. —талин €вно питал слабость к этому смелому и решительному человеку, и оберегал его от коварного главы Ќ ¬ƒ, Ѕерии, который желал с ним расправитьс€. “ем не менее п€ть лет  апица провел под домашним арестом, занима€сь в меру возможностей наукой в лаборатории, которую соорудил своими силами в сарае и где ему помогал сын. “олько в старости  апице разрешили выехать за границу, чтобы получить запоздалую Ќобелевскую премию и загл€нуть из сентиментальности в  ембридж.


»скусство преподавать


ћало кто из великих ученых был еще и хорошим преподавателем. Ќевн€тность публичных выступлений Ќильса Ѕора вошла в легенды. ≈го друг –езерфорд блест€ще говорил, однако когда дело доходило до алгебраических уравнений, начиналась полна€ неразбериха, при этом он не упускал случа€ пристыдить аудиторию: "—идите тут олухи олухами, и никто не подскажет, где € ошибс€". ƒругим, более подкованным в теории, математические выкладки давались слишком легко, и ошарашенным студентам оставалось только смотреть, разинув рты, как преподаватель резво перепрыгивает от формулы к формуле, мину€ промежуточные шаги доказательства.

Ќорберт ¬инер (1894 - 1964) - мечтатель, выдающийс€ математик, прославившийс€ пионерскими работами по кибернетике (кстати, само слово "кибернетика" придумал именно он). ќн был профессором ћассачусетского технологического института, где его неверо€тные математические и аналитические способности, тщеславие и рассе€нность породили множество легенд. ќднажды (и тому были свидетели) он доказывал перед студентами какое-то математическое утверждение, и, перескакива€ с одной логической глыбы на другую, ничего не объ€сн€л.  огда кто-то из сбитых с толку слушателей спросил ¬инера, не может ли он повторить все чуть медленней, тот любезно согласилс€, затем замер, молча и неподвижно, и, просто€в так перед доской несколько минут, с довольной улыбкой добавил завершающий штрих к последней строке.

‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 13

Ќорберт ¬инер


—эр ƒжозеф (ƒжи-ƒжи) “омсон в мемуарах описывает лекции своего манчестерского преподавател€, ќсборна –ейнольдса (1842 - 1912), видного физика и инженера (им€ которого носит число –ейнольдса, характеристика течени€ жидкости):

»ногда он начисто забывал, что ему предстоит читать лекцию, и, прождав минут дес€ть или около того, мы отправл€ли к нему вахтера. ќн вваливалс€ в аудиторию, снима€ форменную шинель пр€мо в двер€х, хватал со стола том –анкина (стандартный учебник тех времен) и распахивал его, как казалось, на случайной странице. “ут ему на глаза попадалась та или ина€ формула, и он за€вл€л, что она неверна. «атем он выходил к доске, намерева€сь это доказать. ѕовернувшись к нам спиной, он что-то писал мелом, разговаривал сам с собой и раз за разом стирал написанное, говор€, что и это неверно. «атем он начинал все сначала. ќбычно к концу лекции он заканчивал писать какую-нибудь одну длинную строку, которую на этот раз не стирал, и за€вл€л, что –анкин все же прав, и эта строка - тому доказательство. ѕусть это и не приносило нам новых знаний, но выгл€дело весьма увлекательно: мы могли наблюдать, как неверо€тно острый ум боретс€ с новой задачей.

‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 13

ќсборн –ейнольдс


—эр јртур Ўустер, другой выпускник ћанчестерского университета, так вспоминает лекции –ейнольдса:

«ачастую предмет, которому ќсборн –ейнольдс посв€щал лекцию, слишком его увлекал, а это создавало известные трудности. –ассказывают про несколько таких курьезов - но прежде всего обращают внимание на то, как он из них выкарабкивалс€. ќднажды он объ€сн€л ученикам принцип действи€ логарифмической линейки; держа ее в руках, он в подробност€х излагал каждый шаг, который следует проделать, жела€ перемножить пару чисел. "¬озьмем дл€ примера три и четыре, - произнес он, и после небольшой паузы продолжил: - ј вот и результат: трижды четыре будет 11,8". —туденты заулыбались. "» это примерно то, что нам нужно", - подытожил –ейнольдс.


