Космическая пугалка: сверхвспышка на солнце приведет к апокалипсису на земле

kaa
29 марта 2016 00:48
Космическая пугалка: сверхвспышка на солнце приведет к апокалипсису на земле

Сперва нас будут ожидать потрясающе красивые явления. По всему миру будут озаряться северные сияния, а сама звезда будет казаться гораздо ярче, чем обычно. Однако совсем скоро фантастические по своей красоте феномены сменятся весьма неприятными (и это мягко сказать) последствиями: нарушением работы всех коммуникационных линий на планете, постоянными перебоями в работе электросетей, а также выгоранием озонового слоя нашей планеты...

Мы видим солнечные вспышки довольно часто. В них нет ничего необычного, как в полярных сияниях, которые они после себя оставляют. Однако когда мы наблюдаем за другими звездами, то нередко становимся свидетелями не только обычных вспышек, но и так называемых "сверхвспышек". Они не просто крупнее, чем обычные, они гораздо (до 10 000 раз) больше самых крупных вспышек, которые когда-либо происходили на нашем Солнце.

Что будет, если мы станем свидетелями подобного явления не в другой системе, через телескопы, а совсем недалеко от нашего дома, фактически невооруженным глазом? Каковы будут последствия столь масштабного феномена и как он повлияет на нашу родную планету? Предыдущие исследования уже указывали на некоторую теоретическую возможность такого события, а недавно датские физики опубликовали в журнале Nature Communications результаты совсем свежего. В опубликованной работе исследователи задались вопросом о том, может ли аналогичное явление произойти с нашим Солнцем?

К счастью, ответ говорит о том, что это маловероятно. Почти вся остаточная энергия сверхвспышек, за которыми наблюдали ученые, приходит к нам от других звезд. Эти звезды обладают более мощными, чем наше Солнце, магнитными полями. И все же исследователи отмечают, что некоторый объем достигающей нас энергии приходится на небольшое количество (около 10 процентов) звезд, чье магнитное поле сравнимо по мощности с солнечным. Это же, в свою очередь, говорит (пока, к счастью, теоретически) в пользу того, что даже такие "компактные" звезды, как наше Солнце, а точнее их магнитные поля, все же способны генерировать сверхвспышки такой большой мощности.

Так что же будет, если по очень несчастливой случайности мы подвергнемся прямому воздействию этих сверхвспышек?

"С огромной долей уверенности это приведет к отключению электроэнергии по всему миру. Абсолютно все радиолокационные системы выйдут из строя. И это лишь малая часть ожидающих нас проблем".

Кристоффер Карофф из Орхусского университет Дании рассказал Gizmodo о том, как такое явление скажется на всех нас и нашей планете. Он набросал вероятную хронологическую цепочку событий, которая начнется с полярных сияний по всему миру, продолжится мировой технологической катастрофой и в конце концов завершится возвращением к нормальной жизни.

"Во время сверхвспышки продолжительностью около получаса Солнце на небе станет гораздо ярче, чем обычно. Это событие, скорее всего, будет сопровождаться массивным ультрафиолетовым и инфракрасным излучением, однако озоновый слой нашей планеты сможет отразить большую часть первичной атаки".

"Спустя день или около того Земля столкнется с огромным объемом солнечной плазмы от сверхвспышки. Сперва эта плазма полностью уничтожит все наши спутники вокруг планеты. Откажут все GPS-системы и коммуникационные линии. Перестанет работать радио".

"Магнитное поле Земли придаст ускорение частицам плазмы, что вызовет северные сияния по всему миру, как это было после солнечной бури 1859 года (которая, к слову была гораздо меньше, чем среднестатистическая сверхвспышка). Плазма настолько сильно повлияет на магнитное поле Земли, что в конечном итоге вся наша электрическая инфраструктура выгорит, что, конечно же, приведет к отключению электроэнергии по всему миру. Эффект будет примерно таким же, как было в Квебеке в 1989 году во время солнечной бури. Атмосфера Земли тоже подвергнется воздействию, в результате чего все радарные и радиосистемы отключатся, как это случилось в прошлом году в стокгольмском аэропорту Арланда".

"Сильнее всего пострадает озоновый слой нашей планеты. Некоторые компьютерные модели показывают, что в результате солнечной бури 1859 года (так называемое Событие Каррингтона) было уничтожено 5 процентов озонового слоя. Несмотря на то, что эти компьютерные модели подвергались критике, можно смело предположить, что сверхвспышка вызовет гораздо более сильные повреждения защитной оболочки нашей планеты, снизив объем озонового слоя от 5-10 до 50 процентов. Суть в том, что наш озоновый слой защищает нас от 99 процентов солнечных ультрафиолетовых лучей. Поэтому после потери такого огромного объема защиты наша кожа подвергнется массированной атаке этого излучения, что в конечном итоге приведет к резкому возрастанию случаев заболевания рака кожи, не говоря уже о том, какой масштаб последствий ожидает наши растения и животных. На восстановление озонового слоя потребуется не менее 5 лет. После этого жизнь на планете начнет возвращаться в обычное русло".