 ак полезно бывать в библиотеке


»сидор –аби достиг научной зрелости в то врем€, когда в √ермании активно развивалась нова€ область физики - волнова€ и квантова€ механика. ¬ 1926 году, когда –аби заканчивал свою диссертацию в  олумбийском университете в Ќью-…орке, то тут, то там, вспоминал он, словно вспыхивали фейерверки новых идей. Ёрвину ЎрЄдингеру только что удалось объединить свою волновую механику с квантовой механикой ¬ернера √ейзенберга - поначалу казалось, что эти две теории никак не св€заны, однако, как в конце концов показал ЎрЄдингер, это были просто разные математические формулировки одного и того же принципа. ћетод √ейзенберга требовал знани€ новой математики, тогда как метод ЎрЄдингера, пусть и весьма сложный, мог быть пон€т любым достаточно образованным физиком.

‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 13

»сидор –аби


–аби, как и его старшему и более опытному при€телю –альфу  ронигу, подход ЎрЄдингера был ближе, и они вместе решили посмотреть, что из него следует. ≈сли ЎрЄдингер рассчитал разрешенные энергетические состо€ни€ только дл€ атомов, то –аби и  рониг желали испробовать новый метод на молекулах. ѕервым делом они вз€лись за молекулы, которые (по геометрическим соображени€м) относ€т к так называемым симметрическим волчкам. ќни сформулировали свою задачу в терминах ЎрЄдингера и обнаружили, что имеют дело с уравнением, какое им прежде не встречалось, и не знают, как его решить. “рое коллег, к которым они обратились за помощью, признали свое бессилие.

–аби любил спр€татьс€ от обременительной каждодневной рутины в таком безм€тежном и умиротвор€ющем месте, как библиотека. ќн очень много тогда работал - читал лекции (25 часов в неделю) в √ородском колледже Ќью-…орка, дописывал диссертацию, следил за последними достижени€ми в квантовой механике и вместе с  ронигом билс€ над их общей квантовомеханической задачей.  ак-то он все-таки вырвалс€ из этой суеты и теперь сидел в библиотеке и читал ради собственного удовольстви€ труды  арла √устава якоба якоби, знаменитого немецкого математика XIX столети€. –аби листал страницу за страницей, и вдруг ему почудилось, что одно уравнение подпрыгнуло на бумаге. "Ѕоже мой! - подумал он. - ƒа это же то, что нам нужно!"  роме того, оказалось, якоби отыскал способ его решени€. —тоило им воспользоватьс€ - и мы получили ответ нашей нерешаемой задачи.

¬ итоге было показано, что молекулам типа симметрического волчка доступны только некоторые из возможных энергетических состо€ний. Ётот результат перевернул всю молекул€рную спектроскопию.


 ак сбить гончих со следа


—верхпроводимость, это удивительное свойство некоторых материалов тер€ть электрическое сопротивление при определенных (очень низких) температурах, была открыта в 1911 году в Ќидерландах ’айке  аммерлинг-ќннесом, его даже прозвали "господин јбсолютный Ќуль".  аммерлинг-ќннес посв€тил свою жизнь делу достижени€ низких температур и сумел сжижить гелий, точку кипени€ которого, как он обнаружил, от абсолютного нул€ отдел€ют всего 4,2 градуса. —обственно абсолютный нуль, то есть температура, при которой движение молекул (в первом приближении) прекращаетс€, - это -273,15 градуса ÷ельси€. ≈го обозначают как 0   (ноль градусов  ельвина) и от этой точки отсчитывают абсолютные температуры.

‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 13

’айке  аммерлинг-ќннес


 амерлинг-ќннес и его студенты в Ћейдене решили посмотреть, как мен€ютс€ электрические свойства различных веществ при снижении температуры вплоть до точки кипени€ гели€. ќжидалось, что сопротивление металлов будет уменьшатьс€, но результат ошеломил всех: где-то вблизи точки кипени€ гели€ сопротивление падало скачком до ничтожно малой величины, которую приборы даже не могли измерить! ѕо сути, сопротивление металлов становилось нулевым, и при такой температуре ток мог бы циркулировать по замкнутому контуру вечно. ‘изики ломали голову над этим феноменом большую часть XX века. „тобы объ€снить его, понадобилось не одно дес€тилетие упорного труда. «аодно начались поиски материалов, которые будут вести себ€ как сверхпроводники при более высоких температурах: технологические возможности, которые зама€чили перед физиками, кружили головы...

“еори€ сверхпроводимости подготовила почву дл€ целенаправленных поисков. ¬ 1985 году двое ученых из Ўвейцарии изготовили металл-оксидный керамический материал, который становилс€ сверхпроводником при температуре ниже отметки в 35  . ѕубликаци€ статьи с полученными результатами (которые в 1987 году принесли им Ќобелевскую премию) спровоцировала бешеную гонку за материалами с еще более высокой критической температурой, и в гонку эту включились университетские и заводские лаборатории во всем мире. ¬сем ее участникам так хотелось прославитьс€, получить патент и разбогатеть!

ќдним из самых решительных охотников за сверхпроводниками был ѕол „у, профессор физики в ”ниверситете ’ьюстона.   1987 году он со своими аспирантами уже изготовил и испытал огромное множество разных смесей. Ќаконец их старани€ увенчались успехом: найденный ими материал становитс€ сверхпроводником уже при 90  . Ёто был заметный шаг вперед.

Ќо тут возникла серьезна€ проблема: как опубликовать результаты и при этом не раскрыть перед конкурентами секрет состава? —рочные сообщени€ у физиков прин€то отправл€ть в журнал Physical Review Letters.  ак и у других уважаемых журналов, здесь была в ходу система "рецензировани€ равными" (peer-review): другими словами, перед публикацией статью оценивали редактор и два рецензента - специалисты в той же области. Ќо в физике сверхпроводимости работало не так много ученых уровн€ „у, и с большой веро€тностью они могли бы оказатьс€ его конкурентами. ¬ мире науки считаетс€, что воспользоватьс€ еще не опубликованной статьей в своих цел€х - верх непор€дочности дл€ рецензента. Ќо тут ставки были как никогда высоки, и „у серьезно рисковал. ќн позвонил редактору журнала и спросил позволени€ опубликовать свое сообщение без €вного описани€ сверхпроводника. –едактор, как и следовало ожидать, ему отказал, поэтому в журнал отправилась стать€ с исчерпывающим (как можно было решить) описанием вещества, которую, разумеетс€, прин€ли к публикации. „ерез короткое врем€ „у провел пресс-конференцию, где объ€вил об открытии, не выдава€ состав материала, а ”ниверситет ’ьюстона тем временем готовил за€вку на патент.

‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 13

ѕол „у


—ообщество физиков тут же охватило волнение, и в лаборатори€х по всему миру тер€лись в догадках, из чего же состоит материал „у. ‘отографи€ в журнале Time изображала „у с куском зеленоватого вещества в руках. «еленый цвет мог означать, что в нем присутствует никель, но это был ложный след. –аспространилс€ слух, что загадочный компонент - иттербий (элемент из числа лантанидов, или "редких земель" - группы металлов с довольно похожими свойствами). Ќо, как оказалось, и он подходит не лучше никел€. ¬ рукописи, отправленной „у в журнал, фигурировали только химические символы элементов - Yb, ¬а, —u, - но не их названи€ (иттербий, барий и медь). ѕовторить результат „у и его ассистентов было просто, вот только в лаборатори€х, где это попробовали сделать, никакой сверхпроводимости обнаружено не было.

“ак на поверхность всплыла весьма постыдна€ истори€.

—воим названием иттербий об€зан "деревне четырех элементов" - это »ттербю в Ўвеции, где в конце XVIII века нашли неизвестную прежде рудную жилу. ћинерал, которому дали название "иттербит", содержит, как вы€снилось позже, целых четыре элемента: все чрезвычайно похожи друг на друга и принадлежат к семейству редкоземельных металлов. »х назвали иттербием, тербием, эрбием и иттрием. —имвол иттри€ - Y, а иттерби€ - Yb. ¬ сверхпроводнике „у содержалс€ иттрий, а вовсе не иттербий, как можно было заключить из статьи.  огда возмущенные собрать€-физики обвинили его в обмане, „у за€вил, что злого умысла в подмене не было. ѕросто-напросто его секретарша впечатала Yb вместо Y всюду, где упоминаетс€ элемент - случайность, и только. Ѕолее того, поскольку секретарша, перепечатыва€ статью, думала о чем-то своем, девичьем, а „у не пришло в голову тщательно проверить рукопись, она ошиблась и в пропорции элементов. ¬ последний день перед тем, как журнал должен был уйти в печать, „у, просмотрев гранки, позвонил в редакцию, чтобы исправить опечатки.  ое-кто из физиков, когда их об этом спросили, призналс€, что на месте „у тоже пошел бы на обман, чтобы защитить свои права на открытие. ƒругие были менее расположены к прощению. Ќо, однако, худшим из всего этого была утечка информации о неверном "рецепте" „у: слухи о том, что иттрий подменили иттербием, разумеетс€, тоже разошлись еще до того, как стать€ вышла.

 то был виноват в утечке - секретарша „у или кто-нибудь из редакции Physical Review Letters, - так и осталось неизвестным, но мораль этой истории €сна: когда ставки высоки, люди охотно идут на сделку с совестью. ћногим из охотников за высокотемпературной (пусть речь и шла про -183 град.÷ельси€) сверхпроводимостью пришлось потом испытать горькое разочарование: иттербий, как оказалось позже, тоже способен образовывать высокотемпературный сверхпроводник, если только приготовить смесь правильным образом. Ќо особенно расстроилась одна группа исследователей - дело в том, что этим ученым удалось синтезировать "сверхпроводник „у", но они не стали даже провер€ть его на сверхпроводимость, поскольку анализ структуры вы€вил ее гетерогенность, а это прежде считали признаком неудачного синтеза.


“ернистый путь к славе


¬ернер √ейзенберг (1901 - 1976) принадлежит к небольшой кучке теоретиков, устроивших в первой половине прошлого века насто€щую революцию в физике. ќн придумал математическое обоснование квантовой механики, когда ему было всего 20 с небольшим. ≈го научный руководитель в ћюнхенском университете, јрнольд «оммерфельд, распознал в √ейзенберге гени€ и вс€чески способствовал его научной карьере.  огда пришло врем€ защищать диссертацию, тот уже успел разрешить р€д чудовищно трудных теоретических проблем, однако его успехи в лабораторных делах впечатл€ли куда меньше.

‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 13

¬ернер √ейзенберг


ћежду двум€ светилами ћюнхенского университета, «оммерфельдом и профессором экспериментальной физики ¬ильгельмом ¬ином, издавна установилась некотора€ напр€женность. ¬ин решительно осуждал отношение «оммерфельда к подготовке аспирантов, которое проще всего передать фразой "ѕусть все идет как идет". ¬ин был весьма заслуженным ученым - в 1911 году он получил Ќобелевскую премию за экспериментальное исследование излучени€ гор€чих тел, - однако, не будучи теоретиком, он с неодобрением наблюдал за развитием новых теорий, расшатывавших стройное здание классической физики. ѕеред аспирантом √ейзенбергом ¬ин поставил такую задачу: получить экспериментальный спектр ртути и описать линии, расщепл€ющиес€ в магнитном поле (так называемый эффект «еемана). ƒл€ этого √ейзенбергу выделили специальный прибор - интерферометр ‘абри-ѕеро, инструмент дл€ точного измерени€ длин световых волн.  ак √ейзенберг утверждал впоследствии, он не знал, что можно воспользоватьс€ оборудованием университетских мастерских, и пыталс€ настроить прибор при помощи дерев€нных щепок от коробок с сигарами. Ёто вызвало гнев профессора, и √ейзенберг больше не скрывал, что предпочел бы заниматьс€ исключительно теорией.

Ќа устном экзамене на соискание докторской степени √ейзенберга ожидало возмездие. ј как это было, он рассказал уже в конце жизни в интервью историку и философу науки “омасу  уну.

—начала на экзамене все шло гладко, но затем вопросы начал задавать ¬ин: ’от€ и следовало этим озаботитьс€, но, увы, € не уточнил кое-какие важные детали, касающиес€ моей экспериментальной задачи. Ќа экзамене ¬ин спросил мен€ про разрешающую способность интерферометра ‘абри-ѕеро... Ётого € никогда не знал. ¬ ходе экзамена € попробовал, разумеетс€, вывести эту величину, но у мен€ было слишком мало времени. ¬ин разозлилс€ и спросил про разрешающую способность микроскопа. “ак как € не знал и этого, он поинтересовалс€ разрешающей способностью телескопа, которую € тоже не знал.

«атем он потребовал рассказать, как работает свинцова€ батаре€. “ут € тоже был бессилен... Ќе знаю, намеревалс€ ли он мен€ завалить, но, веро€тно, потом у них с «оммерфельдом состо€лс€ непростой разговор.

‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 13





јрнольд «оммерфельд


“о, как √ейзенберг выступил на экзамене, было, разумеетс€, чудовищным: на такие вопросы без труда ответил бы даже школьник, исправно посещающий уроки физики. ѕретендентам на докторскую степень в √ермании тех лет выставл€ли общую оценку за их знани€ в области теоретической и экспериментальной физики, и поэтому ¬ину с «оммерфельдом предсто€ло искать компромисс. ¬ отчете ¬ина фигурировали такие выражени€, как "бездна невежества", тогда как «оммерфельд отозвалс€ о своем любимце как о "неповторимом гении". Ќаивысшей оценкой была единица, а наинизшей - п€терка. √ейзенбергу поставили среднее арифметическое - тройку, минимальный проходной балл. »стори€ о том, как обошлись с √ейзенбергом на экзамене, изр€дно повеселила физиков всего мира.

¬раждебность ¬ина к √ейзенбергу не ослабла и спуст€ годы. ¬ 1925 году, через два года после того пам€тного экзамена, Ёрвин ЎрЄдингер выступал в ћюнхене с лекцией, где знакомил слушателей со своей волновой механикой; она, за€вл€л ЎрЄдингер, должна зан€ть место квантовой механики √ейзенберга. ¬ дискуссии, котора€ последовала за лекцией, √ейзенберг показал себ€ не в самом выгодном свете, и ¬ин, восхища€сь результатами ЎрЄдингера, грубо осудил "атомный мистицизм" √ейзенберга, и на этот раз даже «оммерфельд ничего не сказал в защиту своего любимого ученика. √ейзенберг, разумеетс€, в конце концов одержал победу, хот€ без проблем не обошлось.

‘изики, химики и математики: жизнь и открыти€. часть 13

¬ильгельм ¬ин


«оммерфельд хотел, чтобы √ейзенберг возглавил после него кафедру теоретической физики, и порекомендовал его кандидатуру университету. ќднако когда нацисты пришли к власти, и √ейзенберг, и «оммерфельд были объ€влены "белыми евре€ми" - так называли арийцев, проповедовавших парадоксальные идеи новой физики, котора€ ассоциировалась с именами ученых-евреев - Ёйнштейна, ѕаули и Ѕорна. ¬ те дни √анс Ѕете, другой блест€щий ученик «оммерфельда (и тоже еврей), пришел на лекцию «оммерфельда. ¬се начиналось как обычно: ученый поприветствовал собравшихс€, а потом обернулс€ к доске. ¬ полной тишине - вс€ аудитори€ замерла - «оммерфельд увидел, что поперек доски кто-то нацарапал: "ѕрокл€тые жиды". ¬ итоге кафедру «оммерфельда передоверили партийным ничтожествам, и физика в университете медленно деградировала, пока туда годы спуст€ не вернулс€ √ейзенберг.

¬о врем€ войны √ейзенберг руководил немецким €дерным проектом. ≈го роль в работах по созданию немецкой атомной бомбы до сих пор вызывает дискуссии среди историков. ¬ 1944 году ”правление стратегических служб (на основе которого было создано ÷–”) отправило агента по имени ћо Ѕерг на лекцию √ейзенберга в ÷юрихе (Ўвейцари€, как известно, во врем€ войны сохран€ла нейтралитет). Ѕерг был спортсменом, звездой бейсбола, знал немецкий (и еще несколько €зыков), а еще разбиралс€ в физике. ѕо содержанию лекции он должен был пон€ть, сколь сильно продвинулась √ермани€ в разработке атомной бомбы. ¬ случае, если вывод оказалс€ бы положительным, инструкци€ предписывала застрелить √ейзенберга. Ѕерг просидел всю лекцию, сжима€ пистолет в руке, но √ейзенберг благоразумно обошел эту тему стороной и таким образом счастливо избежал смерти.


Ќј Ё“ќћ ѕќ ј ¬—®, ƒќ–ќ√»≈ ƒ–”«№я


hi ЅЋј√ќƒј–ё ¬—≈’,  ќћ” Ё“ќ“ ћј“≈–»јЋ ЅџЋ »Ќ“≈–≈—≈Ќ hi




0 не понравилс€
6 понравилс€ пост
 
Ќезарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

 
 
 
 

»нформаци€

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќставл€ть свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
ѕожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. “акже вы можете войти на сайт, использу€ существующий профиль в социальных сет€х (¬контакте, ќдноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Ќаверх